СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений»

Оценка образовательных достижений учащихся на уроках музыки.

Оценивание является важной и необходимой составной частью образовательного процесса, т.к. выполняет функцию обратной связи, выявляющей не только уровень освоения программы учащимися, но и степень эффективности педагогического инструментария и выступает в роли регулирующего элемента, способствующего поддержанию единства всей системы образования.

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.

Отметки результатов выставляются:

в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено), во 2-7 классах отметки ставятся по 5-балльной шкале. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

В своей работе использую такие варианты оценивания учащихся:

1)Решение тестовых заданий

«Задания в тестовой форме… представляют собой не систему, а совокупность заданий

определенного направления, что позволяет выстраивать их по тематическому или иному

принципу»

Формы тестов могут быть представлены двумя видами:

Задания закрытой формы– задания с представленными на выбор ответами, и задания

открытой формы– задания, предполагающие самостоятельный поиск ответа.

Задания закрытой формы классифицируются как:

● задания с выбором ответа (задания с выбором одного правильного ответа; задания с

выбором множества правильных ответов);

● задания на установление соответствия;

● задания на установление правильной последовательности.

Задания закрытой формы подразумевают конкретные ответы, поэтому каждый

правильный ответ дает 1 балл, и, соответственно, по количеству заданий определяется

максимально возможное количество баллов.

Задания открытой формы также могут подразделяться в виде:

● заданий на дополнение с ограничениями на ответ;

● заданий со свободно конструируемым ответом.

В таких заданиях критериями оценивания должны быть:

➢ логическая выстроенность рассуждений;

➢ содержательность ответа по количеству озвученных позиций;

➢ аргументированность ответа.

При этом каждый из указанных критериев может иметь стоимость в виде «вилки» от одного до нескольких баллов в зависимости от сложности задания и оригинальности ответа.

2) Написание музыкальных викторин

По форме данный тип задания напоминает тестирование на предмет знания музыкальных

произведений и их авторов, выявления способности ориентироваться на слух в музыкальных тембрах инструментов. Викторина может быть организована по типу как закрытой, так и открытой формы. Оценивание осуществляется по тем же параметрам – правильность и полнота ответа. Каждая позиция ответа оценивается заранее определенным количеством баллов.

3) Написание эссе

Этот тип задания направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся. Умение

думать, размышлять - один из важнейших метапредметных результатов школьного

образования. На уроках музыки этот вид деятельности может выстраиваться на

художественном анализе прослушанных музыкальных произведений, на выражении своего отношения к творчеству композитора, на сопоставлении произведении разных видов искусств и раскрытии замысла этих произведений и т.д.

Оценивание эссе сопровождается определенными затруднениями: какими баллами

оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки как ребенок чувствует музыку. Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов.

В этой связи наиболее уместными критериями оценивания эссе представляются критерии,

применяемые к тестовым заданиям со свободно конструируемым ответом, которые были

приведены выше.

4) Исполнение песен

Данный вид музыкально-практической деятельности способствует формированию

вокально-хоровых навыков и опыта эмоционального переживания в процессе создания

художественного образа песни. Соответственно, при оценивании должны учитываться

техническая и художественная стороны исполнения произведения.

Техническая сторона включает:

● уверенное знание текста песни;

● четкое артикуляционное произношение;

● правильное звукообразование;

● владение разными видами дыхания (опорное, цепное);

● чистота интонирования (чувство строя и ансамбля);

● ритмическая точность исполнения;

● соблюдение исполнительских штрихов;

● соблюдение динамических нюансов;

● умение включаться в работу по дирижерскому жесту.

Художественная сторона включает эмоциональность исполнения в соответствии с

характером произведения, умение артистично подать образ.

Учитывая разные музыкальные способности учащихся, следует провести предварительное

выявление музыкальных данных каждого школьника, чтобы в дальнейшем объективно

подходить к оцениванию вокальных возможностей детей. В данном виде деятельности

целесообразно оценивать старание, активную позицию ребенка в работе над произведением, умение слышать и выполнять требования учителя.

Исходя из такого подхода в оценивании, можно выделить следующие позиции, которые

не зависят от наличия музыкальных способностей у учащихся и которые могут быть отнесены к оцениванию детей с затруднениями в интонировании:

● знание текста;

● артикуляция;

● четкое исполнение поставленных задач в передаче образа;

● четкое следование дирижерскому жесту;

● выразительность исполнения.

Для детей с выраженными музыкальными способностями оценивание должно включать все позиции, предъявляемые к исполнению.

Фиксировать результаты оценивания можно с помощью таблицы, в которой по вертикали

(с левой стороны) обозначаются предъявляемые требования к исполнению, а по горизонтали вводятся критерии от 0 до 3 баллов с пояснениями:

● 0 баллов – требование не выполняется;

● 1 балл – требование выполняется частично, нет осознанного отношения к выполнению

требования;

● 2 балла – присутствует осознанное отношение к работе, но требование выполняется

частично;

● 3 балла – осознанное включение в работу, требование выполняется.

Далее приводится соотнесение оценки с количеством полученных баллов.

5) Работа в тетрадях

Этот вид деятельности подразумевает выполнение заданий на закрепление изученного

материала или на активизацию мыслительно-творческой деятельности учащихся. Предметом оценивания здесь выступают:

● правильность выполнения;

● исполнительность;

● творческая инициатива;

● аккуратность ведения тетради.

Данные позиции также оцениваются определенным количеством баллов, которые на

выходе влияют на оценку. При этом каждое задание может оцениваться разным количеством баллов с учетом его сложности или умножаться на заранее заданный коэффициент сложности.

Оценивание заданий вариативной части

Оценивание заданий вариативной части так же должно происходить по заранее

отработанным критериям. Так, например, кроссворд может оцениваться по количеству

включенных в него позиций, по корректности формулировок и по оригинальности формы.

Презентации могут оцениваться по уровню сложности выбранной программы, по емкости и краткости содержания, по качеству иллюстрирования, по оригинальности подачи материала.

Рефераты оцениваются по следующим критериям: грамотность оформления текста,

актуальность выбранной темы, логическая выстроенность материала, широта охвата изученной литературы, грамотность работы с первоисточниками в тексте реферата, глубина и самостоятельность сделанных выводов в работе.

Исследовательская проектная деятельность оценивается по соответствию выполненной работы жанру исследовательского проекта, по оригинальности выполнения и представления, по убедительности представленных аргументов исследования, по социальной значимости исследования, по соответствию поставленных цели и задач достигнутым результатам.

Аукцион театральных билетов – форма работы, направленная на повышение мотивации

школьников к посещению концертов, оперных представлений, балетов и т.д. Оценивание

такого участия школьника должно происходить на максимально высоких баллах, так как

подобная включенность в мир искусства оказывает максимальное эмоциональное воздействие, вводит в атмосферу произведения. Критерием оценивания могут выступать количество посещений и эмоциональный отклик учащегося, оформленный в виде устного сообщения по итогам просмотра и прослушивания произведений. Форма аукциона призвана придать игровой характер состязательности между его участниками.

6) Оценивание домашнего задания

Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся, поэтому

необходимо сохранить определённый ритм его оценивания. Важность самостоятельного

самообразования можно подчеркнуть анализом, дискуссиями, самооценкой домашнего задания на уроке. В реализацию домашнего задания можно вовлечь опыт родителей, бабушек и дедушек.

Оценивание домашнего задания должно учитывать сложность, объем и качество

выполненной работы. Сложность подразумевает трудоемкость выполнения задания, объем –масштаб задания, а качество – содержательность и правильность выполнения. Сложность при оценивании можно учитывать как коэффициент, который заранее можно задать. При этом каждому критерию следует установить оценочный балл. Суммируя показатели, проявляется картина результативности.

Вывод: Оценка является необходимым инструментом в образовательном процессе. Она дает представления и ученику, и учителю о сильных и слабых сторонах их деятельности. Формы оценки могут быть очень разными – от устной оценки до отметки в журнале. Надо

иметь в виду, что систематическое применение только отрицательных или положительных оценок одинаково плохо. Дети, которые систематически плохо успевают, теряют веру в свои силы. У ребят, которые всегда получают положительные оценки, появляется чувство превосходства над другими, более слабыми учениками. В контексте вышеизложенного напрашивается вывод о компромиссном подходе в оценивании: тем ученикам, которые пока не в состоянии проявлять свои музыкальные способности, лучше в устной форме давать свою оценку. А если качество музыкальной деятельности заметно улучшается, этот факт надо зафиксировать отметкой. При этом учитель должен всегда объяснять свою оценку. Давая развернутую или краткую характеристику ответа ученика, мы разъясняем ошибку, исправляем их, одобряем его мнение или соглашаемся с ним, помогаем ориентироваться в выборе художественно ценного в музыке.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

90-100%

высокий

«5»

66 -89%

повышенный

«4»

50 -65 %

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!