СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках французского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивание образовательных достижений на уроках французского языка. Критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках французского языка»

Система оценивания образовательных достижений учащихся

на уроках французского языка Вишняковой Е.Д.

Система оценивания образовательных достижений является неотъемлемой частью обучения и своего рода инструментом регулирования образовательного процесса, т.к. помогает учителю сориентироваться в использовании более эффективных средств и приемов обучения, исключить или преобразовать оказавшиеся неэффективными, или не срабатывающими в конкретных условиях. Оценивание в учебной деятельности является одним из основных инструментов в управлении качеством образования.

Правильно выстроенная система оценивания образовательных результатов дает возможность определить реальный уровень знания учащихся, получить общую и индивидуальную информацию о продвижении в усвоении учебного материала, отследить индивидуальный прогресс в изучении предмета, выполнение требований стандарта в достижении планируемых результатов обучения. Кроме того, система оценивания обеспечивает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса, показывая эффективность применяемых технологий обучения и учебной программы.

При построении системы оценивания образовательных результатов необходимо следовать таким принципам как:

  • Оценивание - постоянный процесс, реализующийся на всех этапах обучения (входной контроль/стартовая диагностика, текущий и итоговый);

  • Оценивание должно основываться на критериях, которыми выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

  • Критерии оценивания заранее известны всем участникам образовательного процесса, прозрачны и понятны каждому;

  • Оцениваются результаты учебной деятельности, а не личные качества обучающегося;

  • Оценивание строится так, чтобы учащиеся приобщались к контрольно-оценивающей деятельности и учились самооценке.

Согласно требованиям образовательных стандартов система оценки образовательных достижений школьников соотносится с планируемыми результатами, что является своего рода ориентиром к реализации требований ФГОС. Кроме того, оценки подлежат

 личностные результаты (сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру) и метапредметные (сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как способность принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять информационный поиск и др.).

Контроль достижений в обучения французскому языку осуществляется в соответствии с системой оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, в данном случае, по французскому языку как второму иностранному.

Для осуществления контроля использую разнообразные методы и формы оценки достижений учащихся: устный, фронтальный опрос, диктант, контрольная работа, самостоятельная работа, зачет, тест, сочинения, письменные ответы на вопросы, домашнее задание, самоконтроль и др. Нередко использую нетрадиционные методы и формы оценки: круглый стол, защита творческих проектов и работ, урок-викторина, урок творческих заданий (эмблема, социальный опрос, интервью, газета, плакат, реклама и др.), квест, кроссворды.

Результаты текущего контроля отражаются в пятибалльной системе. Данные текущего контроля позволяют качественно управлять учебным процессом, вовремя контроля оказывать помощь нуждающимся в ней учащимся, корректировать свою работу, вносить изменения в подготовку занятия. Выявление стабильно высоких результатов отдельных учащихся, в свою очередь, позволяют внести изменения в индивидуальную работу с такими детьми и вывести их на новый, более высокий уровень.

Система оценки предусматривает уровневый подход:

  • Высокий уровень достижения планируемых результатов («отлично»/«5»).

  • Повышенный уровень достижения планируемых результатов(«хорошо»/«4»);

  • Базовый уровень — уровень, достаточный для продолжения обучения на следующей ступени образования, исключая профильное направление («удовлетворительно»/ «3», в некоторых случаях, «зачет»);

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно»/«2»;

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» / «1».

Уровни отличаются по степени освоения планируемых результатов, овладения учебными действиями и сформированностью интереса к предмету. Для учащихся, достигших повышенного уровня, целесообразно создавать условия для выхода на еще более высокий уровень и строить индивидуальную траекторию развития.

В то же время есть группа учащихся, испытывающих трудности в освоении предмета даже на базовом уровне в силу различных объективных и субъективных причин. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о наличие значительных пробелов в знаниях, что значительно затрудняет обучение. Низкий уровень  результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету и дальнейшее обучение возможно только при наличии специальной помощи, как в учебном предмете, так и в формировании мотивации к учению.

Для того, чтобы процесс обучения был выстроен эффективно, обеспечивал индивидуальный прогресс учащихся с уровнем знаний выше базового и формирование мотивации отстающих учащихся, имеющих низкий и пониженный уровень владения предметом, используются разнообразные формы контроля, о которых упоминалось выше.

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающегося осуществляется в процессе промежуточной аттестации, отражающей динамику формирования способностей к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и учащихся и является внутренней оценкой.

Оценивание достижений учащихся осуществляется по критериям в зависимости от вида работы. Так, на уроках французского языка часто использую такие традиционный формы контроля, как диктант (чаще всего, на знание лексического материала по определенной теме), тесты по грамматике и страноведению, в отдельных случаях, комбинированные, использую контрольные и проверочные письменные работы. При оценивании выполненных работ, опираюсь на следующие критерии:

Вид работы

% выполнения

Оценка

Письменные контрольные, проверочные работы

От 50% до 64%

От 65% до 85%

От 86% до 100%


«3»

«4»

 «5»


Лексический диктант, тесты

От 65% до 79%

От 80% до 89%

От 90% до 100%

«3»

«4»

 «5»

Среди нетрадиционных форм оценивания использую проектные работы, сочинения по теме, репортажи, дискуссии, «круглые столы», творческие работы (газета, плакат, эмблема) и др.

Так, например, весьма интересной и плодотворной нетрадиционной формой проведения уроков является урок-дискуссия, или, как мы его называем «Table Ronde» («Круглый стол»), который традиционно применяю на итоговом уроке по изучению той или иной темы. Особенно интересные дискуссии строятся по таким темам как: "Свободное время", "Взрослые и дети", "Настоящий друг - кто это?", «Мир моих увлечений», «Путешествие» и др. Работа проходит таким образом: из числа учащихся, по их желанию, выбираем ведущего (animateur), который организовывает, направляет и задает тон беседе, все остальные - активные участники обсуждения. В процессе участвуют все без исключения, каждый может задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, работа каждого участника оценивается, за активность и инициативу в ведении беседы, использование фраз - клише учащиеся получают дополнительные баллы. Анализируем и оцениваем такую работу совместно с учащимися, оценки получают все присутствовавшие на уроке, без исключения.

Учащиеся в течение года готовят и защищают различные мини-проекты по изучаемым темам, совершенствуют свои навыки работы в команде, учатся распределять работу между участниками, ставить цели и решать задачи. Продукты проектов на защите представляют в виде коллажей, схем, программ, презентаций и видеоряда.

Для таких работ, как творческие и проектные, предусмотрена устная защита. Все устные ответы, традиционные и нетрадиционные формы, оцениваются согласно критериям:

№п/п

Критерии оценивания /оценка

Оценка

Оценка

Оценка

«5»

«4»

«3»

1

Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация,соблюдение норм вежливости).

Соблюден объем высказывания, соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, достаточная аргументация, нормы вежливости соблюдены.


Не полный объем высказывания, но соответствует теме; некоторые аспекты, указанные в задании, не отражены, стилевое оформление и аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены.


Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании,

стилевое оформление речи и аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не всегда соблюдены.


2

Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, переспрашивать, уточнять).

Естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач.



Коммуникация немного затруднена.


Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы.



3

Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче).

Лексика полностью соотносится с поставленной задачей.

Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

Учащийся делает большое количество грубых

лексических ошибок.

4

Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку).

Использованы разные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей.

Грамматические ошибки встречаются редко и не препятствуют коммуникации.

Грамматические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.


Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок.



5

Произношение (правильное произнесение французских звуков, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).

Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.


В отдельных словах допускаются фонетические ошибки, общая интонация

обусловлена влиянием родного языка.


Речь воспринимается с трудом из-за большого количества

фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.



Письменные работы оцениваются по следующим критериям:

№п/п

Критерии оценивания /оценка

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Содержание (соответствие теме, соблюдение объема работы, отражены все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).

Коммуникативная задача решена полностью.


Коммуникативная задача решена полностью.


Коммуникативная задача решена, но не в полном объеме.


Коммуникативная задача не решена.


2

Построение текста задания ( логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы).

Высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.


Высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.


Высказывание не совсем логично, не всегда верно использованы средства логической связи, есть ошибки в делении текста на абзацы, но формат высказывания соблюден.


Высказывание нелогично, средства логической связи отсутствуют, не соблюден формат высказывания, абзацы не выделены.


3

Лексика (выбор лексики соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку).

Лексика соответствует поставленной задаче и требованиям.

Лексика соответствует поставленной задаче и требованиям, но присутствуют незначительные ошибки

Лексика не всегда употреблена правильно.


Большое количество лексических ошибок.


4

Грамматика (использование разнообразны грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку).

Использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.


Использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи.

Допущены грубые грамматические ошибки.


Большое количество грамматических ошибок.


5

Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации) 

Орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.


Незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.


Незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.

Значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.

Все критерии прозрачны и понятны всем учащимся. Отдельное внимание уделяю развитию и формированию навыков самооценки.

Считаю, что оценивание - важный инструмент регулирования процесса обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!