Система оценивания образовательных достижений учащихся
на уроках французского языка Вишняковой Е.Д.
Система оценивания образовательных достижений является неотъемлемой частью обучения и своего рода инструментом регулирования образовательного процесса, т.к. помогает учителю сориентироваться в использовании более эффективных средств и приемов обучения, исключить или преобразовать оказавшиеся неэффективными, или не срабатывающими в конкретных условиях. Оценивание в учебной деятельности является одним из основных инструментов в управлении качеством образования.
Правильно выстроенная система оценивания образовательных результатов дает возможность определить реальный уровень знания учащихся, получить общую и индивидуальную информацию о продвижении в усвоении учебного материала, отследить индивидуальный прогресс в изучении предмета, выполнение требований стандарта в достижении планируемых результатов обучения. Кроме того, система оценивания обеспечивает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса, показывая эффективность применяемых технологий обучения и учебной программы.
При построении системы оценивания образовательных результатов необходимо следовать таким принципам как:
Оценивание - постоянный процесс, реализующийся на всех этапах обучения (входной контроль/стартовая диагностика, текущий и итоговый);
Оценивание должно основываться на критериях, которыми выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
Критерии оценивания заранее известны всем участникам образовательного процесса, прозрачны и понятны каждому;
Оцениваются результаты учебной деятельности, а не личные качества обучающегося;
Оценивание строится так, чтобы учащиеся приобщались к контрольно-оценивающей деятельности и учились самооценке.
Согласно требованиям образовательных стандартов система оценки образовательных достижений школьников соотносится с планируемыми результатами, что является своего рода ориентиром к реализации требований ФГОС. Кроме того, оценки подлежат
личностные результаты (сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру) и метапредметные (сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как способность принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять информационный поиск и др.).
Контроль достижений в обучения французскому языку осуществляется в соответствии с системой оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, в данном случае, по французскому языку как второму иностранному.
Для осуществления контроля использую разнообразные методы и формы оценки достижений учащихся: устный, фронтальный опрос, диктант, контрольная работа, самостоятельная работа, зачет, тест, сочинения, письменные ответы на вопросы, домашнее задание, самоконтроль и др. Нередко использую нетрадиционные методы и формы оценки: круглый стол, защита творческих проектов и работ, урок-викторина, урок творческих заданий (эмблема, социальный опрос, интервью, газета, плакат, реклама и др.), квест, кроссворды.
Результаты текущего контроля отражаются в пятибалльной системе. Данные текущего контроля позволяют качественно управлять учебным процессом, вовремя контроля оказывать помощь нуждающимся в ней учащимся, корректировать свою работу, вносить изменения в подготовку занятия. Выявление стабильно высоких результатов отдельных учащихся, в свою очередь, позволяют внести изменения в индивидуальную работу с такими детьми и вывести их на новый, более высокий уровень.
Система оценки предусматривает уровневый подход:
Высокий уровень достижения планируемых результатов («отлично»/«5»).
Повышенный уровень достижения планируемых результатов(«хорошо»/«4»);
Базовый уровень — уровень, достаточный для продолжения обучения на следующей ступени образования, исключая профильное направление («удовлетворительно»/ «3», в некоторых случаях, «зачет»);
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно»/«2»;
низкий уровень достижений, оценка «плохо» / «1».
Уровни отличаются по степени освоения планируемых результатов, овладения учебными действиями и сформированностью интереса к предмету. Для учащихся, достигших повышенного уровня, целесообразно создавать условия для выхода на еще более высокий уровень и строить индивидуальную траекторию развития.
В то же время есть группа учащихся, испытывающих трудности в освоении предмета даже на базовом уровне в силу различных объективных и субъективных причин. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о наличие значительных пробелов в знаниях, что значительно затрудняет обучение. Низкий уровень результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету и дальнейшее обучение возможно только при наличии специальной помощи, как в учебном предмете, так и в формировании мотивации к учению.
Для того, чтобы процесс обучения был выстроен эффективно, обеспечивал индивидуальный прогресс учащихся с уровнем знаний выше базового и формирование мотивации отстающих учащихся, имеющих низкий и пониженный уровень владения предметом, используются разнообразные формы контроля, о которых упоминалось выше.
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающегося осуществляется в процессе промежуточной аттестации, отражающей динамику формирования способностей к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и учащихся и является внутренней оценкой.
Оценивание достижений учащихся осуществляется по критериям в зависимости от вида работы. Так, на уроках французского языка часто использую такие традиционный формы контроля, как диктант (чаще всего, на знание лексического материала по определенной теме), тесты по грамматике и страноведению, в отдельных случаях, комбинированные, использую контрольные и проверочные письменные работы. При оценивании выполненных работ, опираюсь на следующие критерии:
Вид работы | % выполнения | Оценка |
Письменные контрольные, проверочные работы | От 50% до 64% От 65% до 85% От 86% до 100% | «3» «4» «5» |
Лексический диктант, тесты | От 65% до 79% От 80% до 89% От 90% до 100% | «3» «4» «5» |
Среди нетрадиционных форм оценивания использую проектные работы, сочинения по теме, репортажи, дискуссии, «круглые столы», творческие работы (газета, плакат, эмблема) и др.
Так, например, весьма интересной и плодотворной нетрадиционной формой проведения уроков является урок-дискуссия, или, как мы его называем «Table Ronde» («Круглый стол»), который традиционно применяю на итоговом уроке по изучению той или иной темы. Особенно интересные дискуссии строятся по таким темам как: "Свободное время", "Взрослые и дети", "Настоящий друг - кто это?", «Мир моих увлечений», «Путешествие» и др. Работа проходит таким образом: из числа учащихся, по их желанию, выбираем ведущего (animateur), который организовывает, направляет и задает тон беседе, все остальные - активные участники обсуждения. В процессе участвуют все без исключения, каждый может задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, работа каждого участника оценивается, за активность и инициативу в ведении беседы, использование фраз - клише учащиеся получают дополнительные баллы. Анализируем и оцениваем такую работу совместно с учащимися, оценки получают все присутствовавшие на уроке, без исключения.
Учащиеся в течение года готовят и защищают различные мини-проекты по изучаемым темам, совершенствуют свои навыки работы в команде, учатся распределять работу между участниками, ставить цели и решать задачи. Продукты проектов на защите представляют в виде коллажей, схем, программ, презентаций и видеоряда.
Для таких работ, как творческие и проектные, предусмотрена устная защита. Все устные ответы, традиционные и нетрадиционные формы, оцениваются согласно критериям:
№п/п | Критерии оценивания /оценка | Оценка | Оценка | Оценка |
«5» | «4» | «3» |
1 | Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация,соблюдение норм вежливости). | Соблюден объем высказывания, соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, достаточная аргументация, нормы вежливости соблюдены. | Не полный объем высказывания, но соответствует теме; некоторые аспекты, указанные в задании, не отражены, стилевое оформление и аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. | Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи и аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не всегда соблюдены. |
2 | Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, переспрашивать, уточнять). | Естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. | Коммуникация немного затруднена. | Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. |
3 | Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче). | Лексика полностью соотносится с поставленной задачей. | Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок. |
4 | Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку). | Использованы разные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей. Грамматические ошибки встречаются редко и не препятствуют коммуникации. | Грамматические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. |
5 | Произношение (правильное произнесение французских звуков, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). | Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок. | В отдельных словах допускаются фонетические ошибки, общая интонация обусловлена влиянием родного языка. | Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка. |
Письменные работы оцениваются по следующим критериям:
№п/п | Критерии оценивания /оценка | Оценка | Оценка | Оценка | Оценка |
«5» | «4» | «3» | «2» |
1 | Содержание (соответствие теме, соблюдение объема работы, отражены все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости). | Коммуникативная задача решена полностью. | Коммуникативная задача решена полностью. | Коммуникативная задача решена, но не в полном объеме. | Коммуникативная задача не решена. |
2 | Построение текста задания ( логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы). | Высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. | Высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. | Высказывание не совсем логично, не всегда верно использованы средства логической связи, есть ошибки в делении текста на абзацы, но формат высказывания соблюден. | Высказывание нелогично, средства логической связи отсутствуют, не соблюден формат высказывания, абзацы не выделены. |
3 | Лексика (выбор лексики соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку). | Лексика соответствует поставленной задаче и требованиям. | Лексика соответствует поставленной задаче и требованиям, но присутствуют незначительные ошибки | Лексика не всегда употреблена правильно. | Большое количество лексических ошибок. |
4 | Грамматика (использование разнообразны грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку). | Использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. | Использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи. | Допущены грубые грамматические ошибки. | Большое количество грамматических ошибок. |
5 | Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации) | Орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. | Незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. | Незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. | Значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
Все критерии прозрачны и понятны всем учащимся. Отдельное внимание уделяю развитию и формированию навыков самооценки.
Считаю, что оценивание - важный инструмент регулирования процесса обучения.