МОУ «БадарминскаяСОШ»,
Васильева С.М.,учитель русского языка и литературы.
Система оценивания на уроках ОРКСЭ в условиях безотметочного метода.
Особенность курса ОРКСЭ в том, что он безотметочный. Хорошо это или плохо? Безусловно, в этом есть много плюсов:
1. Освобождает учителя от излишней назидательности.
2. Развивает у детей самостоятельность, ответственность, навыки самооценки.
3.Снимает боязнь неправильного ответа и получения плохой отметки.
Но с другой стороны, имеет один, но существенный минус:
При переходе от отметочной к оценочной процедуре необходимо ответить на несколько вопросов:
Постараемся ответить на них:
1. Оценивание производит учитель и ученик. При этом существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки.
2. Результаты оценивания учитель заносит себе в тетрадь, а ученик- в лист оценивания в своей тетради.
3. Главная проблема заключается в выработке инструментария для оценивания достижений учащихся в ходе усвоения курса ОРКСЭ. В разных источниках предлагаются разнообразные формы и методы оценки, а также средства контроля, одни -сложны в обработке, другие -трудны для понимания учеников.
Альтернативой отметочной может стать бальная система оценки достижений учащихся. Я воспользовалась своим опытом работы (учителем русского языка и литературы), уже много лет в своей работе я использую блочно –модульную технологию. В ходе изучения курса учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы и количество баллов, свидетельствующее об успешном усвоении, как отдельных тем, так и курса в целом. Чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо выполнить следующие виды заданий:
1.Ведение тетради.
2. Собрать папку с работами по предмету(рисунки, творческие работы, сообщения, таблицы и др.).
3. Работа со словарными словами.
4. Сдать зачёты.
5. Защитить проект(либо индивидуальный, либо групповой).
Так как я преподаю модуль: «Основы мировых религий»,то зачётов у меня 4,это:Христианство,Иудаизм,Буддизм и Ислам.
Приведу пример вопросов для зачёта по теме «Иудаизм»:
1. Кто такой Мессия?
2. О каком иудейском обряде вы знаете?
3. Расскажите, кто такие раввины?
4. Каковы правила поведения в синагоге.
5. Что такое Тора? Чему она учит? (т.е. 5 вопросов-5баллов и т.д.)
На втором занятии в тетрадь ученика вклеивается лист оценивания по курсу ОРКСЭ. Число строк в таблице равно количеству основных занятий (у меня их-30).
Лист оценивания
дата | Работа на уроке | Участие в группе | всего |
07.09. | 1б. | 1б. | 3 |
| | | |
| | | |
Листы самооценки раздаются на каждый урок, их сейчас в методической литературе много. Выбираешь любой, который удобен для использования на уроке.
Предметные результаты оцениваются через зачёты. Оценка зачётов: «Молодец», «Спасибо», «Старайся», для успешной сдачи зачёта необходимо выполнить более 70% заданий верно.
Изучение всего курса заканчивается проектом(готовят вместе с родителями,тема выбирается в 3 четверти) в виде творческой защиты :сценка, песня, сказка и т.д.
Критерии оценивания защиты проекта следующие : (тоже позаимствовала из своего опыта работы учителя русского языка).
1. Наглядность.
2.Умение отвечать на вопросы.
3.Культура речи выступающего.
4.Объём и глубина знаний по выбранной теме.
5.Соблюдение регламента.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет, в какой степени у обучающихся сформированы все группы УУД. Оценка курса усвоения ОРКСЭ предполагает не только оценку учебной деятельности, но и оценку результатов развития личностных качеств, что очень важно при решении воспитательных задач курса ОРКСЭ. Проследить динамику развития личностных качеств ученика позволяет педагогическое наблюдение.(отношение к обществу, патриотизм, отношение к умственному труду, отношение к людям).
Итак, правильно организованная система оценивания результатов и средств контроля на уроках ОРКСЭ позволит оценить уровень знаний и результаты развития личностных качеств каждого ученика. Важно помнить, что система оценивания должна быть ориентирована на успех, содействовать повышению мотивации учеников, становлению и развитию самооценки.