СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безусловно, процесс оценивания можно назвать главным инструментом в управлении качеством образования в школе. Это четко отражено в Федеральных образовательных стандартах.

Система оценивания выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора и призвана помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. 

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания на уроках английского языка»

Система оценивания на уроках английского языка.

Учитель английского языка, Бутусина Т.В.


С помощью оценивания можно:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на иностранном языке;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Система оценивания позволяет:


-учащимся – обрести уверенность в возможности успешного обучения,

-родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,


-учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, а также

об индивидуальном прогрессе каждого ребенка и достижениях учащихся.

Одним из инструментов оценивания является формативное (формирующее) оце-нивание, или оценивание для обучения.

При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участниками. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к результату. Часть полномочий переходит к ученику.

Приемы формативного оценивания:

1.Лист общеучебных достижений.


Здесь работает принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным.

Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом.

  • листе учета указываются вопросы мониторинга, в зависимости от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

Например: Умение прогнозировать содержание текста.

Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок.

Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает + за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на нескольких уроках.

2.Обратная связь.


На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затрудне - ния возникают, как он может с ними справиться.

«Трехминутное эссе». Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:


1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили сегодня?

2) Какой вопрос вам запомнился?

3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружение проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.

«Письменная обратная связь».


После проверки письменной работы учитель не выставляет отметку, а делает корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например,

правильные ответы отмечаются галочкой зеленого цвета, в местах, где есть ошибки, делаются отметки красным цветом, а на полях пишутся рекомендации учителя по улучшению работы. Далее оговариваются конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако, использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.


«Словесная оценка».

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

«Самооценивание»


Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анали - зируют ее и делают выводы о своем прогрессе.

Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценива - ния работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.


Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы.

«Взаимооценивание».


Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценива - ния. Взаимооценивание дает учащимся возможность закреплять пройденный мате - риал посредством оценивания работ друг друга.

Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые сторо-ны.

Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творче-ских работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходи - мо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание).


Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую про-верку проводит учитель и выставляет отметку


Критериальное оценивание

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс про - зрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Самый эффективный способ оценивания – это составление критериев оценивания совместно с детьми.

Это не только мотивирует учащихся, но и способствует развитию понимания того, чему им нужно научиться, осознать свои сильные и слабые стороны.

Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.



Критерии оценивания на уроках английского языка


Для определения уровня знаний по английскому языку учитываются следующие критерии оценивания:

  • полнота и правильность – это правильный, точный ответ;

  • правильный, но неполный или неточный ответ;

  • неправильный ответ;

  • нет ответа.

При выставлении отметок учитывается классификация ошибок и их качество:

  • грубые ошибки;

  • однотипные ошибки;

  • негрубые ошибки

  • недочеты.

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-11 классов оценивается по 5-бальной системе: «5»-отлично, «4»-хорошо, «3»-удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно. Оценивание по учебному предмету «английский язык» осуществляется с учётом ЗУНов по разным видам речевой деятельности:


аудирование (Listening) чтение (Reading) письмо(Writing) говорение (Speaking) При выставлении отметок необходимо соблюдать: объективность оценки результатов; единство требований ко всем школьникам.

Для выставления объективных отметок используются следующие формы контроля:

  • текущий контроль (осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний обучающихся в соответствии с учебной программой);

  • промежуточный контроль (промежуточная аттестация обучающихся 2-8,10 классов в конце учебного года для диагностики уровня усвоения образовательных программ);

  • итоговый контроль (итоговая аттестация обучающихся 9, 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ)


При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

Например, при составлении диалогов по заданной теме совместно с учащимися можно предложить следующие критерии:

1. Произношение и интонация.

2. Соблюдение грамматических норм.

3. Умение спонтанно реагировать на реплики друг друга («живой» диалог).

При ответах учащихся, постоянно акцентируется внимание на критериях.

Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко, и ребятам было понятно, что от них требуется.


  1. За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:


В иды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»


Контрольные

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%


работы






тестовые работы,






словарные

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%


диктанты







  1. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:

Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме)

Организация работы (логичность высказывания)


Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче)

Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций )

Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации)


  1. Устные ответы оцениваются по пяти критериям:

Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме)

Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами);

Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах).


Правила технологии «ОЦЕНИВАЕМ»

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие

(а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.


Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?


«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку

отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»


ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)


Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?

  • таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) (+ в портфеле достижений)!

Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий

(умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Правило 5: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК?

(по уровням успешности)

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной

тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения

и усвоенные знания. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень (Необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».

Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале.

Правило 6: ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ И ПЕРЕСДАЧИ

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

Использование правила «ПЕРЕСДАЧИ»


  • 1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пере


сдачу.


  • 2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их ра-боты со своими отметками.

  • 3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.

  • 4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).


  • 5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с ка-ким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.


Правило 7. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам

предметных результатов (среднее арифм.баллов), Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов: - накопленных учеником в портфеле достижений.

- итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.= Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха.






Список литературы:


  1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельно - сти. – М.: Рассказовъ, 2002.

  2. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие

/Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педаго - гического мастерства, 2014. – 66 с.

  1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

  2. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М.: Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего об-разования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Про - свещение, 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!