СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис сложноподчиненного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис сложноподчиненного предложения»




Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе

(2 часа).

Тема по литературе:

Встреча с великим учителем красоты и правды А.П.Чеховым .

Тема по русскому языку:

« Синтаксис сложноподчиненного предложения Повторение.

Цели урока:

-ознакомление с биографией и особенностями личности писателя;

-обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения ,умение находить сложные синтаксические конструкции в художественном тексте.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- закрепить полученные знания о СПП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

- на примере личности великого писателя воспитывать в учащихся такие нравственные качества как преданность, честность, патриотизм, доброта, человеколюбие;

- способствовать толерантному и уважительному отношению к мнению других людей;

- воспитывать интерес к русскому языку и русской литературе.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока:

  • - компьютер,

  • - проектор,

  • - экран,

  • - раздаточный материал – буклеты,

  • - презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»




План урока:

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и целей урока.

3. Просмотр отрывка из видеофильма о Чехове.

4. Презентации учеников о Чехове на темы:

  • Биография Чехова.

  • Семья Чехова.

  • Благотворительная деятельность Чехова.

  • Музеи Чехова.

  • Современники о Чехове.

5. Анализ одного из текстов о Чехове.

6. Повторение изученного о СПП:

    • а) теоретическое;

    • б) практическое (работа с буклетом)

      • Цифровой диктант

      • Заполнение «слепой» схемы

      • Соединение предложений

7. Работа с таблицей.

8. Исследовательская работа по группам.

9. Комплексный анализ текста.

10. Домашнее задание (дифференцированное)

11. Рефлексия.

12. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:

- Дорогой ребята! Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

А помогут нам повторить эту тему воспоминания современников об А.П.Чехове и его творчество. Ведь именно с личностью А.П.Чехова мы сейчас знакомимся на уроках литературы.

3. Видеофильм об А.П.Чехове – 3 минуты. Действительно, творчество А.П.Чехова интересно нам и сегодня. Почему?

- Возможно, потому, что А.П.Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи! А его высказывания, мудрые и жизненно необходимые, помогают нам и сейчас лучше понимать жизнь.

- Вот лишь некоторые из них.

1. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим.

2. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!

3. Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

4. Повторение изученного:

- Все эти высказывания построены в форме сложноподчинённых предложений. Давайте же вспомним всё о СПП. Перед вами таблицы, которые помогут справиться с заданиями сегодняшнего урока

4.1.Работа с буклетом.


Задание 1. Цифровой диктант.
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Вариант 1.

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где  подчинительные?

  2. Между однородными придаточными предложениями всегда ставится запятая?

  3. Предложение – это синтаксическая единица?

  4. Выделяются 3 группы сложноподчинённых предложений?

  5. Союз однако – подчинительный?

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

  9. [… сущ. ], (который...) – схема сложноподчиненного предложения с определительным придаточным предложением?

  10. При последовательном подчинении, если рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя, то запятая между союзами ставится?

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 1011»

Вариант 2.

Верно ли утверждение, что:

    1. Сложные предложения состоят их двух или нескольких простых предложений?

    2. Сложноподчинённые предложения – это такие, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами?

    3. Который- это подчинительный союз?

    4. Союзы так что, так как, с тем чтобы - простые?

    5. Придаточные предложения всегда стоят после главных?

    6. [ …гл.], ( что..)- схема сложноподчинённого предложения с изъяснительным придаточным?

    7. В предложении Чем дальше мы уходили от дома, тем глуше и мертвее становился лес первая часть - главная?

    8. Союз также - подчинительный?

    9. Выделяются 4 вида сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?

    10. В предложении Я знал, что существую, пока ты была со мной вторая часть- придаточное 1 степени, а третья часть- придаточное 2 степени?

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«1000010011»

Задание 2. Заполните "слепую" схему.

[ ], и [ ]

?

(Когда… ), [ ]

?

[ …сущ., (где …),… ]

?

ССП с разделительным союзом


?

СПП с параллельным подчинением

?

Задание 3.
Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных предложений. Подчеркните СПП с придаточным образа действия и составьте его схему:

Пока она вспоминала эти подробности, послышалась вдруг музыка, ворвавшаяся в окно вместе с шумом голосов. Это поезд остановился на

полустанке. За платформой в толпе бойко играли на гармонике и на дешевой визгливой скрипке, а из-за высоких берез и тополей, из-за дач, залитых лунным светом, доносились звуки военного оркестра: должно быть, на дачах был танцевальный вечер. На платформе гуляли дачники и горожане, приезжавшие сюда в хорошую погоду подышать чистым воздухом. Был тут и Артынов, владелец всего этого дачного места, богач, высокий, полный брюнет, похожий лицом на армянина, с глазами навыкате и в странном костюме. На нем была рубаха, расстегнутая на груди, и высокие сапоги со шпорами, и с плеч спускался черный плащ, тащившийся по земле, как шлейф. За ним, опустив свои острые морды, ходили две борзые.

У Ани еще блестели на глазах слезы, но она уже не помнила ни о матери,

ни о деньгах, ни о своей свадьбе, а пожимала руки знакомым гимназистам и офицерам, весело смеялась и говорила быстро:

- Здравствуйте! Как поживаете?

Она вышла па площадку, под лунный свет, и стала так, чтобы видели ее

всю в новом великолепном платье и в шляпке.

- Зачем мы здесь стоим?- спросила она.

- Здесь разъезд, ответили ей, ожидают почтового поезда.

____________________________________________________________________

5. Давайте вспомним основные виды СПП по значению и союзам. Слайд

Исправьте ошибки в таблице:

№ п/п

Предложение

Схема предложения

Вид

предложения

1.

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим.

  [ … ук. сл. + сущ. ], (чтобы…).

 СПП с придаточным цели

2.

Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество, или еще хуже того...

 (Если…гл.), (что…), [ ].

СПП с

последовательным

подчинением

3.

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

  [ ], (чтобы…).

СПП с изъяснительным

придаточным

4.

Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных сельских учителей.

[…сущ.], (когда…).

СПП с придаточным времени

5.

Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди.

 (Если…), [ ].

СПП с придаточным условия

6.

И старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его.

  [ …гл.], (что…), (если…).

СПП с

последовательным

подчинением

7.

Знаете, почему Толстой относится к Вам так неровно?

 ( ), [ почему…].

СПП с определительным

придаточным

6. Исследовательская работа по группам.

• Класс делится на 3 группы.

• Каждая группа анализирует текст на карточке.

• Нужно определить тип речи, стиль текста, найти СПП, определить их вид, составить схемы.

• (Даются тексты публицистического, художественного, разговорного стилей).

7. Комплексный анализ текста.
Текст на карточках у каждого учащегося.

(1) Обычно бывает так: познакомишься с человеком, изучишь его наружность, походку, голос, манеры, и всё- таки всегда можешь вызвать в памяти его лицо таким, каким его видел в самый первый раз, совсем другим, отличным от настоящего. (2) Так и у меня, после нескольких лет знакомства с Антоном Павловичем, сохранился в памяти тот Чехов, каким я увидел его впервые, в общей зале «Лондонской» гостиницы в Одессе. (3) Показался он мне тогда почти высокого роста, худощавым, но широким в костях, несколько суровым на вид. (4) Следов болезни в нём тогда не было заметно, если не считать его походки- слабой и точно на немного согнутых коленях. (5) Если бы меня спросили тогда, на кого он похож с первого взгляда, я бы сказал: «На земского врача или на учителя провинциальной гимназии». (6) Но было в нём также что- то простоватое и скромное, что-то чрезвычайно русское, народное в лице, в говоре и оборотах речи, была также какая- то кажущаяся московская студенческая небрежность в манерах. (7) Именно такое первое впечатление выносили многие, и я в том числе. (8) Но спустя несколько часов я увидел совсем другого Чехова- именно того Чехова, лицо которого никогда не могла уловить фотография и которое, к сожалению, не понял и не почувствовал ни один из писавших с него художников. (9) Я увидел самое прекрасное и тонкое, самое одухотворённое человеческое лицо, какое только мне приходилось встречать в моей жизни.

(10) Многие впоследствии говорили, что у Чехова были голубые глаза. (11) Это ошибка, но ошибка до странного общая всем, знавшим его. (12) Глаза у него были тёмные, почти карие, причём правый глаз был окрашен значительно сильнее, что придавало взгляду Антона Павловича, при некоторых поворотах головы, выражение рассеянности. (13) Верхние веки несколько нависали над глазами, что так часто наблюдается у художников, охотников, моряков- словом, у людей с сосредоточенным зрением. (14) Благодаря пенсне и манере глядеть сквозь низ стёкол, несколько приподняв кверху голову, лицо Антона Павловича часто казалось суровым. (15) Но надо видеть Чехова в иные минуты, когда им овладевало веселье и когда он, быстрым движением руки сбрасывая пенсне, и покачиваясь взад и вперёд на кресле, разражался милым, искренним и глубоким смехом.

(16) Представляю также себе и его почерк: тонкий, без нажимов, ужасно мелкий, с первого взгляда- небрежный и некрасивый, но, если к нему приглядеться, очень ясный, нежный, изящный и характерный, как и всё, что в нём было.

Задания.

1. Какая мысль данного текста является главной.

    1. Чехов был весёлым человеком, он любил смех, шутки.

    2. Писатель очень много сделал для своего родного города- Таганрога.

    3. Одухотворённость натуры Чехова не могли уловить художники и фотографы.

    4. Чехов был очень гостеприимным и хлебосольным человеком.

  1. Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?

    1. В памяти автора Чехов сохранился таким, каким А.Куприн увидел его впервые.

    2. У Чехова голубые глаза.

    3. У Чехова было очень тонкое и одухотворённое лицо.

    4. Почерк Чехова был изящный и характерный, как и всё, что в нём было.

  2. Какой тип речи преобладает в отрывке из воспоминаний А.Куприна?

    1. Повествование.

    2. Описание.

    3. Рассуждение.

    4. Повествование и рассуждение.

  3. Какое предложение связано с предыдущим при помощи частицы и указательного местоимения?

    1. 2

    2. 6

    3. 7

    4. 15

  4. Какое значение имеет слово провинциальная в прочитанном вами тексте?

    1. Деревенская.

    2. Находящаяся в провинции - на территории, удалённой от центра.

    3. Отсталая.

    4. Имеющая невысокий уровень.

  5. В каком слове все согласные звуки глухие?

    1. Ошибка.

    2. Только.

    3. Какая - то.

    4. Охотников.

  6. Каким способом образовано слово человеческое в предложении № 9?

    1. Сложением основ.

    2. Суффиксальным.

    3. Бессуффиксным.

    4. Приставочным.

  7. Какой частью речи является слово окрашен в предложении № 12?

    1. Глагол.

    2. Прилагательное.

    3. Полное причастие.

    4. Краткое причастие.

  8. В основе какого предложения есть безличное?

    1. 5

    2. 12

    3. 14

    4. 16

  9. Какое предложение является сложноподчинённым?

    1. 6

    2. 8

    3. 11

    4. 14

Слайд.

8. Домашнее задание.

• Написать сочинение – миниатюру на тему: «Великий учитель красоты и правды».

Написать сочинение- рассуждение на тему: «Зачем нужны СПП».

9. Рефлексия. «Давайте пошушукаемся».  

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)_____________________________________

__________________________________________________________________

· Что понравилось на уроке?__________________________________________

__________________________________________________________________

· Что не понравилось ?_______________________________________________

__________________________________________________________________


8. Итог урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!