Повторение и обобщение по теме: «Синтаксис и пунктуация», 5 класс, конспект урока.
Цели урока: повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу; совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами; развивать у учащихся критическое мышление; продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся; повышать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
Раздаточный материал.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок. Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся.
Ребята, запишите в тетради число и «классная работа».
Какие разделы лингвистики мы изучали на протяжении последних уроков? (синтаксис и пунктуация)
(Тема сегодняшнего урока — «Синтаксис и пунктуация. Повторение).
- -Пришло время повторить и закрепить её.
Запишем тему в тетрадь.
2. Актуализация знаний.
1 «Блиц-опрос»
Вопросы:
-Что такое синтаксис?
-Что такое пунктуация?
-Какие виды словосочетаний вы знаете?
-Из чего состоит любое словосочетание?
- Предложение- это…
-Главные члены предложения - это…
-Какие предложения бывают по интонации?
-По цели высказывания?
-По количеству грамматических основ?
-По наличию второстепенных членов?
-Чем может быть осложнено предложение?
-Если говорит один человек, то это…
-Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего…
-Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей…
2 «Расставь знаки!»
Учитель раздаёт конверты с заданием.
Задание: расставь знаки препинания и выдели грамматическую основу:
Ребята утром пойдут в поход. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощается с солнцем. Вынули из сумки хлеб масло яйца. Летом ласточка день начинает а соловей кончает.
3 . «Простое-сложное»
Определение простого и сложного предложения.
Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычёркивают схемы. (Ученик у доски).
1.Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушки высокого дуба.
2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
4 . «Передай другому» ( ученики по очереди выходят к доске и подчеркивают слова, воспроизведя синтаксический разбор). Задание
Синтаксический разбор простого предложения .
Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты смородины.
Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.
Физминутка .
-Я вижу, что вы немного устали, пришло время немного отдохнуть. Поскольку сегодня мы изучаем синтаксис и пунктуацию, то разминка будет связана с терминами, которые мы изучаем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка /влево/,
Грамматическая основа /вправо/,
Основа слова /влево/,
Словосочетание /вправо/,
Имя существительное/влево/,
Обстоятельство /вправо/,
Запятая /вправо/,
Часть речи /влево/,
Предложение /вправо/.
5 . Расшифруйте схемы предложений.
(), а ()
(), (когда…)
А: «П»
«П», -а
(О, …)
6 . Проверка знаний. Тест по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске после завершения работы.
Вариант 1
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать
Б) Сад отцветал и темнел.
В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:
А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
В) Всё живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
А) Музыка в траве приутихла.
Б)Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.
В) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы.
Вариант 2
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Река была неглубокая и широкая.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Весёлые шутки и смех разносились по долине.
Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:
А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком.
Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
Г) Весёлые шутки и смех разносились по долине.
Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.
Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
А) Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?
Б) Я попросила подругу дай мне, пожалуйста, синий фломастер.
В) Тащите воды попить, ребятки, попросил всадник.
Ключ написан на доске:
1 вариант – В,Б,Б,Г.
2 вариант –Б,Б,Б,В.
Оценка: «5» - 4 ответа,
«4» - 3 ответа,
«3» - 2 ответа.
3. Подведение итогов.
Учитель.
Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо справились с испытаниями и показали хорошие знаки.
Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
Что вызвало затруднения?
Над чем ещё надо поработать?
4.Рефлексия. Изобрази настроение.
Учитель.
Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
5. Домашнее задание.
Выписать из художественной литературы 5предложений (сложные и простые )
Урок окончен.
До свидание