СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис и пунктуация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу;    совершенствовать умения и навыки  постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами; развивать у учащихся критическое мышление;  продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся; повышать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

Раздаточный материал.

Тип урока:   закрепление и обобщение изученного материала.                                                               

                                                   Ход урока.

1.Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок. Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация»

Повторение и обобщение по теме: «Синтаксис и пунктуация», 5 класс, конспект урока.

Цели урока: повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу; совершенствовать умения и навыки  постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами; развивать у учащихся критическое мышление; продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся; повышать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

Раздаточный материал.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок. Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся.

Ребята, запишите в тетради число и «классная работа».

Какие разделы лингвистики мы изучали на протяжении последних уроков? (синтаксис и пунктуация)
(Тема сегодняшнего урока — «Синтаксис и пунктуация. Повторение). 

- -Пришло время повторить и закрепить её.

Запишем тему в тетрадь.

2. Актуализация знаний.

1 «Блиц-опрос»

Вопросы:

-Что такое синтаксис?

-Что такое пунктуация?
-Какие виды словосочетаний вы знаете?

-Из чего состоит любое словосочетание?

- Предложение- это…

-Главные члены предложения - это…

-Какие предложения бывают по интонации?

-По цели высказывания?

-По количеству грамматических основ?

-По наличию второстепенных членов?

-Чем может быть осложнено предложение?

-Если говорит один человек, то это…

-Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего…

-Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей…



2 «Расставь знаки!»

Учитель раздаёт конверты с заданием.

Задание: расставь знаки препинания и выдели грамматическую основу:

Ребята утром пойдут в поход. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощается с солнцем. Вынули из сумки хлеб масло яйца. Летом ласточка день начинает а соловей кончает.

3 . «Простое-сложное»

Определение простого и сложного предложения.

Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычёркивают схемы. (Ученик у доски).

1.Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушки высокого дуба.

2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

4 . «Передай другому» ( ученики по очереди выходят к доске и подчеркивают слова, воспроизведя синтаксический разбор). Задание

Синтаксический разбор простого предложения .

Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты смородины.

Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.



Физминутка .

-Я вижу, что вы немного устали, пришло время немного отдохнуть. Поскольку сегодня мы изучаем синтаксис и пунктуацию, то разминка будет связана с терминами, которые мы изучаем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка /влево/,

Грамматическая основа /вправо/,

Основа слова /влево/,

Словосочетание /вправо/,

Имя существительное/влево/,

Обстоятельство /вправо/,

Запятая /вправо/,

Часть речи /влево/,

Предложение /вправо/.



5 . Расшифруйте схемы предложений.

  1. (), а ()

  2. (), (когда…)

  3. А: «П»

  4. «П», -а

  5. (О, …)

6 . Проверка знаний. Тест по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске после завершения работы.

Вариант 1

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4





  1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать

  • Б) Сад отцветал и темнел.

  • В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.

  1. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:

  • А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.

  • В) Всё живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.

  1. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:

  • А) Музыка в траве приутихла.

  • Б)Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.

  • В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.

  1. Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):

  • А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.

  • Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.

  • В) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы.

Вариант 2

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4





  1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Река была неглубокая и широкая.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Весёлые шутки и смех разносились по долине.

  1. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:

  • А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком.

  • Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Г) Весёлые шутки и смех разносились по долине.

  1. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

  1. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):

  • А) Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?

  • Б) Я попросила подругу дай мне, пожалуйста, синий фломастер.

  • В) Тащите воды попить, ребятки, попросил всадник.

Ключ написан на доске:

1 вариант – В,Б,Б,Г.

2 вариант –Б,Б,Б,В.

Оценка: «5» - 4 ответа,

«4» - 3 ответа,

«3» - 2 ответа.



3. Подведение итогов.

Учитель.

Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо справились с испытаниями и показали хорошие знаки.

  1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

  2. Что вызвало затруднения?

  3. Над чем ещё надо поработать?

4.Рефлексия. Изобрази настроение.

Учитель.

Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

5. Домашнее задание.

Выписать из художественной литературы 5предложений (сложные и простые )

Урок окончен.

До свидание




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!