СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксический разбор предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксический разбор предложений

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор предложений»

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка. (Слайд 1)

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2. Актуализация знанийПроверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы познакомились с вами с жанром письма. И домашним заданием было написать письмо Деду Морозу, так как скоро всеми любимый праздник Новый год. Мы договорились, чтобы письмо было не просто с просьбой о подарке, а с рассказом о себе, о ваших мечтах, целях. А чтобы письмо к Деду Морозу дошло без ошибок, я вам в этом помогу.

(дети опускают письма в почтовый ящик)

- Ребята, а нам в школу сегодня тоже пришло письмо от литературного героя, вы его все знаете (слайд 2) (дети говорят – Незнайка). Давайте откроем и посмотрим, что же он пишет.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

 - А по интонации?

 - Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие бывают члены предложения?

- Чем может быть осложнено предложение?

Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?

Учитель: И правда, ребята, где пригодятся все эти знания? В каких разборах? (синтаксическом и пунктуационном) Записываем тему. (слайд 3)

3. Повторение. Составление алгоритма. (заполнение рабочих листов, на каждом этапе разбор примеров)

1) (Слайд 4) Определите вид каждого предложения по цели высказывания:

- Ноябрь –третий месяц осени.

- Ребята, а вы любите осень?

- Нарисуйте осенний лес.

2) (Слайд 5) Прочитайте предложения с разной интонацией:

- Как осень хороша! Как чисты небеса!

- Наступил холодный ноябрь.

3) (Слайд 4) Чем отличаются эти предложения?

Тонкий туман стоит над жёлтыми полями, облака закрыли небо.

- Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Облака закрыли небо.

4) (Слайд 5) Какое перед вами предложение по наличию второстепенных членов?

Наступил ноябрь.

Сделайте так, чтобы оно стало распространенным.

5) (Слайд 6) Перед вами два предложения. Расскажите, чем они осложнены:

- Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

   Еще просит сердце света и тепла! (А. Плещеев)

4. Минута релаксации. (Слайд 7-картинка осень) Ребята, мы с вами хорошо потрудились, по нашему алгоритму мы можем про одно предложение составить целый рассказ. А сейчас настало время немного отдохнуть. Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. (включается музыка из цикла «Времена года» Чайковского – «Ноябрь» )

И давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

5. Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

- А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

6. Применение знаний. Рефлексия.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения (один учащийся работает у доски)

Поздней осенью птицы улетают на юг.

7. Включение нового знания в систему знаний.  Работа с учебником.

П. 45 – Пунктуационный разбор (чтение порядка пунктуационного разбора)

- Для того чтобы выполнить верно пунктуационный разбор, мы должны знать знаки препинания и уметь видеть их функцию в предложении. Запишите, пожалуйста, пользуясь учебником, в ваши рабочие листы с алгоритмами каждый знак препинания в нужную колонку таблицы (Знак завершения, разделения и выделения) (Слайд 8, 9) самоконтроль – сверить с образцом

8. Групповая работа (в парах)Работа с карточками. Внимательно рассмотрите разборы. Найди ошибки в разборах. Исправьте их.

Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.

Обсуждение, сверка с правильным вариантом на слайде. (Слайд 11)

Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение вопросительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидорыогурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится разделительная запятая между однородными подлежащими.

9. Рефлексия и оценивание.

Наш урок завершается. Незнайке мы отправим ответы на все его вопросы. А вы, ребята, ответьте мне некоторые вопросы:

- Чему научились на уроке?

- Понятен ли вам алгоритм выполнения синтаксического разбора?

- Что показалось самым трудным?

10. Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!