Открытый урок русского языка в 8 классе на тему:
«Синтаксические связи слов в словосочетаниях».
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании. Укажите только верные утверждения, перечислите их номера в карте. Слайд 2,3
Словосочетание – это синтаксическая единица.
В словосочетании два и более слов.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
Словосочетание состоит только из самостоятельных слов.
Слова в словосочетании связаны только по смыслу.
Связь в словосочетании – подчинительная.
По главному слову словосочетания бывают глагольные и именные.
(Ответ: 1, 3, 4, 6)
Проверка – общее обсуждение, контроль со слайда.
Мы вспомнили, что …. Чтение со слайда 4,5
Слайд 6.
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Золотая осень, начался листопад, в течение дня, пора листопада, плавно кружатся, сломя голову, сухие и пожухлые.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Слайд 7.
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию. Для этого мы дальше будем работать в парах.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Обсудите в паре данные словосочетания. Запишите словосочетания, объединив их в группы. Время на выполнение – 2 минуты.
Слайд 8.
Искать ответы, прямое доказательство, опрятная ученица, аккуратно выполнить, говорить тихо, ехать на машине.
Учитель:
– Сколько групп вы получили?
– По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Обучающиеся озвучивают свои предположения:
1) Искать ответы, аккуратно выполнить, говорить тихо, ехать на машине - глагольные
2) прямое доказательство, опрятная ученица - именные
Слайд 9
Как можно объяснить такой вариант объединения?
Слайд 10
1) Искать ответы, ехать на машине, прямое доказательство, опрятная ученица
2) аккуратно выполнить, говорить тихо (по зависимому слову)
Учитель:
– Как вы думаете, над каким вариантом объединения мы будем работать?
– Какой вариант нам менее знаком? (по зависимому слову). Объединение по зависимому слову незнакомо.
Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?
Ученики формулируют вопросы .
По какому типу связаны сущ-ые, прилагательные и наречия с главным словом.?
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: Типы связи слов в словосочетании.
Слайд 11.
Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.
Проводится целеполагание.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Чтобы ответить на поставленные вопросы, поработаем в группах.
Примыкание: аккуратно выполнить, говорить тихо,
Согласование: прямое доказательство, опрятная ученица,
Управление: искать ответы, ехать на машине,
Практическая работа по группам.
Задание: 1 группа- выписать предложения.
2 группа- выписать словосочетания.
3 слайд. На экране даны вперемешку словосочетания.
Читать газету.
Голубой и зеленый.
Малыш плачет
Построить дом.
Очень интересный.
Девушка красива.
Беседовать с друзьями.
Зимой и летом
Падает снег.
Теплый день.
Класс чист.
Взять ручку.
Наступила осень.
Говорить вполголоса.
Кричать во всю Ивановскую.
Каждый знает.
(Каждая группа читает свои ответы и дает объяснение). Ребята, а вы знаете, что выражение – кричать во всю ивановскую – крылатое выражение? Можете ли вы это выражение объяснить?
(Учащиеся высказываются).
Учитель:
А теперь посмотрите на экран и прочитайте текст.
4 слайд: Кричать во всю Ивановскую.
Откуда произошло это выражение? Оказывается, раньше для всенародного объявления царских приказов глашатаи выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском решении. Отсюда и пошло, что кричать во всю ивановскую – значит кричать очень громко.
Учитель:
Теперь, я надеюсь, что вы запомните значение этого крылатого выражения. А сейчас вы продемонстрируйте свои знания и свою начитанность.
Первый вопрос: Кто такой Иван Великий?
Второй вопрос: Кто такие глашатаи?
Словарная работа. (Учащиеся находят в словаре С.И. Ожегова значение слова – глашатай ).
5 слайд: Глашатай – 1). В старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.
2). Переносное. Тот, кто утверждает и защищает что-нибудь.
Работа с алгоритмом (приложение 2) по определению типов связи в словосочетании.
Физкультминутка
V. Первичное закрепление. Работа на местах .
1. Тема сегодняшнего урока очень важна, т.к. на предстоящем экзамене по русскому языку в 9 классе по словосочетанию будет предложено задание. Слайд 14
Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение, пользуясь алгоритмом. Ответы учащихся вслух.
Слайды 15-18.
Задание 1.
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Согласование
Задание 2.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
примыкание
Задание 3.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
такая мама
Задание 4.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
заказан для России
2. Работа на компьютерах в парах.
Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 2), распределите словосочетания по таблице, откройте ЭОР в закладке.
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)
Ученики.
Обучающиеся по одной паре распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух. Часть – самостоятельно. Проверка: галочка
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполняется тестирование за компьютером.
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель. Слайд 19. На выбор:
вып. Упр. 64, списать и указать вид подчинительной связи
упр. 70, выписать словосочетания с разными видами связи, графически указать типы связи
Составить самостоятельно по 10 - 12 словосочетаний с разными типами связи.
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Ученики.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Слайд 20.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Учитель.
Спасибо за урок!
Часть В
В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.
В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.
В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.
В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.
В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.
В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.
В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.
В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.
После того как работа выполнена, идёт проверка части А.
Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.
Проверка.
5. Домашнее задание
Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.
Определите тип связи
Ехать быстро
Красящий забор
Мощёная улица
Очень ветрено
Освобождение армией
Лестно говорить
Пятый в строю
Очень дружно
Помогал маме
Отвечать, не думая
Писать аккуратно
Папин портфель
Грустный мальчик
Кофе по-турецки
Дежурный класс
Пришёл мириться
Пятый кабинет
Счастливая улыбка
Видеть из окна
Понимаю тему
Сделать по-своему
Свой человек
Поливающий из лейки
Подошёл ко мне
Говорить насчёт погоды
Понятно объяснять
Очень красиво
Неубранная комната
Прийти вовремя
Наш приз
11