СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синтаксические связи в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Синтаксические связи в словосочетании"»

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему:

«Синтаксические связи слов в словосочетаниях».


Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании. Укажите только верные утверждения, перечислите их номера в карте. Слайд 2,3

  1. Словосочетание – это синтаксическая единица.

  2. В словосочетании два и более слов.

  3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

  4. Словосочетание состоит только из самостоятельных слов.

  5. Слова в словосочетании связаны только по смыслу.

  6. Связь в словосочетании – подчинительная.

  7. По главному слову словосочетания бывают глагольные и именные.

(Ответ: 1, 3, 4, 6)

Проверка – общее обсуждение, контроль со слайда.

Мы вспомнили, что …. Чтение со слайда 4,5

Слайд 6.

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Золотая осень, начался листопад, в течение дня, пора листопада, плавно кружатся, сломя голову, сухие и пожухлые.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 7.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию. Для этого мы дальше будем работать в парах.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в паре данные словосочетания. Запишите словосочетания, объединив их в группы. Время на выполнение – 2 минуты.

Слайд 8.

Искать ответы, прямое доказательство, опрятная ученица, аккуратно выполнить, говорить тихо, ехать на машине.

Учитель:

– Сколько групп вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову можно было объединить в следующие группы

1) Искать ответы, аккуратно выполнить, говорить тихо, ехать на машине - глагольные

2) прямое доказательство, опрятная ученица - именные

Слайд 9

Как можно объяснить такой вариант объединения?

Слайд 10
1) Искать ответы, ехать на машине, прямое доказательство, опрятная ученица

  • 2) аккуратно выполнить, говорить тихо (по зависимому слову)

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком? (по зависимому слову). Объединение по зависимому слову незнакомо.

  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики формулируют вопросы .

По какому типу связаны сущ-ые, прилагательные и наречия с главным словом.?

  • Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  • Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

Слайд 11.

  • Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.

  • Проводится целеполагание.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Чтобы ответить на поставленные вопросы, поработаем в группах.

Примыкание:  аккуратно выполнить, говорить тихо,

Согласование: прямое доказательство, опрятная ученица,

Управление: искать ответы, ехать на машине,





















Практическая работа по группам.

Задание: 1 группа- выписать предложения.

2 группа- выписать словосочетания.

3 слайд.  На экране даны вперемешку словосочетания.

  1. Читать газету.

  2. Голубой и зеленый.

  3. Малыш плачет

  4. Построить дом.

  5. Очень интересный.

  6. Девушка красива.

  7. Беседовать с друзьями.

  8. Зимой и летом

  9. Падает снег.

  10. Теплый день.

  11. Класс чист.

  12. Взять ручку.

  13. Наступила осень.

  14. Говорить вполголоса.

  15.  Кричать во всю Ивановскую.

  16. Каждый знает.

(Каждая группа читает свои ответы и дает объяснение). Ребята, а вы знаете, что  выражение – кричать во всю ивановскую – крылатое выражение? Можете ли вы это выражение объяснить?

(Учащиеся высказываются).

Учитель:

А теперь посмотрите на экран и прочитайте текст.

 

4 слайд:                     Кричать во всю Ивановскую.

Откуда произошло это выражение? Оказывается, раньше для всенародного объявления царских приказов глашатаи выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском решении. Отсюда и пошло, что кричать во всю ивановскую – значит кричать очень громко.

 

Учитель:

Теперь, я надеюсь, что вы запомните  значение этого крылатого выражения. А сейчас вы продемонстрируйте свои знания и свою начитанность.

Первый  вопрос: Кто такой Иван Великий?

Второй вопрос: Кто такие  глашатаи?

 

  1. Словарная работа. (Учащиеся находят в словаре С.И. Ожегова значение слова – глашатай ).

 

5 слайд: Глашатай – 1). В старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

2). Переносное. Тот, кто утверждает и защищает что-нибудь.

 





  1. Работа с алгоритмом (приложение 2) по определению типов связи в словосочетании.

Физкультминутка

V. Первичное закрепление. Работа на местах .

1. Тема сегодняшнего урока очень важна, т.к. на предстоящем экзамене по русскому языку в 9 классе по словосочетанию будет предложено задание. Слайд 14

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение, пользуясь алгоритмом. Ответы учащихся вслух.

Слайды 15-18.

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

  • Согласование

Задание 2.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

  • примыкание

Задание 3.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

  • такая мама

Задание 4.

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

  • Для России такой путь заказан.

  • заказан для России



2. Работа на компьютерах в парах.

  • Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 2), распределите словосочетания по таблице, откройте ЭОР в закладке.

  • (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)

  • Ученики.

  • Обучающиеся по одной паре распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух. Часть – самостоятельно. Проверка: галочка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняется  тестирование за компьютером.

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель. Слайд 19. На выбор:

    1. вып. Упр. 64, списать и указать вид подчинительной связи

    2. упр. 70, выписать словосочетания с разными видами связи, графически указать типы связи

    3. Составить самостоятельно по 10 - 12 словосочетаний с разными типами связи.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайд 20.

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Было интересно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

Учитель.

Спасибо за урок!



Часть В

В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.

В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.

В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.

В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.

После того как работа выполнена, идёт проверка части А.

Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.

Проверка.

5. Домашнее задание

Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

Определите тип связи

  1. Ехать быстро

  2. Красящий забор

  3. Мощёная улица

  4. Очень ветрено

  5. Освобождение армией

  6. Лестно говорить

  7. Пятый в строю

  8. Очень дружно

  9. Помогал маме

  10. Отвечать, не думая

  11. Писать аккуратно

  12. Папин портфель

  13. Грустный мальчик

  14. Кофе по-турецки

  15. Дежурный класс

  16. Пришёл мириться

  17. Пятый кабинет

  18. Счастливая улыбка

  19. Видеть из окна

  20. Понимаю тему

  21. Сделать по-своему

  22. Свой человек

  23. Поливающий из лейки

  24. Подошёл ко мне

  25. Говорить насчёт погоды

  26. Понятно объяснять

  27. Очень красиво

  28. Неубранная комната

  29. Прийти вовремя

  30. Наш приз



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!