СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические нормы и грамматические ошибки в тестовых заданиях ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические нормы и грамматические ошибки в тестовых заданиях ЕГЭ»


Пояснительная записка к конспекту урока

Модель выпускника средней общеобразовательной школы предполагает сформированность у него ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека с социумом. Формирование коммуникативной компетентности, подразумевающей под собой овладение знаниями, умениями и навыками общения с другими людьми – важнейшая задача уроков русского языка.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные).

Культура письменной речи - это один из важных показателей культуры человека вообще. На экзамене в форме ЕГЭ этому вопросу уделяется особое внимание: знание синтаксических норм проверяется при решении задания № 8.Чем раньше мы обратим внимание учащихся на необходимость знать и соблюдать нормы, тем прочнее будут знания, тем выше может оказаться и результат обучения, и общая культура обучающихся.

Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Для организации деятельности учащихся на уроке применяются различные формы работы с детьми: фронтальная(во время проверки раннее изученного материала), групповая (во время систематизации имеющихся знаний), работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).




















Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа-город Галич Костромской области









Номинация: «Методическая разработка по преподаваемому предмету»

Урок - практикум по русскому языку в 10 классе по теме:

«Синтаксические нормы и грамматические ошибки в тестовых заданиях ЕГЭ»










Автор: Игошева Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СО школы №2 г Галича





















Галич, 2019г.


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: практикум

Аудитория: учащиеся 10 класса

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель:

  • актуализировать и обобщить знания учащихся о синтаксических нормах языка в процессе подготовки к выполнению задания 8 ЕГЭ по русскому языку.

  • Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

  • Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, умение работать по времени, развитие речемыслительных способностей учащихся;

  • Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

  • Методические цели:

  • -осуществление контроля с обратной связью, с оценкой результатов деятельности;

  • -осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки ученика.




  1. ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Слово учителя. Эпиграф урока. Формулирование цели .



ЕГЭ – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Для успешной сдачи ЕГЭ вы должны знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.

Эпиграф нашего занятия: «Урок – это 2400 секунд, пусть полезной станет каждая».


Цель нашего занятия: Ознакомление с типичными случаями нарушения синтаксических норм и грамматическими ошибками в тестовых заданиях ЕГЭ.


Из 27-х заданий тестовой части ЕГЭ по русскому языку только выполнение 8 задания оценивается 5 баллами .


2. Повторение теоретических сведений. Актуализация знаний.

- Как называется раздел языкознания, изучающий строй языка и его законы, включающий в себя морфологию и синтаксис? (грамматика)

- Что изучают морфология, синтаксис?

Морфология - раздел грамматики, в котором слово изучается как часть речи.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, простые и сложные предложения, тексты.


Таким образом, единицы морфологии являются строительным материалом для основной единицы синтаксиса – предложения


Давайте посмотрим, как формулируется задание 8 ЕГЭ по русскому языку, при выполнении которого от вас требуется владение нормами грамотного письма.




Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто получил «отлично», дал глубокий анализ произведения.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) О первом космонавте Земли рассказывает Л. Обухова в статье «Любимце века».

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

А

Б

В

Г

Д










А

Б

В

Г

Д

5

2

6

1

3



Что нужно знать для успешного выполнения этого задания? (виды ошибок) Чем нужно владеть? (синтаксическими нормами)

Изменения в ЕГЭ 2019 не затронули 8 задание, поэтому, как и в прошлом году, к каждой ошибке необходимо подобрать пример.
Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
- к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
- к предложениям без ошибки (такое тоже встречается). 



Алгоритм выполнения. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1.Ищи ошибки в предложениях: 1) с однородными членами; (ищи однородные сказуемые с союзом И. Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка!!! Это будет правильный ответ. (Я вижу??? (пропущен член предложения)и горжусь природой? Вижу что? , горжусь чем?) 2) с причастными оборотами; ( смотри на окончание причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.) 3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов; 4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии; 5) с двойными союзами не только...но и; как...так и; 6) с использованием цитат; 7) начинающихся со слов: все, кто...; те, кто…;никто из тех, кто…

ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:
Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.


Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.



- причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.

- определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
- не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду
2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду
2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
2. Приехав в Москву, мне стало грустно.
3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2.Кресло-качалка отремонтировано.
3.[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]

1.ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Кресло-качалка отремонтирована.
3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.


Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.
5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и
обобщающее слово.
6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных
членов.
7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не тои др.).Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:
не только … но и
если не…, то
как…, так и

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или
Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).
6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.


1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)
2. Натянуть и выстрелить из лука непросто
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).
6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)


Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт
неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.


ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).



2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).


1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.
2. Предлоги в -из, на — с.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
По окончании срока
По истечении срока
По прибытии поезда
По приезде
2.в город – из города

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
По окончанию срока
По истечению срока
По прибытию поезда
По приезду
2.с города



Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.


Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Управление глаголов. Нарушение управления.



ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Он всегда уделял внимание своему здоровью.

Он всегда уделял внимание на свое здоровье.







3. Обобщение и систематизация знаний.

  1. - Сейчас при помощи имеющихся у вас материалов мы поработаем над исправлением подобных ошибок. (приложение 1)

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Что мы должны об этом помнить? (причастия принимают форму, которую им задают определяемые существительные; нужно правильно употреблять страдательные и действительные причастия)

- Поработайте в парах над такими предложениями. Самопроверка.

  1. Нарушения в построении сложного предложения. Мы должны знать, что ... (нельзя при построении СПП использовать сразу два подчинительных союза; необходимо придаточное предложение ставить после того слова, к которому оно относится0

- Поработайте в парах над такими предложениями. Самопроверка.

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Мы знаем, что приложение это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, художественных произведений. После главных слов при приложении, например, сказка, роман, кинофильм и других подобных, имя собственное ставится в именительном падеже. Если главное слово в предложении отсутствует, то названия используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения. (например: в сказке «Репка» либо: в «Репке»)

- Поработайте в парах над такими предложениями. Самопроверка.

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. (например: Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы). Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе.

- Поработайте в парах над такими предложениями. Самопроверка.

  1. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Что мы должны об этом знать? Что вид и время глагольных форм, употребляемых в одном предложении, должны соответствовать друг другу.

- Поработайте в парах над такими предложениями. Самопроверка.

4.Применение знаний.

  1. - А теперь, работая в парах, найдите указанные ошибки в задании 8 ЕГЭ (приложение 2)

5.Контроль знаний.

  1. - Проверим, как вы усвоили материал. Выполните тестовые задания (индивидуальная работа). (приложение 3) Самопроверка. (возможна взаимопроверка) Выставление оценок.

6.Рефлексия.

  1. - Какой была цель урока? Достигли ли вы её на уроке?

  2. - Какими будут наши цели в дальнейшем? (продолжать закреплять навыки грамотного письма и применять их на практике)

7.Домашнее задание.

Задание на отработку пройденного материала. (приложение 4)








Приложения к уроку



Приложение 1

  1. Исправьте ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

  1. Работа, выполняющаяся нами, не требует особых усилий.

  2. Он задал ряд вопросов, волнующие всех.

  3. К шуму моря, будившего нас, мы скоро привыкли.

  4. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.

  1. Исправьте ошибки в построении сложных предложений.

  1. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

  2. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

  3. Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

  4. Мне грезилось, что как где-то далеко между деревьями мелькает огонь.

  1. В каких примерах нарушено построение предложения с несогласованным приложением?

  1. В книге "Слове о словах" Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре.

  2. В романе-эпопее Л.Н.Толстого "Войне и мире" представлена широкая картина народной жизни.

  3. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу "Историческую грамматику русского языка".

  4. В "Руслан и Людмила" А.С.Пушкин передал много из того, что слышал от Арины Родионовны.

  5. В "Мёртвых душах" Н.В.Гоголь создал сатирические образы помещиков.

  1. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

  1. Те, кто не пошли с нами, позже об этом пожалели.

  2. Те из нас, кто прошёл курс обучения, может приступить к работе.

  3. Каждый, кто любит поэзию А.С.Пушкина, с интересом послушают выступление актёров.

  4. Все, кто знают Ивана, считает его знатоком своего дела.

  1. Исправьте имеющиеся ошибки.

  1. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

  2. Иногда капитан садится в ветхую судовую шлюпку и отправлялся на охоту или на рыбалку.

  3. Посетители удивляются изобретательности мастера и хвалили его от всей души.

  4. Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали.


Для самопроверки

  1. Исправьте ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

  1. Работа, выполняемая нами, не требует особых усилий.

  2. Он задал ряд вопросов, волнующих всех.

  3. К шуму моря, будившему нас, мы скоро привыкли.

  4. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате.

  1. Исправьте ошибки в построении сложных предложений.

  1. Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей,

  2. Он считал, что мы его неправильно поняли.

  3. Мама всегда меня ругает за то, что я разбрасываю свои вещи.

  4. Мне грезилось, что где-то далеко между деревьями мелькает огонь.

  1. В каких примерах нарушено построение предложения с несогласованным приложением?

  1. В книге "Слово о словах" Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре.

  2. В романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" представлена широкая картина народной жизни.

  3. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу "Историческая грамматика русского языка".

  4. В "Руслане и Людмиле" А.С.Пушкин передал много из того, что слышал от Арины Родионовны.

  5. В "Мёртвых душах" Н.В.Гоголь создал сатирические образы помещиков.

  1. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

  1. Те, кто не пошёл с нами, позже об этом пожалели.

  2. Те из нас, кто прошёл курс обучения, могут приступить к работе.

  3. Каждый, кто любит поэзию А.С.Пушкина, с интересом послушает выступление актёров.

  4. Все, кто знает Ивана, считает его знатоком своего дела.

  1. Исправьте имеющиеся ошибки.

  1. Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

  2. Иногда капитан садится в ветхую судовую шлюпку и отправляется на охоту или на рыбалку.

  3. Посетители удивлялись изобретательности мастера и хвалили его от всей души.

  4. Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу закричали.






































Приложение 2

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском

лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д

















Приложеие№3

Индивидуальная работа по карточкам.

Тест 1.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Устав, дорога казалась нам бесконечно длинной.

Б) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

В) В «Горе от ума» Грибоедов поставил вопросы, волнующих его современников.

Г) Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.

Д) Пациент обратился и прошёл лечение в хорошей клинике вовремя.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

А

Б

В

Г

Д

5

2

6

1

4





Тест 2.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) По окончанию бала гости неспешно разъезжались по домам.

Б) Те, кто серьёзно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.

В) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

Г) Возвратившись из поездки по Юго-Восточной Азии, у него не осталось свободных дней от отпуска.

Д) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

А

Б

В

Г

Д

1

2

6

5

3





Тест 3. 

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

Б) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.

Г) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

Д) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью



А

Б

В

Г

Д

6

1

5

4

2



Тест 4 

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

Б) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

В) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.

Г) Они вышли из таверны "Золотого двора" пораньше, чтобы успеть доехать до дома.

Д) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

А

Б

В

Г

Д

5

4

2

3

1





Тест 5

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году,  на 28 августа.

Б) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют  шанс поступить в самые лучшие столичные вузы.

В) Почти все любят путешествия и фотографировать.

Г) Девочки сказали, что весь вечер ждали папу, который должен вернуться из командировки.

Д) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) ошибка в предложении с косвенной речью

 

А

Б

В

Г

Д

6

2

4

7

5





Тест 6

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Н. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Б) В картине «Берёзовой роще» Куинджи особым приёмом создал образ лучезарного мира.

В) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Г) Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.


Д) Благодаря труда историков мы узнали о живших тысячелетия назад реальных людях.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) ошибка в предложении с косвенной речью



А

Б

В

Г

Д

7

3

4

2

1























Приложение№4




СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(виды нарушений)

  1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением.

  2. Ошибочное (неправильное) согласование зависимого слова, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением, не с тем членом предложения (главным словом)

  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  4. Неправильное употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции

  5. Неправильное употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания

  6. Неправильный выбор предлога

  7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  8. Неправильное употребление конструкций, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога

  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  10. Нарушение способа выражения сказуемого

  11. Ошибка в построении предложения с однородными членами: смешение компонентов двойного союза

  12. Ошибка в построении предложения с однородными членами: неправильное положение компонентов двойного союза

  13. Ошибка в построении предложения с однородными членами: нарушение в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

  14. Ошибка в построении предложения с однородными членами: употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения

  15. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  16. Неправильное построение предложения с причастным оборотом

  17. Неправильное построение предложения с косвенной речью

  18. Нарушение в построении сложного предложения: употребление ненужного указательного слов

  19. Нарушение в построении сложного предложения: пропуск необходимого указательного слова

  20. Нарушение в построении сложного предложения: отрыв придаточного определительного от определяемого слова в главном

























СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(практика)



1 вариант

Задание: классифицируйте ошибки

  1. У меня есть предположение то, что рыбаков задержал шторм

  2. В газете «Аргументах и фактах» была опубликована метеосводка на предстоящую неделю

  3. Мы были не только в Иркутске, а также в Красноярске

  4. Это было увлекательное им путешествие

  5. В референдуме принимали участие представители разных стран: Англия, Франция, Германия, Америка.

  6. Ученикам, не сдавших зачёт, дали возможность его пересдать

  7. Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.

  8. Все очень ждут и переживают за рыбаков

  9. У девочек устремленный взгляд в море

  10. Страницу паспорта, содержащего сведения о семейном положении, нельзя копировать

  11. Выйдя со школы, мы отправились в парк

  12. Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю вещи

  13. Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана

  14. Уважаемые пассажиры, нужно оплатить за проезд!

  15. Все те, кто пришли на урок, уйдут удовлетворёнными

  16. Дедушка сказал, что в детстве мы дарили только то, что сделано своими руками

  17. Нашу школу летом отремонтировали: она побелена и покрашенная

  18. Надо поощрять школьников, участвующих в жизни класса и которые заботятся об одноклассниках

  19. По окончанию школы, вопреки предсказания учителей, все выпускники поступили в высшие учебные заведения

  20. Журналистов не только убивают в Донбассе, но и по всей Украине









































СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(практика)



2 вариант

Задание: классифицируйте ошибки

  1. Они были соперниками в игре в футбол

  2. Нужно поздравить учеников, закончивших школу с отличием и которые получили аттестат особого образца

  3. Сегодня мы побывали не только в театре, но даже в музее

  4. Одним из традиционных видов прикладного искусства является резьба по дереву, существующая с древности

  5. Эта страна стала для меня родиной, в которой я проводил много времени

  6. Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех

  7. Наш преподаватель физкультуры организовал и руководит секцией по баскетболу

  8. Городничий сказал собравшимся чиновникам, что я пригласил вас, чтобы сообщить пренеприятное известие…

  9. Им овладела жажда к славе

  10. Сало не только любят в Украине, но и в России

  11. Зал нравится мне, что он уютный, большой и чистый

  12. Те, кто пришёл на экзамен, сдал его прекрасно

  13. Мы готовим уроки по разным предметам: русский язык, математика, химия и другие

  14. Лежащая книга на столе прочитана от корки до корки

  15. В кинофильме «Войне и мире» Сергей Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова

  16. Учитель сказал нам то, что мы должны прийти на консультацию после уроков

  17. Укажите типичные ему признаки

  18. Эта передача интересна и познавательная

  19. Подъезжая к селу, начался сильный ветер

  20. По приезду в Иркутск мы отправились в институт, где и занимались согласно расписания





































СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(ответы)

1 вариант

18/3/11/ 5/13/1/ 20/8/16/ 2/6/19/ 15/4/9/ 17/10/14/ 7/12



2 вариант

6/14/11 2/20/1/ 8/17/4 12/19/9 13/16/3 18/5/10 15/7





































Список источников:

  1. https://multiurok.ru/files/iege-russkii-iazyk-tsybul-ko-36-variantov.html

  2. http://advert-journal.ru/ege-2019-po-russkomu-yazyku-senina-25-variantov-otvety/

  3. https://4ege.ru/trening-russkiy/57032-trenirovochnye-varianty-po-russkomu-yazyku.html










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!