СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром неуклюжести ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые родители сталкиваются с проблемой неуклюжести своего ребёнка. Как родителям понять, что происходит с ребёнком? Педиатры могут говорить, что ребёнок абсолютно здоров. Но ребёнок трудно удерживает равновесие, не контролирует положение и перемещение своего тела в пространстве...

Просмотр содержимого документа
«Синдром неуклюжести ребенка»

Консультация для родителей

Синдром неуклюжести ребенка



Учитель-логопед:

Орленко Н.А.



Некоторые родители сталкиваются с проблемой неуклюжести своего ребёнка. Как родителям понять, что происходит с ребёнком? Педиатры могут говорить, что ребёнок абсолютно здоров. Но ребёнок трудно удерживает равновесие, не контролирует положение и перемещение своего тела в пространстве. Он опасается спуска с любых возвышенностей, будь то лестницы или даже с пригорка. Ему с трудом дается подъем вверх или перелазание через спортивные снаряды на детских площадках. Ребёнок испытывает сложности с подвижными играми, не в состоянии ездить на трехколесном велосипеде или играть в мяч, долго не может научиться прыгать на двух ногах. Детская неловкость (неуклюжесть) вызывает определенные трудности и в процессе одевания: одевается крайне медленно, большие затруднения вызывает застегивание пуговиц и завязывание шнурков. То же самое можно сказать и в обращении со столовыми приборами. У ребёнка не вызывает интерес лепка, рисование, аппликация, конструирование. Часто наблюдаются речевые нарушения - трудности в выполнении четких движений языка, губ, необходимые для правильного произношения. В школе ребёнок испытывает серьёзные трудности с обучением, он с трудом читает, письмо занимает много времени и требует значительных усилий.

Неуклюжесть — первый и наиболее очевидный признак того, что у ребенка моторная неловкость. Моторная неловкость у ребенка выражается как слишком пассивным поведением, так и чрезмерно активным, а местами даже агрессивным (невозможность соизмерения своих усилий, беспокойство и не сосредоточенность в играх, поломка игрушек, впадение в ярость без видимых на то причин). Именно таким детям часто ставится диагноз «СДВГ». Моторная неловкость обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). Среди мальчиков данное состояние регистрируется в 4 раза чаще, чем среди девочек.

Чаще всего синдром неуклюжести (диспраксия) развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального (не родившегося или только появившегося на свет ребенка) повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций. Это особенность мозга, которая затрудняет координацию движений. У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию.

Причинами расстройств в детском возрасте служат:

  • патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);

  • аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);

  • патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);

  • неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).

Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой.


Синдром неуклюжести может вызвать у ребёнка осложнения. Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Не владение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка. Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией (письмом), дислексией (чтением).

Поэтому, чем раньше родителями будет замечено подобное отклонение и предприняты соответствующие меры, тем легче будет его исправить.

В диагностике детей с диспраксией задействуются детские неврологи, нейропсихологии, логопеды. Все необходимые сведения получаются в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.

Лечение диспраксии начинается с физической реабилитации. Таким детям полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений, выполнение боя мяча.

Из медицинских методов применяются:

  • кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;

  • физиотерапиятранскраниальная микрополяризацияэлектромиостимуляция;

  • массаж: общий оздоровительный, ШВЗ, конечностей, позвоночника.

При нейропсихологической коррекции применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске − мозжечковая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды, сенсомоторные игры, сеансы песочной терапии, арт-терапии.

Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика. Потом переходят к звукопостановке, закреплению звуков. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.

С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию (неуклюжесть), улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.

Чем могут помочь родители?

• Поощряйте физическую активность. Любая игра, которая стимулирует физическую активность, поможет вашему ребенку развивать двигательные навыки. Все равно, что это будет: плаванье в бассейне или игра в прятки, ребенку с нарушением моторики это будет полезно для развития ощущения своего тела.
• Собирайте пазлы, вырезайте аппликации. Такой вид занятий помогут вашему ребенку работать с визуальным и пространственным восприятием. Они также могут помочь вашему ребенку улучшить мелкие моторные навыки.
• Купите ребенку необычные пишущие инструменты. Цветные ручки, необычные карандаши, линеры, ароматические маркеры – помогут поддержать интерес ребенка к письму.
• Хвалите усилия своего ребенка. Отмечайте даже самые незначительные успехи.
• Следуйте рекомендациям специалистов. Специалисты помогут разработать план занятий для улучшения моторных функций. Эти игры и упражнения можно использовать дома.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!