Просмотр содержимого документа
«Символизм. "Все преходящее есть только символ" Гете»
Из истории символизма
18 сентября 1886
Париж. Газета «Фигаро»
Название, предложенное нами,-СИМВОЛИЗМ,- единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства
- Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна
- Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно
- Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек
Жан Мореас «Манифест символизма»
Клод Моне (1840-1926)
Клод Моне
Появление этой картины определило название нового направления в живописи импрессионизм
- красочное богатство мира
- декоратизм и растворение предметных форм
Осень
- совмещение чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра
- изощренное сочетание цветовых пятен
Impression soleil levant 1872
Впечатление. Восходящее солнце
Кувшинки (Облака) 1903
«Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки»
Рихард Вагнер
Опера «Валькирия» 1876
Опера «Лоэнгрин» 1848
У. Т. Мод «Скачка Валькирий» 1890
… Кто с Лоэнгрином не плыл на волшебном челне?
В. Брюсов
Дорогая, о пусть стая белых, немых лебедей меж росистых ветвей на струях серебристых застыла — одинокая грусть нас туманом покрыла. От тоски в жажде снов нежно крыльями плещут. Меж цветов светляки изумрудами блещут. Очерк белых грудей на струях точно льдина: это семь лебедей Лоэнгрина — лебедей Лоэнгрина.
Андрей Белый «Серенада» 1904
Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи.
В. Борисов-Мусатов
Весна 1898-1901
Куст орешника 1905
Водоем 1902
Какой вы представляете картину с таким названием?
Элегии в живописи
- нет исторической конкретности («это просто красивая эпоха»)
- колорит построен на созвучии больших цветовых пятен
- мягкий приглушенный цвет
- мотив овала
- музыкальность линий
В чем несоответствие содержания и названия?
Какое значение приобретает мотив осени в произведении?
Осенний мотив 1899
Подумаем вместе…
Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы?
Клод Моне
Прометей. Г. Моро
Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени?
Фауст и Мефистофель. М. Врубель
В. Борисов-Мусатов
Символизм – направление в европейском
и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосре-
доточенное в основном на выражении интуитив-
но постигаемых идей и смутных чувств и ощуще-
ний посредством символа.
Стремясь проникнуть сквозь видимую реаль-
ность мира и узреть его идеальную сущность,
символисты выразили неприятие буржуазных
ценностей, тоску по духовной свободе, предчув-
ствие мировых потрясений и вместе с тем дове-
рие вековым духовно – культурным ценностям.
«Поэма экстаза» 1905-1908
Александр Скрябин 1872-1915
«Композиция 7»
В. В. Кандинский
«Композиция 5» 1911
«Маленькие радости» 1913
« Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская литература не достигала такой утонченности …»
Николай Бердяев