Просмотр содержимого документа
«"Симптомы дизорфографии"»
СИМПТОМАТИКА ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В основе проблем по изучению орфографии лежат три блока психологических причин:
- Первый из них связан с недостаточным уровнем развития фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
- Второй блок причин связан с недостатками в развитии пространственных представлений и памяти.
- Третий блок психологических причин обусловлен несформированностью процессов саморегуляции и самоконтроля.
Чтобы написать слово грамотно, ученику необходимо совершить целый ряд последовательных действий:
- «услышать слово»;
- определить в нем количество звуков;
- установить, какой буквой будет обозначен на письме каждый звук (например, слово «дуб» произносится как [дуп]);
- обнаружить « опасное место », то есть то место, в котором звук обозначается другой буквой (мы говорим [в а д а], а пишем «вода», так как проверочное слово «воды»), и проверить его, применив нужное правило.
Грамотность складывается из трех основных блоков:
- Первый из них — нейропсихологический . Это функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
- Второй аспект — социально-педагогический , в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
- Третий аспект — психологический , то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.
Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.
С учетом возраста детей, этапа обучения (по классификации Иваненко С.Ф., 1984) принято выделять 4 группы нарушений письма:
- Первое полугодие 1-го года обучения – трудности в овладении письмом . Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, печатной графемы – в письменную.
- Второе полугодие 1-го класса обучения или начало 2-го года обучения – нарушение формирования процесса письма . Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв в слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
- Второе полугодие 2-го года обучения – дисграфия .
- Третий и последующие годы обучения – дизорфография . Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН);
- дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
- различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
- пренатальную и постнатальную патологию.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:
1) снижение слухоречевой памяти;
2) нарушение буквенного гнозиса;
3) нарушение динамического праксиса руки;
4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;
5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;
6) нарушение лексико-грамматического строя речи.
Симптомы, по которым можно распознать дизорфографию:
- ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие;
- содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
- ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
- невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
- неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
- грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
- трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
- дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки;
- самопроверка не дает положительных результатов.
Как определиться в дальнейшем жизни подростку, не сумевшему закончить школу или «закончившему» ее с двойкой по русскому языку? А двойка совершенно эта неизбежна потому, что из-за необходимости следования за школьной программой от не вполне овладевшего грамотой ученика педагоги требуют еще и знания грамматических правил. Это приводит к «наслоению» на уже имеющие дисграфические ошибки еще и грамматические. А далее все катится, как снежный ком… Именно по этой причине мы нередко встречаем в старших классах общеобразовательных школ учеников, делающих по 30-40 ошибок на одной странице и неспособных применить на практике почти не одного «пройденного» и заученного ими наизусть грамматического правила.
Список используемых источников информации
- https://www.logoped-saratov.ru/dizorfografiya-mladshih-shkolnikov/