СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Симптомы дизорфографии"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Симптомы дизорфографии

Просмотр содержимого документа
«"Симптомы дизорфографии"»

СИМПТОМАТИКА ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СИМПТОМАТИКА ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В основе проблем по изучению орфографии лежат три блока психологических причин: Первый из них связан с недостаточным уровнем развития фонематического слуха и звуко-буквенного анализа. Второй блок причин связан с недостатками в развитии пространственных представлений и памяти. Третий блок психологических причин обусловлен несформированностью процессов саморегуляции и самоконтроля.

В основе проблем по изучению орфографии лежат три блока психологических причин:

  • Первый из них связан с недостаточным уровнем развития фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
  • Второй блок причин связан с недостатками в развитии пространственных представлений и памяти.
  • Третий блок психологических причин обусловлен несформированностью процессов саморегуляции и самоконтроля.
Чтобы написать слово грамотно, ученику необходимо совершить целый ряд последовательных действий: «услышать слово»; определить в нем количество звуков; установить, какой буквой будет обозначен на письме каждый звук (например, слово «дуб» произносится как [дуп]); обнаружить « опасное место », то есть то место, в котором звук обозначается другой буквой (мы говорим [в а д а], а пишем «вода», так как проверочное слово «воды»), и проверить его, применив нужное правило.

Чтобы написать слово грамотно, ученику необходимо совершить целый ряд последовательных действий:

  • «услышать слово»;
  • определить в нем количество звуков;
  • установить, какой буквой будет обозначен на письме каждый звук (например, слово «дуб» произносится как [дуп]);
  • обнаружить « опасное место », то есть то место, в котором звук обозначается другой буквой (мы говорим [в а д а], а пишем «вода», так как проверочное слово «воды»), и проверить его, применив нужное правило.
Грамотность  складывается из трех основных блоков: Первый из них — нейропсихологический . Это функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Второй аспект — социально-педагогический , в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению. Третий аспект — психологический , то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.  Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Грамотность складывается из трех основных блоков:

  • Первый из них — нейропсихологический . Это функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
  • Второй аспект — социально-педагогический , в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
  • Третий аспект — психологический , то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.

Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

С учетом возраста детей, этапа обучения (по классификации Иваненко С.Ф., 1984) принято выделять 4 группы нарушений письма: Первое полугодие 1-го года обучения – трудности в овладении письмом .  Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, печатной графемы – в письменную. Второе полугодие 1-го класса обучения или начало 2-го года обучения – нарушение формирования процесса письма . Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв в слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов. Второе полугодие 2-го года обучения – дисграфия . Третий и последующие годы обучения – дизорфография . Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

С учетом возраста детей, этапа обучения (по классификации Иваненко С.Ф., 1984) принято выделять 4 группы нарушений письма:

  • Первое полугодие 1-го года обучения – трудности в овладении письмом . Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, печатной графемы – в письменную.
  • Второе полугодие 1-го класса обучения или начало 2-го года обучения – нарушение формирования процесса письма . Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв в слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
  • Второе полугодие 2-го года обучения – дисграфия .
  • Третий и последующие годы обучения – дизорфография . Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.  В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе: общее недоразвитие речи (ОНР); фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН); дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе); различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;  пренатальную и постнатальную патологию.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН);
  • дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
  • различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
  • пренатальную и постнатальную патологию.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается: 1) снижение слухоречевой памяти; 2) нарушение буквенного гнозиса; 3) нарушение динамического праксиса руки; 4) затруднено восприятие ритмической структуры слова; 5) нечеткая дикция, плохая артикуляция; 6) нарушение лексико-грамматического строя речи.

У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:

1) снижение слухоречевой памяти;

2) нарушение буквенного гнозиса;

3) нарушение динамического праксиса руки;

4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;

5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;

6) нарушение лексико-грамматического строя речи.

Симптомы, по которым можно распознать дизорфографию:

  • ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие;
  • содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
  • ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
  • невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
  • неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
  • грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
  • трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
  • дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки;
  • самопроверка не дает положительных результатов.
Как определиться в дальнейшем жизни подростку, не сумевшему закончить школу или «закончившему» ее с двойкой по русскому языку? А двойка совершенно эта неизбежна потому, что из-за необходимости следования за школьной программой от не вполне овладевшего грамотой ученика педагоги требуют еще и знания грамматических правил. Это приводит к «наслоению» на уже имеющие дисграфические ошибки еще и грамматические. А далее все катится, как снежный ком… Именно по этой причине мы нередко встречаем в старших классах общеобразовательных школ учеников, делающих по 30-40 ошибок на одной странице и неспособных применить на практике почти не одного «пройденного» и заученного ими наизусть грамматического правила.

Как определиться в дальнейшем жизни подростку, не сумевшему закончить школу или «закончившему» ее с двойкой по русскому языку? А двойка совершенно эта неизбежна потому, что из-за необходимости следования за школьной программой от не вполне овладевшего грамотой ученика педагоги требуют еще и знания грамматических правил. Это приводит к «наслоению» на уже имеющие дисграфические ошибки еще и грамматические. А далее все катится, как снежный ком… Именно по этой причине мы нередко встречаем в старших классах общеобразовательных школ учеников, делающих по 30-40 ошибок на одной странице и неспособных применить на практике почти не одного «пройденного» и заученного ими наизусть грамматического правила.

Список используемых источников информации https://www.logoped-saratov.ru/dizorfografiya-mladshih-shkolnikov/

Список используемых источников информации

  • https://www.logoped-saratov.ru/dizorfografiya-mladshih-shkolnikov/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!