СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Симфония грядущей победы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыке для 7 класса

 «Симфония грядущей Победы».

Май 2015г.

Учитель музыки МБОУ ОСОШ №3 Бондаренко Л.С.

Цель урока: раскрыть значение симфонии №7 Д.Д. Шостаковича в истории ВОВ.

Задачи:

Обучающие: познакомиться с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивающие: развивать работоспособность с различными источниками; развивать культуру слушания и восприятия музыкальных произведений, развивать музыкально-эстетический вкус.

Форма проведения урока: интегрированный урок музыки и истории с применением ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«"Симфония грядущей победы"»

Открытый урок по музыке для 7 класса

«Симфония грядущей Победы».

Май 2015г.

Учитель музыки МБОУ ОСОШ №3 Бондаренко Л.С.

Цель урока: раскрыть значение симфонии №7 Д.Д. Шостаковича в истории ВОВ.

Задачи:

Обучающие: познакомиться с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивающие: развивать работоспособность с различными источниками; развивать культуру слушания и восприятия музыкальных произведений, развивать музыкально-эстетический вкус.

Форма проведения урока: интегрированный урок музыки и истории с применением ИКТ.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Здебикова Юля:

22 июня 
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.


Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)

Учитель: Война и мир – две противоположных сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно.

Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров:

Например, мир создания, мир творчества – мир краха, мир разрушения,

Добро-зло

Ответы детей: жизнь-смерть;

Сытость-голод;
Победа-поражение;
Любовь-ненависть;
Храбрость-страх и т.д.

Учитель: Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда. Именно об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Урок музыки – интегрированный урок, поэтому сегодня мы обратимся и к истории интересующих нас событий.

Итак, ключевые понятия сегодняшнего урока:

- блокада Ленинграда;

- Дмитрий Шостакович;

- симфония №7.

Учащимся предлагается выполнить задание по рядам. В ноутбуках мобильного класса первый ряд ищет и изучает документ «Блокада Ленинграда», второй ряд – документ «Д.Д. Шостакович», третий ряд – документ «Симфония №7». На выполнение задания дается 5 минут, после чего один представитель от каждого ряда доводит до сведения всех присутствующих свой материал.

Выступает 1 ряд.

Зайцева Рита читает стихотворение:

8 сентября, обычный день недели 
(8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда)

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад,
 

БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят!
  нашим детям.
(Г. Станиславская )

Учитель: Сколько человек погибло в блокаду? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Давайте почтим память погибших в блокадном Ленинграде минутой молчания.

Учитель: Блокада явилась серьезным испытанием не только для взрослых, но и для детей. Ребята, скажите, какую роль в ВОВ играли дети?

- Помогали взрослым, раскидывали листовки. Вместе со взрослыми дети работали на заводах и вместе со взрослыми защищали город от фашистов. 

Учитель: Вот о таких Ленинградцах, насмерть стоявших за свой город, сложена песня, которую мы с вами сейчас исполним.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Исполнение песни «Мальчишки у стен Ленинграда».

Борзило Денис:

Салют над Ленинградом 

 

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...
(Ю. Воронов, 27 января 1944 г.)

Учитель музыки: Но несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича. Его Седьмая симфония, получившая название "Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны.

О композиторе Дмитрии Шостаковиче нам расскажет представитель 2 ряда.

Давайте сейчас прослушаем фрагмент симфонии. Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда. И попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.

Звучит фрагмент 1 части. Далее следуют ответы учеников.

О симфонии №7 рассказывает 3 ряд.

Учитель:    9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли "Ленинградскую” симфонию Д.Д.Шостаковича. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича.

Для того чтобы премьера состоялась, с фронта были присланы музыканты оркестра Радиокомитета, которые за короткий срок смогли подготовить выступление для жителей блокадного города. Концерт стал примером силы духа ленинградцев, которые, невзирая на все тяготы, пришли на концерт. И зрители, и музыканты вели себя так, будто в городе на Неве продолжается нормальная жизнь. Сохранилась легенда, согласно которой музыканты провели целый день в поисках… хотя бы одной целой картофелины. Но не для того, чтобы ее съесть: они хотели, чтобы дирижер оркестра, Карл Элиасберг, вышел на сцену в накрахмаленной манишке, как на настоящем концерте, несмотря на войну и блокаду.

Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв. Спустя много лет после войны немцы говорили: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть..."

Когда оркестр заиграл финал, зал встал.

Учитель: Ребята, мы сегодня о многом говорили, но у нас так и не прозвучала тема сегодняшнего урока. Кто может предложить интересное название, тему урока?

Ответы детей.

Учитель: Первоначально я хотела назвать наш урок «Симфония войны», но познакомившись поближе с различными материалами, пришла к выводу, что правильнее было бы обозначить тему урока как «Симфония грядущей победы»! Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

  1. Закрепление материала.

На партах учащихся лежат кроссворды, которые они должны заполнить в течение 2 минут и сдать работы.

Кроссворд.



  1. Рефлексия.

Во время Великой Отечественной Войны было много больших и маленьких, но все же побед, которые привели к главной Победе над фашистской Германией. Послезавтра мы будем праздновать уже 70-ю годовщину Великой Победы! Давайте сейчас все вместе исполним хотя бы 1 куплет главной песни Дня Победы!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!