СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк" - конспект урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк". Конспект урока по музыке для 2 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Знакомство учащихся с инструментами симфонического оркестра.

Просмотр содержимого документа
«Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк" - конспект урока»

Конспект урока

Педагог: Карабатова Татьяна Павловна

Предмет: Музыка

Класс: 2

Тема урока: Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"



Цель: Воспитание в детях интереса к миру музыки. Создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, речи через учебную деятельность



Задачи:

  • познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска)

  • познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»

  • развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки

  • воспитание культуры слушания симфонической музыки



1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность. Организация рабочего пространства

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД



- Здравствуйте, учитель!






- Да



- Да



- Слушают "В гостях у сказки"

Слайд 1


- В сказку

Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята!


- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

- Скажите, а вы любите путешествовать?


- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы?


- А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни


- Кто догадался, куда мы отправляемся?


- Правильно, в сказку

Учебно-познавательные, личностные

2. Опрос учащихся по пройденному материалу

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для открытия "нового знания"


- Афиши




- афиша - это информация о предстоящем спектакле. Из нее мы можем узнать, как называется спектакль, когда и во сколько он будет. А также где, и какие артисты там будут участвовать.





"Петя и волк"



- С.С. Прокофьев




- Балет "Золушка"

- Посмотрите на слайд, что вы видите?

Слайд 2


- А что такое Афиша и для чего она нужна?








- Правильно. А теперь посмотрите внимательно на афиши, найдите ту, которая указывает на произведение, с которым мы еще не знакомы.


- Хорошо. А как вы думаете, кто написал эту сказку?


- Молодцы. А с каким произведением С.Прокофьева мы встречались уже на уроке?


- Молодцы.

Учебно-познавательные компетенции

3. Изучение нового материала

Цель: Дать учащимся представление об инструментах симфонического оркестра, их тембровой окраской, внешним видом и с темами героев сказки




- Гномик



- Грустное














- Народные


- классические


(ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ)



Проверяют













- на симфоническую




- Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк»



- Познакомиться с симфонической сказкой


- узнать слово «симфоническая»;

- познакомиться с героями сказки;

- познакомиться с сюжетом сказки;

- узнать название инструментов и их звучание





- дети определяют свои цели




- Ответы детей



- симфония

Слайд 8




- в учебнике, в словаре, в интернете и …




- работают со словарем



- читают







- да



- симфонический




На слайде смотрят схему симфонического оркестра

Слайд 9













- Какие герои участвуют в сказке



- в учебник




- открывают учебники. С.90-91

Слайд 10





- работают с учебником


- Петя, птичка, волк, утка, охотники, дедушка, кошка

Слайд 11




- да



- узнать сюжет сказки и познакомиться с инструментами




















- работают с маршрутными листами




Слушают тему Пети

Слайд 13


- веселая


- смелый, находчивый, добрый



- Петю изображают струнные инструменты








Слушают тему птички

Слайд 14


- Быстрая, легкая, порхающая, отрывистая, то плавная, летящая



- Птичку изображает флейта.










Слушают тему утки

Слайд 15


- Медленная, неповоротливая, словно утка ходит неуклюже, вперевалку.


- духовой

















Слушают тему Кошки

Слайд 16


- Коварная, хитрая, словно кошка крадется.



- Наверно тоже духовой.


















Слушают тему Дедушки

Слайд 17


- Строгая, ворчливая, медленная, словно дедушка идет тяжело




- Духовой.









Слушают тему волка

Слайд 18


- Страшная, злая, грозная, резкая




- Тоже духовой























Слушают тему охотников

Слайд 19



- Маршевая, охотники идут. Слышно выстрели ружья



- ударные











- хорошо. Добро побеждает зло.



- струнными, духовыми, ударными






- ответы детей













- рефлексия

- Ой, ребята, кажется мы куда-то попали. Кто это?

Слайд 3


- А вы заметили ребята его настроение? Какое оно?


- Правильно. А грустное оно у него потому, что к нему пришли гости, Тим и Антон и принесли с собой инструменты. Хотели они вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала.

Слайд 4


- Ребята, помогите Тиму и Антону собрать свои инструменты.

- Какие инструменты мы будем собирать для Тома?


-Какие для Антона?




- Проверьте себя.

Слайд 5


- Молодцы, ребята! И в благодарность Антон приготовил нам самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в концертный зал на симфоническую сказку. Дает нам пригласительный билет с помощью которого мы попадем в сказку.

Слайд 6


- Посмотрите внимательно на пригласительный билет. На какую сказку нас приглашает Антон?


- Кто может мне сказать, о чем тогда на уроке у нас сегодня пойдет речь? Кто может назвать тему урока?



-Теперь давайте определим цель нашего урока



Задачи нашего урока:









- А теперь скажите, какую цель лично для себя вы хотите поставить на уроке

(запишите ее в свои маршрутные листы)


- А как вы думаете, почему сказка называется "симфоническая"?

Слайд 8


Слово "симфоническая" от какого произошло слова



- Что же может означать это слово?

- Где мы с вами может узнать эту информацию?



- Правильно. У вас на столах лежат словарики. Откройте и прочитайте, что значит это слово


- Итак, кто может прочитать, что значит слово «симфония»?


- симфония это музыкальное произведение для оркестра.

Слайд 8


- Мы хотели узнать, что значит это слово? Мы выполнили эту задачу?


- А как может называться такой оркестр?


- Симфонический оркестр - это самый большой оркестр. Посмотрите на его схему.




- С.С. Прокофьев, создавая сказку, хотел помочь детям "войти" в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.


-Что нам теперь необходимо узнать?



- Куда мы можем обратиться с вами за данной информацией?



- Откройте пожалуйста учебники, найдите нашу тему.



- Теперь возьмите свои маршрутные листы и выпишите в первую колонку всех героев, которые участвуют в сказке


- Каких героев вы там встретили?




- Молодцы. Мы ставили перед собой задачу узнать героев сказки. Мы выполнили?


- Какая следующая задача стоит перед нами?




Каждый персонаж сказки изображен каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется.


- Перед нашим путешествием давайте мы немного отдохнем, а то путь предстоит долгий.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 12


- По ходу сказки вы должны будете в свои маршрутные листы (во вторую колонку) выписать музыкальные инструменты, которые изображают каждого героя. (напротив героя)



Сказка.

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку.



Какая мелодия у Пети?


Какой Петя?


- Как вы думаете, какие инструменты изображают Петю?



- Правильно. Они мягкие, с теплым тембром: скрипка, альт, виолончель, контрабас.


На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. "Все вокруг спокойно", - весело закричала она.



- Какая мелодия у птички?




- А какой инструмент изображает птичку?


- Правильно. Звук у нее светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.


Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.



- Какая мелодия у утки?




- А утку какой играет инструмент?


- Совершенно верно. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье.


Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей - Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется кошка. Кошка подумала: "Птичка занята спором? Сейчас я ее сцапаю". И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.



Какая мелодия у кошки?



- А можете ли вы определить, какой инструмент изображает кошку?


- Правильно. Мелодию кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Кошку, готовую наброситься на жертву, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками.


"Берегись!" - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи, сердито закрякала на кошку.

Вышел дедушка. Он сердился, что Петя ушел за калитку. Места опасные. Если из лесу придет волк, что тогда?



- Какая мелодия у дедушки?




- а какие инструменты так хорошо изображают дедушку. Струнные или духовые?


- Верно. Мелодию дедушки играет Фагот - самый низкий деревянный духовой инструмент.


Дедушка увел Петю домой и крепко запер калитку. И действительно, не успел Петя с дедушкой уйти, как из леса показался огромный серый волк.



- Какая мелодия у волка?



- Посмотрите в учебник пожалуйста и определите, какой же инструмент или инструменты изображают волка.


- Правильно. Только он не один, а их три. Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды - некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые.


Кошка быстро залезла на дерево, а утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.

Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте волка еще туже.

Из леса выходят охотники. Любимое дело охотников - пострелять.



- Какая мелодия у охотников? Что вы услышали в их теме?



- какие инструменты хорошо имитируют звук выстрелов?


- Правильно. Выстрелы изображают гром барабанов и литавры - это ударные инструменты.


Они давно следили за волком. Петя помогает им связать волка и отвести его в зоопарк.


- Скажите пожалуйста, как заканчивается сказка?



- С какими инструментами оркестра мы сегодня с вами познакомились?



- Давайте мы снова вернемся к нашей цели и задачам, которые поставили в начале урока. Со всем ли мы справились? Все ли достигли?

Слайд 20


- На следующем уроке мы с вами продолжим наше путешествие, проверим ваши маршрутные листы и я приготовлю для вас маленький сюрприз, но это потом.


- А сейчас пожалуйста возьмите свои маршрутные листы и нарисуем наше настроение. Если вам понравилось наше путешествие нарисуйте

Если не очень понравилось

А кому не понравилось

Слайд 21


Учебно-познавательные,

Регулятивные,

Коммуникативные

4. Задание на дом

Цель: Продолжить и закрепить изучение симфонической сказки С.С. Прокофьева "Петя и волк"













Записывают домашнее задание в дневник

- А сейчас откройте пожалуйста дневники.

Вам предлагается на выбор три задания. Выберите себе одно, которое бы вы хотели выполнить дома и запишите его в дневник.

1. нарисовать любого понравившегося героя

2. нарисовать афишу к данному произведению

3. сделать приглашение на сказку

Слайд 22



Спасибо за урок!

Слайд 23


Учебно-познавательные компетенции




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!