- Гномик - Грустное - Народные - классические (ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ) Проверяют - на симфоническую - Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» - Познакомиться с симфонической сказкой - узнать слово «симфоническая»; - познакомиться с героями сказки; - познакомиться с сюжетом сказки; - узнать название инструментов и их звучание - дети определяют свои цели - Ответы детей - симфония Слайд 8 - в учебнике, в словаре, в интернете и … - работают со словарем - читают - да - симфонический На слайде смотрят схему симфонического оркестра Слайд 9 - Какие герои участвуют в сказке - в учебник - открывают учебники. С.90-91 Слайд 10 - работают с учебником - Петя, птичка, волк, утка, охотники, дедушка, кошка Слайд 11 - да - узнать сюжет сказки и познакомиться с инструментами - работают с маршрутными листами Слушают тему Пети Слайд 13 - веселая - смелый, находчивый, добрый - Петю изображают струнные инструменты Слушают тему птички Слайд 14 - Быстрая, легкая, порхающая, отрывистая, то плавная, летящая - Птичку изображает флейта. Слушают тему утки Слайд 15 - Медленная, неповоротливая, словно утка ходит неуклюже, вперевалку. - духовой Слушают тему Кошки Слайд 16 - Коварная, хитрая, словно кошка крадется. - Наверно тоже духовой. Слушают тему Дедушки Слайд 17 - Строгая, ворчливая, медленная, словно дедушка идет тяжело - Духовой. Слушают тему волка Слайд 18 - Страшная, злая, грозная, резкая - Тоже духовой Слушают тему охотников Слайд 19 - Маршевая, охотники идут. Слышно выстрели ружья - ударные - хорошо. Добро побеждает зло. - струнными, духовыми, ударными - ответы детей - рефлексия | - Ой, ребята, кажется мы куда-то попали. Кто это? Слайд 3 - А вы заметили ребята его настроение? Какое оно? - Правильно. А грустное оно у него потому, что к нему пришли гости, Тим и Антон и принесли с собой инструменты. Хотели они вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала. Слайд 4 - Ребята, помогите Тиму и Антону собрать свои инструменты. - Какие инструменты мы будем собирать для Тома? -Какие для Антона? - Проверьте себя. Слайд 5 - Молодцы, ребята! И в благодарность Антон приготовил нам самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в концертный зал на симфоническую сказку. Дает нам пригласительный билет с помощью которого мы попадем в сказку. Слайд 6 - Посмотрите внимательно на пригласительный билет. На какую сказку нас приглашает Антон? - Кто может мне сказать, о чем тогда на уроке у нас сегодня пойдет речь? Кто может назвать тему урока? -Теперь давайте определим цель нашего урока Задачи нашего урока: - А теперь скажите, какую цель лично для себя вы хотите поставить на уроке (запишите ее в свои маршрутные листы) - А как вы думаете, почему сказка называется "симфоническая"? Слайд 8 Слово "симфоническая" от какого произошло слова - Что же может означать это слово? - Где мы с вами может узнать эту информацию? - Правильно. У вас на столах лежат словарики. Откройте и прочитайте, что значит это слово - Итак, кто может прочитать, что значит слово «симфония»? - симфония это музыкальное произведение для оркестра. Слайд 8 - Мы хотели узнать, что значит это слово? Мы выполнили эту задачу? - А как может называться такой оркестр? - Симфонический оркестр - это самый большой оркестр. Посмотрите на его схему. - С.С. Прокофьев, создавая сказку, хотел помочь детям "войти" в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. -Что нам теперь необходимо узнать? - Куда мы можем обратиться с вами за данной информацией? - Откройте пожалуйста учебники, найдите нашу тему. - Теперь возьмите свои маршрутные листы и выпишите в первую колонку всех героев, которые участвуют в сказке - Каких героев вы там встретили? - Молодцы. Мы ставили перед собой задачу узнать героев сказки. Мы выполнили? - Какая следующая задача стоит перед нами? Каждый персонаж сказки изображен каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. - Перед нашим путешествием давайте мы немного отдохнем, а то путь предстоит долгий. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 12 - По ходу сказки вы должны будете в свои маршрутные листы (во вторую колонку) выписать музыкальные инструменты, которые изображают каждого героя. (напротив героя) Сказка. Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Какая мелодия у Пети? Какой Петя? - Как вы думаете, какие инструменты изображают Петю? - Правильно. Они мягкие, с теплым тембром: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. "Все вокруг спокойно", - весело закричала она. - Какая мелодия у птички? - А какой инструмент изображает птичку? - Правильно. Звук у нее светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. - Какая мелодия у утки? - А утку какой играет инструмент? - Совершенно верно. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей - Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется кошка. Кошка подумала: "Птичка занята спором? Сейчас я ее сцапаю". И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. Какая мелодия у кошки? - А можете ли вы определить, какой инструмент изображает кошку? - Правильно. Мелодию кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Кошку, готовую наброситься на жертву, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. "Берегись!" - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи, сердито закрякала на кошку. Вышел дедушка. Он сердился, что Петя ушел за калитку. Места опасные. Если из лесу придет волк, что тогда? - Какая мелодия у дедушки? - а какие инструменты так хорошо изображают дедушку. Струнные или духовые? - Верно. Мелодию дедушки играет Фагот - самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увел Петю домой и крепко запер калитку. И действительно, не успел Петя с дедушкой уйти, как из леса показался огромный серый волк. - Какая мелодия у волка? - Посмотрите в учебник пожалуйста и определите, какой же инструмент или инструменты изображают волка. - Правильно. Только он не один, а их три. Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды - некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Кошка быстро залезла на дерево, а утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает. Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте волка еще туже. Из леса выходят охотники. Любимое дело охотников - пострелять. - Какая мелодия у охотников? Что вы услышали в их теме? - какие инструменты хорошо имитируют звук выстрелов? - Правильно. Выстрелы изображают гром барабанов и литавры - это ударные инструменты. Они давно следили за волком. Петя помогает им связать волка и отвести его в зоопарк. - Скажите пожалуйста, как заканчивается сказка? - С какими инструментами оркестра мы сегодня с вами познакомились? - Давайте мы снова вернемся к нашей цели и задачам, которые поставили в начале урока. Со всем ли мы справились? Все ли достигли? Слайд 20 - На следующем уроке мы с вами продолжим наше путешествие, проверим ваши маршрутные листы и я приготовлю для вас маленький сюрприз, но это потом. - А сейчас пожалуйста возьмите свои маршрутные листы и нарисуем наше настроение. Если вам понравилось наше путешествие нарисуйте Если не очень понравилось А кому не понравилось Слайд 21 | Учебно-познавательные, Регулятивные, Коммуникативные |