Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности | -Сегодня на уроке мы обратимся к сказке -«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок…» Чем нас привлекают сказки ? На чём они строятся? (вывести на мысль о борьбе добра и зла , где побеждает добро) -В сказках |всегда есть добрые силы, которые помогают человеку, но есть и злые силы. У вас было домашнее задание по группам познакомиться со сказочными персонажами- Кикиморой и Котом –Баюном в народном сказании . Какие они? У вас ещё было задание представить какая музыка соответствует по-вашему каждому из персонажей? Какими средствами выразительности вы бы нарисовали музыкальные портреты? Предлагает послушать симфоническую миниатюру А.К.Лядова «Кикимора» в основу которого положено известное детям сказание о кикиморе и определить: где музыка рисует портет Кота- Баюна, а где Кикимору? Задание по группам: 1гр. – поднять руку, когда в музыке услышат интонации характеризующие Кикимору 2гр. – интонации Кота-Баюна. | Предполагаемые ответы: (сказочные герои отважны, смелы, бескорыстны, настойчивы в достижении цели, добры и отзывчивы к чужому горю) Предполагаемые ответы: (Кикимора – злая, вредная, страшная, хитрая… Кот-Баюн-добрый, мудрый, спокойный, рассудительный…) Предполагаемые ответы: (Кикимора- темп быстрый, мелодия скачками, динамика громкая… Кот- Баюн- темп медленный, мелодия плавная, динамика тихая….) Восприятие музыки и выполнение задания. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учителем и обучающимися. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Каждая группа верно определила по музыке своего персонажа. А почему, что вам помогло выполнить эту задачу? Предлагает продемонстрировать каждой группе рисунки своего персонажа и дать характеристику музыке которая ему соответствовала | Предполагаемые ответы: (читали сказание, рисовали героев, представляли музыку, музыка соответствует образу …) Демонстрируют рисунки и анализируют образы: (Музыка Кикиморы- громкая, резкая, скачками,злая.. Кот-Баюн– музыка мягкая, убаюкивающая, спокойная…) | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, к обучению и познанию. Коммуникативные: совершенствование учебного сотрудничества в процессе музыкальной деятельности познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи | Знакомит обучающихся с определением «программной музыки» Предлагает учащимся, получившим это домашнее задание рассказать о влиянии народного сказочного фольклора на творчество русского композитора А.К.Лядова Задаёт вопрос: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ Кикиморы и Кота-Баюна? Отличаются ли интонации Кота-Баюна от интонаций Кикиморы, чем? | Рассказывают о роли в творчестве А.К.Лядова увлечением народным сказочным фольклором и реализации в «программной музыке» Предполагаемые ответы: (Кикимора – быстрый темп, высокий регистр, визгливые интонации… Кот-Баюн- медленный темп, интонации покоя, напоминают колыбельную, музыка волшебная | Личностные: смыслообразование Регулятивные: целепологание; Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели. |
4.Построение проекта выхода из затруднений | -Как вы думаете Кикимора может понравиться, несет ли она добро людям? -Хотелось бы ей помочь исправиться? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Какое музыкальное произведение вам рассказало об этих героях? А кто его автор? А теперь объедините ваши ответы и… что получилось? | Предполагаемые ответы (Нет. Кикимора злая, но её жалко, у нее нет ни друзей, ни семьи…) Да Предполагаемые ответы ( «Добро и зло», «Кикимора и Кот-Баюн»…). Симфоническая миниатюра композитора А.К.Лядова «Сказочные персонажи в музыке А.К.Лядова» | Личностные: формирование основ гражданской идентичности; Регулятивные: прогнозирование; Познавательные: Логические – решение проблемы, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Первичное закрепление | Задание для групп: Составить кластер образа Кикиморы Составить кластер образа Кота-Баюна. | (Предполагаемые кластеры) «Кикмора» - зло , сказание, болото, зеленый цвет, прыгающая, корявая, неопрятна… «Кот-Баюн»- добро, колыбельная, сказание, Лядов, фольклор, песенность… | Личностные: ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Задание по группам: составление «паспорта» музыкальных сказочных персонажей на основе разработанных кластеров по представленным пунктам. | Обучающиеся составляют по группам паспорт музыкальных сказочных персонажей | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности. | Продолжить фразу: Ко мне в гости пришла Кикимора, я… Мне понравилось… Что нового узнал … Я хотел бы еще узнать… | Предполагаемые ответы: ( сделаю прическу, напою чаем, надену мамино красивое платье, подарю музыкальный центр, т.к. музыка делает человека добрей….) (работать в группе, делать музыкальный паспорт героя, музыка, Кикимора, Кот-Баюн, урок …) (миниатюра, программная музыка, услышали музыку А.К.Лядова, прочитали народное сказание..) (познакомиться с другими произведениями А.К.Лядова, с картинами русских художников, изображающих сказочных ге роев..) | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: самоопределение, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. |
8.Домашнее задание | Повторить в учебние определение «Программной музыки» | Записывают в творческую тетрадь | Регулятивные: саморегуляция |
9.Итог урока | | | Во время урока сформированы УУД: Познавательные – формулирование проблемы;осознанное построение речевого высказывания; моделирование; анализ и синтез; Коммуникативные –умение работать в группах, взаимодействовать друг с другом и с учителем; Регулятивные – умение планировать и организовывать собственные действия в процессе восприятия и анализа музыкального произведения; Личностные – - личностная эмоциональная отзывчивость на образы добра и зла -стремление к деятельностной помощи. |