Е. Е. Силич, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 9 г. Жодино» Минской области
А. А. Фет — «поэт мгновения» X класс
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью гениального поэта А. А. Фета и его творчеством.
Задачи:
раскрыть индивидуальные особенности лирики поэта, определить черты импрессионизма в его стихах;
способствовать развитию у учащихся критического мышления, умений анализировать поэтические тексты, выделять главное, делать выводы;
способствовать воспитанию чувства прекрасного посредством стихов А. А. Фета.
Оборудование: телевизор, видеоролики со стихами, тексты стихов А. А. Фета, репродукции картин художников-импрессионистов, раздаточный материал (конверты с вопросами), белые листы для схемы «Поэзия А. А. Фета».
Тип урока: комбинированный с использованием интерактивных элементов.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, начать урок. Ответьте на вопрос: с каким настроением и с какой целью каждый из вас пришёл на урок? (Ответы учащихся.)
Вместе определим тему нашего урока, которая зашифрована на доске. Отбросьте непарные твёрдые согласные — и вы узнаете тему.
ШЦФЖЕШТ — «ЖПШОЦЭЖТШ МЦГНЖОЦВЖЕНШИЦЯ»
(Фет — «поэт мгновения».)
Афанасий Афанасьевич Фет — необычный поэт. Это очень тонко подметил писатель Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой — там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет — поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе...» В чём же заключается необычность его поэзии? Попробуем сегодня в этом разобраться.
Как стыдно луку перед розой,
Хотя стыда причины нет,
Так стыдно нам ответить прозой
На вызов Ваш, любезный Фет.
Итак, пишу впервой стихами,
Но не без робости ответ.
Когда? Куда? Решайте сами,
Но заезжайте к нам, о Фет!
(Из письма Л. Н. Толстого Фету)
Проверка домашнего задания.
Приём «Атомы и молекулы».
Детям вручаются полоски с предложениями из биографии поэта, которые разрезаны пополам по количеству детей в классе. «Атомы» объединяются и получаются «молекулы».
Что в биографии поэта вас удивляет, восхищает или вызывает сочувствие? (Ответы учащихся.)
III. Актуализация знаний и умений учащихся.
Одна известная женщина-политик в своём интервью рассказывала, как встречалась с мудрейшим Далай-ламой XIV, которому 84 года. Она спросила, может ли любой человек быть счастливым. Он ответил, что да, но при условии, что в душе человека есть гармония и он умеет её сохранять. Когда в человеке преобладает интеллектуальное развитие — это не очень хорошо. Когда чувства преобладают над интеллектом — это тоже нехорошо. А вот когда интеллект и чувства у человека пребывают в равновесии, то тогда он ощущает гармонию... и счастлив. Что сегодня в нашу насыщенную информацией жизнь может привнести гармонию? Предлагаю взять томик стихов Афанасия Фета, остановить время и наполнить свою жизнь красивыми мгновениями.
Афанасия Фета называют певцом прекрасных мгновений жизни человека и природы. Существование вне этих мгновений, по мнению поэта, бессмысленно, безобразно и скучно. Именно на прекрасных мгновениях бытия сосредоточил своё внимание Фет-поэт.
Работа с текстом «Глазами художника» (Приложение 1).
Прослушайте внимательно текст (читает подготовленный учащийся) и ответьте на вопрос: какую параллель можно провести между этим текстом и стихами Фета? (Определяется ключевое слово «импрессионизм».)
Работа с репродукциями картин художников-импрессионистов.
Мы помним с прошлого урока, что слово импрессионизм в переводе с французского означает впечатление. Посмотрите на репродукции картин известных мастеров.
На первой мы видим, как Пьер Огюст Ренуар мастерски изобразил штрихами, мазками лес (картина «В лесу»). На второй (картина «Цветы»), автор которой художник-импрессионист Виктор Зундалев, изображена пышная сирень, от которой глаз не оторвать. Автор нам как бы говорит: «Полюбуйтесь и вы вместе со мной!» А Владимир Гусев на картине «Пикник» запечатлел прекрасный и счастливый момент — отдых на природе. Ребята, что объединяет все эти картины? (Лёгкость, красота, позитивное отношение к жизни.)
Художественный анализ стихотворений А. А. Фета.
Стихотворение «Скрип шагов вдоль улиц белых...».
Стихотворение читает учащийся; ученики работают в парах по заранее приготовленным вопросам (в конвертах).
Какую картину рисует автор? (Картину морозной зимней ночи.)
Назовите черты импрессионизма. («Штрихи и мазки» — звуковые и цветовые детали в стихотворении.)
Какие звуковые детали вы нашли в стихотворении? (Тишина, скрип шагов.)
А какие цветовые детали использует Фет? (Белые улицы, серебристый пух ресниц, хрустальная изморозь, ясный воздух.)
Какие ещё изобразительные средства вы можете назвать? (Ответы учащихся.)
Поэта привлекали неуловимые, загадочные ощущения, которые человек испытывает, когда созерцает природу. Его поэзия — это не поэзия мысли, а поэзия ощущения. «Схватить» это ощущение, попытаться выразить «невыразимое», остановить мгновение, запечатлеть его в стихотворении — вот задача поэта. Так постигается и увековечивается красота мира и чувства. Поэтому манера Фета — это письмо штрихами, мазками, которые он накладывает на своё лирическое полотно. Ребята, в каком ещё стихотворении, прочитанном вами, передаётся состояние природы и человека ночью? ( «Шёпот, робкое дыханье...» )
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...».
Стихотворение читает подготовленный учащийся; ученики работают в парах по заранее подготовленным вопросам (в конвертах).
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» подлинно новаторское, самое необычное и нетрадиционное. Что в нём оригинального? (Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим.)
Поэзию Фета называют «безглагольной», и это один из приёмов импрессионистской манеры лирического письма.
Главное смысловое поле стихотворения — между словами, за словами. «За словами» развивается и основная тема стихотворения... Какая? (Чувство любви.)
Справка. История создания стихотворения связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой Афанасий Фет познакомился в 1848 году, когда служил на границе Херсонской и Киевской губерний. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьёзные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей. Однако из-за материальных проблем влюблённые вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания Мария Лазич умерла. До сих пор неизвестно, был это несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что расстался с возлюбленной. Мария — та, которой адресовано не только анализируемое стихотворение, поэт посвящал ей строки до самой смерти.
— Как и Фёдор Тютчев, Афанасий Фет — певец ночи. Всё самое главное и сокровенное происходит вечером, в сумерках, ночью. Ночь, как поэзия, — прибежище от суетного дня, ночью «сердце опять суеверней», «как-то вольнее дышать», «крылья растут у каких-то воздушных стремлений», душа полна «молодой и безграничной верой», «ум светлей, мирнее нрав», «как в желаниях, всё беспредельно», «сердце цветёт». Частыми атрибутами фетовской ночи являются луна, звёзды, соловей, тени, вечерняя заря.
Последние слова стихотворения «Шёпот, робкое дыханье...» — И заря, заря... — звучат не в ряду других, а выделены отдельно. Что, на ваш взгляд, означает заря? (В контексте стихотворения заря — высшее выражение чувства, свет любви.)
Если бы вы были художниками-импрессионистами, какую бы вы картину нарисовали к этому стихотворению? (Ответы учащихся.)
Сравните своё представление с иллюстрацией, созданной другом Афанасия Фета Яковом Полонским. Насколько удачной вы её находите? (Ответы учащихся.)
Стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы...».
Демонстрируется видеоролик; ученики работают в парах по заранее подготовленным вопросам (в конвертах).
Самым трудным временем для внешней и внутренней жизни фетовского лирического героя являются осень и зима, поэтому и возникло такое стихотворение, как «Учись у них — у дуба, у берёзы...».
Чему можно поучиться у дуба, берёзы? (Терпению, мужеству и вере, хотя «за сердце хватает холод лютый».)
Удачно ли, на ваш взгляд, снят видеоролик к стихотворению? Что бы вы изменили? (Ответы учащихся.)
Ребята, сформулируйте вопрос по данному стихотворению и задайте его одноклассникам.
Что скрывается за авторским призывом «молчи и ты»? (Ответы учащихся.)
«Но верь весне...» Почему весне?
Придёт весна, «теплом и жизнию дыша», и наступят ясные дни и новые откровения, ради этих дней «скорбящая душа» должна «переболеть», перетерпеть и возродиться к новой жизни. Финал стихотворения достаточно позитивный.
Физкультминутка
Чтобы утро было радостным, начинайте его с зарядки. Это проверено! А после длительного чтения, письма или работы за компьютером полезна зарядка для глаз. Итак, «нарисуйте» глазами буквы а, ф, е, т. И так повторите 3 раза. Такие упражнения для укрепления глаз делают лётчики и космонавты, обводя глазами все буквы алфавита.
Стихотворение «Это утро, радость эта...».
Следующее стихотворение поэта «Это утро, радость эта...» — одно из самых жизнеутверждающих.
Прослушайте видеоролик к стихотворению, повернувшись спиной к экрану.
Если бы вы снимали свой небольшой ролик к этому стихотворению, какой бы видеоряд подобрали?
Давайте теперь посмотрим на экран...
Стихотворение звучит второй раз. Ребята сопоставляют результаты словесного рисования с увиденным на экране.
В стихотворении много существительных-подлежащих, и все 18 строк начинаются с указательного местоимения это. Назовите приём. (Анафора.)
Какого эффекта добивается автор с помощью данной стилистической фигуры речи? (Ответы учащихся.)
Анафора необходима поэту, чтобы передать свои ощущения не от весны вообще, а именно от этой весны, которую поэт наблюдает и ощущает теперь, сейчас, сию минуту во всей её движущейся, развёртывающейся панораме.
Справка. Стихотворения Фета удивительно музыкальны. Это почувствовал Пётр Чайковский: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Сам Фет писал, что «поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны».
Что же придаёт фетовскому слогу музыкальность? Едва ли не в первую очередь — повторы. Немецкий композитор и теоретик музыки Веберн писал: «Как легче всего добиться наглядности? — Путём повторения. На этом зиждется всё формообразование, все музыкальные формы строятся на этом принципе». К поэзии эти слова тоже применимы. Тем более к поэзии, которая, как у Фета, близка к музыке.
Важно, что в своих стихах Афанасий Фет часто использует женскую рифму. Сплошная женская рифмовка во всём стихотворении встречается нечасто. Из поэтов XIX века чаще других она встречается именно у Фета. И в большей мере это объясняется его влечением к музыкально целостным стиховым композициям. Женские рифмы, в отличие от мужских, более протяжные, ибо они кончаются не ударным, а безударным слогом. Эта их протяжность и создаёт музыкальность стиха.
Самые музыкальные согласные — это сонорные [л], [р]. Аллитерацию на эти звуки часто можно встретить в стихотворных строчках поэта, что тоже является признаком музыкальности стиха.
Ребята, отыщите, пожалуйста, в стихах Афанасий Фета примеры повторов, женской рифмы и аллитерации.
Закрепление изученного материала.
Мы познакомились сегодня лишь с некоторыми поэтическими миниатюрами Афанасия Фета, но уже по этим стихам виден почерк блестящего мастера. Отобразим всё сказанное в небольшой схеме «Поэзия Фета».
Учащиеся двух соседних парт поворачиваются друг к другу, образуя четвёрку, и на белых листах чертят схему «Поэзия А. Фета».
Поэзия А. Фета (признаки)
Какой из этих признаков, на ваш взгляд, доминантный? (Музыкальность.)
Подведение итогов урока.
Афанасий Фет — представитель «чистого искусства». Он был непримиримым противником наставлений и нравоучений в поэзии. Самое главное для него — воспевание красоты. Красота, с точки зрения Фета, — это всемирное гармоничное начало: «Целый мир от красоты, //От велика и до мала...». Красота вечна. И это служит утешением поэту, так как «то, что вечно, человечно». Красота повсюду, необходимо только её уловить: в природе, в человеческих отношениях. Сегодня мы учились у Афанасия Афанасьевича замечать прекрасные мгновения, любоваться ими, радоваться жизни, несмотря ни на что, наполнять себя гармонией. Почаще открывайте томики стихов гениального поэта и читайте их. Уверена, что это время не пройдёт даром.
Рефлексия.
Продолжите фразу Сегодня на уроке я понял(а)...
Какое стихотворение Афанасия Фета вам больше всего понравилось? Почему?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение Фета наизусть (на выбор).
Приложение 1
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.
Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.