СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИЛИЧ Е.Е. Урок "А. А. Фет — «поэт мгновения»" РЯиЛ 2020-10

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИЛИЧ Е.Е. Урок "А. А. Фет — «поэт мгновения»" РЯиЛ 2020-10

Просмотр содержимого документа
«СИЛИЧ Е.Е. Урок "А. А. Фет — «поэт мгновения»" РЯиЛ 2020-10»

Е. Е. Силич, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 9 г. Жодино» Минской области

А. А. Фет — «поэт мгновения» X класс


Цель урока: заинтересовать учащихся личностью гениального поэта А. А. Фета и его творчеством.

Задачи:

  • раскрыть индивидуальные особенности лирики поэта, определить черты импрессио­низма в его стихах;

  • способствовать развитию у учащихся критического мышления, умений анализиро­вать поэтические тексты, выделять главное, делать выводы;

  • способствовать воспитанию чувства прекрасного посредством стихов А. А. Фета.

Оборудование: телевизор, видеоролики со стихами, тексты стихов А. А. Фета, ре­продукции картин художников-импрессионистов, раздаточный материал (конверты с вопросами), белые листы для схемы «Поэзия А. А. Фета».

Тип урока: комбинированный с использо­ванием интерактивных элементов.

Формы организации познавательной де­ятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Здравствуйте, ребята! Помогите, пожа­луйста, начать урок. Ответьте на вопрос: с каким настроением и с какой целью каждый из вас пришёл на урок? (Ответы учащихся.)

  • Вместе определим тему нашего урока, которая зашифрована на доске. Отбросьте непарные твёрдые согласные — и вы узнаете тему.

ШЦФЖЕШТ — «ЖПШОЦЭЖТШ МЦГНЖОЦВЖЕНШИЦЯ»

(Фет — «поэт мгновения».)

  • Афанасий Афанасьевич Фет — необыч­ный поэт. Это очень тонко подметил писа­тель Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой — там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лун­ный свет или луч утренней зари переливают­ся в звук. Фет — поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе...» В чём же заключается необыч­ность его поэзии? Попробуем сегодня в этом разобраться.

Как стыдно луку перед розой,

Хотя стыда причины нет,

Так стыдно нам ответить прозой

На вызов Ваш, любезный Фет.

Итак, пишу впервой стихами,

Но не без робости ответ.

Когда? Куда? Решайте сами,

Но заезжайте к нам, о Фет!

(Из письма Л. Н. Толстого Фету)

  1. Проверка домашнего задания.

Приём «Атомы и молекулы».

  • Проверяем первую часть домашнего задания — биографию Фета.

Детям вручаются полоски с предложени­ями из биографии поэта, которые разреза­ны пополам по количеству детей в классе. «Атомы» объединяются и получаются «мо­лекулы».

  • Что в биографии поэта вас удивляет, восхищает или вызывает сочувствие? (От­веты учащихся.)

III. Актуализация знаний и умений уча­щихся.

  • Одна известная женщина-политик в своём интервью рассказывала, как встреча­лась с мудрейшим Далай-ламой XIV, кото­рому 84 года. Она спросила, может ли любой человек быть счастливым. Он ответил, что да, но при условии, что в душе человека есть гармония и он умеет её сохранять. Когда в человеке преобладает интеллектуальное раз­витие — это не очень хорошо. Когда чувства преобладают над интеллектом — это тоже нехорошо. А вот когда интеллект и чувства у человека пребывают в равновесии, то тог­да он ощущает гармонию... и счастлив. Что сегодня в нашу насыщенную информацией жизнь может привнести гармонию? Пред­лагаю взять томик стихов Афанасия Фета, остановить время и наполнить свою жизнь красивыми мгновениями.

Афанасия Фета называют певцом пре­красных мгновений жизни человека и при­роды. Существование вне этих мгновений, по мнению поэта, бессмысленно, безобразно и скучно. Именно на прекрасных мгновениях бытия сосредоточил своё внимание Фет-поэт.

  1. Работа с текстом «Глазами художни­ка» (Приложение 1).

  • Прослушайте внимательно текст (чи­тает подготовленный учащийся) и ответьте на вопрос: какую параллель можно провести между этим текстом и стихами Фета? (Опре­деляется ключевое слово «импрессионизм».)

  1. Работа с репродукциями картин художников-импрессионистов.

  • Мы помним с прошлого урока, что слово импрессионизм в переводе с француз­ского означает впечатление. Посмотрите на репродукции картин известных мастеров.




На первой мы видим, как Пьер Огюст Ре­нуар мастерски изобразил штрихами, мазками лес (картина «В лесу»). На второй (картина «Цветы»), автор которой художник-импресси­онист Виктор Зундалев, изображена пышная сирень, от которой глаз не оторвать. Автор нам как бы говорит: «Полюбуйтесь и вы вме­сте со мной!» А Владимир Гусев на картине «Пикник» запечатлел прекрасный и счастли­вый момент — отдых на природе. Ребята, что объединяет все эти картины? (Лёгкость, кра­сота, позитивное отношение к жизни.)


  1. Художественный анализ стихотворе­ний А. А. Фета.

  1. Стихотворение «Скрип шагов вдоль улиц белых...».

Стихотворение читает учащийся; учени­ки работают в парах по заранее приготов­ленным вопросам (в конвертах).

  • Какую картину рисует автор? (Карти­ну морозной зимней ночи.)

  • Назовите черты импрессионизма. («Штрихи и мазки» — звуковые и цвето­вые детали в стихотворении.)

  • Какие звуковые детали вы нашли в стихотворении? (Тишина, скрип шагов.)

  • А какие цветовые детали использует Фет? (Белые улицы, серебристый пух рес­ниц, хрустальная изморозь, ясный воздух.)

  • Какие ещё изобразительные средства вы можете назвать? (Ответы учащихся.)

  • Поэта привлекали неуловимые, зага­дочные ощущения, которые человек испы­тывает, когда созерцает природу. Его поэзия — это не поэзия мысли, а поэзия ощущения. «Схватить» это ощущение, попытаться вы­разить «невыразимое», остановить мгно­вение, запечатлеть его в стихотворении — вот задача поэта. Так постигается и увековечи­вается красота мира и чувства. Поэтому манера Фета — это письмо штрихами, мазками, кото­рые он накладывает на своё лирическое полот­но. Ребята, в каком ещё стихотворении, прочи­танном вами, передаётся состояние природы и человека ночью? ( «Шёпот, робкое дыханье...» )

  1. Стихотворение «Шёпот, робкое дыха­нье...».

Стихотворение читает подготовленный учащийся; ученики работают в парах по заранее подготовленным вопросам (в кон­вертах).

  • Стихотворение «Шёпот, робкое дыха­нье...» подлинно новаторское, самое необыч­ное и нетрадиционное. Что в нём оригиналь­ного? (Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые назы­ваются одно за другим.)

  • Поэзию Фета называют «безглаголь­ной», и это один из приёмов импрессионист­ской манеры лирического письма.

  • Главное смысловое поле стихотворения — между словами, за словами. «За словами» развивается и основная тема стихотворения... Какая? (Чувство любви.)

Справка. История создания стихотворения связана с любовью поэта к Марии Лазич. С де­вушкой Афанасий Фет познакомился в 1848 го­ду, когда служил на границе Херсонской и Ки­евской губерний. Молодого человека часто при­глашали на балы. На одном из них он увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьёз­ные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей. Однако из-за материальных проблем влюблённые вынуж­дены были расстаться. Вскоре после расставания Мария Лазич умерла. До сих пор неизвестно, был это несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что расстался с возлюбленной. Мария — та, которой адресовано не только анализируемое стихотворение, поэт по­свящал ей строки до самой смерти.

Как и Фёдор Тютчев, Афанасий Фет — певец ночи. Всё самое главное и сокровен­ное происходит вечером, в сумерках, ночью. Ночь, как поэзия, — прибежище от сует­ного дня, ночью «сердце опять суеверней», «как-то вольнее дышать», «крылья растут у каких-то воздушных стремлений», душа полна «молодой и безграничной верой», «ум светлей, мирнее нрав», «как в желаниях, всё беспредельно», «сердце цветёт». Частыми атрибутами фетовской ночи являются луна, звёзды, соловей, тени, вечерняя заря.

  • Последние слова стихотворения «Шё­пот, робкое дыханье...» — И заря, заря... — звучат не в ряду других, а выделены от­дельно. Что, на ваш взгляд, означает заря? (В контексте стихотворения зарявыс­шее выражение чувства, свет любви.)

  • Если бы вы были художниками-импрессионистами, какую бы вы картину нарисовали к этому стихотворению? (Ответы учащихся.)

  • Сравните своё представление с иллю­страцией, созданной другом Афанасия Фета Яковом Полонским. Насколько удачной вы её находите? (Ответы учащихся.)


  1. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы...».

Демонстрируется видеоролик; ученики работают в парах по заранее подготовлен­ным вопросам (в конвертах).

  • Самым трудным временем для внеш­ней и внутренней жизни фетовского лириче­ского героя являются осень и зима, поэтому и возникло такое стихотворение, как «Учись у них — у дуба, у берёзы...».

  • Чему можно поучиться у дуба, берёзы? (Терпению, мужеству и вере, хотя «за серд­це хватает холод лютый».)

  • Удачно ли, на ваш взгляд, снят видео­ролик к стихотворению? Что бы вы измени­ли? (Ответы учащихся.)

  • Ребята, сформулируйте вопрос по дан­ному стихотворению и задайте его одно­классникам.

  • Что скрывается за авторским призывом «молчи и ты»? (Ответы учащихся.)

  • «Но верь весне...» Почему весне?

  • Придёт весна, «теплом и жизнию дыша», и наступят ясные дни и новые от­кровения, ради этих дней «скорбящая душа» должна «переболеть», перетерпеть и возро­диться к новой жизни. Финал стихотворения достаточно позитивный.

  • Какие изобразительно-выразительные средства украшают данное стихотворение?

Физкультминутка


  • Чтобы утро было радостным, начинай­те его с зарядки. Это проверено! А после дли­тельного чтения, письма или работы за ком­пьютером полезна зарядка для глаз. Итак, «нарисуйте» глазами буквы а, ф, е, т. И так повторите 3 раза. Такие упражнения для укрепления глаз делают лётчики и космо­навты, обводя глазами все буквы алфавита.

  1. Стихотворение «Это утро, радость эта...».

  • Следующее стихотворение поэта «Это утро, радость эта...» — одно из самых жиз­неутверждающих.

  • Прослушайте видеоролик к стихотворе­нию, повернувшись спиной к экрану.

  • Если бы вы снимали свой небольшой ролик к этому стихотворению, какой бы ви­деоряд подобрали?

  • Давайте теперь посмотрим на экран...

Стихотворение звучит второй раз. Ребята сопоставляют результаты словесного рисова­ния с увиденным на экране.

  • В стихотворении много существитель­ных-подлежащих, и все 18 строк начинаются с указательного местоимения это. Назовите приём. (Анафора.)

  • Какого эффекта добивается автор с помощью данной стилистической фигуры речи? (Ответы учащихся.)

  • Анафора необходима поэту, чтобы пе­редать свои ощущения не от весны вообще, а именно от этой весны, которую поэт наблю­дает и ощущает теперь, сейчас, сию минуту во всей её движущейся, развёртывающейся панораме.

Справка. Стихотворения Фета удивительно музыкальны. Это почувствовал Пётр Чайков­ский: «Это не просто поэт, скорее поэт-музы­кант». Сам Фет писал, что «поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны».

  • Что же придаёт фетовскому слогу му­зыкальность? Едва ли не в первую очередь — повторы. Немецкий композитор и теоретик музыки Веберн писал: «Как легче всего до­биться наглядности? — Путём повторения. На этом зиждется всё формообразование, все музыкальные формы строятся на этом прин­ципе». К поэзии эти слова тоже применимы. Тем более к поэзии, которая, как у Фета, близка к музыке.

Важно, что в своих стихах Афанасий Фет часто использует женскую рифму. Сплошная женская рифмовка во всём стихотворении встречается нечасто. Из поэтов XIX века чаще других она встречается именно у Фета. И в большей мере это объясняется его вле­чением к музыкально целостным стиховым композициям. Женские рифмы, в отличие от мужских, более протяжные, ибо они кон­чаются не ударным, а безударным слогом. Эта их протяжность и создаёт музыкальность стиха.

Самые музыкальные согласные — это сонорные [л], [р]. Аллитерацию на эти зву­ки часто можно встретить в стихотворных строчках поэта, что тоже является призна­ком музыкальности стиха.

  • Ребята, отыщите, пожалуйста, в сти­хах Афанасий Фета примеры повторов, жен­ской рифмы и аллитерации.


  1. Закрепление изученного материала.

  • Мы познакомились сегодня лишь с некоторыми поэтическими миниатюрами Афанасия Фета, но уже по этим стихам виден почерк блестящего мастера. Отобразим всё сказанное в небольшой схеме «Поэзия Фета».

Учащиеся двух соседних парт поворачиваются друг к другу, образуя четвёрку, и на белых листах чертят схему «Поэзия А. Фета».

Поэзия А. Фета (признаки)



  • Какой из этих признаков, на ваш взгляд, доминантный? (Музыкальность.)


  1. Подведение итогов урока.

  • Что сегодня для себя вы открыли но­вого в поэзии Афанасия Фета? (Ответы уча­щихся.)

Афанасий Фет — представитель «чисто­го искусства». Он был непримиримым против­ником наставлений и нравоучений в поэзии. Самое главное для него — воспевание красо­ты. Красота, с точки зрения Фета, — это все­мирное гармоничное начало: «Целый мир от красоты, //От велика и до мала...». Красота вечна. И это служит утешением поэту, так как «то, что вечно, человечно». Красота повсюду, необходимо только её уловить: в природе, в че­ловеческих отношениях. Сегодня мы учились у Афанасия Афанасьевича замечать прекрас­ные мгновения, любоваться ими, радоваться жизни, несмотря ни на что, наполнять себя гармонией. Почаще открывайте томики стихов гениального поэта и читайте их. Уверена, что это время не пройдёт даром.


  1. Рефлексия.

  • Продолжите фразу Сегодня на уроке я понял(а)...

  • Какое стихотворение Афанасия Фета вам больше всего понравилось? Почему?


  1. Домашнее задание.

Выучить стихотворение Фета наизусть (на выбор).


Приложение 1

Во время пребывания в Лондоне извест­ный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очерта­ния строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке кар­тину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действи­тельно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, при­даёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопыт­нейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но прихо­дит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!