СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила терния Виды трения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сила терния Виды трения»

Урок физики 7 класс

Трение. Явление трения

Цели урока: усовершенствовать знания учащихся о силах; сформировать знания о силе трения, видах трения и способах изменения силы трения; показать полезные и вредные проявления трения;

формировать у учащихся умение наблюдать физические явления, пользоваться приборами, самостоятельно выполнять экспериментальные задачи;

формировать у учащихся навыки групповой работы, чувство ответственности, интерес к физике, демонстрируя неразрывную связь ее с повседневной жизнью.

Оборудование: комплекты для экспериментальных задач, шарик, штатив, желоб лабораторный, детский автомобиль.

Тип урока: урок объяснения новой темы.

План урока



I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

  • Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам силы.

  • Как называется прибор для измерения силы?

  • Единицы измерения силы.

  • Что происходит в последствии действия силы?

III. Создание проблемной ситуации

Эксперимент: 1) детский автомобиль, приведенный в движение, останавливается.

2) шарик, скатилась с желоба на стол, останавливается.

Почему останавливаются эти тела? (заслушиваются ответы учеников).

Вывод: остановка автомобиля и шарика свидетельствует о том, что на них действовала сила и эта сила вызвана действием поверхности стола на них. Эта сила называется силой трения.

IV. Формирование новых знаний

Учитель: Наша задача сегодня – как можно больше узнать о силе трения. Вы будете самостоятельно проводить исследования и объяснять полученные результаты. Чтобы ваши выводы были грамотными, четкими, пользуйтесь учебником.

Нам надо выяснить причины возникновения силы трения, зависимость этой силы; какие существуют виды трения, можно ли ее изменять; полезное и вредное трение.

У вас на партах есть оборудование, задание – поэтому приступаем к работе.

(Учащиеся работают в группах по 3-4 человека на протяжении 12-15 минут. Учитель контролирует работу групп. Дополнительное задание каждой группе подготовить одно упражнение для физкультминутки, связанное с темой урока)

I группа

Оборудование: доска, брусок деревянный, динамометр, наждак.

Задание: запишите показания динамометра, когда брусок скользит по наждаку и когда брусок скользит по доске. Сравните силы и сделайте вывод. Что надо сделать чтобы уменьшить неравенства?

По доске …Н

По наждаку… Н

Вывод: Сила трения возникает из-за неровности поверхностей. Чем более шероховатая поверхность, тем больше сила трения. Неровности мешают движению одного тела по поверхности другого. Чтобы уменьшить неровности надо поверхность отполировать (уменьшить неровности)



II группа

Оборудование: динамометр, два деревянных бруска, две стеклянные пластины.

Задание: запишите показания динамометра, когда брусок скользит по бруску, и стеклянная пластина скользит по стеклу. Сравнить силы и сделайте вывод.

Древесина по древесине… Н

Стекло по стеклу …Н

Вывод: сила трения между стеклянными пластинами больше, чем между деревянными, то есть последующая полировка не уменьшает, а увеличивает силу трения. Сила трения обусловлена взаимным притяжением молекул соприкасающихся поверхностей.







ІІІ группа

Оборудование: динамометр, детская игрушка (автомобиль) на колесах и без колес.

Задание: Измерить силу трения, когда машинка катится и скользит по столу. Сравнить силы и сделать вывод.

Трение качения… Н

Трение скольжения… Н



Вывод: Трение качения всегда меньше трения скольжения.

Учитель: Так и людям это давно известно. Тяжелое тело, например, шкаф не двигают, а катят по необходимости. А народная пословица гласит: «Где ни возьмешь силой – бери умом». Это об изменении трения скольжения на трение качения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV группа

Оборудование: динамометр, брусок, доска.

Задание: Запишите показания динамометра в тот момент, когда брусок только начинает двигаться, и когда движется равномерно. Сравните эти силы и сделайте вывод.

Во время начала движения… Н

Во время равномерного движения… Н

Вывод: в момент начала движения показания динамометра больше. Итак, когда тело пребывает в покое на поверхности другого тела, то действует сила трения, и именно она удерживает одно тело на поверхности другого.

Учитель: Это сила трения покоя. Именно сила трения покоя удерживает брусок на наклонной плоскости, нить, которой сшита наша одежда, удерживает каждого из нас на ногах.



V группа

Оборудование: доска, брусок с разными по размерам гранями, но одинаково обработанными, динамометр, металлический цилиндр.

Задание: запишите показания динамометра, когда брусок скользит по доске одной гранью, а затем другой. Повторите опыт, нагрузив брусок цилиндром.

Без цилиндра

Большая грань… Н

Меньшая грань… Н



С цилиндром

Большая грань… Н

Меньшая грань… Н

Вывод: сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей, а зависит от веса.



VI группа

Оборудование: комплект подшипников, масленка.

Задание: ответьте на вопросы:

1. Что за устройства находятся в ящичке?

2. Для чего их используют?

3. Как можно увеличить силу трения?



VІІ. Группа

Оборудование: рисунки. (приложение)

Задача: приведите примеры полезных и вредных проявлений силы трения.

Учитель спасибо, все очень поработали, подведем итоги урока.

V. Закрепление изученного

1. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

2. Почему медицинские иглы отполированы до зеркального блеска?

3. Какие шнурки лучшие для обуви на уроки физкультуры: хлопчатобумажные или шелковые?

4. Почему и когда скрипят двери?

5. Дайте физическое объяснение поговорке: «Коси, коса, пока роса, как роса долой, то и мы домой».

VI Кроссворд наоборот

Надо сформулировать физически грамотные предложения вопроса к словам кроссворда.



Т р е н и е

п о д ш и п н и к

п е с о к

м а с л о

н ь ю т о н

к о ч е н и е

Например, 1. Одна из сил, существующих в природе.

VІІ Итоги урока. Оценивание работы учащихся

VІІІ. Д/з §.. читать, написать сочинение-миниатюру «Вредное и полезное трение в быту, технике, природе»



































Приложение












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!