Урок физики 7 класс
Трение. Явление трения
Цели урока: усовершенствовать знания учащихся о силах; сформировать знания о силе трения, видах трения и способах изменения силы трения; показать полезные и вредные проявления трения;
формировать у учащихся умение наблюдать физические явления, пользоваться приборами, самостоятельно выполнять экспериментальные задачи;
формировать у учащихся навыки групповой работы, чувство ответственности, интерес к физике, демонстрируя неразрывную связь ее с повседневной жизнью.
Оборудование: комплекты для экспериментальных задач, шарик, штатив, желоб лабораторный, детский автомобиль.
Тип урока: урок объяснения новой темы.
План урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам силы.
Как называется прибор для измерения силы?
Единицы измерения силы.
Что происходит в последствии действия силы?
III. Создание проблемной ситуации
Эксперимент: 1) детский автомобиль, приведенный в движение, останавливается.
2) шарик, скатилась с желоба на стол, останавливается.
Почему останавливаются эти тела? (заслушиваются ответы учеников).
Вывод: остановка автомобиля и шарика свидетельствует о том, что на них действовала сила и эта сила вызвана действием поверхности стола на них. Эта сила называется силой трения.
IV. Формирование новых знаний
Учитель: Наша задача сегодня – как можно больше узнать о силе трения. Вы будете самостоятельно проводить исследования и объяснять полученные результаты. Чтобы ваши выводы были грамотными, четкими, пользуйтесь учебником.
Нам надо выяснить причины возникновения силы трения, зависимость этой силы; какие существуют виды трения, можно ли ее изменять; полезное и вредное трение.
У вас на партах есть оборудование, задание – поэтому приступаем к работе.
(Учащиеся работают в группах по 3-4 человека на протяжении 12-15 минут. Учитель контролирует работу групп. Дополнительное задание каждой группе подготовить одно упражнение для физкультминутки, связанное с темой урока)
I группа
Оборудование: доска, брусок деревянный, динамометр, наждак.
Задание: запишите показания динамометра, когда брусок скользит по наждаку и когда брусок скользит по доске. Сравните силы и сделайте вывод. Что надо сделать чтобы уменьшить неравенства?
По доске …Н
По наждаку… Н
Вывод: Сила трения возникает из-за неровности поверхностей. Чем более шероховатая поверхность, тем больше сила трения. Неровности мешают движению одного тела по поверхности другого. Чтобы уменьшить неровности надо поверхность отполировать (уменьшить неровности)
II группа
Оборудование: динамометр, два деревянных бруска, две стеклянные пластины.
Задание: запишите показания динамометра, когда брусок скользит по бруску, и стеклянная пластина скользит по стеклу. Сравнить силы и сделайте вывод.
Древесина по древесине… Н
Стекло по стеклу …Н
Вывод: сила трения между стеклянными пластинами больше, чем между деревянными, то есть последующая полировка не уменьшает, а увеличивает силу трения. Сила трения обусловлена взаимным притяжением молекул соприкасающихся поверхностей.
ІІІ группа
Оборудование: динамометр, детская игрушка (автомобиль) на колесах и без колес.
Задание: Измерить силу трения, когда машинка катится и скользит по столу. Сравнить силы и сделать вывод.
Трение качения… Н
Трение скольжения… Н
Вывод: Трение качения всегда меньше трения скольжения.
Учитель: Так и людям это давно известно. Тяжелое тело, например, шкаф не двигают, а катят по необходимости. А народная пословица гласит: «Где ни возьмешь силой – бери умом». Это об изменении трения скольжения на трение качения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV группа
Оборудование: динамометр, брусок, доска.
Задание: Запишите показания динамометра в тот момент, когда брусок только начинает двигаться, и когда движется равномерно. Сравните эти силы и сделайте вывод.
Во время начала движения… Н
Во время равномерного движения… Н
Вывод: в момент начала движения показания динамометра больше. Итак, когда тело пребывает в покое на поверхности другого тела, то действует сила трения, и именно она удерживает одно тело на поверхности другого.
Учитель: Это сила трения покоя. Именно сила трения покоя удерживает брусок на наклонной плоскости, нить, которой сшита наша одежда, удерживает каждого из нас на ногах.
V группа
Оборудование: доска, брусок с разными по размерам гранями, но одинаково обработанными, динамометр, металлический цилиндр.
Задание: запишите показания динамометра, когда брусок скользит по доске одной гранью, а затем другой. Повторите опыт, нагрузив брусок цилиндром.
Без цилиндра
Большая грань… Н
Меньшая грань… Н
С цилиндром
Большая грань… Н
Меньшая грань… Н
Вывод: сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей, а зависит от веса.
VI группа
Оборудование: комплект подшипников, масленка.
Задание: ответьте на вопросы:
1. Что за устройства находятся в ящичке?
2. Для чего их используют?
3. Как можно увеличить силу трения?
VІІ. Группа
Оборудование: рисунки. (приложение)
Задача: приведите примеры полезных и вредных проявлений силы трения.
Учитель спасибо, все очень поработали, подведем итоги урока.
V. Закрепление изученного
1. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?
2. Почему медицинские иглы отполированы до зеркального блеска?
3. Какие шнурки лучшие для обуви на уроки физкультуры: хлопчатобумажные или шелковые?
4. Почему и когда скрипят двери?
5. Дайте физическое объяснение поговорке: «Коси, коса, пока роса, как роса долой, то и мы домой».
VI Кроссворд наоборот
Надо сформулировать физически грамотные предложения вопроса к словам кроссворда.
Т р е н и е
п о д ш и п н и к
п е с о к
м а с л о
н ь ю т о н
к о ч е н и е
Например, 1. Одна из сил, существующих в природе.
VІІ Итоги урока. Оценивание работы учащихся
VІІІ. Д/з §.. читать, написать сочинение-миниатюру «Вредное и полезное трение в быту, технике, природе»
Приложение