СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия родительских собраний "Формирование личностных универсальных учебных действий средствами семейного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительские собрания для начальной школы "Формирование личностных универсальных учебных действий средствами семейного воспитания"

Просмотр содержимого документа
«Серия родительских собраний "Формирование личностных универсальных учебных действий средствами семейного воспитания"»

Родительское собрание в 1 классе

«Эмоциональное благополучие детей в семье»


Цели: получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовка:

1) приглашение родителей на собрание;

2)проведение анкетирования родителей и детей;

3)составление памяток-советов для родителей.

Оформление доски:

Эмоциональное благополучие детей в семье.

Росс Кэмпбелл. Принципы общения родителей со своими детьми:

-контакт «глаза в глаза»;

-физический контакт;

-пристальное внимание; - активное слушание.

Оборудование:

1)сообщение учителя;

2)результаты анкетирования;

3)памятки-советы для родителей.

Ход проведения собрания.

1.Сообщение результатов анкетирования. Сравнение ответов родителей с ответами детей.

2. Сообщение-лекция учителя:

«Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу,обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не даётся матерью- природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети,- это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Никто и никогда не учил нас тому, как эмоционально выразить свою любовь к детям и близким. Никто не учил нас, как общаться, дружить с нашими детьми, родственниками, и это неумение катастрофически влияет на нашу жизнь. Подсознательно каждую минуту дети требуют от родителей любви.

И любовь взрослых должна быть безоговорочной, безусловной.

У каждого ребёнка есть так называемый «эмоциональный резервуар», он заполняется родителями или теми, кто их заменяет. Ребёнок сам не любит, он только отражает нашу любовь. Он работает на одной эмоциональной волне с нами. Сам он проявляет только то, чему его научили и,если в него вложили любовь, тогда он и будет её отражать, а если его не любили, не ласкали, не говорили ему добрых слов, если на него не смотрели с теплотой и нежностью, если для матери общение с ним не было радостью, то нечего ждать, чтобы он отвечал ей любовью. Ребёнок чувствует наше отношение к нему ещё до рождения. Исследования показали, что если будущая мать и отец нежным голосом разговаривают с ребёнком, то новорожденный с первых же дней узнаёт их голоса и улыбается им. Если же у родителей грубые и суровые голоса,то новорожденный плачет, услышав их. Он всё воспринимает на интуитивном и эмоциональном уровне и выражает своё отношение к жизни без родительской любви горьким плачем.

Способы улучшения эмоционального климата в семье на первый взгляд кажутся поразительно простыми, но когда вы начнёте применять их в каждодневной практике, то убедитесь, насколько вам станет проще жить.

Известный американский психиатр Росс Кэмпбелл предлагает принципов общения, которые помогут родителям наладить контакт друг с другом и со своими детьми.

Это - контакт «глаза в глаза»;

— физический контакт;

—пристальное внимание;

—активное слушание.

Когда вы открыто и доброжелательно смотрите в глаза человеку, тем более ребёнку, то действительно по «беспроволочному телеграфу» передаёте свою любовь.Попробуйте пообщаться с человеком, который вообще не смотрит в глаза. Это мучительно трудно. Особенно чувствительны к этому дети, поскольку у них интуиция и инстинкты лучше развиты, чем у взрослых. Они могут буквально заболеть от такой недоброжелательности. Кстати, если кто-то избегает смотреть в глаза собеседнику, это может быть симптомом его депрессивного состояния. При депрессии человек бессознательно старается избегать встречи глазами с собеседником. Будьте внимательны, если так ведут себя подростки, особенно когда это сочетается с повышенной агрессивностью. Нам нужно учиться способам, которыми мы можем показать свою бескорыстную любовь к детям. Начните с «мелочей». Утром вы подходите к ребёнку, независимо от его возраста, тихонько будите его, ласково на него смотрите и ласково с ним говорите. Вы должны помнить, что «жаворонок»просыпается быстро и легко, а «сова» медленно и мучительно, так что терпеливы и ласковы, помните, что вы задаёте настрой на целый день.

От вас не должна исходить агрессия. Постарайтесь помнить, когда вы утром отправляете ребёнка в детский сад или школу, что ему там будет очень трудно и эмоционально, и психологически, так что пожалейте его: эти полчаса - никаких конфликтов. Ну не помылся, ну не почистил зубы,ну что-то сделал не так, простите его, умейте отличать главное от второстепенного. Самое важное - он должен уходить из дома спокойным. Последнее, что он должен видеть, покидая дом,- ласковый взгляд матери (хорошо бы и отца), это и есть эмоциональный контакт «глаза в глаза».

Кстати, замечательно с детства выработать ритуал: вы смотрите на ребёнка из окна, а он машет вам рукой в ответ. Помните, что мы выпускаем наших детей из-под своего крыла в суровую жизнь и никогда не знаем, что их ждёт.

Поэтому перед уходом ребёнка из дома с ним надо обязательно помириться, если вы поссорились. Когда вы смотрите на ребёнка с любовью, то заполняете его эмоциональный резервуар. Даже у самого сурового взрослого мужчины всегда внутри, в глубине души прячется маленький мальчик, который хочет, чтобы мама его пожалела.

Второй момент, когда важно проявить свою безусловную любовь, -это вечером, перед сном. Есть дети, которые боятся темноты, которые боятся ложиться спать, есть дети, которых мучают всякие страхи. Даже здоровый ребёнок может пугаться наступления ночи. Известно, что вечером дети часто изводят родителей: « Пить!» На самом деле подсознательно это вопль детской души: «Мама, папа, не оставляйте меня одного, побудьте со мной, приласкайте меня, покажите, что вы меня любите, выслушайте меня, пожалейте меня!» Ему необходимо, чтобы его погладили, поцеловали, дали попить, подоткнули одеяло, рассказали сказку. Не жалейте времени на ребёнка, эти 5 минут! Просто посидите рядом молча, взяв его за руку, не пилите, не воспитывайте, полностью сосредоточьтесь на любви и нежности к нему. Эти 5 минут перед сном и есть та самая паутинка любви, которая тянется от вас к ребёнку и питает его душу. Никаких семейных сцен, выволочек, ссор. Ребёнок должен заснуть спокойным, умиротворённым.

Вы вовсе не должны приставать к детям со своими «телячьими нежностями». Подростка, например, уже не поцелуешь, если он не захочет; если снизойдёт, разрешит, тогда - пожалуйста. Однако маленькие дети ещё тянутся к вам, им ещё нужна ваша ласка, и радуйтесь этому, и пользуйтесь этим.

Удовлетворить потребность ребёнка в эмоциональной подпитке можно с помощью нежного прикосновения, поцелуя. Более старших детей достаточно похлопать по плечу (мальчика), погладить по голове и поцеловать в щёчку (девочку) - в соответствии с моментом и потребностями в ласке.

Ваше ласковое прикосновение - сигнал для ребёнка: «Я здесь, я с тобой, я люблю тебя и готова тебе помочь!» Важно помнить, что, несмотря на всё стремление подростков к независимости , эмоционально они ещё дети и им жизненно необходимы наша любовь и поддержка.

Третий момент, когда контакт с родителями важен для ребёнка, - время его болезни. Больничный лист по уходу даётся нам не для того, чтобы мы мыли полы и пылесосили ковры, а для того, чтобы ухаживали за больным ребёнком, были с ним постоянно, когда ему нужно. У ребёнка не хватает своей энергии, чтобы справиться с болезнью, он нуждается в энергии и силе матери.

Жизнь сейчас настолько неуравновешенна, что наши дети практически никогда не уверены, что мы сможем выкроить время для общения с ними.

Когда вы вечером сидите около своего ребёнка, полностью сосредоточьтесь только на нём. Пусть он говорит любую ахинею, какую хочет, но вы должны внимательно слушать, полностью включиться в его ситуацию. Конечно, нужно ещё заслужить, чтобы ребёнок захотел вам что-то рассказать. Но, если захотел, то всё остальное не важно.

Нас раздирает всеобщая ненависть, которая сейчас клокочет, как пар в котле. Единственное, что мы можем ей противопоставить, это нашу любовь к детям, семье, друзьям, добросердечное отношение к окружающим. Дело в том, что души у нас замёрзшие, никто не умеет прощать. Этому трудно научиться, но учиться нужно, начиная со своих детей. Сколько трагедий в нашей стране, сколько ситуаций, когда ежечасно решается вопрос о жизни и смерти. А мы будем мучить ребят скандалами из-за рваных штанов или пролитого молока?! Они живы, они с нами, чего ещё нужно!

3.Обсуждение текста родителями.

4.Решение родительского собрания:

а)- строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;

-не скупиться на ласку, внимание , сочувствие;

-не применять к детям физических мер воздействия;

-не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

б) вручение памяток- советов родителям.

Приложение.

Анкета для учащихся.

1.С кем ты в семье особенно дружен?

2.Кому доверяешь секреты?

3.Всё ли знают о тебе родители?

4.Понимают ли тебя родители?

5.Всегда ли справедливы к тебе в семье?

6.Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

7.Кого позовёшь на помощь, если попадёшь в беду?

8.Комфортно ли ты чувствуешь себя дома?

Анкета для родителей.

1.Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому?

2.Всегда ли вы справедливы к детям?

3.С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребёнок?

4.Кому из членов семьи рассказывает ребёнок о своих бедах?

5.Часто ли вы ругаете своего ребёнка? Если да, то за что?

6.Разговариваете ли вы с ребёнком по душам?

7.Всегда ли вы внимательны и ласковы со своими детьми?

Памятка для родителей.

1.Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Смотрите в глаза ребёнку ,чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он вам говорит. Благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

2.Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребёнку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребёнка, снимает напряжение.

3.Никогда не упрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим!»

4.В спорах с сыном или дочерью иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы.

5.Мы привыкли, что дети о чём-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

6.Провожайте ребёнка до дверей, советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребёнка у дверей, когда он возвращается домой из школы или с прогулки. Пусть он видит , что его возвращению рады.

7.Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ждать того, что он не в силах сделать.

8.Старайтесь поддерживать дома эмоционально благоприятную обстановку.

9.Не кричите на ребёнка из-за каждого пустяка.

10.Любите своего ребёнка. Ведь это так просто с одной стороны и так сложно с другой.



Родительское собрание в начальной школе «Семья – сердце общества и родина ребенка»




Цель собрания: Привлечь внимание родителей к проблеме полноценного воспитания детей и вооружить их необходимыми знаниями.

Задачи:

1. Распространение положительного опыта семей.

2. Профилактика негативного семейного воспитания

3. Расширение и разнообразие форм работы с семьей.

В программе:

• Доклад по теме собрания.

• Сообщения родителей об опыте воспитания своих детей:

- «Уважение к ребенку одно из важнейших средств его воспитания»;

- «Доверие и взаимопонимание в семье – залог воспитания полноценной личности»;

- «Сила положительного примера взрослых»;

- «Спорт и здоровый образ жизни семьи – условие успешного воспитания детей».

Оформление:

1.Иллюстрированное сопровождение:

- Стенд с фото, рисунками, планшеты из историко-краеведческого музея, выписками из сочинений;

- Памятки для родителей «Как воспитать детей», «Как стать хорошим родителем».

Ход собрания:

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня встречу с вами мы не случайно начали с этого замечательного стихотворения «Дом». Именно дом олицетворяет собой родину, нашу семью, то место, откуда человек начинает свое вхождение в мир, познает его и делает в нем свои первые шаги. От того какие люди окажутся с ним в этот период, как будет организована его жизнь в семье, зависит его будущее, его важность и нужность в окружающем мире. И в этом смысле семья является не только родиной ребенка, но и сердцем общества.

Горько осознавать, что этому сердцу сегодня особенно нелегко, оно постоянно ноет и болит от тех социальных, негативных изменений, которые происходят в нашей стране. Особенно печально, что от этого страдают, прежде всего, дети, наше будущее поколение. Как же строить семейную жизнь и воспитывать в ней детей в условиях сегодняшнего непростого времени? Поиск ответа на этот вопрос станет целью сегодняшней встречи, и помогут нам в этом родители, которые имеют положительный опыт по воспитанию своих детей.

Затем, с небольшим сообщением по опыту воспитания детей в своих семьях выступают родители по темам, указанным в программе собрания.

Завуч школы обращается к родителям с советами «Как стать хорошими родителями».

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, Вы должны научиться сдерживать себя.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый не должен показывать ребенку, что он сомневается в чем- либо.

3. Снимите контроль там, где он не так важен. Гнев редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное воздействие.

4. Поддерживайте ребенка. Старайтесь понять его переживания, когда дела у ребенка идут не очень хорошо.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не отчаивайтесь, проанализируйте свои поступки, и вы в следующий раз будете знать, как поступить.



Родительское собрание на тему «Методы семейного воспитания»




Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи:

Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.

Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.

Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Форма проведения: ситуационная игра.

Ход собрания:

1. Семейное воспитание – это актуально.

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема сегодняшней встречи – методы семейного воспитания. Я думаю, вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям. В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую человеческую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. Как преодолеть лень школьника? Как заставить сына слушаться родителей? Как воспитать чувство ответственности? Как приохотить к учению? Как? Вопрос, как именно можно и как надо всё это делать, и есть вопрос метода воспитания.

Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания порочны и просит прощения у своего маленького сына. Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, он созвучен тому, что переживают родители, независимо от того, в какой стране живут. Итак, мы убедились в важности сегодняшней темы. Переходим к обсуждению следующей позиции.

2. «Ты бойся, словом хрупкий мир разрушить»

Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Это – важнейший метод объяснения, осуждения, порицания. Как заставить его служить искусству воспитания? Слово, то осуждающее – суровое и холодное; то поощрительное, ласковое, подбадривающее; то ироническое, насмешливое, саркастическое, - оно обладает огромной силой.

Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша лёгкая ирония по поводу трудно завоёванной «четвёрки» неожиданно для нас убивает радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато, какой затаённой радостью и гордостью светятся его глаза после нашего одобрительного замечания. О, это только начало! Вот увидите что я ещё смогу.

Как-то одной из центральных газет был объявлен конкурс на самую яркую историю из прошлой школьной жизни. Было много интересного, но особенно впечатлила одна история, которую поведала уже зрелая женщина (за 50). Её воспоминание было очень грустным и даже трагичным. Однажды, после урока физкультуры, девочка вместе со всеми опоздала в класс. А поскольку у неё были непослушные волосы, то её внешний вид оказался самым заметным и вызвал негодование учительницы. «Ты похожа на ведьму!» - кричала она, и с этой минуты кличка намертво приросла к девочке. Кличка перекочевала с ней в институт, а оттуда – в её жизнь «Через некоторое время я стала ощущать в себе задатки этой самой ведьмы: мне казалось, что я роковым образом влияю на окружающих, разрушая их благополучие и покой». Она всё больше отстранялась от людей и даже рассталась с близким человеком. До сих пор она одна, и ей неуютно в этом мире. Вот как одно неосторожное слово, наверняка сказанное без злого умысла, может разрушить целую жизнь.

Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме. Прежде чем начинать разговор, подумайте, о чём конкретно вы скажете ребёнку. Значение имеет не только каждый аргумент, но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии; как собираетесь беседовать наедине или в присутствии товарищей.

Задание участникам: Прошу вас объединиться попарно и в течение 5 минут предложить свой вариант ответа на вопрос: «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания?» Ответ запишите на листке. На слайде тоже представлены типичные наши ошибки.

Грубость детей, увы, может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, и к окружающим. Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам предложу. Мы пришли к выводу, что слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно. В завершении этапа предлагаю памятку «О запрещенных и желательных выражениях в семье».

3. «Тебя как в зеркале я вижу»

Второй, не менее важный метод воспитания – организация жизни ребёнка, микроклимат в семье, ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребёнка. Представлю несколько наблюдений о влиянии уклада семьи на ребёнка. Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Не протестуйте, а одобряйте, если ребёнок захочет отдать что-то товарищу. Удивитесь, если услышите от сына: «Петька? А оно уже давно не ходит в школу, заболел, может, или ещё что». – «Как же так? Ведь это твой товарищ, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нём вспомнит, уроки принесёт, если не ты? А если дома что случилось? Какой у него телефон, давай позвоним».

Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. Подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это наблюдает и копирует, считая нормой.

Есть семьи, где телевизор работает постоянно, что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребёнку – «Читай!» - надо снять. Многие возразят: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребёнок в комнате?» Удивительно, что некоторых родителей раздражает сама мысль о том, что надо чем-то поступиться ради ребёнка, в чём-то себе отказать! Поверьте, не такая уж это жертва – иногда выключить телевизор.

Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает. Предлагаю объединиться в группы по 4 человека, вскрыть источники позитивного или негативного влияния микроклимата семьи на ребёнка, на которые стоит обратить внимание.

А теперь, работая «четвёрками», попытаемся разрешить типичные ситуации семейного воспитания, в которых степень воспитывающего влияния определяется тем, какую позицию займут родители.

Ситуация 1

Пришли гости, у них маленький ребёнок. Он взял любимую модель из коллекции машин взрослеющего сына. Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно?

Ситуация 2

Дочь собирается на день рождения подруги и решает подарить ей новую, довольно дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Ишь чего придумала! Родители надрываются, зарабатывают, а она – подарить!» Входит мама. Как спасти ситуацию не обидев и бабушку?

Ситуация 3

Сын, придя из школы, рассказывает о том, несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?

Ситуация 4

Ваш ребёнок просит купить собаку (недорого, продаёт друг). Но у маленького брата – аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

Предлагаю Вам памятки по основам нравственных отношений в семье.

4. «Меч наказания не спеши на голову дитяти ты обрушить»

Я убеждена, что каждый из вас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера? А.С. Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя.

Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребёнка следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребёнок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. Прошу поднять руки тем, кто является противниками наказания. Объединитесь в одну группу. Во вторую группу у нас войдут те, кто допускает возможность наказания. А теперь предлагаю каждой группе типичные ситуации, на которые вы должны будете предложить свое решение.

Ситуация 1. Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Обратите внимание на свою манеру общаться, может, следует поработать над ней, чтобы не быть плохим примером? Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо.

Ситуация 2. Ребёнок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживленной улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. Что делать родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

Д. Добсон советует в подобных ситуациях рассказать реальную историю девочки Энн, случившуюся в штате Пенсильвания. Вопреки предупреждению, о котором она читала, во время затмения 4-5 минут смотрела без стёклышка на солнечную «корону» В результате – через несколько дней почти полная слепота (потерянно 90% зрения). Она учится приспосабливаться к миру темноты.

Рассказывая эту историю ребёнку, объясните, что она не принимала всерьёз предостережения взрослых, доверяла только себе. А затем, обратившись к ребёнку можно сказать: «Тебе уже 10 лет, поэтому у тебя масса возможностей делать именно то, что тебе делать нельзя. Например, кто-то предложит съехать с горки на оживлённой улице. Подобно Энн, ты не можешь не отдавать отчёта в своих действиях, пока не станет слишком поздно. Я хочу, чтобы ты не столкнулся с этими трудностями». Мы завершаем наш разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за заинтересованное участие. В заключение хочу пожелать вам, дорогие мамы и папы, чтобы в деле воспитания вам всегда сопутствовал успех, потому что вы и ваши замечательные дети этого достойны



Родительское собрание на тему: «Стили семейного воспитания»


Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями музыки для релаксации; бланки анкеты «Стиль семейного воспитания», ручки для родителей.

Организация пространства:

1. Встреча проходит в кабинете психологии.

2. Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит психолог. Справа от ведущего располагается классный руководитель.

3. На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши.

4. До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка.

5. Родители /законные представители/ рассаживаются за столами произвольно.

Подготовительная работа к собранию:

Подготовка бланков анкет.

Подготовка и рассылка приглашений на собрание для родителей.

Расстановка мебели в кабинете психологии.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вводная часть

Классный руководитель представляет участников круглого стола, называет имена родителей (законных представителей), присутствующих на семинаре, называет родителям имя психолога, кратко напоминает им о предыдущих встречах с психологом и о темах, рассмотренных на собраниях совместно.

Психолог благодарит родителей за то, что они нашли время для новой встречи и говорит о причинах выбора и актуальности такой формы работы как круглый стол с «рамкой», сообщает о цели нынешней встречи.

2. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?


А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

3. Сообщение психолога о стилях семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.

Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

4. Обсуждение проблемы

Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.

Только поощрение.

Частое порицание.

«Метод кнута и пряника».

Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, ведущий показывает эффективность того или иного метода.

5. Выводы:

Слово ведущего: «Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

6. Интервью для родителей:

1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

2. Какая часть вызвала особый интерес?


Родительское собрание по теме «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»


Форма проведения: круглый стол.

Цель: способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий, он там СВОЙ:

Да, семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви. Эта любовь дает ребенку не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, старших друзей. Но родители всегда должны помнить, что воспитание детей - это воспитание себя. Родители должны помнить, что ребенка воспитывают не нотации, не детский сад, не школа. Детей воспитывает образ жизни, ваш, дорогие родители, образ жизни, образ жизни общества, государства в целом. И что бы ни говорилось взрослыми, какие бы мудрые системы воспитания ни применялись, дети будут следовать сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей. Следовательно, получается, что воспитание детей всецело зависит от вашего собственного миропонимания, от того, как живете вы сами, ваши родители и общество в целом. А если общество не здорово, значит, и семья больна. Поэтому, чтобы излечиться, надо, дорогие родители, начинать с себя, то есть изменить свой образ жизни в сторону нашего ребенка.

Так какие же принципы творческой педагогики можно использовать в семье? Но вначале обратимся к этимологии слова «творчество». Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто сотворённое в крепком союзе с детьми. Использование принципов творческой педагогики в семье - создать такие ситуации, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон - родителей и детей - к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом будут развиваться не только исполнительные способности: память, внимание, умение копировать, подражать действиям родителей, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития ребенка, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, закономерности.

Успешность использования творческой педагогики, прежде всего, зависит от личностных ресурсов семьи, взрослых и детей. Уклад жизни в семье, вся обстановка решающим образом влияет на детей. Воспитание детей - это 24х часовое занятие.

Родители несут ответственность за то, каким вырастает их ребенок. Два условия уже с самых ранних лет необходимы для того, чтобы энергия ребёнка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера окружающей среды. Что такое воспитание в семье? Беседы? Наставления? Нет, и ещё раз нет! Воспитание ребёнка в семье - это образ жизни всей семьи в целом, взаимоотношения между членами семьи, и прежде всего - между родителями. Трудно, пожалуй, найти родителя, который бы не замечал в детях стремление подражать. Вся жизнь вашего ребёнка - с первого шага - это стремление быть похожим на взрослых и прежде всего на тех, кто всегда рядом - папу и маму, дедушку и бабушку. Дети, особенно дошкольники, подчиняясь высокому авторитету родителей, многое делают «как папа», «как мама» - играют в те же игры, любят - не любят читать, мыть посуду, рисовать, делать зарядку, ходить - не ходить в театры, музеи, на выставки. И формируется, либо не формируется строй нравственных качеств и ценностных ориентаций: быть добрым, скромным, честным, порядочным, принципиальным, верным дружбе и товариществу, уважать старших, помогать слабым и младшим, любить беречь природу. Наслаждаться истинно прекрасным, ненавидеть зло.

Родители, понимающие сына или дочь, становятся старшими друзьями, помощниками, советчиками. В общем желанными. А потом, кто раньше, кто позже, приходят к потребности быть опорой и поддержкой стареющим родителям. Таков естественный цикл нравственных взаимоотношений в семье между родителями и детьми, сложившейся веками у многих народов.

Жизнь показывает, что чем богаче и развитее личность родителей, тем больше они занимаются развитием своего ребёнка, тем более у них развита потребность развить и воспитать ребёнка «лучше, чем сам». Вот почему так верна истина: «воспитатель - всегда самовоспитатель».

Родители многое могут сделать для формирования личности ребёнка. Например, не обязательно родителям ребёнка быть музыкантами, чтобы привить сыну любовь к музыке и желание играть на каком-либо инструменте. Достаточно только проявлять интерес к музыке и любить её, иногда вместе спеть песенку, послушать детскую песенку, обратить его внимание на поющих и играющих на музыкальном инструменте детей, на красивую мелодию. Замечено, что к музыке наиболее неравнодушны те дети, которых с самого раннего возраста учили слушать звуки: как чирикает воробышек, как мяукает кошка, поёт птичка.

Хорошие родители важнее хороших педагогов. Потому что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Так как именно папа и мама должны «заразить ребенка» любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, отвести в музыкальную школу, наконец. Но и потом (обязательно!) интересоваться занятиями в музыкальной школе. Представьте себе ситуацию: ваш ребенок мечтает показать вам, чему он научился в музыкальной школе. Но... концерта не получается. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а потом не дослушав до конца, сказал: «Чем такой ерундой заниматься, лучше бы в бассейн записался или на танцы. И полезнее и меньше времени отнимает». Какой вывод? ребенок бросит музыкальную школу. Иногда родители считают, что музыкальные задатки развиваются сами собой. Надо только ни во что ни вмешиваться и предоставить детям свободу. Как вы считаете, это правильное суждение? Какое заблуждение! Если задатки специально не развивать, они, увы, увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности с родителями.

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть предателем, лжецом...

Известный педагог В.А. Сухомлинский, исследуя образ жизни, привычки, увлечения подростков - правонарушителей, отметил, что они в большинстве своем не знали и не любили серьезную музыку. «Человек, взявший в руки скрипку, - гласит народная пословица, - не способен совершить ничего плохого». Музыка учит добру.

А чтобы полюбить музыку, чтобы понимать её, надо прежде всего её слушать. Музыка откроет вашему ребёнку целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она сделает их духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке ваши дети найдут в себе новые силы, прежде им неведомые. Так стоит ли не заниматься музыкой!? В семье? Помните, музыка начинается в семье.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!