СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сергей Александрович Есенин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

(1895-1925)

Сергей Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». У поэта можно найти много подобных высказываний. Тема Родины пронизывает всю поэтическую жизнь Есенина, охватывает всё его творчество.

Просмотр содержимого документа
«Сергей Александрович Есенин»

Литература 20-40-х годов

Сергей Александрович Есенин

(1895-1925)

Сергей Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». У поэта можно найти много подобных высказываний. Тема Родины пронизывает всю поэтическую жизнь Есенина, охватывает всё его творчество.

Ещё очень молодым человеком он приехал из рязанского села Константиново в Москву.

У раннего Есенина можно найти и типичные российские пейзажи, и характерные жанровые картинки. Один из наиболее часто встречающихся образов в поэзии Есенина — природа как храм. Прекрасные русские пейзажи — это художественная роспись храма. Обычно говорят, что поэт пишет пейзажи подобно художнику.

Осень

Р.В. Иванову

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг её подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнёт листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Поэт или пророк?

Изысканный петербургский поэт Александр Блок и рязанский парень Сергей Есенин — что может быть между ними общего? Однако многие важнейшие темы есенинской поэзии были предсказаны Блоком в известной статье «Безвременье» (1906):

«Пляшет Россия под звуки длинной и унылой песни о безбытности... Где-то вдали заливается голос или колокольчик, и ещё дальше как рукавом машут рябины, все обсыпанные ягодами. Нет ни времён, ни пространств на этом просторе. Однообразны канавы, заборы, избы, казённые винные лавки, не знающий, как быть со своим просторным весельем, народ, будто удалой запевало, выводящий из хоровода девушку в красном сарафане. Лицо девушки вместе смеётся и плачет. И рябина машет рукавом.

Вот русская действительность — всюду, куда ни оглянешься, — даль, синева и щемящая тоска неисполнимых желаний. Когда же наступит вечер и туманы оденут окрестность, — даль станет ещё прекраснее и ещё недостижимее».

Себя Есенин видел пророком:

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс, пролает

За горой заря.

Он и Февральскую революцию 1917 года воспринял как рождение новой религии:

В мужичьих яслях

Родилось пламя

К миру всего мира!

Новый Назарет

Перед вами.

«Певущий зов»

Позднее он напишет гордые строки:

Инония

Пророку Иеремии

1

Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей, —

Так говорит по Библии

Пророк Есенин Сергей.

Время моё приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплёвываю изо рта.

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звёзд.

Я иное узрел пришествие —

Где не пляшет над правдой смерть.

Как овцу от поганой шерсти, я

Остригу голубую твердь.

Подыму свои руки к месяцу,

Раскушу его, как орех.

Не хочу я небес без лестницы,

Не хочу, чтобы падал снег.

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озёрах зари лицо.

Я сегодня снёсся, как курица,

Золотым словесным яйцом.

Я сегодня рукой упругою

Готов повернуть весь мир...

Грозовой расплескались вьюгою

От плечей моих восемь крыл.

Становление поэта

Летом 1914 года Есенин говорил своему другу: «Напишу книжку стихов под названием „Гармоника". В ней будут отделы: „Тальянка", „Ливенка", „Черепашка", „Венка"». Однако получилась «Радуница», сборник куда более сложный и мастеровитый. С такой книгой не стыдно было показаться у Александра Блока в Петербурге. Есенин отправился к нему прямо с вокзала. Блок принял его довольно сдержанно. В дневнике 9 марта 1915 года он сделал такую запись: «Днём у меня рязанский парень со стихами... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные...» Блок отправил Есенина с рекомендацией к поэту и художнику Сергею Городецкому, но всё же от второй личной встречи через месяц отказался. Это больно ранило Есенина, и до самой смерти он помнил о высокомерном отказе.

Зато в ателье художника Городецкого Есенин узнал о Николае Клюеве, самобытном талантливом поэте. Завязалась переписка, затем произошло знакомство, переросшее в дружбу. Их сложные взаимоотношения длились до конца жизни Есенина. Клюев помог ему найти издателя первой громкой книги «Радуница».

Отправки на фронт во время Первой мировой войны поэту удалось избежать. Февральскую революцию Есенин понял как разрыв с самодержавием и первый шаг к Великой Крестьянской республике. Он пишет знаменитый поэмный цикл 1917-1919 годов: «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор».

Для Есенина Родина — это не просто идея. Как у настоящего художника, Родина у Есенина проявляется в тысячах милых мелочей, жить без которых поэт никогда не сможет. В его памяти навсегда сохранились пейзажи, бытовые мелочи, звуки, запахи...

В «Сорокоусте» (1920) он оплакивает прежние нетронутые пейзажи, которые теперь вдоль и поперёк разрезаны железными дорогами:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озёрных кроясь,

Железной ноздрёй храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый смешной дуралей!

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Критики часто выделяли ту или иную сторону есенинского творчества, а ведь главная его особенность в том, что все стороны в нём сливаются, и только обстоятельства и настроение выделяют то проникновенный лиризм, то разухабистость, то напевность, то провоцирующие хулиганские образы.

Есенин и имажинизм

После Октябрьской революции 1917 года правительственное учреждение, где работала секретарём жена поэта Зинаида Райх, переехало в Москву. Есенин переехал вместе с семьёй, но в Москве его как поэта не знали. Приходилось заново утверждать себя в литературных кругах. Встреча с Анатолием Мариенгофом, поэтом (свои стихи он называл «имажи») и критиком, помнившим наизусть практически все есенинские стихи, стала знаковой. Они объединились с Вадимом Шершеневичем, поэтом и литературным деятелем, который вскоре организовал издательство, книжную лавку, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и литературное кафе «Стойло Пегаса» на Тверской, в самом центре Москвы! Сочинив совместно с А.Б. Мариенгофом манифест, Есенин стал одним из основателей имажинизма. Кроме них, к имажинистам себя относили А.Б. Кусиков, В.Г. Шершеневич, но душой имажинизма был, конечно, именно Есенин. Имажинисты ставили на первое место в поэзии образ. Это было естественно для Есенина, для которого метафора была любимым приёмом.

Сразу заметим, что группа продержалась недолго. В августе 1924 года Есенин дал объявление в газету «Правда», что группа имажинистов распущена: «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах».

Путешествие с Айседорой

В 1921 году в жизни Есенина произошло очень важное событие: он познакомился со знаменитой балериной Айседорой Дункан, приехавшей на гастроли в Россию. С первого взгляда они полюбили друг друга. Голубоглазый, с льняными волосами, Есенин очаровал иностранку, не понимавшую прелести его стихов. Она предложила ему уехать вместе, он согласился.

Четырнадцать месяцев Есенин путешествовал вместе с А. Дункан по свету, но всё же вернулся в Советскую Россию. За границей ему было тоскливо. Слишком сильна была ностальгия.

Перемены в Советской России

После возвращения из-за границы Есенин вместе с Мариенгофом отправился в Харьков, и по дороге Есенин увидел крестьянские бунты против новой власти, словно в подтверждение сказанных прежде им в поэме «Кобыльи корабли» слов:

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

И далее в той же поэме он заявляет:

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами,

Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень.

5

Буду петь, буду петь, буду петь!

Не обижу ни козы, ни зайца.

Если можно о чём скорбеть,

Значит, можно чему улыбаться.

Все мы яблоко радости носим,

И разбойный нам близок свист.

Срежет мудрый садовник осень

Головы моей жёлтый лист.

В сад зари лишь одна стезя,

Сгложет рощи октябрьский ветр.

Всё познать, ничего не взять

Пришёл в этот мир поэт.

Он пришёл целовать коров,

Слушать сердцем овсяный хруст.

Глубже, глубже, серпы стихов!

Сыпь черёмухой, солнце-куст!

1919

В одном из писем Есенина встречаются такие признания:

«Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого. Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нём живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. ...Всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нём не живут, челнок выдолблен, а в нём не плавают».

Вернувшись в Москву, Есенин отправился в родную деревню и увидел там полную разруху, которой никогда не бывало прежде. Там он написал стихотворение «Я последний поэт деревни».

* * *

Мариенгофу

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость,

Злак овсяный, зарёю пролитый,

Соберёт его чёрная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Прохрипят мой двенадцатый час!

1920

Словно сам себе заказал панихиду и по вымирающей деревянной Руси, и по великой земледельческой культуре, и по себе, ещё живому, но уже понимающему, что его время миновало:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас нежить...

В том же переломном 1920 году Есенин напишет трагический «Сорокоуст», где продолжает тему гибели крестьянского мира:

Только мне как псаломщику петь

Над родимой страной аллилуйя...

Москва, декабрь 1921-го, Н.А. Клюеву:

«Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего. Нет тех знаков, которыми бы можно было передать всё, чем мыслю и отчего болею...»

В марте 1922 года он пишет писателю Иванову-Разумнику: «В Москве себя я чувствую отвратительно. Безлюдье полное...» Теперь он видел Россию иной, конечно, любимой, но неприветливой, неустроенной, порой враждебной:

***

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники жёлтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.

И я сам, опустясь головою,

Заливаю глаза вином,

Чтоб не видеть в лицо роковое,

Чтоб подумать хоть миг об ином.

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

Не с того ль так чадит мертвячиной

Над пропащею этой гульбой.

Ах, сегодня так весело россам,

Самогонного спирта — река.

Гармонист с провалившимся носом

Им про Волгу поёт и про Чека.

Что-то злое во взорах безумных,

Непокорное в громких речах.

Жалко им тех дурашливых, юных,

Что сгубили свою жизнь сгоряча.

Жалко им, что октябрь суровый

Обманул их в своей пурге.

И уж удалью точится новой

Крепко спрятанный нож в сапоге.

1922

В том же году из немецкого Дюссельдорфа он пишет А.М. Сахарову: «Взвейтесь, кони! Неси, мой ямщик... Матушка, пожалей своего бедного сына...» И приписка: «...лучше б... повеситься...»

Увы, вот оно, найденное слово, вот он, найденный выход. Через год из Парижа он пишет ставшему большим большевистским начальником имажинисту А.Б. Мариенгофу: «Господи! даже повеситься можно от такого одиночества. Ах, какое поганое время...»

1924 год оказался для Есенина особенным. Он едет на Кавказ, рвётся в Персию. Некоторое время он провёл в Баку, где подружился с главным редактором легендарной газеты «Бакинский рабочий» П.И. Чагиным. Чагин привозит его в замечательное местечко недалеко от Баку — Мардакяны, место паломничества огнепоклонников, последователей пророка Зороастра1 (Заратустры, как принято называть его на Западе). Поселившись здесь, Есенин пишет великолепный цикл восточных стихов «Персидские мотивы». В нём искренняя любовь к Родине пробивается сквозь воспевание Востока. Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» посвящено восточной красавице. Однако именно в этом произведении, которое поначалу можно было бы отнести к любовной лирике, ярко и неожиданно вспыхивает тема любви к России.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

1924

В восточной поэзии часто совпадают первая и последняя строки в каждой строфе. Как правило, обращением к красавице произведение обрамляется начальной и заключительной строфами. В этой «восточной» форме поэт обращается к образам родной земли: волнистой ржи, рязанским раздольям и т. п. В стихотворении используется система повторов. Ключевой оказывается первая строфа. Вторая её строка повторяется во второй строфе, третья строка — в начале и в конце третьей строфы; четвёртая строка образует подобное кольцо в четвёртой строфе и т. д. В результате каждый стих первой строфы встречается в произведении трижды.

Последние годы жизни

Поэты Пролеткульта — так называли себя объединившиеся рабочие писатели и поэты, которые только себя считали истинно революционными и большевистскими, — причисляли Есенина к «попутчикам». Конечно, они не называли его врагом революции, но и «своим» не считали, прежде всего из-за крестьянского происхождения поэта.

Хотя в 1924 году Пролеткульт распустили, но такое отношение к Есенину поддерживали ассоциации МАПП и РАПП, идейные наследники (хотя и не такие радикальные) Пролеткульта. Свои эстетические и политические взгляды они выражали в журналах «Октябрь» и «На посту». Есенин считал необходимым добиться расположения новой власти.

В 1924-1925 годах Есенин написал несколько абсолютно лояльных к власти произведений: «Песнь о Великом походе», «Баллада о двадцати шести», «Поэма о 36». Со стороны это могло показаться изменой самому себе, но сам он говорил: «Путь мой сейчас, конечно, очень извилист, но это прорыв...»

Кроме того, на Кавказе Есенин начал писать поэму «Анна Снегина». Она была задумана как произведение, лояльное к новой власти. Есенин пытался заставить себя йолюбить новую советскую действительность и написать революционную поэму. Почему-то ему было важно избавиться от ярлыка «попутчика». Он закончил поэму, будучи уверенным, что задумка удалась. Однако правда жизни брала верх. Ему не удалось заставить себя стать бесчестным художником. В результате получилась горькая поэтическая хроника погибающего крестьянского мира. В Москве он организовал публичное чтение, даже не перебелив текст. Оно состоялось весной 1925 года в Москве в Доме Герцена. Есенина ждал оглушительный и безжалостный провал. С этим сталкивались многие поэты, но Есенин переживал провалы особенно болезненно и тягостно. Он срывался в запои, сопровождавшиеся глубокими депрессиями. С трудом друзьям удавалось уговорить его на лечение в специальной клинике.

Его преследовал «Чорный человек» (именно так, через О), ставший заглавным героем его поэмы. Депрессия и безнадёжность охватили поэта. Социализм оказался вовсе не тем, чего ожидал Есенин. «Великая земледельческая республика» не складывалась. Частная жизнь, несмотря на любовь преданных ему женщин, приносила разочарования. Ничто не изменило того самоощущения, которое сложилось ещё в 1921 году:

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

1921

Кризис усугублялся. Неожиданно для многих Есенин покончил с собой, повесившись в номере гостиницы «Англетер». Его смерть стала шокирующим событием. Место Есенина в русской поэзии оказалось слишком высоко, чтобы вновь быть кем-то занятым.

Один из могущественных недругов Есенина Н.И. Бухарин уже после смерти поэта задавался в одной из своих работ такими вопросами: «Чем захватывает молодёжь Есенин? Почему среди нашей молодёжи есть кружки „есенинских вдов"2? Почему у комсомольца частенько под „Спутником коммуниста" лежит книжечка стихов Есенина?»

С Есениным боролись и после его смерти. Сборники его стихов несколько десятилетий не печатали. Великий национальный поэт был предан забвению властями, насаждавшими свою идеологию. Однако шло время, а Есенина всё продолжали читать, петь песни на его стихи, переписывать в рукописные сборники...

Решаем читательские задачи

  1. Кого из известных вам поэтов напоминает своим лирическим героем Есенин?

  2. Чем привлекли вас стихи Есенина?

  3. Какие метафоры в поэзии Есенина вам запомнились?

  4. Чем привлекают образы родной природы в стихотворениях Есенина?

Давайте поспорим

В 1927 году в Москве в Коммунистической академии проходила многодневная дискуссия. Она длилась с 13 февраля по 5 марта. Тема этой дискуссии звучала так: «Упадочное настроение среди молодёжи. Есенинщина».

Вот что говорил основной докладчик, народный комиссар просвещения А.В. Луначарский: «Что же мы можем сделать для того, чтобы изжить есенинщину? На первый план я поставлю культурнополитическую пропаганду. Надо, чтобы каждый наш гражданин понимал пути революции, понимал, за что мы взялись, что мы делаем и что нам осталось сделать, как мы осуществляем наши идеалы, каким темпом мы идём вперёд». Представьте себя участником этой дискуссии. О чём говорит докладчик? Надо ли было вообще бороться с есенинщиной, по-вашему? Как вы понимаете это слово? Представьте, что вам пришлось бы участвовать в той дискуссии. Подготовьте своё выступление для неё.

Творческое задание

Определённую популярность обрёл телесериал «Есенин» (2005). Между тем в сценарии В. Валуцкого и В. Безрукова оказалось множество отступлений от исторических фактов. У миллионов телезрителей, которые ещё не раз смогут увидеть этот сериал, будет складываться неточное представление о великом русском поэте. Внимательно посмотрите этот фильм и постарайтесь найти огрехи сценаристов, намеренные или случайные. Воспользуйтесь известными и авторитетными биографиями Сергея Есенина. Свои выводы изложите в исследовании, проиллюстрировав ваши находки кадрами и фрагментами из фильма.

Виртуальная кладовочка

http://esenin.ru/ — сайт посвящён жизни и творчеству С. Есенина. Кроме его биографии, произведений, писем, фотографий, воспоминаний и исследований о нём, вы сможете услышать, как читает стихи сам поэт, послушать песни на его стихи, узнать, какие спектакли поставлены по его произведениям, посмотреть документальные видеоролики, произведения искусства. Экскурсия по есенинским местам позволит вам посмотреть на рязанские пейзажи глазами самого поэта.

http://esenin.niv.ru/ — сайт содержит материалы о С. Есенине: биографию, произведения, фотографии, письма, документы, книги и критические статьи, афиши и программы вечеров, обзор интернет-ресурсов. Здесь вы сможете узнать, какие произведения поэта являются лидерами читательского рейтинга, совершить виртуальное путешествие по музею-заповеднику в с. Константиново.

http://www.esenin.net.ru/ — на сайте вы найдёте биографию и произведения С. Есенина, статьи о нём, подбор цитат из стихотворений поэта.

http://sergeiesenin.lit-info.ru/press/anketa_s_voprosame_o_
esenine.html — здесь вы сможете познакомиться с ответами известных советских писателей и поэтов (среди которых К. Чуковский, А. Твардовский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский) на анкету о С. Есенине. В начале страницы вы сами сможете ответить на вопросы анкеты и выразить своё отношение к поэту.

http://www.museum-esenin.ru/ — сайт государственного музея-заповедника «Константиново».

http://create-daydream.narod2.ru/Poeziya_i_Muzi/Sergei_Esenin/
Pesni_na_stihi_Sergeya_Esenina — на сайте выложены песни на стихи С. Есенина.

http://www.ltv.ru/esenin/shots — сайт телеканала знакомит с фильмом «Есенин. История убийства», снятым по роману В. Безрукова «Есенин».


1 Зороастризм — древняя религия.

2 Так называли себя молодые девушки, влюблённые в Есенина и носившие траур по нему в течение нескольких лет после его смерти.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!