1 этап 2-3 мин | Упражнение «Здравствуйте» Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия. Варианты приветствий: в России принято пожимать друг другу руку; в Италии – горячо обниматься; в Бразилии – хлопать друг друга по плечу; в Зимбабве – трутся спинами; в Македонии – здороваются локтями; в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами; у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром. По окончании упражнения необходимо акцентировать внимание участников тренинга на то, что все мы разные, но у нас сегодня одна цель: полезная информация в работе классного руководителя. | Вольф В.А. педагог-психолог | нет |
2 этап 10 мин | Вступительное слово. Современное образование требовательно к работе классного руководителя в плане воспитательной работы. Формирование установок толерантности среди обучающихся является одной из приоритетных, так как усиливается внутреннее разнообразие среди учащихся образовательных учреждений. Имущественное расслоение, миграция и иные факторы вносят значительные изменения в современное образовании..В школах уже сложно найти мононациональный класс, с полностью здоровыми детьми из семей с одинаковым материальным достатком. Всё это порождает новые конфликтные ситуации среди детей и подростков. Растёт непонимание, и, в лучшем случае, если это выражается в стремлении юного члена общества самостоятельно построить свой мир, отгороженный как у героя из бессмертного произведения А.П. Чехова «Человек в футляре». Классные руководители обязаны проводить комплексную работу с учащимися, направленную на формирование толерантного поведения в школе и за её пределами. "Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность - это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего. активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства" Так характеризуется понятие «Толерантность» в 1 статье Декларацию принципов толерантности принятой на Генеральная конференции ООН в ноябре 1995 года. Каким образом проводиться работа в этом направлении у классных руководителей? В моём классе есть ребята разных национальностей, социального положение. Также в нём обучаются дети-инвалиды и дети имеющие статус СОП. В своей работе с 9 «а» классом я реализую разные подходы в классной и внеклассной работе. Среди классной воспитательной работы можно выделить: Тематические классные часы Учебные конференции на проблемную тему Проведение дискуссий с обучающимися Среди внеклассной воспитательной работы выделю: Индивидуальные беседы с учащимися Военно-патриотические и военно-спортивные мероприятия Тематические акции. Стоит отметить различные внутришкольные мероприятия, высокий уровень проведения которых укрепляет сплочённость внутри коллектива. Сегодня на семинаре мы представим вам ряд упражнений как элементов психологического тренинга, доступные в организации и проведении на тематических классных часах любому классному руководителю. | | Медиапроектор, экран, презентация |
3 этап 3 мин 5 мин 7-10 мин | Для следующей работы нам необходимо разделить участников на группы. Для этого каждый участник берёт карточку с фамилией (Ивановы, Петровы и т.д) По сигналу ведущего участники должны найти «членов семьи». Тем самым в каждой «семье» получается по 6 человек. Упражнение «Рука» Каждый участник групп обводит свою руку на лис¬те бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем переда¬ется свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от со¬седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун¬ка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом паль¬чике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». Обсуждение: что между вами общего, что разного? Выступление одного участника от команды. Упражнение «Лукошко» Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: это стул. На нем можно сидеть. Каждый из вас нашел пользу случайному предмету. Так же мы можем и должны определять важность каждого человека в обществе. | Вольф В.А. | Карточки для деления на группы, листы бумаги на каждого участника, ручки, карандаши. лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы. |
4 этап 5 мин 2 итого 38-40 мин | Исходя из своего опыта мы советуем на каждом занятии проводить рефлексию, благодаря которой вы можете узнать, достигнуты ли цели. Рефлексия. "Автобусная остановка" - на 4-х стенах тренингвой комнаты вешаю листы флипчарта, в верху которых пишу неоконченные предложения. Например: "С этой минуты я буду...", "Спасибо..", "Этот тренинг для меня..", "Самое важное - это..", "Сегодня я сделал открытие, что.." и др. Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Есть ли желающие высказаться. Сегодня мы постарались показать вам лишь малую часть работы классного руководителя, надеемся, что полученная информация поможет вам в работе. Спасибо за работу. | | Листы для флипчарта |