СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья капиана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследовать средства создания образа Маши Мироновой; выяснить позицию автора в повести к главным героям, понять, почему повесть названа «Капитанская дочка»; формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести; развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал; приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Просмотр содержимого документа
«Семья капиана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина (8 класс)»

Литература 8 кл Урок №____ дата________

Семья капитана Миронова.

Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

Цель: исследовать средства создания образа Маши Мироновой; выяснить позицию автора в повести к главным героям, понять, почему повесть названа «Капитанская дочка»; формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести; развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал; приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.


Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Объявление темы, цели урока.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Работа по теме урока.


Семья капитана Миронова

  • Каково первое впечатление Гринева о семье капитана Миронова (гл.3)?

  • Почему автор изображает Белогорскую крепость, ее обитателей, порядки в крепости с юмором?

  • Какие черты Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны автор делает главными?

  • Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим?

  • Почему Василиса Егоровна «управляла крепостью так точно, как и своим домом»?

  • Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачевцев?


Практическая работа. Анализ эпизода «Гибель капитана Миронова и его жены»:

  • Как приняли смерть капитан Миронов и его жена?

  • Какие нравственные качества героев проявились в сценах их гибели?

  • Как взаимосвязаны герои и события эпизодов?

  • В чем особенности мастерства Пушкина и его писательского стиля в изображении гибели героев?


Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Главы 3-4.

  • Каково происхождение и социальное положение Маши Мироновой?

  • Что нам известно о ее прошлом?

  • С какой целью автор дает первую характеристику Маши словами Швабрина?

  • Почему Маша воспринимает слова матери о своем замужестве со слезами?

  • Какую оценку дает Маше Гринев (гл.4)?

  • Как характиризует Машу ее оценка, данная Швабриным?


Главы 5-6.

  • Каков отношение автора к искренности и естественности Маши?

  • Почему Маша не соглашается стать женой Гринева без согласия его родителей?

  • Как ведет себя Маша в сцене прощания с Гриневым?


Главы 10, 12, 13.

  • Как характеризует Машу ее письмо к Гриневу?

  • Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина.

  • Какие черты героини проявляются в разговоре с Гриневым об отъезде к его родителям?

  • Какую оценку дает Маше Савельич?

  • Как изменяется, развивается характер Маши?


Глава 14.

  • Как оценили Машу родители Гринева?

  • Какие черты проявляются в образе Маши?

  • Как ее характеризует решение ехать в Петербург?

  • Как характеризует Машу ее разговор с Екатериной II?

  • В чем проявляется ее решимость и цельность характера?

  • С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливой?


Женские образы в романе

Обобщающая беседа:

  • Назовите все женские образы романа (Маша Миронова, Авдотья Васильевна Гринева, Василиса Егоровна Миронова, Екатерина II, Акулина Панфиловна, Палашка, Анна Васильевна )

  • Сопоставьте героинь романа: Авдотью Васильевну и Василису Егоровну, Машу Миронову и императрицу Екатерину II.

  • Дайте характеристику Палашке. Кому из героев романа созвучен этот образ?

  • Почему образ Маши Мироновой — это нравственный ориентир автора?


  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание: дать характеристику Маши Мироновой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!