СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сегодня школьник, завтра -гражданин

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество  остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического  воспитания молодёжи. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Просмотр содержимого документа
«Сегодня школьник, завтра -гражданин»

  1. Вступление

Современное общество остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа . Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Многие мыслители и педагоги , раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

  1. Объявление темы

«Сегодня школьник, завтра -гражданин »

Цели: формирование правовой и политической культуры, становление общественно-активной, социально - компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием.



  1. Страница 1.



Учитель. Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность.

1.Работа с понятиями

– Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному.. На доске 3 определения, которые закрыты . Открываются и озвучиваются по одному

Личность – человек как носитель каких-то свойств (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества ( Советский энциклопедический словарь.)

Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта (Учебник «Обществознание»).

2. Групповая работа

Учащиеся объединяются в группы.

– Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.

Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.

– Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.

Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

Задание: Выберите качества характеристики нашего современника, который со временем станет гражданином своей малой родины. Подумайте, каким мировоззрением он должен обладать, способом мышления, какие мысли его должны волновать? Каким вы видите гражданина современного мира?

Страница 2.

Учитель. Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Вы, ребята, составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушкам .

Слово предоставляется ученикам, которые рассказывают о своих семьях.

Учитель. Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Страница 3.

Одним из признаков того, что человек стал взрослым, есть получение паспорта.

Вопросы учащимся:

-что вы знаете о паспорте;

-когда он выдается;

-для чего он нужен?

Паспорт –спутник всей жизни человека до последнего шага. И те, кто уже имеет паспорт, действительно выглядят по-взрослому, становятся серьезнее.

Вручение паспорта - важное событие в жизни человека. Оно означает, что закончилось детство, наступает период юности. Мы должны уважать правопорядок и придерживаться его, быть образцом поведения в быту, хорошо учиться, бережно относиться к общественному имуществу, помня, что паспорт свидетельствует о том, что вы не просто человек, а гражданин страны, героического народа, народа , который героическими путями прокладывает путь в будущее.

Страница 3.

Со знания своей родословной начинается Человек. А корни каждого из нас начинаются с родного порога.

Родной город Кировск. Вчитываясь в строки «Повести о Голубовке» Софьи Жарко, понимаешь, что полувековая история Кировска, а до этого-поселка Голубовский рудник,-неотъемлемая истории Луганщины, всего Донецкого края, связанной с началом добычи в нашем регионе каменного угля в 30-х годах 19 столетия и развитием угольной отрасли.

Он был и остается городом людей умных, талантливых, работящих и мудрых. Таким он и останется ,если своим потомкам мы передадим любовь к своей малой родине, гордость за победы прошлого и уверенность в том, что нет целей, которые мы не могли бы достичь.

Слово предоставляется Степановой Ольге Ивановне, депутату Кировского городского совета 6-го созыва, директору радиоинформационной организации «Кировская городская редакция вещания».

Действительно, « без памяти, без чувства родины, без благодарности к предкам, человек-случайность на земле; и он уничтожит землю». В. Чивилихин

Задание: Напишите имена известных людей, которые заслуживают звания» гражданин мира». Пусть каждое зерно наполнит этот колос. Ведь кто, как не настоящие Люди, Личности, Граждане делают богаче нашу Землю щедрым урожаем добра, мира, достатка, процветания.

Страница 4.

Самыми святыми для каждого из нас являются слова: Родина, Отчизна.

Рассказ учащихся о государственных символах Луганской Народной Республики (гербе ,гимне, флаге).

Страница 5.

Борьба за право быть государством, еще не завершилась .

Какими еще правами мы обладаем, мы узнаем далее.

Задание.

А что значит для вас жить в правовом государстве?

-выполнять обязанности и пользоваться правами;

-необходимо соблюдать законы и требовать, чтобы их соблюдали другие;

-в своей жизни каждый человек должен придерживаться Конституции .

А еще все граждане должны подчиняться не собственным желаниям, но и общечеловеческим понятиям, а именно: уважать старших, помогать младшим.

Особое внимание защите прав и свобод человека и особенно детей уделяет ООН.В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, основной тезис, которой : «Человечество обязано давать ребенку все лучшее, что оно имеет». 27 сентября 1989 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована и Украиной.

Все дети независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических взглядов, национального и социального происхождения, обладают правами, содержащимися в Конвенции о правах ребенка.

Уже с самого рождения ребенок в нашей стране обладает правами. И чем больше ему лет, тем больше прав и обязанностей он приобретает. Давайте вместе их определим.

1.Какие права получает ребенок:

С момента рождения:

-человек получает гражданство - это право ребенку дается « правом крови»;

- правоспособность:

Народная мудрость гласит: «Лучше запалить одну свечку, чем ругать тьму». И если эти огоньки добра, света запылают у нас в сердцах, то страна действительно станет свободною, могучей , независимой и запылает огонь возрождения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!