Учебник: Синица Н.В., Симоненко В.Д.. Технология. Технология ведения дома: 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Предметные – учащиеся познакомятся с историей создания швейной машины, видами современных бытовых швейных машин; ознакомятся с устройством швейной машины, её основными узлами и деталями; обучатся рациональной организации рабочего места при выполнении машинных работ, соблюдению правил безопасного труда; научатся подготавливать машину к работе – узнают о правилах намотки нитки на шпульку, научатся заправлять верхнюю и нижние нитки.
Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнения пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в парах при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение, классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование в соответствии с правилами.
Личностные – самоопределение - умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
№ этапа урока | Этап урока (время) | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 3 мин. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установке тематических рамок («могу») 3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | -Организационный момент, проверка готовности к уроку. Создание позитивного настроя. - Здравствуйте, друзья. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Надеюсь, мы сегодня получим не только новые знания, но и хорошее настроение. К нам на урок принесли чёрный ящик, но просили не открывать его, пока вы не отгадаете загадку: У меня они все разные: Шерстяные и атласные, И для дома, и для сада, Для театра и парада, Для зимы есть и для лета Так во что же я одета? - Какое красивое платье! Как вы думаете, сколько нужно потратить времени и труда, чтобы его изготовить? - А можно ли ускорить этот процесс? Как? - У кого есть дома швейная машина? -Кто из вас пробовал шить на ней? - Какие у вас остались впечатления от работы? -Хотелось бы вам научиться хорошо шить на швейной машине? - Как вы думаете, пригодится ли вам в будущем это умение? - Скажите, какая сегодня тема урока? Помогает сформулировать тему урока. | Проверяют готовность к уроку (Наличие формы, учебных принадлежностей, дневника) (Примечание: отсутствие одного из пунктов снижает оценку на этом этапе на 1 балл) -Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. - Ответы учащихся. - Ответы учащихся. (Швейная машина) | Л. Самоопределение, самоорганизация, К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке П. Правильность организации рабочего места |
| Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 9 мин. | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. | -Как вы думаете, давно ли существуют швейный машины? - Ответ на этот вопрос вы найдёте, познакомившись с исторической справкой. Ваша задача: запомнить содержание, поделиться информацией с одноклассниками, указать на карте место открытия -Давайте посмотрим на варианты швейных машин. Найдите сходства и различия на них (разные виды приводов). (Слайды 7-9). Подводит к классификации по виду приводов швейной машины и наличию одинаковых деталей и механизмов (ручной, ножной, электрический), отмечает их достоинства и недостатки. (Слайд 10). Виды приводов. -Могли бы вы сейчас без минимальных знаний выполнить работу на швейной машине? -Что, на ваш взгляд, нужно знать и уметь, чтобы работать на таком сложном оборудовании? - Знакомит с правилами техники безопасности | Ответы учащихся. -знакомятся с содержанием исторической справки, находят место на карте, делятся полученной информацией 1) Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце 15 века итальянский художник, учёный, изобретатель Леонардо да Винчи. Его изобретение так и не было реализовано (Слайд 2) 2) Только в 1834 году американец Уолтер Хант изобрёл иголку с ушком на заострённом конце и челночное устройство. Это была первая машина челночного стежка (слайд 3) 3) Швейная машина, усовершенствованная американским механиком Элиасом Хоу в 1845 году позволила заменить труд 5 портных (слайд 4) В 30-50-х годах 19 века в Великобритании, США, Франции было получено свыше 30 патентов на швейные машины. 4) И наконец, в средине 19 века усилиями американца польского происхождения Исаака Зингера швейная машина была доведена почти до современного вида. (Слайд 5) Его преемники построили фабрики по изготовлению швейных машин по всему миру. В 1900 году такая фабрика появилась и в подмосковном Подольске. (Слайд 6) Производят самооценку работы на этом этапе -Ответы учащихся. -Сравнение видов машин. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения… Ответы детей, которые определяют задачи урока ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! (Правила безопасной работы, устройство швейной машины, подготовка швейной машины к работе, овладеть приемами работы). - Знакомятся с правилами безопасности, расписываются в журнале инструктажей по т/б | Л. Смыслообразование. П. Анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации из текстов. Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
| Изучение теоретического материала 9 мин. 2 мин. 7 мин. | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Организовать фиксацию затруднения, соответствие своих действий. | - Современная бытовая швейная машина имеет электропривод. -Рассмотрим её основные узлы (Учитель демонстрирует на слайде основные элементы швейной машины и сопоставляет их с деталями непосредственно на швейной машине, дает название узлам и деталям.) (слайд 11) - Предлагает учащимся сесть за швейные машины и приклеить подписанные стикеры с названиями основных узлов к соответствующим деталям швейных машин (работа в группах). (в это время изображение на экране закрывается, а через 2-3 минуты происходит самопроверка по этому же слайду) «5» 0-2 ошибки «4» - 3-5 ошибок» «3» - 6-8 ошибок Физкультминутка (по методике Базарного) На стенах развешены карточки с названиям узлов машины учитель называет их, а дети находят их, поворачиваясь в нужном направлении -Что нужно сделать, чтобы начать работу на швейной машине? - Давайте посмотрим, как правильно это сделать (видеофрагмент) -Учитель демонстрирует приемы работы на швейной машине (на швейной машине учителя), обращает внимание на организацию рабочего места для шитья, ТБ, информирует о возможных неполадках, связанных с неправильной заправкой ниток. | Наблюдают и находят названные узлы на своих машинках Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения. Приклеивают стикеры к деталям швейной машины. Производят проверку и самооценку Выполняют физкультминутку Для подготовки швейной машины к работе необходимо намотать нитку на шпульку, заправить верхнюю и нижнюю нити. -Учащиеся подходят к демонстрационному столу, наблюдают за действиями учителя. Определяют, насколько сложное задание, сколько времени оно займет. | П. Анализ, синтез, постановка и формулирования проблемы, структурирование знаний. |
| Практическая работа по заправке нижней и верхней нити 7 мин. | Построение и фиксация. Обучение рациональной организации рабочего места при выполнении машинных работ, соблюдению правил безопасного труда; научить подготавливать машину к работе - заправлять верхнюю и нижние нитки. Прививать аккуратность, точность при выполнении работы. | -А теперь попробуйте произвести работу в группах 1 человек – контролёр, 2-ой заправляет верхнюю нить, 3-й – нижнюю. Контролёр выводит нижнюю нить наружу В случае затруднения можете воспользоваться материалом учебника с. 122-123 Контролирует работу групп | Выполняют заправку верхней и нижней нитки машины (используя материал учебника, стр. 122-123) Производят взаимоконтроль, самооценку | Личностные (УУД): - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор. Метапредметные (УУД): Р-Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построения логической цепи рассуждений, доказательство. К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; |
| Включение в систему знаний и повторение. 3 мин. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Выполнить задание 4 (проверь себя) из рабочей тетради Примечание: в случае отсутствия тетрадей с печатной основой предложить детям выполнить проверку по аналогичным заданиям Проверь себя. Верны ли следующие утверждения? Утверждение | Да | Нет Нет | Первую швейную машину придумал Исаак Зингер | | | Маленькая катушка для намотки нижней нитки называется шпулькой | | | Привод – это устройство, с помощью которого рабочая часть машины приводится в движение | | | Главное колесо швейной машины - маховое | | | Наматывать нитку на шпульку нужно при помощи моталки | | | Оценка_________________________ «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок | -Учащихся работают в Р.Т. Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости операции. | Личностные (УУД): - умение анализировать собственную деятельность Метапредметные (УУД): регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выделение и осознание учащимися, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; познавательные - выбор критериев для сравнения. |
| Рефлексия учебной деятельности. 5 мин. | Соотношение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | - Подведём итог урока: -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Когда это знание будет вам необходимо? -Назовите правила организации рабочего места. -Назовите основные узлы швейной машины. -В чем заключается подготовка швейной машины к работе? Домашнее задание Задание для всех: - отработать умение намотки нитки на шпульку; - упражняться в заправке верхней и нижней нитки Задание творческое (по желанию) - Подобрать пословицы и поговорки о шитье - Составить кроссворд на тему «Швейная машина» Рефлексия «Комплимент» Продолжите фразу -Я молодец, потому что узнала…………. - Я молодец, потому что научилась……….. - Я молодец, потому что меня заинтересовало… - Я молодец, потому что у меня вызвало затруднение…, но я с ним справилась - Вы сегодня хорошо потрудились и, надеюсь, получили удовольствие от своего труда. Спасибо за работу. Урок окончен. | Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы. Ученики оценивают степень достижения цели. Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений. | Личностные (УУД): - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли познавательные: - построение логической цепи рассуждений |