СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 7 (ОБ-7). Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 7 (ОБ-7). Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 7 (ОБ-7). Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных.»

Блок 7 (ОБ-7)

Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных


Суффиксы

Правила

Примеры

СУФФИКСЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

-ек-, -ик-

Суффикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) сохраняет гласный звук при скло­нении, суффикс -ЕК- имеет бег­лый гласный

Кусочек (кусочка), ключик (ключика), голосочек (голо­сочка), мальчик (мальчика), кузнечик (кузнечика)

-ец-, -иц-

В существительных мужского рода пишется -ЕЦ- (с беглым Е).

В существительных женского рода пишется -ИЦ-.

В существительных среднего рода пишется -ЕЦ-, если ударение после суффикса. -ИЦ-. если уда­рение перед суффиксом

Ситец (ситца), хлебец (хлебца), горец (горца), красавец (красавца). Красавица, девица, лужица, рощица, страдалица, школь­ница.

Письмецо, сукнецо, ружьецо.

Именьице, креслице, маслице

-чик-, -щик-

В существительных со значением лица по роду занятий или дейст­вия суффикс -ЧИК- пишется после согласных Д, Т, 3, С, Ж. После других согласных пишется -ЩИК-. Суффикс -ЩИК- после Т пишется и в ряде слов с ино­язычными корнями

Наладчик, переплётчик, за­казчик, разносчик, перебеж­чик.

Фонарщик, барабанщик, зачинщик.

Алиментщик, процентщик, ремонтщик, асфальтщик

-ичк-, -ечк-

Суффикс -ИЧК- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффик­сом -ИЦ-. В остальных случаях пишется суффикс -ЕЧК-

Лестничка (от лестница), пуговичка (от пуговица), семечко, темечко, стремечко, Сенечка

-ушк-, -ышк-,

-юшк-, -ишк-

Суффикс -УНТК- пишется в су­ществительных мужского и жен­ского рода.

Суффикс -ЫШК в существи­тельных среднего рода.

Суффикс -ЮШК- — в словах всех трёх родов с основой на мягкий согласный.

Суффикс -ИШК в словах всех

трёх родов с основой на шипящий и мягкий согласный

Коровушка, головушка, соло­вушка, кровушка, дедушка, тётушка.

Зёрнышко, рёбрышко, пёрыш­ко, горлышко, солнышко, крылышко.

Волюшка, полюшко, горюшко, Марьюшка, Ванюшка.

Амбаришко, шинелишка, бельишко, зайчишка, табачишко, народишко, заводишко, постелишка

-ен-

Суффикс -ЕН- пишется в косвен­ных падежах существительных на -МЯ

Знамя — знамени, знаменем, стременем, пламенем, пле­менем

Сочетания

-ин(к)-,

-ен(к)-,

суффикс

-енк-

Сочетание -ИН(К)- пишется в именах существительных, об­разованных от слов женского рода на -ИН-А.

Сочетание -ЕН(К)- и суффикс -ЕНК- пишется в именах сущест­вительных уменьшительных, обра­зованных при помощи суффикса -К- от слов на -НЯ, -НА, у ко­торых в родительном падеже множественного числа Ь на конце не пишется

Проталинка (проталина), впадинка (впадина), трещин­ка, изюминка, завалинка, бусинка.

Вишня — вишен — вишенка, спальняспаленспаленка, сосенка, француженка, неженка, черешенка, черкешенка, башенка

-оньк-,

-еньк-

После твёрдых согласных употреб­ляется суффикс -ОНЬК-, реже — -ЕНЬК-, перед которыми соглас­ный смягчается.

После мягких согласных и шипя­щих, а также после гласных пишется -ЕНЬК-

Кухня — кухонька, полоса — полосонька, головаголо­вонька, мамамамонька, маменька, туча — тученька, дорогадороженька, Поленька, душенька.

Исключения: заинька, паинька

-отн-я,

-овн-я

Пишутся с буквой О

Беготня, болтовня, пачкотня

-изн-

-(ин)ств-о

Пишутся с буквой И

Желтизна, новизна, белизна. Большинство, достоинство

СУФФИКСЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-к-, -ск-

С суффиксом -СК- пишутся отно­сительные прилагательные, не об­разующие краткой формы.

С суффиксом -К- пишутся качест­венные прилагательные, а также прилагательные, образованные от существительных с основой на К, Ч, Ц

Кавказский, черкесский, матросский, одесский, февральский.

Вещий, вязкий, турецкий, казацкий, низкий, узкий, рыбацкий

-ив-, -ев-

Под ударением пишется суффикс -ИВ-, в безударном положении — -ЕВ-

Красивый, правдивый, лживый.

Ситцевый, боевой, оранжевый.

Исключения: юродивый, милостивый

-ов-, -ев-

После шипящих и Ц под ударени­ем пишется суффикс -ОВ-, без ударения ЕВ-

Грошовый, свинцовый, ежовый. Вещевой, ключевой, глянцевый

-оват-,

-овит-,

-еват-,

-евит-

Безударные суффиксы -ОВАТ-, -ОВИТ- пишутся после твёрдых согласных,

суффиксы -ЕВАТ-, -ЕВИТ- после мягких согласных, шипящих и Ц

Красноватый, даровитый, простоватый, ядовитый, плодовитый.

Ноздреватый, рыжеватый, щеголеватый, синеватый, глянцевитый

-оньк-

В уменьшительно-ласкательных прилагательных после Г, К, X

употребляется суффикс -ОНЬК- или -ЕНЬК-.

В остальных случаях использу­ется -ЕНЬК

Лёгонький — лёгенький,

мяконькиймякенький,

плохонький — плохенький,

тихонький — тихенький.

Голубенький, дешёвенький,

реденький, худенький, хорошенький

-еньк-





-чат-

Суффикс -ЧАТ- пишется только с буквой А

Бревенчатый, веснушчатый,

решётчатый, ступенчатый


ПРОЧИЕ СУФФИКСЫ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

-лив-,

-ист-,

-ин-,

-от-,

-няк-,

-ость-,

-ниц-,

-ейш-,

-ник-,

-изн-,

-еств-


-онок-

Некоторые суффиксы существительных и прилагательных можно проверить словами или формами того же слова, в которых эта мор­фема стоит в сильной позиции, то есть под ударением. Это соответ­ствует морфемному принципу рус­ской орфографии.

Завистливый — терпеливый,

извилистый — волнистый,

глубина — глубины, вершины,

пустота — пустоты, частоты,

известняковыйизвестняк,

усталость — злость,

мошенница — клеветница,

почтеннейшийполнейший,

орешниктростник,

желтизна — дешевизна,

дружественныйбожественный.


Бельчонок, зайчонок, ежонок





Всегда в ударном положении

-чив-,

-еск-,

-ическ-,

-тель-,

-есть-, -ет-,

-очк-,-очн-

Часть суффиксов существитель­ных и прилагательных всегда находится в безударном положе­нии. Написание их следует за­помнить

Сговорчивый, доверчивый,

дружеский, отеческий,

героический, классический,

захватнический, следователь,

строитель, свежесть,

тяжесть, нищета, кисточка, звёздочка, ленточный

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 79. Разберите по составу приведённые ниже слова.

Завистливый, французский, доверчивость, достаточный, по- дружески, наилюбезнейший, колокольчик, перевозчик, горошин­ка, времечко, семенем, подруженька, узкий, привередливый, красноватый, дороженька, бороздчатый, извилистый, молодняк, желтизна, товарищество, двойниковый, уступчивый, страдальче­ский, героическая, преподаватель, наследственность, провероч­ный, кладовочка, соловушка, усталость, пестрота, пунцовый, изыскательский.

Тренинг 80. От данных слов образуйте прилагательные с помощью суф­фиксов.

Образец: доверие — доверчивый, остаток — остаточный.

А) -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ-, -ОВАТ-. Забота, беречь, придираться, стыд, сговориться, забыть, настоять, болтун, заноситься, насмешка, переливаться, вкрадываться, прерывать, красный, слеза, уживаться, непоседа, доверять, вспылить, выносить, разбираться, находить, привязать, вдуматься, мужик.

Б) -ЕСК-, -ИЧЕСК-, -ОЧН-, -ЧАТ-. Герой, враг, загадка, князь, дым, ёлка, океан, класс, человек, ростовщик, палатка, разбойник, палка, остаток, переливаться, проза, ханжа, борозда.

Тренинг 81. От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов.

Образец: объездить — объездчик, усталый — усталость, жёлтый — желтизна.

А) -ЧИК-, -ЩИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-. Балаган, Гриша, чемодан, сарафан, фонарь, корова, измена, полоса, Маша, барабан, штукатур, разведка.

Б) -ОТ-, -НЯК-, -ОСТЬ-, -НИК-, -ИЗН-. Дуб, берёза, посредст­венный, пустота, злой, ширь, нравственный, высь, именины, ма­лина, ива, голова, жёлтый, левый.

Тренинг 82. К данным словам с безударной гласной в суффиксе подбе­рите проверочное слово, в котором тот же суффикс был бы в силь­ной позиции (под ударением).

Образец: широташироты, извилистый — волнистый, отсталостьзлость.

Пронырливый, болотистый, длина, пустота, усталость, наезд­ница, любимейший, учебник, белизна, существо, занозистый, глубина, начальница, непоседливый, кривизна, немота, величина, молодость, помощник, новизна, бодрость, породистый, правота.

Тренинг 83. Образуйте существительные с суффиксами.

-ИЧК-, -ЕЧК-. Пуговица, семя, копейка, крошка, окошко, линейка, рубашка, блюдце, мельница, темя, лейка, шпилька, майка, тройка, рейка, луковица, Соня, крышка, стремя.

Б) -ОНЬК-, -ЕНЬК-. Дядя, волосы, свеча, берёза, река, душа, полоса, нога, тётя, дорога, коса, девочка, подруга, Наташа, ночь, коза, корова, внучка.

-ЕЦ-, -ИЦ-. Масло, кресло, умник, спутник, краса, пальто, школьник, наездник, помещение, строение, поместье, завистник, варенье, селение, сверстник.

Г) -(И)НК-(Е)НК-. Сосна, вишня, чай, соломина, диковина, лукавый, нищий, пашня, зазубрина, извилина, трещина, пыль, спальня, басня, монах, жемчужина, ссадина, изюмина.

Д) -УШК- (-ЮШК-), -ЫШК- (-ИШК-). Зерно, поле, воробей, горло, гнездо, няня, жена, стекло, хлеб, платье, ребро, пятно, детина, сторона, борода, письмо, ведро, трус, рябина.

Е) -ЕК-, -ИК-. Горох, ключ, мяч, час, нос, огурец, халат, овраг, магнит, класс, порог, грош, замок, цветок, мешок, ёрш, стол, ша­лаш, сокол, карандаш, человек.

Ж) -ЧИК-, -ЩИК-. Камень, перевоз, приём, газета, объезд, перебежать, заказ, барабан.

Тренинг 84. Образуйте прилагательные с суффиксами.

-К-, -СК-. Русь, казак, француз, черкес, рекрут, господа, Одесса, матрос, ткач, зверь, февраль, город, село, богатырь, кон­тора, белорус, индус, атаман, чемпион, басурман, ад.

Б) -ОВ-, -ЕВ-. Вещь, ключ, стол, ситец, бронза, глянец, марганец, торг, свинец, бобёр, овощ, пост, холст, ёж, морж, сторож, боец.

-ОНЬК-, -ЕНЬК-. Мало, плохо, хорошо, глупый, рыжий, молодой, седой, дешёвый, плохой, удалой, старый, весёлый, милый, лёгкий, кислый, простой, чистый, сухой.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА

Тренинг 85. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).

Порож_к, пугов_чка, имень_це, океанич_ский, луж_ца, румян_ц, будн_чный, осинн_к, страдальч_ский, пальт_цо, чаш_чка, стрем_чко, напор_стый, желез_стый, пор_стый, ореш_к, звоноч_к, подуш_чка, кирпич_к, ремесленн_ца, врем_на, настойч_вый, нос_к, строит_ль, затейл_вый, тиш_на, луков_ца, любим_йший, человеч_к, багрян_ц, оборот_стый, сговорч_вый, утр_чко, красав_ц, па_нька, живуч_сть, лестн_ца, подвижн_ч_ский, жужел_ца, перепелятн_к, кокетл_вая, назойл_вый, красав_ца, мозол_стый, оранж_вый, рыж_ватый, папоротн_к, кварц_вый, скромн_нький, заступнич_ство, син_ватый, тем_чко, сит_чко.

Тренинг 86. Вставьте пропущенные буквы (О, А, И или Е).

Кух_нька, веч_вой, грош_вый, глад_нький, ореш_к, уступч_вый, рассыпч_тый, меж_вой, еж_вый, полос_нька, подруж_нька, плюш_вый, берёз_нька, дорож_нька, ноч_нька, лап_нька, юрод_вый, смел_сть, свеж_сть, заносч_вый, устал_сть, веснушч_тый, юн_сть, рас_чётл_вый, рубаш_нка, холщ_вый, справедлив_сть, пестр_та, тяж_сть, невеж_ственный, свидетельн_ца, зор_нька, петуш_к, ку- соч_к, брат_ц, реч_нька, рыж_ватый, бледн_ватый, сирен_вый, узорч_тый, услужл_вый, камыш_вый, взрывч_тый, яблон_вый, изразц_вый, доверч_вость.

Тренинг 87. Вставьте там, где это необходимо, пропущенные буквы. Пер­вые десять слов разберите по составу.

Перебеж_ик, лёг_нький, француз_кий, бел_ватый, кумач_вый, укропч_тый, берёз_вый, поместь_це, хлеб_шко, круж_чка, ружь_цо, побас_нка, трав_шка, пугов_чка, виш_нка, угон_ик, горл_шко, мороз_ще, занят_сть, зёрн_шко, добр_та, старш_нство, красн_та, бедн_сть, гнёзд_шко, уз_кий, казац_кий, свеж_нький, переливч_тый, биологич_ский, размаш_стый, сирен_вый, враж_ский, запасл_вый, отрыв_стый, серебр_ный, горькое гор_шко, библиотек_рь, справедлив_сть, рубаш_чка, мельн_чный, газет_ик, зор_нька, пугов_ца, велич_на, бел_зна, рубаш_нка, брем_чко, бороздч_тый, голуб_зна, пёр_шко, человеч_к, горош_к, смаз_ик, груз_ик, стар_на, Тан_чка, тем_чко, неуклюж_сть, старат_льно, еж_нок, невеж_ство, пестр_та, пятн_шко, рёбр_шко, стар_сть, избранн_ца, бодр_сть, Вар_нька, пуст_та, насмешл_вый, придирч_вый, пород_стый.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 88. Вставьте пропущенные буквы.

Узорч_тый столб_к, враж_ский перебеж_ик, талантл_вый на­ездн_ик, рыж_ватый мальч_к, устойч_вая грамотн_сть, зёрн_шко попало в тем_чко, переливч_тый голосоч_к, серебр_ное горл_шко, мозол_стые руч_ньки, причудл_вая однофамил_ца, письм_цо от душ_ньки Люб_ньки, создат_ль и изобретат_ль, настойч_в_сть казач_ства, нов_зна свойств_нна младенч_ству, бронз_вая пугов_чка, в осинн_ке р_сли подб_рёзов_ки, искат_ль фантастич_ских впеч_тлений, совестл_вый подряд_ик, пронырл_вый маль_ик, решётч_тые бревенч_тые ворота, кольц_вая форма, француз_ким языком, у кое пространство, с кавказ_ким акцентом, извил_стая реч_нька, ситц_вый зан_вес, сирен_вое пёр_шко, нов_зну р_ждала пестр_та, перебеж_ик находится в опасн_сти, лёг_нькая горош_нка, одес_кие груз_ики, турец_кая глянц_вая бумага, голуб_нький сит_ц, кусоч_к извес_ково_о слоя, переводч_к с немец­кого, дар_витый писат_ль, гр_бы р_стут в березн_ке и ельн_ке.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 89. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

1) Щ_петильную застенч_вость, осторожн_сть и опрятн_сть прежних лет зам_нило небрежное молодеч_ство, неряш_ство нест_рпимое... 2) Он выставил своё свеж_е лич_ко (из) под р_го(ш, ж)ки, опёрся на кулач_к и медле(н, нн)о поднял (к) верху свои большие тихие глаза. 3) Не успел ра(с, сс)каз_ик произнести последн_е слово, как обе с_баки разом подн_лись и с ла_м и_чезли (во) мраке. 4) На нём был сюртук с ст_ячим в_ротн_ком и медными пуг_в_цами, весьма п_нош(а, е)нный, но чистый; суко(н, нн)ые его п_нталонч_ки высоко в_дёрнулись; над ж_лтыми оторочками с_погов в_днелись жирн_нькие икры. 5) Вообще Аркадий Павлыч сч_тается одним из образова(н, нн)_йших дв_рян и з_видн_йших ж_нихов наш_й губернии; дамы от него (без) ума и в особ_нн_сти хвалят его м_неры. 6) Верстах в п_тна_цати от моего имения ж_вёт один мне знакомый чел_век, молодой помещ_к, гв_рдейский оф_цер в отставке, Аркадий Павлыч Пен_чкин. 7) Дичи у него в п_местье водит_ся много, дом п_стро_н по плану француз_кого арх_тектора, люди одеты (по) англий_ки, обеды задаёт он отлич­ные, пр_нимает г_стей ласко_о, а всё (таки) (не) охотно к нему ед_шь. 8) Роста он (не) больш_го, слож_н щ_гол_вато, собою весьма (не) дурён, руки и но_ти в больш_й опрятн_сти с_держит; с его румя(н, нн)ых губ и щ_к так и пыш_т (з, с)д_ровьем. 9) Смотрит_ль, человек уже старый, угрюмый, с вол_сами, нависш_ми над самым носом, с мал_нькими заспа(н, нн)ыми гла_ками, на все мои жал_бы и про(з, с)ьбы отв_чал отрыв_стым в_рчаньем, в сер_цах хлопал дверью, как (будто) прокл_нал свою должн_сть...

Порыв_стый ветер быстро мчался мне (на) встречу через ж_лтое, высохш_е жнивьё; торопливо в_дымаясь перед ним, стр_мились мимо, через д_рогу, вдоль опушки, мал_нькие, пок_робле(н, нн)ые листья; ст_рона рощи, обр_щ_(н, нн)ая ст_ною в поле, вся др_жала и св_ркала мелким св_рканьем, чётко, но (не) ярко; на красн_ватой траве, на былинках, на с_лом_нках - всюду бл_стели и в_лн_вались бе_числе(н, нн)ые нити осе(н, нн)их п_утин. (И.С. Тургенев. Записки охотника)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 90. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, выполните морфологический разбор слов, выделенных полужирным курсивом, сделайте синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.

Павел П трович Кирсанов воспит_вался сперва дома так (же) как и младший брат его Николай потом в паж_ском корпусе. Он с де_ства отлчался зам_чат_льною крас_той; к тому же он был сам_увер_н, (не) много см_шлив и как (то) забавно желч_н он (н_) мог (н_) нравит_ся. Он нач_л по_влят_ся всюду как только выш_л в оф_церы. Его н_сили на руках и он сам себя бал_вал даже дурач_лся даже л_мался; но и это к нему шло. Женщ_ны от него с ума сходили му_чины наз_вали его фатом и (в) тайне завид вали ему.

Он жил как уже сказа(н, нн)о на одной кв_ртире с братом которого любил искре(н, нн)о хотя (н_) сколько на него (н_) по- х_дил. Николай П_трович пр_храм_вал черты имел мал_нькие пр_ятные но несколько грус_ные (не) болышие ч_рные глаза и мя_кие жи_кие вол_сы; он охотно л_нился но и читал охотно и боялся общества. Павел Петрович (н_) одного веч_ра (н_) пров_дил дома славился смел_стию и ловкостию (он ввёл было г_мнаст_ку в моду между светскою мол_дёжью) и проч_л всего пять, шесть францу_ских книг. На два_цать восьмом году (от) роду он уже был к_питаном; блестящая к_рьера ож_дала его. Вдруг всё изм_нилось. (169 слов) (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВА

Тренинг 91. Вставьте пропущенные буквы.

Уступч_вый, задир_стый, шалаш_к, изюм_нка, понятливый, пуст_та, письм_цо, невдал_ке, вин_ватый, безопасн_сть, громкоговорит_ль, устойч_вый, масл_це, мозол_стые, берёз_нька, сер_ватый, крупитч_тая (каша), горош_нка, хлеб_шек, раздат_ик, пупыр_шки, объезд_ик, дорож_нька, сем_чко, поджар_стый, автоматич_ский, пр_вередл_вый, вспыльч_вый, гласн_сть, прерыв_стый, дымч_тый, сговорч_вый, бревенч_тый, купеч_ский, размаш_стый, душ_чка, пес_нка, стёкл_шко, дар_витый, веснушч_тый, перебеж_ик, старуш_чий, кумач_вый, черке кий, осинн_к, в березн_ке, ружь_цо, спал_нка, сух_нький, виш_нка, бород_шка, колокольч_к, мошенн_ца, отеч_ский, трус_ватый, меж_вой.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 92. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Пород_стый щеноч_к, молодц_ватый извоз_ик, деш_в_нький сит_ц, матрос_кий костюмч_к, уз_кое кресл_це, француз_кое сукн_цо, хорош_нький мальч_к, всадн_ки звякнули стр_м_нами, голуб_нькие горл_шки птич_к, син_ватым плам_нем, ред_нький лесоч_к, захватнич_ская полит_ка, худ_нький объезд_ик, изви- л_стая реч_нка, весёл_нький голосоч_к, уз_кая лес_нка, чёрн_нь- кая бус_нка, пород_стый красав_ц конь, заботл_вая нян_чка, каж_щаяся прост_та, настойч_вый пр_подават_ль, голуб_нькая т_сём_чка, слад_нькая виш_нка, корот_нькое письм_цо, устой- ч_вое чу_ство устал_сти, залив_стый колокольч_к, рассыпч_тый творож_к, тон_нький голосоч_к, син_ватого цвета протал_нки, знам_нитая красав_ца, прерыв_сто звучит пес_нка, прост_нький мотивч_к.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 93. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, сделайте морфо­логический разбор слов, выделенных курсивом.

1) В ворота губернского города NN в(ъ, ь)ехала д_вольно кр_сивая р_(с, сс)орная (не) большая бричка, в какой езд_т х_лост_ки: отставные подполковн_ки, (штабе) к_питаны, помещ_ки, имею- щ_е около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых назы­вают господами средней руки. 2) В бричк_ с_дел господин, (не) кр_сав_ц, но и (не) дурной наружн_сти, (н_) слишком толст, (н_) слишком тонок; нельзя сказать, что (бы) стар, однако ж и (н_) так, чтобы слишком молод. 3) На ней [Маниловой] х_рошо сидел матерч_тый ш_лковый к_пот бледного цвета; тонкая (не) большая кисть руки её что (то) бросила на стол и (з, с)жала б_тист_вый платок с выш_тыми уг_лками. 4) Пр_каз_ик явился. Это был чел_век лет под сорок, бривш_й бор_ду, ходивш_й в сюртуке и, (по) вид_мому, пров_дивш_й очень п койную жизнь, потому что лицо его гл_дело какою (то) пухлою полнотою, а ж_лт_ватый цвет кожи и мал_нькие глаза показ_вали, что он знал слишком хорошо, что такое пухвики и п_рины. 5) Можно было вид_ть (тот) час, что он с_вершил своё попр_ще, как с_вершают его все г_спод_кие пр_каз_ики: был прежде грам_тным мальчишкою в доме, потом ж_нился на какой (нибудь) Агашке (ключн_це), барын_ной ф_воритке, (с, з)делался сам ключн_ком, а там и пр_каз_иком. 6) Бричка, в_ехавши на двор, ост_новилась перед (не) большим дом_ком, который за т_мн_тою трудно было ра(с, сс)м_треть. 7) Может быть, стан_шь даже думать: да полно, точно ли К_робочка стоит так ни_ко на бе_конечной лес_н_це чел_веч_ского с_вершенств_вания? 8) Почти (в) течени_ целых пяти м_нут все хранили м_лчание; ра_давался только стук, пр_изводи­мый носом др_зда о дерево деревя(н, нн)ой клетки, на дне которой удил он хлебные зёрн_шки. 9) А между тем герою наш_му гото­вилась пр_непр_ятн_йшая неожида(н, нн)_сть: в то время, когда блондинка з_вала, а он ра(с, сс)каз_вал ей (кое) какие в разные врем_на случившееся истор_йки и даже к_снулся было (Г, г)рече_кого философа Ди_гена, показался из последн_й комн_ты Ноздрёв. 10) В детстве был он остр_умный, т_лантл_вый мальч_к, то живой, то задумч_вый. Счас_л_вым или (не) счас_л_вым случ_ем попал он в такое учил_ще, где был д_рект_ром чел_век, в своём роде (не) обыкнове(н, нн)ый, (не) смотря на нек_торые пр_чуды. (Н.В. Гоголь. Мёртвые души)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 94. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки, составьте схемы первых трёх предложений. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения и фонетический разбор слов, выделенных полужирным курсивом.

Трудно и пожалуй (не) возможно жить на свете без друж_ского участл_вого вн_мания которое порой играет в наш_й жизн_ исключит_льную ключ_вую роль. Деш_в_нький сув_нир самый маленький сюрприз письм_цо в несколько строч_к иногда куда важнее самых д_рогих п_дарков они поднимают настр_ение пр_бавляют сил пр_дают жизн_ смысл. Доверч_вый прост_ватый на вид чел_век иногда с уд_вит_льной глуб_ной мож_т постич_ то что (н_) в силах понять самый филосо_ски «продвинутый» мыс- лит_ль. Прост_та вовсе (н_) всегда хуже воровства как утверждает известная ру(с, сс)кая послов_ца давно ставшая кла(с, сс)ич_ской. Наоборот душевная вял_сть завистл_вое отношение к чужим удачам отсу_ствие друж_ского ра_положения к людям делают чел_века (не) интерес_ным.

Чу_ство нов_зны возн_кает от самых простых вещей от у_кого луча солн_чного света из щели бр_венч_того с_рая от голуб_ньких зан_весок к_лыш_щихся на ветру от (ярко) _ранж_вой корки ап_льсина от ел_ слышного в густой траве стрёк_та зелен_вато (серого) кузнеч_ка. Первая весе(н, нн)яя пр_тал_нка луж_цы под окнами домов нач_нающее после долгой зимы пр_гр_вать солн_шко тоненький голосоч_к р_бёнка всё это звуки чудес_ного гимна жизни гимна рад_сти и счастья.(156 слов)

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!