Блок 7 (ОБ-7)
Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных
Суффиксы | Правила | Примеры |
СУФФИКСЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ |
-ек-, -ик- | Суффикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) сохраняет гласный звук при склонении, суффикс -ЕК- имеет беглый гласный | Кусочек (кусочка), ключик (ключика), голосочек (голосочка), мальчик (мальчика), кузнечик (кузнечика) |
-ец-, -иц- | В существительных мужского рода пишется -ЕЦ- (с беглым Е). В существительных женского рода пишется -ИЦ-. В существительных среднего рода пишется -ЕЦ-, если ударение после суффикса. -ИЦ-. если ударение перед суффиксом | Ситец (ситца), хлебец (хлебца), горец (горца), красавец (красавца). Красавица, девица, лужица, рощица, страдалица, школьница. Письмецо, сукнецо, ружьецо. Именьице, креслице, маслице |
-чик-, -щик- | В существительных со значением лица по роду занятий или действия суффикс -ЧИК- пишется после согласных Д, Т, 3, С, Ж. После других согласных пишется -ЩИК-. Суффикс -ЩИК- после Т пишется и в ряде слов с иноязычными корнями | Наладчик, переплётчик, заказчик, разносчик, перебежчик. Фонарщик, барабанщик, зачинщик. Алиментщик, процентщик, ремонтщик, асфальтщик |
-ичк-, -ечк- | Суффикс -ИЧК- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -ИЦ-. В остальных случаях пишется суффикс -ЕЧК- | Лестничка (от лестница), пуговичка (от пуговица), семечко, темечко, стремечко, Сенечка |
-ушк-, -ышк-, -юшк-, -ишк- | Суффикс -УНТК- пишется в существительных мужского и женского рода. Суффикс -ЫШК в существительных среднего рода. Суффикс -ЮШК- — в словах всех трёх родов с основой на мягкий согласный. Суффикс -ИШК в словах всех трёх родов с основой на шипящий и мягкий согласный | Коровушка, головушка, соловушка, кровушка, дедушка, тётушка. Зёрнышко, рёбрышко, пёрышко, горлышко, солнышко, крылышко. Волюшка, полюшко, горюшко, Марьюшка, Ванюшка. Амбаришко, шинелишка, бельишко, зайчишка, табачишко, народишко, заводишко, постелишка |
-ен- | Суффикс -ЕН- пишется в косвенных падежах существительных на -МЯ | Знамя — знамени, знаменем, стременем, пламенем, племенем |
Сочетания -ин(к)-, -ен(к)-, суффикс -енк- | Сочетание -ИН(К)- пишется в именах существительных, образованных от слов женского рода на -ИН-А. Сочетание -ЕН(К)- и суффикс -ЕНК- пишется в именах существительных уменьшительных, образованных при помощи суффикса -К- от слов на -НЯ, -НА, у которых в родительном падеже множественного числа Ь на конце не пишется | Проталинка (проталина), впадинка (впадина), трещинка, изюминка, завалинка, бусинка. Вишня — вишен — вишенка, спальня — спален — спаленка, сосенка, француженка, неженка, черешенка, черкешенка, башенка |
-оньк-, -еньк- | После твёрдых согласных употребляется суффикс -ОНЬК-, реже — -ЕНЬК-, перед которыми согласный смягчается. После мягких согласных и шипящих, а также после гласных пишется -ЕНЬК- | Кухня — кухонька, полоса — полосонька, голова — головонька, мама — мамонька, маменька, туча — тученька, дорога — дороженька, Поленька, душенька. Исключения: заинька, паинька |
-отн-я, -овн-я | Пишутся с буквой О | Беготня, болтовня, пачкотня |
-изн- -(ин)ств-о | Пишутся с буквой И | Желтизна, новизна, белизна. Большинство, достоинство |
СУФФИКСЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ |
-к-, -ск- | С суффиксом -СК- пишутся относительные прилагательные, не образующие краткой формы. С суффиксом -К- пишутся качественные прилагательные, а также прилагательные, образованные от существительных с основой на К, Ч, Ц | Кавказский, черкесский, матросский, одесский, февральский. Вещий, вязкий, турецкий, казацкий, низкий, узкий, рыбацкий |
-ив-, -ев- | Под ударением пишется суффикс -ИВ-, в безударном положении — -ЕВ- | Красивый, правдивый, лживый. Ситцевый, боевой, оранжевый. Исключения: юродивый, милостивый |
-ов-, -ев- | После шипящих и Ц под ударением пишется суффикс -ОВ-, без ударения ЕВ- | Грошовый, свинцовый, ежовый. Вещевой, ключевой, глянцевый |
-оват-, -овит-, -еват-, -евит- | Безударные суффиксы -ОВАТ-, -ОВИТ- пишутся после твёрдых согласных, суффиксы -ЕВАТ-, -ЕВИТ- после мягких согласных, шипящих и Ц | Красноватый, даровитый, простоватый, ядовитый, плодовитый. Ноздреватый, рыжеватый, щеголеватый, синеватый, глянцевитый |
-оньк- | В уменьшительно-ласкательных прилагательных после Г, К, X употребляется суффикс -ОНЬК- или -ЕНЬК-. В остальных случаях используется -ЕНЬК | Лёгонький — лёгенький, мяконький — мякенький, плохонький — плохенький, тихонький — тихенький. Голубенький, дешёвенький, реденький, худенький, хорошенький |
-еньк- |
|
|
|
|
-чат- | Суффикс -ЧАТ- пишется только с буквой А | Бревенчатый, веснушчатый, решётчатый, ступенчатый |
|
ПРОЧИЕ СУФФИКСЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ |
-лив-, -ист-, -ин-, -от-, -няк-, -ость-, -ниц-, -ейш-, -ник-, -изн-, -еств- -онок- | Некоторые суффиксы существительных и прилагательных можно проверить словами или формами того же слова, в которых эта морфема стоит в сильной позиции, то есть под ударением. Это соответствует морфемному принципу русской орфографии. | Завистливый — терпеливый, извилистый — волнистый, глубина — глубины, вершины, пустота — пустоты, частоты, известняковый — известняк, усталость — злость, мошенница — клеветница, почтеннейший — полнейший, орешник — тростник, желтизна — дешевизна, дружественный — божественный. Бельчонок, зайчонок, ежонок |
|
|
Всегда в ударном положении |
-чив-, -еск-, -ическ-, -тель-, -есть-, -ет-, -очк-,-очн- | Часть суффиксов существительных и прилагательных всегда находится в безударном положении. Написание их следует запомнить | Сговорчивый, доверчивый, дружеский, отеческий, героический, классический, захватнический, следователь, строитель, свежесть, тяжесть, нищета, кисточка, звёздочка, ленточный |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
Тренинг 79. Разберите по составу приведённые ниже слова.
Завистливый, французский, доверчивость, достаточный, по- дружески, наилюбезнейший, колокольчик, перевозчик, горошинка, времечко, семенем, подруженька, узкий, привередливый, красноватый, дороженька, бороздчатый, извилистый, молодняк, желтизна, товарищество, двойниковый, уступчивый, страдальческий, героическая, преподаватель, наследственность, проверочный, кладовочка, соловушка, усталость, пестрота, пунцовый, изыскательский.
Тренинг 80. От данных слов образуйте прилагательные с помощью суффиксов.
Образец: доверие — доверчивый, остаток — остаточный.
А) -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ-, -ОВАТ-. Забота, беречь, придираться, стыд, сговориться, забыть, настоять, болтун, заноситься, насмешка, переливаться, вкрадываться, прерывать, красный, слеза, уживаться, непоседа, доверять, вспылить, выносить, разбираться, находить, привязать, вдуматься, мужик.
Б) -ЕСК-, -ИЧЕСК-, -ОЧН-, -ЧАТ-. Герой, враг, загадка, князь, дым, ёлка, океан, класс, человек, ростовщик, палатка, разбойник, палка, остаток, переливаться, проза, ханжа, борозда.
Тренинг 81. От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов.
Образец: объездить — объездчик, усталый — усталость, жёлтый — желтизна.
А) -ЧИК-, -ЩИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-. Балаган, Гриша, чемодан, сарафан, фонарь, корова, измена, полоса, Маша, барабан, штукатур, разведка.
Б) -ОТ-, -НЯК-, -ОСТЬ-, -НИК-, -ИЗН-. Дуб, берёза, посредственный, пустота, злой, ширь, нравственный, высь, именины, малина, ива, голова, жёлтый, левый.
Тренинг 82. К данным словам с безударной гласной в суффиксе подберите проверочное слово, в котором тот же суффикс был бы в сильной позиции (под ударением).
Образец: широта — широты, извилистый — волнистый, отсталость — злость.
Пронырливый, болотистый, длина, пустота, усталость, наездница, любимейший, учебник, белизна, существо, занозистый, глубина, начальница, непоседливый, кривизна, немота, величина, молодость, помощник, новизна, бодрость, породистый, правота.
Тренинг 83. Образуйте существительные с суффиксами.
-ИЧК-, -ЕЧК-. Пуговица, семя, копейка, крошка, окошко, линейка, рубашка, блюдце, мельница, темя, лейка, шпилька, майка, тройка, рейка, луковица, Соня, крышка, стремя.
Б) -ОНЬК-, -ЕНЬК-. Дядя, волосы, свеча, берёза, река, душа, полоса, нога, тётя, дорога, коса, девочка, подруга, Наташа, ночь, коза, корова, внучка.
-ЕЦ-, -ИЦ-. Масло, кресло, умник, спутник, краса, пальто, школьник, наездник, помещение, строение, поместье, завистник, варенье, селение, сверстник.
Г) -(И)НК-(Е)НК-. Сосна, вишня, чай, соломина, диковина, лукавый, нищий, пашня, зазубрина, извилина, трещина, пыль, спальня, басня, монах, жемчужина, ссадина, изюмина.
Д) -УШК- (-ЮШК-), -ЫШК- (-ИШК-). Зерно, поле, воробей, горло, гнездо, няня, жена, стекло, хлеб, платье, ребро, пятно, детина, сторона, борода, письмо, ведро, трус, рябина.
Е) -ЕК-, -ИК-. Горох, ключ, мяч, час, нос, огурец, халат, овраг, магнит, класс, порог, грош, замок, цветок, мешок, ёрш, стол, шалаш, сокол, карандаш, человек.
Ж) -ЧИК-, -ЩИК-. Камень, перевоз, приём, газета, объезд, перебежать, заказ, барабан.
Тренинг 84. Образуйте прилагательные с суффиксами.
-К-, -СК-. Русь, казак, француз, черкес, рекрут, господа, Одесса, матрос, ткач, зверь, февраль, город, село, богатырь, контора, белорус, индус, атаман, чемпион, басурман, ад.
Б) -ОВ-, -ЕВ-. Вещь, ключ, стол, ситец, бронза, глянец, марганец, торг, свинец, бобёр, овощ, пост, холст, ёж, морж, сторож, боец.
-ОНЬК-, -ЕНЬК-. Мало, плохо, хорошо, глупый, рыжий, молодой, седой, дешёвый, плохой, удалой, старый, весёлый, милый, лёгкий, кислый, простой, чистый, сухой.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Уровень СЛОВА
Тренинг 85. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
Порож_к, пугов_чка, имень_це, океанич_ский, луж_ца, румян_ц, будн_чный, осинн_к, страдальч_ский, пальт_цо, чаш_чка, стрем_чко, напор_стый, желез_стый, пор_стый, ореш_к, звоноч_к, подуш_чка, кирпич_к, ремесленн_ца, врем_на, настойч_вый, нос_к, строит_ль, затейл_вый, тиш_на, луков_ца, любим_йший, человеч_к, багрян_ц, оборот_стый, сговорч_вый, утр_чко, красав_ц, па_нька, живуч_сть, лестн_ца, подвижн_ч_ский, жужел_ца, перепелятн_к, кокетл_вая, назойл_вый, красав_ца, мозол_стый, оранж_вый, рыж_ватый, папоротн_к, кварц_вый, скромн_нький, заступнич_ство, син_ватый, тем_чко, сит_чко.
Тренинг 86. Вставьте пропущенные буквы (О, А, И или Е).
Кух_нька, веч_вой, грош_вый, глад_нький, ореш_к, уступч_вый, рассыпч_тый, меж_вой, еж_вый, полос_нька, подруж_нька, плюш_вый, берёз_нька, дорож_нька, ноч_нька, лап_нька, юрод_вый, смел_сть, свеж_сть, заносч_вый, устал_сть, веснушч_тый, юн_сть, рас_чётл_вый, рубаш_нка, холщ_вый, справедлив_сть, пестр_та, тяж_сть, невеж_ственный, свидетельн_ца, зор_нька, петуш_к, ку- соч_к, брат_ц, реч_нька, рыж_ватый, бледн_ватый, сирен_вый, узорч_тый, услужл_вый, камыш_вый, взрывч_тый, яблон_вый, изразц_вый, доверч_вость.
Тренинг 87. Вставьте там, где это необходимо, пропущенные буквы. Первые десять слов разберите по составу.
Перебеж_ик, лёг_нький, француз_кий, бел_ватый, кумач_вый, укропч_тый, берёз_вый, поместь_це, хлеб_шко, круж_чка, ружь_цо, побас_нка, трав_шка, пугов_чка, виш_нка, угон_ик, горл_шко, мороз_ще, занят_сть, зёрн_шко, добр_та, старш_нство, красн_та, бедн_сть, гнёзд_шко, уз_кий, казац_кий, свеж_нький, переливч_тый, биологич_ский, размаш_стый, сирен_вый, враж_ский, запасл_вый, отрыв_стый, серебр_ный, горькое гор_шко, библиотек_рь, справедлив_сть, рубаш_чка, мельн_чный, газет_ик, зор_нька, пугов_ца, велич_на, бел_зна, рубаш_нка, брем_чко, бороздч_тый, голуб_зна, пёр_шко, человеч_к, горош_к, смаз_ик, груз_ик, стар_на, Тан_чка, тем_чко, неуклюж_сть, старат_льно, еж_нок, невеж_ство, пестр_та, пятн_шко, рёбр_шко, стар_сть, избранн_ца, бодр_сть, Вар_нька, пуст_та, насмешл_вый, придирч_вый, пород_стый.
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Тренинг 88. Вставьте пропущенные буквы.
Узорч_тый столб_к, враж_ский перебеж_ик, талантл_вый наездн_ик, рыж_ватый мальч_к, устойч_вая грамотн_сть, зёрн_шко попало в тем_чко, переливч_тый голосоч_к, серебр_ное горл_шко, мозол_стые руч_ньки, причудл_вая однофамил_ца, письм_цо от душ_ньки Люб_ньки, создат_ль и изобретат_ль, настойч_в_сть казач_ства, нов_зна свойств_нна младенч_ству, бронз_вая пугов_чка, в осинн_ке р_сли подб_рёзов_ки, искат_ль фантастич_ских впеч_тлений, совестл_вый подряд_ик, пронырл_вый маль_ик, решётч_тые бревенч_тые ворота, кольц_вая форма, француз_ким языком, у кое пространство, с кавказ_ким акцентом, извил_стая реч_нька, ситц_вый зан_вес, сирен_вое пёр_шко, нов_зну р_ждала пестр_та, перебеж_ик находится в опасн_сти, лёг_нькая горош_нка, одес_кие груз_ики, турец_кая глянц_вая бумага, голуб_нький сит_ц, кусоч_к извес_ково_о слоя, переводч_к с немецкого, дар_витый писат_ль, гр_бы р_стут в березн_ке и ельн_ке.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тренинг 89. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
1) Щ_петильную застенч_вость, осторожн_сть и опрятн_сть прежних лет зам_нило небрежное молодеч_ство, неряш_ство нест_рпимое... 2) Он выставил своё свеж_е лич_ко (из) под р_го(ш, ж)ки, опёрся на кулач_к и медле(н, нн)о поднял (к) верху свои большие тихие глаза. 3) Не успел ра(с, сс)каз_ик произнести последн_е слово, как обе с_баки разом подн_лись и с ла_м и_чезли (во) мраке. 4) На нём был сюртук с ст_ячим в_ротн_ком и медными пуг_в_цами, весьма п_нош(а, е)нный, но чистый; суко(н, нн)ые его п_нталонч_ки высоко в_дёрнулись; над ж_лтыми оторочками с_погов в_днелись жирн_нькие икры. 5) Вообще Аркадий Павлыч сч_тается одним из образова(н, нн)_йших дв_рян и з_видн_йших ж_нихов наш_й губернии; дамы от него (без) ума и в особ_нн_сти хвалят его м_неры. 6) Верстах в п_тна_цати от моего имения ж_вёт один мне знакомый чел_век, молодой помещ_к, гв_рдейский оф_цер в отставке, Аркадий Павлыч Пен_чкин. 7) Дичи у него в п_местье водит_ся много, дом п_стро_н по плану француз_кого арх_тектора, люди одеты (по) англий_ки, обеды задаёт он отличные, пр_нимает г_стей ласко_о, а всё (таки) (не) охотно к нему ед_шь. 8) Роста он (не) больш_го, слож_н щ_гол_вато, собою весьма (не) дурён, руки и но_ти в больш_й опрятн_сти с_держит; с его румя(н, нн)ых губ и щ_к так и пыш_т (з, с)д_ровьем. 9) Смотрит_ль, человек уже старый, угрюмый, с вол_сами, нависш_ми над самым носом, с мал_нькими заспа(н, нн)ыми гла_ками, на все мои жал_бы и про(з, с)ьбы отв_чал отрыв_стым в_рчаньем, в сер_цах хлопал дверью, как (будто) прокл_нал свою должн_сть...
Порыв_стый ветер быстро мчался мне (на) встречу через ж_лтое, высохш_е жнивьё; торопливо в_дымаясь перед ним, стр_мились мимо, через д_рогу, вдоль опушки, мал_нькие, пок_робле(н, нн)ые листья; ст_рона рощи, обр_щ_(н, нн)ая ст_ною в поле, вся др_жала и св_ркала мелким св_рканьем, чётко, но (не) ярко; на красн_ватой траве, на былинках, на с_лом_нках - всюду бл_стели и в_лн_вались бе_числе(н, нн)ые нити осе(н, нн)их п_утин. (И.С. Тургенев. Записки охотника)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 90. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, выполните морфологический разбор слов, выделенных полужирным курсивом, сделайте синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.
Павел П трович Кирсанов воспит_вался сперва дома так (же) как и младший брат его Николай потом в паж_ском корпусе. Он с де_ства отлчался зам_чат_льною крас_той; к тому же он был сам_увер_н, (не) много см_шлив и как (то) забавно желч_н он (н_) мог (н_) нравит_ся. Он нач_л по_влят_ся всюду как только выш_л в оф_церы. Его н_сили на руках и он сам себя бал_вал даже дурач_лся даже л_мался; но и это к нему шло. Женщ_ны от него с ума сходили му_чины наз_вали его фатом и (в) тайне завид вали ему.
Он жил как уже сказа(н, нн)о на одной кв_ртире с братом которого любил искре(н, нн)о хотя (н_) сколько на него (н_) по- х_дил. Николай П_трович пр_храм_вал черты имел мал_нькие пр_ятные но несколько грус_ные (не) болышие ч_рные глаза и мя_кие жи_кие вол_сы; он охотно л_нился но и читал охотно и боялся общества. Павел Петрович (н_) одного веч_ра (н_) пров_дил дома славился смел_стию и ловкостию (он ввёл было г_мнаст_ку в моду между светскою мол_дёжью) и проч_л всего пять, шесть францу_ских книг. На два_цать восьмом году (от) роду он уже был к_питаном; блестящая к_рьера ож_дала его. Вдруг всё изм_нилось. (169 слов) (И.С. Тургенев. Отцы и дети)
ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ
Уровень СЛОВА
Тренинг 91. Вставьте пропущенные буквы.
Уступч_вый, задир_стый, шалаш_к, изюм_нка, понятливый, пуст_та, письм_цо, невдал_ке, вин_ватый, безопасн_сть, громкоговорит_ль, устойч_вый, масл_це, мозол_стые, берёз_нька, сер_ватый, крупитч_тая (каша), горош_нка, хлеб_шек, раздат_ик, пупыр_шки, объезд_ик, дорож_нька, сем_чко, поджар_стый, автоматич_ский, пр_вередл_вый, вспыльч_вый, гласн_сть, прерыв_стый, дымч_тый, сговорч_вый, бревенч_тый, купеч_ский, размаш_стый, душ_чка, пес_нка, стёкл_шко, дар_витый, веснушч_тый, перебеж_ик, старуш_чий, кумач_вый, черке кий, осинн_к, в березн_ке, ружь_цо, спал_нка, сух_нький, виш_нка, бород_шка, колокольч_к, мошенн_ца, отеч_ский, трус_ватый, меж_вой.
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Тренинг 92. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Пород_стый щеноч_к, молодц_ватый извоз_ик, деш_в_нький сит_ц, матрос_кий костюмч_к, уз_кое кресл_це, француз_кое сукн_цо, хорош_нький мальч_к, всадн_ки звякнули стр_м_нами, голуб_нькие горл_шки птич_к, син_ватым плам_нем, ред_нький лесоч_к, захватнич_ская полит_ка, худ_нький объезд_ик, изви- л_стая реч_нка, весёл_нький голосоч_к, уз_кая лес_нка, чёрн_нь- кая бус_нка, пород_стый красав_ц конь, заботл_вая нян_чка, каж_щаяся прост_та, настойч_вый пр_подават_ль, голуб_нькая т_сём_чка, слад_нькая виш_нка, корот_нькое письм_цо, устой- ч_вое чу_ство устал_сти, залив_стый колокольч_к, рассыпч_тый творож_к, тон_нький голосоч_к, син_ватого цвета протал_нки, знам_нитая красав_ца, прерыв_сто звучит пес_нка, прост_нький мотивч_к.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тренинг 93. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, сделайте морфологический разбор слов, выделенных курсивом.
1) В ворота губернского города NN в(ъ, ь)ехала д_вольно кр_сивая р_(с, сс)орная (не) большая бричка, в какой езд_т х_лост_ки: отставные подполковн_ки, (штабе) к_питаны, помещ_ки, имею- щ_е около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки. 2) В бричк_ с_дел господин, (не) кр_сав_ц, но и (не) дурной наружн_сти, (н_) слишком толст, (н_) слишком тонок; нельзя сказать, что (бы) стар, однако ж и (н_) так, чтобы слишком молод. 3) На ней [Маниловой] х_рошо сидел матерч_тый ш_лковый к_пот бледного цвета; тонкая (не) большая кисть руки её что (то) бросила на стол и (з, с)жала б_тист_вый платок с выш_тыми уг_лками. 4) Пр_каз_ик явился. Это был чел_век лет под сорок, бривш_й бор_ду, ходивш_й в сюртуке и, (по) вид_мому, пров_дивш_й очень п койную жизнь, потому что лицо его гл_дело какою (то) пухлою полнотою, а ж_лт_ватый цвет кожи и мал_нькие глаза показ_вали, что он знал слишком хорошо, что такое пухвики и п_рины. 5) Можно было вид_ть (тот) час, что он с_вершил своё попр_ще, как с_вершают его все г_спод_кие пр_каз_ики: был прежде грам_тным мальчишкою в доме, потом ж_нился на какой (нибудь) Агашке (ключн_це), барын_ной ф_воритке, (с, з)делался сам ключн_ком, а там и пр_каз_иком. 6) Бричка, в_ехавши на двор, ост_новилась перед (не) большим дом_ком, который за т_мн_тою трудно было ра(с, сс)м_треть. 7) Может быть, стан_шь даже думать: да полно, точно ли К_робочка стоит так ни_ко на бе_конечной лес_н_це чел_веч_ского с_вершенств_вания? 8) Почти (в) течени_ целых пяти м_нут все хранили м_лчание; ра_давался только стук, пр_изводимый носом др_зда о дерево деревя(н, нн)ой клетки, на дне которой удил он хлебные зёрн_шки. 9) А между тем герою наш_му готовилась пр_непр_ятн_йшая неожида(н, нн)_сть: в то время, когда блондинка з_вала, а он ра(с, сс)каз_вал ей (кое) какие в разные врем_на случившееся истор_йки и даже к_снулся было (Г, г)рече_кого философа Ди_гена, показался из последн_й комн_ты Ноздрёв. 10) В детстве был он остр_умный, т_лантл_вый мальч_к, то живой, то задумч_вый. Счас_л_вым или (не) счас_л_вым случ_ем попал он в такое учил_ще, где был д_рект_ром чел_век, в своём роде (не) обыкнове(н, нн)ый, (не) смотря на нек_торые пр_чуды. (Н.В. Гоголь. Мёртвые души)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 94. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, составьте схемы первых трёх предложений. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения и фонетический разбор слов, выделенных полужирным курсивом.
Трудно и пожалуй (не) возможно жить на свете без друж_ского участл_вого вн_мания которое порой играет в наш_й жизн_ исключит_льную ключ_вую роль. Деш_в_нький сув_нир самый маленький сюрприз письм_цо в несколько строч_к иногда куда важнее самых д_рогих п_дарков они поднимают настр_ение пр_бавляют сил пр_дают жизн_ смысл. Доверч_вый прост_ватый на вид чел_век иногда с уд_вит_льной глуб_ной мож_т постич_ то что (н_) в силах понять самый филосо_ски «продвинутый» мыс- лит_ль. Прост_та вовсе (н_) всегда хуже воровства как утверждает известная ру(с, сс)кая послов_ца давно ставшая кла(с, сс)ич_ской. Наоборот душевная вял_сть завистл_вое отношение к чужим удачам отсу_ствие друж_ского ра_положения к людям делают чел_века (не) интерес_ным.
Чу_ство нов_зны возн_кает от самых простых вещей от у_кого луча солн_чного света из щели бр_венч_того с_рая от голуб_ньких зан_весок к_лыш_щихся на ветру от (ярко) _ранж_вой корки ап_льсина от ел_ слышного в густой траве стрёк_та зелен_вато (серого) кузнеч_ка. Первая весе(н, нн)яя пр_тал_нка луж_цы под окнами домов нач_нающее после долгой зимы пр_гр_вать солн_шко тоненький голосоч_к р_бёнка всё это звуки чудес_ного гимна жизни гимна рад_сти и счастья.(156 слов)
5