СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шшеншенушугегегешешеше

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шшеншенушугегегешешеше»

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в учреждениях общего образования заключается в том, чтобы не только дать обучающимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия, а не только описывать их.

Формирование и совершенствование у обучающихся практических умений и навыков по ОБЖ осуществляется на основе определенных методических принципов (педагогических правил рационального построения образовательного процесса).

Принцип сознательности и активности. Его сущность заключается в формировании у обучающегося устойчивой потребности в освоении практических умений и навыков, стимулировании стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов: контроль и оценка действий, направление внимания обучающихся на анализ их выполнения, обучение самоконтролю посредством мышечных ощущений, иллюстрация двигательных заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных ориентиров, мысленное воспроизведение приемов и действий, беседа с анализом техники выполнения двигательного действия и др.

Принцип наглядности означает воздействие на органы чувств в зрительной, звуковой и двигательной формах, дает обучающимся возможность анализировать свои действия, выявлять и исправлять ошибки.

Принцип доступности и индивидуальности предполагает, что практические задания и упражнения должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого ученика.

Принцип систематичности требует, чтобы занятия по формированию и совершенствованию практических умений и навыков не сводились к эпизодическим, разрозненным мероприятиям, а проводились непрерывно и последовательно.

Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований, усложнение заданий, увеличение объема нагрузок, обеспечивающее успешное овладение умениями, навыками и их закрепление.

Эти принципы позволяют четко следовать к намеченной цели, исключая ошибки, раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.

Формирование у обучающихся МОУ «Мало – Каменская СОШ» умений и навыков осуществляется по следующим направлениям:

  1. 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях:

а) действия:

  • При оповещении об угрозе чрезвычайных ситуаций (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.);

  • Во время чрезвычайных ситуаций – участие в аварийно-спасательных операциях, первая помощь пострадавшим и др.;

  • В опасных ситуациях природного характера (ураганы, бури, сильные дожди, снегопады, снежные заносы, сильные грозы и т.д.);

  • В опасных ситуациях техногенного характера;

  • В экстремальных и чрезвычайных ситуациях террористического характера;

  • При возникновении пожара в общественных местах, транспорте, жилище (эвакуация, использование подручных средств для ликвидации очага возгорания);

б) пользование:

  • Средствами индивидуальной и коллективной защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз, общевойсковой защитный комплект);

  • Разнообразными способами и средствами самозащиты при нападениях в различных ситуациях.

  1. 2. Основы медицинских знаний:

  • Доврачебная помощь при порезах, ссадинах, потертостях, ушибах, растяжениях связок, ожогах, кровотечениях, тепловом и солнечном ударах, общем охлаждении, обморожении, укусах насекомых, отравлении грибами и ягодами, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, поражении электрическим током и др.;

  • Наложение повязок, закрутки, жгута, пальцевое прижатие, иммобилизация конечностей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и т.д.;

  • Различные способы транспортировки пострадавшего.

  1. 3. Основы военной службы:

  • Элементы строевой подготовки;

  • Неполная разборка и сборка автомата Калашникова;

  • Подготовка автомата к стрельбе;

  • Стрельба из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

  • Метание ручных имитационных (учебных) гранат на меткость с места;

  • Передвижение на местности: бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками, переползанием по-пластунски, на получетвереньках, на боку;

  • Подготовка дозиметрического прибора и прибора химической разведки и работа с ними.

  1. 4. Прикладная физическая подготовка:

  • Преодоление полосы препятствий;

  • Ориентирование на местности по карте, определение сторон света по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов и движение в заданную точку по азимуту;

  • Преодоление участков местности с естественными препятствиями – переправа через реку, болото, овраг ит.п.;

  • Самопомощь и взаимопомощь при бедствии на воде;

  • Вязка и применение различных видов веревочных узлов;

  • Разведение различных видов костров, в том числе под дождем;

  • Подача сигналов бедствия и применение приемов обеспечения безопасности при вынужденном автономном существовании в природных условиях;

  • Действия в опасных и непредвиденных ситуациях в природных условиях – при грозе, буре, отставании от группы, потере ориентировки в лесу и т.д.;

  • Сооружение временного жилища (укрытия) в природных условиях;

Умения и навыки обучающихся формируются на практических занятиях методом упражнения – целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения.

По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, по дидактическому назначению – вводные, основные и тренировочные.

Вводные упражнения отрабатываются после практического показа, чтобы обеспечить медленное, правильное выполнение обучающимися разучиваемых действий.

Основные упражнения преследуют цель формировать умения и навыки в пределах нормативных, профессиональных требований.

Тренировочные упражнения – это сознательное, многократное повторение усвоенного приема (действия) с целью его закрепления и совершенствования.

Метод упражнения включает рассказ, показ приема или действия преподавателем, тренинг (обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций) и предусматривает следующую последовательность:

  1. Рассказ – объяснение назначения изучаемого приема или действия.

  2. Образцовый показ приема или действия в целом преподавателем. Его следует сопровождать кратким, четким и убедительным пояснением. Обучающиеся, зрительно воспринимая изучаемый прием, получают конкретное правильное представление о том, как и в какой последовательности надо действовать.

  3. Показ приема (действия) по отдельным элементам с попутным объяснением особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий.

Сначала действие показывается в целом, в нормальном темпе, затем по элементам и приемам с кратким пояснением. При показе преподаватель должен располагаться так, чтобы все обучающиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приема от начала и до конца.

  1. 4. Опробование приема или действия обучающимися и отработка его по элементам или в целом (разучивание).

Если прием (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его сразу разучивают в целом. Если сложен и его можно расчленить на отдельные части, сначала разучивают по частям. Темп исполнения вначале замедленный, затем повышается до нормального. После того, как обучающиеся начнут выполнять все элементы (части) в нужном темпе и правильно, можно переходить к выполнению приема (действия) в целом.

В тех случаях, когда прием (действие) нельзя разделить и из-за сложности невозможно без подготовки выполнить в целом, его осваивают с помощью подготовительных упражнений.

  1. 5. Тренировка по закреплению приемов и действий в целом. Обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию) путем сознательного и многократного выполнения приемов (действий) в различных условиях:

а) в простой (обычной) обстановке;

б) на специальных учебных тренажерах (дидактических приборах или иных моделирующих устройствах, манекенах);

в) в усложненных условиях:

  • Трудных исходных положениях;

  • С максимальной быстротой и точностью выполнения в ограниченное время;

  • В ограниченном пространстве;

  • При изменении условий (недостаточной видимости, в средствах защиты и т.п.);

г) при различных состояниях организма обучаемого, затрудняющих действия:

  • В состоянии утомления (после физической нагрузки);

  • При временном исключении или ограничении зрительного самоконтроля;

  • В состоянии значительного эмоционального напряжения (игровой и соревновательной деятельности).

Во время практических занятий по ОБЖ необходимо:

  • Правильно показывать приемы и способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, при оказании доврачебной помощи, используя рисунки, плакаты, слайды, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы, модульные манекены, роботы-тренажеры, макеты, показ «вживую», и наблюдать за их выполнением;

  • Выявлять и своевременно исправлять ошибки обучаемых;

  • Поощрять обучающихся для достижения ими лучших результатов;

  • Соблюдать правила безопасности.

Основными условиями успешного применения метода упражнений являются:

  • Профессионально – педагогическое мастерство преподавателя (знания, способности, педагогическая техника);

  • Формирование сознательного отношения обучающихся к выполнению приема (действия);

  • Систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения упражнения;

  • Повышение самостоятельности обучающихся, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;

  • Внесение элементов состязательности для повышения активности и интереса обучающихся («кто правильнее?», «кто точнее?», «кто быстрее?» и т.п.);

При овладении каким-либо приемом (действием) вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере совершенствования, оно постепенно переходит в навык.

Умение – это уровень владения приемом (действием), при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерные признаки умения:

  • непрочное запоминание приема (действия);

  • неавтоматизированное управление движениями;

  • сознание обучающегося загружено контролем каждого движения;

  • нестабильность выполнения приема (действия);

  • относительная расчлененность движений;

  • невысокий темп действий;

  • неэкономное выполнение со значительными затратами сил и утомлением.

В процессе тренировки умение превращается в навык.

Навык – это степень владения приемом (действием), при котором управление движениями автоматизировано, не требует специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

  • автоматизированное управление движениями (сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением);

  • слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;

  • отсутствие излишнего напряжения, ненужных действий, быстрота, легкость, экономичность и точность движений;

  • высокая устойчивость действия, позволяющая успешно выполнять упражнение под влиянием отрицательных факторов – утомления, плохих условий, активного противодействия соперника и т.д.;

  • прочность запоминания приема (действия). Навыки, если они сформированы и достаточно закреплены, не исчезают даже при длительных перерывах.

Для становления навыков необходимо повторять правильные действия не менее 8-10 раз, а для закрепления изученного действия – 20-30 раз.

Практические умения и навыки обучающихся по ОБЖ формируются и совершенствуются:

  • на практических занятиях, тренингах;

  • в процессе изучения в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы);

  • во время занятий на базе воинской части (учебные сборы с юношами – десятиклассниками);

  • в условиях туристических походов и слетов (например, страховка и самостраховка при движении по маршруту, выбор и разжигание костра в зависимости от погодных условий, отработка способов преодоления различных препятствий, действия на «Маршрутах выживания» и т.д.);

  • в игровой форме – упражнениях, поединках, ролевых, военно – спортивных играх, комбинированных эстафетах с выполнением различных упражнений прикладной направленности и др.

  • в соревновательной форме – на состязаниях, конкурсах ко Дню защитника Отечества, соревнованиях «Сыны Отечества», «А ну-ка, парни!» и др.

Успешное проведение практических занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий:

  • качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно – материального обеспечения;

  • подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;

  • оценка действий каждого обучающегося при подведении итогов занятия.

Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь обучающихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на отработке отдельных приемов (действий) и их элементов.

Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения приема или действия, использованием подготовительных упражнений , учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Проверку практических умений и навыков по ОБЖ в ходе учебно – педагогического процесса можно производить как индивидуально, так и по группам. При этом необходимо руководствоваться следующимиправилами:

  • Ø обучающиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда они пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);

  • Ø необходимо убедиться в правильности выполнения обучающимися каждого элемента приема (действия);

  • Ø при серьезной ошибке обучающегося (существенном искажении элементов двигательного действия) его следует остановить и указать на недостаток;

  • Ø когда ошибка не слишком существенна, можно позволить продолжить показ, чтобы обучающийся исправил ее в ходе дальнейших действий;

  • Ø если ошибка свидетельствует о полном непонимании приема (действия), необходимо показать, как правильно выполнять его, и представить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения, возможность словесного отчета о своих движениях, при легкоустранимой ошибке – предложить исправить ее и сразу произвести повторную проверку.

Проверка должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, постоянной, что позволяет активизировать процесс обучения, совершенствовать знания обучающихся.

Степень обученности и практической подготовленности обучающихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности можно определить:

  • Ø в обстановке, имитирующей реальные условия, в которых должны реализовываться умения и навыки;

  • Ø при выполнении нормативов;

  • Ø на соревнованиях «Школа безопасности», «День защиты детей» и др.

  • Ø в ходе туристических соревнований и слетов;

  • Ø на учениях и тренировках по гражданской обороне, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Результаты проверки освоения обучающимися практических приемов и действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.

На практических занятиях по ОБЖ следует не забывать анатомо – физиологические и психические особенности детей. Методика обучения и совершенствования практических приемов и действий должна применяться с учетом стадий возрастного развития:

  • Ø в 10-12 лет сила нервных процессов, особенно торможения невелика, внимание неустойчиво, ученик не может находиться в сосредоточенном состоянии относительно долгое время, поэтому необходим качественный показ, нецелесообразны длительные объяснения упражнений.

  • Ø в 12-14 лет появляются сосредоточенность, развивается память и логическое мышление, способность к восприятию, запоминанию и анализу своих действий, острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве).

  • Ø в 14-16 лет – период полового созревания (возможны возрастные колебания, более раннее его начало или запаздывание) – появляются неуравновешенность, возбудимость и неустойчивость настроения, неуверенность, маскируемая шумной манерой поведения, снижается работоспособность, что требует от преподавателя педагогического такта и чувства руководства.

  • Ø 16-18 лет – период относительной стабилизации и автоматизации движений.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!