Методические материалы по организации и проведению
школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре
Участники школьного этапа Олимпиады являются обучающиеся 5-11 классов, распределенные по возрастным группам:
5-6 классы;
7-8 классы;
9-11 классы.
В состав участников входят обучающиеся ( мальчики и девочки), отнесенные по состоянию здоровья к основной группе. Конкурсные испытания для каждой возрастной группы состоят из задания практического и теоретико-методического тура.
Инструкция к выполнению теоретического тура.
Задания в закрытой форме, то есть с предложенными как правильные и неправильных ответов. Выраженные варианты отмечаются вычеркиванием соответствующей буквы. Задания этой группы оцениваются в 1 балл.
Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов. Самостоятельно подобрать определение, которое завершает истинное утверждение. Задания этой группы оцениваются в 2 балла.
Задания на соотношение понятий и определений, где необходимо определить соответствие понятий из первого столбика с понятием из второго столбика. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла.
Время проведения 30 минут
Инструкция к выполнению практического тура
Легкая атлетика
Конкурсное испытание в легкой атлетике заключается в « челночном беге», оббегая набивные мячи:
5-6 классы ( 3м x 10м);
7-8 классы ( 4м x 10 м);
9-11 классы ( 5м x 10м).
Выполняется с высокого старта. Челночный бег считается законченным после преодоления отрезков каждой возрастной группы, отдельно мальчики и девочки.
Челночный бег
5-11 классы
10 метров
Баскетбол
5- 6 классы
По сигналу выполнить ведение баскетбольным мячом во круг конусов( правой), обратно (левой) руками. Время фиксируется после преодоления дистанции.
правой рукой
левой рукой
18 метров
7-8 классы
По сигналу начинается ведение мяча с боковой линии баскетбольной площадки,баскетбольным мячом до линии штрафного броска, затем нужно выполнить бросок от груди двумя руками. Взять другой мяч, с ведением мяча вернуться к противоположной линии штрафного броска и выполнить бросок двумя руками от груди. Время фиксируется после последнего броска.
За не попадание в кольцо - 5 секунд.
9-11 классы
По сигналу движется к фишке№1 и обводит с левой стороны, ведет мяч к фишке №2 и обводит с правой стороны, ведет к фишке №3 и обводит с левой стороны, затем делает обводку центрального круга и ведет мяч к штрафной линии, выполняет штрафной бросок. Бежит к 2 мячу, берет мяч и движется к фишке№4, обводит с правой стороны, ведет к фишке №5 и обводит с левой стороны, ведет мяч к фишке№6 ,обводит с правой стороны, делает обводку центрального круга и ведет мяч к штрафной линии и выполняет бросок.
Фиксируется время преодоления дистанции и точность броска со штрафной линии. В случае не попадания в корзину- 5секунд, за любое техническое нарушение ( ведение, неправильная смена рук, касание фишек) — 2 секунды.
Оценка испытаний
По итогам каждого испытания получают зачетные баллы:
-легкая атлетика-30 баллов;
- баскетбол-30 баллов.
Итоги проводятся отдельно среди юношей( мальчиков) и девушек ( девочек) в каждой возрастной группе. Баллы начисляются в соответствии с занятыми местами. Если участник набирает одинаковое количество баллов, то учитывается теоретический тур.
Победителем является участник, набравший большую сумму баллов по итогам всех испытаний.
Место | Баллы |
1место | 30 |
2 место | 20 |
3 место | 19 |
4 место | 18 |
5 место | 17 |
6 место | 16 |
7 место | 15 |
8 место | 14 |
9 место | 13 |
10 место | 12 |
11 место | 9 |
12 место | 8 |
13 место | 7 |
14 место | 5 |
15 место | 3 |
16 место | 2 |
17 место | 1 |
Разработчик пакетов заданий для 5-11 классов . Н.В. Перевалова,
тел. 8-908-918-74-56
Теоретическая часть
7-8 классы
1. Инициатива возрождения Игр и олимпийского движения принадлежит:
а). Пьеру де Кубертену
б). Римскому имератору Феодосию;
в). Философу-мыслителю древности Аристотелю.
2.Олипийский девиз...
:а). быстрее,выше, сильнее;
б). выше,точнее,быстрее;
в). выше,сильнее,дальше.
3. В каком году введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс « Готов к труду и обороне». (ГТО)
а). 2014г;
б). 2012г;
в). 2016г.
4. Что такое физическая культура?
а). регулярные занятия физическими упражнениями;б). прогулка на всежем воздухе;
в). часть ообщей культуры общества.
5. Что такое осанка?
а). необычное положение тела;
б). привычная поза человека в положении стоя, сидя и вовремя ходьбы;
в). апражнения для спины.
6. В начале урока физической культуры проводится:
а). упражнения для спины;
б).сдача контрольных нормативов;
в). разминка.
7. Назовите частоту сердечных сокращений(пульс) в состоянии покоя у здорового человека:
а). 50-60 ударов в минуту;
б). 70-80 ударов в минуту;
в). 100-110 ударов в минуту.
8. Что делать при ушибе?
а). положить холодный компресс;
б). намазать ушибленное место йодом;
в). намазать ушибленное место мазью.
9. Один из способов прыжка в высоту называется:
а) перешагивание;
б) переступание;
в).перемахивание.
10. Что из ниже перечисленног относится к метательным снарядам?
а) планка;
б) диск;
в) копье.
11.Бег по пересеченной местности называется:
а) марш-бросок;
б) кросс;
в) конкур.
12. Игровое время в баскетболе состоит из:
а) 4 периодов по 10 минут;
б) 4 периодов по 12 минут;
в) 3 периодов по 8 минут.
13.Стритбол - это разновидность...
а) баскетбола;
б) футбола;
в) гандбола.
14.Вращательное движение через голову с поледовательным касанием опрой поверхности отдельными частями тела в акробатике обозначается как __________________
15. Мероприятия, связанные с рациональным использованем естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма называют__________________________
Ответы:
1. а
2. а
3. а
4. в
5. б
6. в
7. б
8. а
9. а
10. б, в
11. б
12. а
13. а
14. кувырок
15. закаливание
Теоретическая часть
5-6 классы
1. Год зарождения Олимпийских игр?
а). 776г. до н.э
б). 786г. до н.э
в). 896г. до н.э
2. Физкультминутка это...?
а). возможность прервать урок;
б). способ преодоления утомления;
в). спортивный праздник.
3. Как правильно дышать во время бега?
а). через нос
б). через рот;
в). вдох через нос, выдох через рот;
4. Для определения гибкости школьников, учитель физической культуры используют норматив:
а). бег 30м;
б). подтягивание на прекладине;
в). наклон вперед из положения сидя на полу.
5. При растяжении мышц нужно:
а). наложить холодный компресс и тугую повязку;
б). натереть мазью;
в). обеспечить покой.
6. Каким требованиям должна отвечать спортивная обувь?
а). иметь вес 300грамм;
б). соответствовать цвету костюма;
в). соответствовать виду спорта.
7. При спуске с горы на лыжах следует соблюдать дистанцию:
а). не менее 10 метров;
б). не менее 30 метров;
в). не менее 20 метров.
8. Во время какой игры на площадке находятся две команды по 6 человек?
а). волейбол;
б). баскетбол;
в). футбол.
9. Назовите количество человек в баскетбольной команде?
а). 5;
б). 8;
в). 10.
10. Бег на длинные дистанцию?
а). 400м и 800м;
б). 30м и 60м;
в). 1000м,1500м и 2000м.
11. Туфли для бега называются:
а). кеды;
б). чешки;
в). шиповки.
12. Торможение применямое при спуске с горы, называется...
а). « плугом»;
б). « елочкой»;
в). « леснкой».
13.Скелетон является разновидностью...
а). санного спорта;
б).конькобежного спорта;
в).горнолыжного спорта.
14.Привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы назыается____________________________
15.Привычки, которые вредят здоровью человека называют______________________________________
Ответы
1. а
2. б
3. в
4. в
5. а
6. в
7. б
8. а
9. а
10. в
11. в
12. а
13. а
14. осанка
15. вредные привычки
Теоретическая часть
9-11 классы
1. Какому бегу посвящались Олимийские игры в древности?
а). Посейдону;
б). Зевсу;
в). Аиду.
2. Кто из известных античных ученых побеждал на олимпиаде в соревнованиях по кулачному бою?
а). Сократ;
б). Соломон;
в). Пифагор.
3. Право проведения Игр предоставляется...
а). городу;
б). региону;
в). стране.
4. Под здоровьем понимается:
а). состояние физического,психического и социального благопалучия;
б). отсутствие у человека болезнй;
в). отсутствие вредных привычек.
5. С помощью какого теста лучше всего определить уровень развития скоростных способностей?
а). челночный бег 3x10м;
б). кросс 3 км;
в). прыжки в длину с разбега.
6. Тайм — аут это:
а). отановака игры по просьбе тренера;
б). отмена игрв;
в). замена игрока.
7. В первые правила по баскетболу были созданы :
а). Джеймсом Нейсмитом:
б). Марком Поло;
в). Джейком Нейсмитом.
8. Назовите имя представителя России-первого Олимпийского чемпиона игр современности...
а). В.Иванов;
б). Н.Панин-Коломенкин;
в). В.Алексеев.
9. Назовите размеры баскетбольной площадки.
а). 15м X 28м;
б). 14м X 26м;
в). 18м X 26м.
10.Основные физические качества человека.
а). быстрота,сила,смелость,гибкость.
б). быстрота,сила,ловкость,гибкость,выносливость.
в). быстрота, смелость, внимательность, прыгучесть.
Структура урока физической культуры состоит...
а).вводной,разминочной,восстановительной частями;
б).подготовительной,основной,заключительной частями;
в).организационной, самостоятельной, низкоинтенсивной частями.
12.Установите соответствие между видом спорта и названием, где проходят соревнования.
1. стрельба | А стадион |
2. тяжелая атлетика | Б ковер |
3. футбол | В помост |
4. теннис | Г трек |
5. легкая атлетика | Д ринг |
6. вольная борьба | Е трасса |
7. баскетбол | Ж корт |
8. лыжные гонки | З поле |
9. велоспорт | И тир |
10. бокс | К площадка |
13. В баскетболе прием помощи партнеру для освобождения от опеки называется_________________
14. Несколько физических упражнений, которые выполняют в определенном порядке последовательно один за другим называют__________________________________
15. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению __________________
Ответы.
1. б
2. в
3. в
4. а
5. а
6. а
7. а
8. б
9. а
10. б
11.б
12.
1-и
2-в
3-з
4-ж
5-а
6-б
7-к
8-е
9-г
10-д
13. заслон
14. комплекс
15. роста