СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный тур олимпиад по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьный тур олимпиад по биологии»

Школьная олимпиада по биологии 10 класс

  1. Выберите правильный ответ и запишите цифру вопроса и букву ответа.

1. Гибкость протокутикулы членистоногих обеспечивает:

    1. резилин;

    2. хитин;

    3. артроподин;

    4. известь.

  1. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них:

    1. питания готовыми органическими веществами и полового размножения;

    2. пятипалых конечностей и теплокровности;

    3. приспособлений для дыхания атмосферным кислородом и передвижения по поверхности суши;

    4. легочного дыхания и полового процесса.

  2. Плацента млекопитающих – это:

    1. орган, в котором развивается зародыш;

    2. орган дыхания зародыша;

    3. участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша;

    4. участок стенки брюшной полости, в котором развивается зародыш.

  1. К перепончатокрылым насекомым относятся;

    1. саранча;

    2. наездник;

    3. богомол;

    4. слепни.

  2. В отличие от амфибий глаза рептилий:

    1. могут втягиваться;

    2. могут вращаться;

    3. проталкивают пищу;

    4. имеют мигательную перепонку.

  3. Половой процесс, называемый конъюгацией происходит у:

    1. кладофоры;

    2. хламидомонады;

    3. спирогиры;

    4. хлореллы.

  4. Кокки – это:

    1. вирусы;

    2. бактерии;

    3. водоросли;

    4. грибы.

  5. Грибы это:

    1. сапрофиты;

    2. гетеротрофы;

    3. автотрофы;

    4. паразиты.

  6. Воздухоносные клетки у:

    1. кукушкина льна;

    2. кукурузы;

    3. сфагнума;

    4. золотнянки.

  7. Неклеточные формы жизни это:

    1. черви;

    2. человек;

    3. вирусы;

    4. бактерии.


  1. .Большинство животных пустыни могут обходиться без воды. Что может служить источником влаги для них?

    1. химические реакции в клетках, происходящие с белками

    2. преобразование углеводов

    3. окисление жиров

    4. снижение уровня обмена веществ

  2. Растения обыкновенно сохраняют энергию в форме

    1. гликогена с. жира

    2. клетчатки d. крахмала

  3. Если одноклеточное простейшее амебу и эритроцит поместить в дистиллированную воду:

    1. обе клетки разрушаться

    2. амеба погибнет, а эритроцит сохранится

    3. амеба сохранится, а эритроцит погибнет

    4. обе клетки сохранятся

  4. Хлоропласты имеются в клетках

    1. корня капусты c. гриба-трутовика

b. листа красного перца d. древесины стебля липы

  1. Малый круг кровообращения заканчивается в:

    1. правом предсердии c. левом предсердии

    2. правом желудочке d. левом желудочке

  2. Чем отличаются половые клетки от остальных клеток организма?

    1. подвижностью

    2. наличием в цитоплазме повышенного количества лизосом

    3. отрицательным хемотаксисом

    4. гаплоидным набором хромосом

  3. Аппендикс – это отросток:

    1. толстой кишки c двенадцатиперстной кишки

    2. слепой кишки d. прямой кишки

  4. К автотрофным организмам относят

    1. плесневые грибы

    2. хемосинтезирующие бактерии

    3. болезнетворные бактерии

    4. многоклеточных животных

  5. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа?

    1. 40% c 45%

    2. 80% d. 90%

  6. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться

    1. происходят мутации

    2. у особей возникают модификации

    3. появляются новые комбинации генов

    4. передаётся наследственная информация к дочерним клеткам

  7. Для свертывания крови необходимы помимо прочего

    1. ионы калия c.ионы хлора

    2. аскорбиновая кислота d. ионы железа

  8. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, одного круга кровообращения свидетельствует о родстве

    1. хрящевых и костных рыб

    2. ланцетника и рыб

    3. земноводных и рыб

    4. пресмыкающихся и рыб

  9. Как называются организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания?

    1. аэробными c. анаэробными

    2. гетеротрофными d. автотрофными

  10. Какие из перечисленных ниже пищевых продуктов производятся без участия бактерий, грибов?

    1. уксус c. сыр

    2. мармелад d. хлеб

  11. В системе органического мира позвоночные животные – это

    1. отряд b тип c.класс d. подтип

2. Выберите несколько верных ответов из шести.


  1. Грибы неправильно относить к растениям, так как они

1. питаются готовыми органическими веществами

2. растут в течение всей жизни

3. содержат в оболочках клеток хитин

4. выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме

5. составляют группу ядерных организмов (эукариот)

6. дышат кислородом воздуха

  1. Основные функции ядра в клетке состоят в

1. синтезе молекул ДНК

2. окислении органических веществ с освобождением энергии

3. синтезе молекул иРНК

4. поглощении клеткой веществ из окружающей среды

5. образовании органических веществ из неорганических

6. образовании большой и малой субъединиц рибосом

  1. Нарушение функций щитовидной железы приводит к следующим заболеваниям

1. сахарному диабету

2. микседеме

3. базедовой болезни

4. малокровию

5. кретинизму

6. гигантизму

  1. Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?

1. грибов

2. цветковых растений

3. амеб

4. бактерий

5. лейкоцитов человека

6. инфузорий

  1. В цикле развития кукушкина льна имеют место:

  1. заросток;

  2. предросток;

  3. гаметофиты;

  4. спорофит;

  5. споры.

  1. Конъюгация хромосом:

  1. происходит в интерфазе;

  2. происходит в период деления клеток;

  3. приводит к кроссинговеру;

  4. обеспечивает обмен аллельными генами;

  5. имеет место в гомологичной паре.

  1. Гетерозис:

  1. обеспечивает гибридную мощь;

  2. возможен при гибридизации;

  3. обеспечивает устойчивость чистой линии;

  4. имеет место только у животных;

  5. может быть достигнут только при клонировании.

  1. Прокариоты отличаются от эукариот отсутствием

  1. ядра;

  2. рибосом;

  3. ЭПС;

  4. оболочки;

  5. ядерной мембраны


  1. Для пептидной цепочки характерно наличие:

  1. пептидной связи;

  2. аминокислот;

  3. аминогруппы;

  4. карбоксильной группы;

  5. цитрохром

  1. Расстояние между двумя соседними генами:

  1. измеряется в Морганидах;

  2. рассчитывается в %;

  3. определяет вероятность кроссинговера;

  4. указывает на сцепленность ген;

  5. характеризует целостность хромосомы.




3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Вирусы – внутриклеточные паразиты. 2. Они размножаются путем деления. 3. Вирусы относятся к прокариотам. 4. Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты из нуклеотидов, а белки из аминокислот клетки хозяина. 5. Они содержат аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии. 6. Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др.


Задание4. Решите биологическую задачу.

Ребенок получил от родителей разные группы ген. От матери – 2% пенетрантных, 5% комплементарных, 40% доминантных и 15% полимерных. От отца - 1 % пенетрантных, 5% полимерных, 20% доминантных 10% полимерных ген. Пенетрантные и комплементарные гены имели аллельное расположение. С кем из родителей больше фенотипического сходства у ребенка? Укажите в %.

















Задание № 1:

10с

11с

12d

13с

14b

15c

16d

17b

18b

19a

20d

21a

22c

23a

24b

25d

задание №2:

1- 1,3,4

2-1,3,6

3-2,3,5

4- 1,2,4

5- 2,3,4,5

6- 2,3,4,5

7- 1,2

8- 1,5

9- 1,2,3,4

10- 1,2,3,4,5

задание 3:

2,5



Задание №4:

  1. с матерью (0,5 баллов)

  2. на 26% больше, чем с отцом (0,5 баллов)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!