Просмотр содержимого документа
«Школьный проект по решению задач на нахождение углов в стереометрии»
« Нахождение углов в пространстве»
Учебный проект
Выполнил: Арикулов Максим Андреевич
ученик 10 а класса
Руководитель проекта: Маркелова С.В.,
учитель математики
- Почему я выбрал эту тему?
Выбор темы обоснован сложностью построения углов в пространстве, необходимостью выработки навыков решения более сложных задач.
Цель: Совершенствование умений решать пространственные задачи на нахождение углов с целью подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
1. Повторить понятие углов в пространстве, систематизировать материал.
2. Самостоятельно решить подборку задач ЕГЭ.
3. Самостоятельно создать презентацию по решению более сложных задач.
Виды углов в пространстве
- 1. Угол между двумя прямыми
- 2. Угол между прямой и плоскостью
- 3. Угол между плоскостями (двугранный угол)
α
α
α
Задача 1: в правильной четырёхугольной призме ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 стороны основания равны 2, а боковые рёбра равны 3. На ребре AA 1 отмечена точка Е так, что АЕ:ЕА 1 =1:2. Найдите угол между плоскостями АВС и BED 1 .
B 1
C 1
A 1
D1
2x
E
B
C
x
A
D
D 1 H QS по теореме о трёх перпендикулярах DH QS, D 1 H QS, = угол между (QDS) и (QSD 1)= B 1 C 1 D1 A 1 P S 2x H E B C x D Q A " width="640"
Построение:
D 1 D (QDS), DH QS, = D 1 H QS по теореме о трёх перпендикулярах
DH QS, D 1 H QS, = угол между (QDS) и (QSD 1)=
B 1
C 1
D1
A 1
P
S
2x
H
E
B
C
x
D
Q
A
∟ ∟ ∟ ~ , = = AQ= ; DQ= AD+AQ= 2+1=3 = CS= 2*D 1 C 1 = 2*2=4; DS= DC+CS= 2+4=6 ~ ; DH= 2) ΔQDS- прямоугольный, DQ=3, DS=6, = QS= B 1 C 1 = 3) tgx D1 A 1 D 1 P S 2x 2x 3 3 4 H E B C x D H 2 Q 2 A 1 D " width="640"
Решение :
1) Δ EA 1 D 1 ΔEAQ по двум углам
ΔD 1 C 1 P ΔSCP по двум углам, =
∟
∟
∟
~
, =
= AQ=
; DQ= AD+AQ= 2+1=3
= CS= 2*D 1 C 1 = 2*2=4;
DS= DC+CS= 2+4=6
~
; DH=
2) ΔQDS- прямоугольный, DQ=3, DS=6, = QS=
B 1
C 1
=
3) tg
x
D1
A 1
D 1
P
S
2x
2x
3
3
4
H
E
B
C
x
D
H
2
Q
2
A
1
D
Задача 2: Основанием прямой призмы ABCA 1 B 1 C 1 является прямоугольный треугольник ABC, где угол С-прямой, АВ=5, ВС=√5. Высота призмы равна √3. Найдите угол между прямой BC 1 и плоскостью ABB 1 .
A 1
B 1
C 1
√ 3
5
A
B
√ 5
C
H ∈ A 1 B 1 C 1 H (ABB 1 ), = угол между BC 1 и (ABB 1 )= H A 1 B 1 C 1 √ 3 5 A B √ 5 C " width="640"
Построение угла:
С 1 H (ABB 1 ), (A 1 C 1 B 1 ) (ABB 1 ), = H ∈ A 1 B 1
C 1 H (ABB 1 ), = угол между BC 1 и (ABB 1 )=
H
A 1
B 1
C 1
√ 3
5
A
B
√ 5
C
H A 1 2 B 1 ∟ C 1 2 H C 1 √ 3 45 5 A B √ 5 B C " width="640"
Решение:
1) В ΔA 1 B 1 C 1: по т. Пифагора A 1 C 1 =
2) В ΔСС 1 B: по т. Пифагора С 1 B=
C 1 H =
3) sin
, =
H
A 1
2
B 1
∟
C 1
2
H
C 1
√ 3
45
5
A
B
√ 5
B
C
Задача 3: Дана прямая призма ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 . Основание призмы - ромб со стороной 4 и острым углом 60. Высота призмы равна 5. Найдите угол между плоскостью ABC 1 и плоскостью ABD.
D 1
C 1
A 1
B 1
C
D
60
A
B
D 1 H AB по теореме о трёх перпендикулярах D 1 H AB, DH AB, = угол между (ABD) и (ABC 1 )= C 1 D 1 A 1 B 1 D C 60 A H B " width="640"
Построение угла:
- D 1 D (ABC), DH AB, = D 1 H AB по теореме о трёх перпендикулярах
- D 1 H AB, DH AB, = угол между (ABD) и (ABC 1 )=
C 1
D 1
A 1
B 1
D
C
60
A
H
B
2) tgC 1 D 1 D 1 A 1 B 1 5 5 D C 60 A D H H 2 B 2 " width="640"
∟
Решение :
1) ΔADH-прямоугольный, DH=AH
, =
2) tg
C 1
D 1
D 1
A 1
B 1
5
5
D
C
60
A
D
H
H
2
B
2
- Заключение: Повторил понятие углов в пространстве, систематизировал материал. В процессе создания проекта я решил 6 задач ЕГЭ, оформил их решения. Выбрал для презентации 3 самых сложных и интересных, с решение которых мне помогал руководитель моего проекта Маркелова С.В. В итоге я создал продукт, которым смогут пользоваться ученики 10 и 11 классов, чтобы упорядочить знания по построению и нахождению углов в стереометрии.
источники
Спасибо за внимание!