СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный музей – центр патриотического воспитания и образовательно-культурного пространства в речевой школе-интернате.

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается роль Школьного музея в патриотическом воспитании школьников в условиях культурно - образовательной среды ГБОУ «Корочанской школы-интерната» для детей с ТНР. Особое место отводится  собственно музейно-педагогическим технологиям, раскрываются формы и методы работы с учащимися, используемые педагогами и воспитателями школы интернатного типа.

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей – центр патриотического воспитания и образовательно-культурного пространства в речевой школе-интернате.»

Школьный музей – центр патриотического воспитания и образовательно-культурного пространства в речевой школе-интернате.

School Museum – Center for Patriotic Education and educational and cultural space in a speech boarding school.

                1. Дидыченко Светлана Валерьевна,

Учитель русского языка и литературы,

руководитель Школьного музея

ГБОУ «Корочанская школа-интернат»,

Г. Короча, Белгородская область.

                1. Didychenko Svetlana Valeryevna,

                2. Teacher of Russian language and literature,

                3. head of the School Museum

                4. State Educational Institution "Korochanskaya Boarding School",

                5. Korocha, Belgorod region.

                6. Аннотация

                7. В статье рассматривается роль Школьного музея в патриотическом воспитании школьников в условиях культурно - образовательной среды ГБОУ «Корочанской школы-интерната» для детей с ТНР. Особое место отводится собственно музейно-педагогическим технологиям, раскрываются формы и методы работы с учащимися, используемые педагогами и воспитателями школы интернатного типа.

                8. Annotation

The article examines the role of the School Museum in the patriotic education of schoolchildren in the cultural and educational environment of the Korochanskaya Boarding School for children with TNR. A special place is given to the museum-pedagogical technologies themselves, and the forms and methods of working with students used by teachers and educators of boarding schools are revealed. Ключевые слова: культурно-образовательная среда школы, речевая школа-интернат, гражданско - патриотическое воспитание, музейные педагогические технологии , методы и формы работы.

Key words: cultural and educational environment of the school, speech boarding school, civil and patriotic education, museum pedagogical technologies, methods and forms of work.

В многообразном процессе освоения ребёнком культуры музей занимает особое место. Музей в современном обществе – не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музейные экспозиции и экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Изучение истории государства и привитие любви к её, порой нелёгкому, ходу событий должно начинаться с изучения своей малой родины – города и края, в котором живёт ребёнок, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает.

«Школьный музей создается как неотъемлемая и органическая часть школы. Он является своеобразным музейным учреждением, так как ведёт в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. Особенностями школьного музея являются: наличие постоянной аудитории, возможность использования коллекций музея в организации и проведении системных учебных занятий (как урочных, так и внеурочных). Всё это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей отражает социокультурную образовательную деятельность школы, что позволяет поддерживать у детей интерес к нему при виде родных мест, людей»

Открываешь калитку нашей школы и сразу попадаешь в пространство Школьного музея. При входе на территорию школы-интерната, нас встречает памятник А. И. Гессену, выполненный белгородским скульптором Анатолием Смелым в технике тремеграрха. На фасаде здания архитектурного памятника XIX века мемориальные доски выдающимся выпускникам Корочанской Александровской гимназии – писателю-пушкинисту, журналисту А. И. Гессену и хирургу, Академику АМН СССР С. Р. Миротворцеву.

Школьный комплексный краеведческий музей расположен на нижнем этаже школы, в старинном здании, архитектурном памятнике XIX века, в котором с 1868 года располагалась Корочанская Александровская классическая мужская гимназия. «В 1885 году на возвышенном месте Покровской улицы (ныне это улица Карла Маркса), среди густой зелени окружающих садов, появилось двухэтажное здание Корочанской Александровской мужской гимназии с церковью во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ставшее украшением уездного города. Это был подарок корочанского земства жителям»1.

Вся наша учебная часть – это памятник архитектуры, культурное музейное пространство. Именно наше образовательное учреждение ныне является преемником Александровской классической мужской гимназии г. Корочи. И здесь бережно хранят память о славном прошлом.

«Нашим детям помогает дух гимназии и гимназистов, которые здесь учились»- так говорит наш директор Н.Д. Сухова, которая с 1990 года руководит школой. Нина Дмитриевна Сухова - Почётный гражданин Корочанского района, заслуженный и народный учитель Российской Федерации, кавалер ордена Почёта и награждённая медалью «За заслуги перед землёй Белгородской» I степени. Именно благодаря директору и усилиям авторского коллектива с 1994 года музей с обновлёнными экспозициями продолжает работать до сегодняшнего дня.

В 2018 году школа-интернат праздновала свой 150-летний юбилей со дня основания Александровской мужской классической гимназии. В завершение праздника его участники заложили капсулу времени с обращением к учащимся 2068 года, которое должно быть прочитано в день 200-летия школы. В послании ученики изложили 150 откровений, за что они любят школу. Капсула хранится в стене актового зала, который был во времена гимназии Придомовой Церковью во имя славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

«Культурно-образовательная среда – это совокупность духовных, культурных и материальных условий и влияний, обеспечивающих воспитание и образование школьника в соответствии с культурой, последовательной педагогической поддержкой его развития. Как сложное структурное образование она включает образовательный процесс, воспитательную работу, программы культурного и дополнительного образования, внеклассную работу, а также взаимосвязи с окружающей средой. Все компоненты культурно-образовательной среды, действуя согласованно, оказывают влияние на воспитание личности школьника в соответствии с его потребностями, интересами и склонностями. Культурно-образовательная среда учебного заведения способствует формированию гуманной личности, созданию соответствующей обстановки, при которой содержание, структура, методы обучения и воспитания в совокупности отражают процессы, происходящие в культуре в целом, а также обеспечивают возможности для развивающей деятельности учащихся в учебном заведении»2.

Понятие «среда» употребляется в нескольких значениях. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова под средой понимается «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества» и «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [1]. В психолого-педагогической литературе это понятие чаще всего соотносится со школьной средой. К примеру, Л.Г. Кожевникова понятие

«среда» отождествляет с укладом жизни образовательного учреждения, стилем или лицом школы [2].

«Современные социально-экономические и социально-политические изменения в обществе требуют изменений в сложившейся системе отношений субъектов образовательного процесса между педагогами, детьми и их родителями. Тем самым можно говорить о развитии детско-взрослой общности образовательного учреждения. Содержательной основой, на которой происходит становление детской общности, является культурно-образовательная среда школы, которая становится не только важным источником овладения школьниками знаниями, умениями и навыками, интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития, но и средством приобщения к культурным ценностям, культурного самоопределения учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями»3.

Наша школа – это удивительное образовательное учреждение, где ребенок - самая главная жизненная ценность. Наши дети – особые школьники, которые имеют проблемы с речью, но, несмотря на это наши дети участвуют в различных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Хотя в школе учатся дети со всей Белгородской области, свою школьную семью они запоминают на всю жизнь. Вот почему мы с гордостью можем сказать, что Музейное пространство – это вся наша школа - интернат, которая является культурно-образовательной средой. Ежедневно учащиеся школы соприкасаются с этой средой, они проживают свою школьную жизнь в ней.

«Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Это одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества

Не требует никаких доказательств положение о важности и нужности школьных музеев. Школьный музей – это как раз та сфера, где дополнительное образование тесно взаимодействует, интегрирует со школьным образованием. Но формула «Каждое время диктует свои правила» вполне применима и к школьным музеям. Большая часть школьных музеев Белгородской области появилась в 1970-1980-е годы. Тогда свой вклад в создание и развитие музея внесли педагоги, школьники, родители и жители населенного пункта, в котором расположена школа. Сам процесс создания школьного музея, когда всё – от поиска экспонатов до создания экспозиции – делалось руками самих школьников и учителей, имел образовательное и воспитательное значение»4.

Школьные музеи, безусловно, относятся к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. История нашего музея началась в 1972 году, первым руководителем музея был Деденко Михаил Дмитриевич – участник Великой Отечественной войны, воспитатель речевой школы-интерната, учитель истории. Михаил Дмитриевич собирал ценные экспонаты для музея, работал наряду с другими учителями и воспитателями речевой школы по сохранению экспонатов музея. В 1994 году был открыт музей с обновлёнными экспозициями, а в 2017 год музей вновь распахнул свои двери после капитального ремонта. С 1994 года по 2019 год руководила музеем воспитатель и учитель русского языка и литературы Пономарёва Тамара Николаевна, которая внесла весомый вклад в развитии музейного дела, она вела огромную поисково-исследовательскую работу.

В нашей школе музей — одно из действенных средств формирования у учащихся гражданско-патриотического воспитания, научных интересов и профессиональных склонностей и навыков общественно полезной деятельности. Школьный музей работает по следующим направлениям: поисковая работа, собирательная, организационно-массовая, экспозиционная, экскурсионная, историко-краеведческая.

Воспитать достойного гражданина и человека можно через чувства любви к нашей великой стране и любви к своей малой родине, к своему родному городу, к своей родной школе и семье. А из этого и складывается гражданско-патриотическое воспитание, которое является приоритетным направлением в Программе воспитания школьников нашей школы. В 2015 Корочанская школа-интернат стала лауреатом всероссийских конкурсов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «70 лет Великой Победы».

Школьный музей дает возможность максимально реализовать способности учащихся и удовлетворить их интересы. Он оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания. Возможность школьного музея синтезировать разнообразные направления в работе помогает во всестороннем развитии личности школьника, в формировании его духовного мира.

Главное создать у ребенка ситуацию успеха, желание принять участие в следующем празднике или проекте, самому провести виртуальную экскурсию, окунуться в историческое прошлое. И поверьте, школьники, которые занимались в Музее поисково - исследовательской работой, активно участвовали в историко-краеведческой работе, успешны и в дальнейшей жизни. Многие выпускники нашей школе учились и учатся на историческом факультете БЕЛГУ, стали педагогами университета. Сегодня ученики Корочанской школы-интерната являются победителями и призёрами международных, всероссийских, областных и районных конкурсов, предметных и краеведческих олимпиад, фестивалей. Юные краеведы школы неоднократно становились победителями и призёрами Всероссийских краеведческих олимпиад, конкурсов исследовательских работ «Отечество».

В марте 2021 года активист Школьного музея, участник патриотического клуба «Истоки» при музее, ученик 8 класса, Фоменко Илья, принимал участие во Всероссийском конкуре активистов школьных музеев «Россия − родина моя» с исследовательско-краеведческой работой «Корочанец на Байконуре» по материалам выставки Школьного музея «Командир крылатого танка - Герой Советского Союза И. С. Шабельников». Он провёл исследование о сыне Виталии Ивановиче Шабельникове, который принимал участие в строительстве космодрома «Байконур», ныне живущему, и его отцу, Герою Советского Союза, лётчику - испытателю Ивану Сергеевичу Шабельникову, Илья в конкурсе стал призёром и занял почётное второе место.

Музей формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Включая учеников в многообразную деятельность школьного музея, развивается система наставничества среди школьников. Провести музейное занятие для младших школьников, стать участником викторины, квест - игры, принять участие в социальной акции, посетить виртуальную экскурсию одного из музеев Белгородской области, подготовить презентацию к школьному коллективному творческому делу – всё это даёт ученикам возможность попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в нашей школе-интернате.

В Школьном музее 3 основных залов (с несколькими экспозиционными разделами в зале): «Прошлое Корочи», «Это нашей истории строки…», «Поклонимся великим тем годам». Основная площадь музея составляет 72 кв. м., в смежном помещении находится специальное хранилище для фондов музея, и ещё есть предмузейное пространство, которое располагается на первом этаже школы, начиная с главного входа в школу.

В Этнографическом разделе расположены предметы быта XIX – начала XX века, орудия труда, изделия рукодельниц, старинные икона XIX века. Есть очень ценные экспонаты, которым более 350 лет. Они были собраны на раскопках Корочанской крепости на Белой горе ещё первыми собирателями экспонатов в нашем музее. В этом зале проходит большое количество тематических занятий, исторических игр, квест-игр, экскурсий и музейных уроков. С внедрением в образовательную программу новых предметов «Родной язык» и «Родная литература» этот зал очень востребован и любим как педагогами, так и школьниками. Начиная с 5 класса, ребята проводят исследования музейных экспонатов, пишут исследовательские работы и создают на уроках истории, литературы, родного (русского) языка исследовательские проекты с использованием подлинных предметов музея.

В дошкольных, начальных и средних классах школы-интерната используются следующие интерактивные формы музейных занятий:

  • занятие – путешествие или прогулка по городу с посещением скверов и Парка Памяти и Славы,

  • занятие - сюжетно-ролевая игра,

  • занятие – посиделки совместно с родителями учащихся,

  • занятия - исследования (дети, отвечая на вопросы педагога, выполняя простейшие задания, пытаясь определить назначение предмета, его историческую и культурную ценность, таким образом, ребёнок получает навыки исследовательской работы). На таких занятиях создаются мини-исследования «Моя родословная» и др.

  • занятие - викторина (викторина предполагает не только ответы на вопросы, но и работу с музейным предметом);

  • практические занятия или мастер-классы (на этих занятиях дети получают элементарные навыки вышивки, лепки из солёного теста и т.д.), к таким занятиям мы привлекаем ветеранов педагогического труда;

  • занятие - мультимедийная презентация.

На интерактивных занятиях мы используем коллективные и групповые формы работы, используя различные методы:

  1. По преимущественному источнику получения знаний:

  • словесные (объяснение, рассказ, беседа),

  • наглядные (демонстрация, иллюстрация, видео метод);

  • метод познавательных игр, метод инсценизации,

  • метод погружения в прошлое, его реконструкция.

Таким методом пользуются наши учителя, когда совершают поездки в Яблоновскую крепость. Это, конечно не наш Школьный музей, но такое взаимное сотрудничество с историко-краеведческими музеями нашего района у нас внедрено в практику.

2. По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности в работе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • информационно-рецептивный, используя различные современные информационные и технические средства передачи информации (например, находясь в школьном музее, мы можем совершить виртуальную экскурсию в любой музей нашей страны)

Используя разнообразные интерактивные формы, методы и приёмы работы на занятиях, позволяет нам каждое музейное занятие сделать интерактивным, увлекательным и интересным не только в младших классах школы, но и классах основной школы.

Обогащаются дети не только историческими знаниями, но пополняется и их словарный запас, что является одной из главных образовательный целей нашей речевой школы. В этом учебном году во время экскурсии в этнографическом зале «Прошлое Корочи» у педагогов и ребят возникла идея о создании музейной Красной книги, в которую войдут слова – названия предметов, которые уже исчезли или исчезают. Такой сборник слов будет поистине словарём устаревших слов из названий предметов, которые находятся в нашем музее. Такую идею поддержали и активисты нашего Совета музея, и педагоги русского языка и литературы, и ветераны педагогического труда (воспитатели и учителя), поэтому следующий учебный год будем работать над созданием и оформлением музейной Красной книги.

Очень нравится, особенно мальчишкам, в этом зале раздел о полезных ископаемых, добываемых на КМА. В нём собраны материалы из истории Курской магнитной аномалии «Железорудные богатства края», а также образцы полезных ископаемых, которые добываются на этом заводе в Белгородской области.

Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы. Второй зал «Это нашей истории строки…» посвящён Истории школы, ветеранам педагогического труда, знаменитым выпускникам Александровской мужской гимназии. В этом учебном году экспозиция пополнилась новым музейным предметом – капсулой времени выпускников 1968 года. Капсулу нашли в противогазе, закопанном в близлежащем доме около школы и передали нам в торжественной обстановке жители города. В витрине экспозиции появились «Письма в будущее» наших учащихся 7-11 классов, участников Всероссийской акции «Нельзя забыть».

Витрина раздела экспозиции «Во славу Отечества послужившие…» (о выпускниках Александровской мужской гимназии) наполнена предметами, принадлежавшими знаменитому выпускнику Александровской гимназии писателю-пушкинисту А.И. Гессену. Его 6 книг, с авторскими автографами, очки в оправе, письма жены и дочери А.И. Гессена, переписка с клубом «Истоки» и руководителем музея, фотография гимназистов 5 класса 1905 года и другие письменные источники, фотографии о посещении в 1964 году Гессеном школы свидетельствуют о тесном сотрудничестве с выпускником гимназии.

На первом этаже учебного корпуса «Зал воинской славы», который имеет продолжение в третьем зале Школьного музея «Поклонимся великим тем годам». Эта экспозиция наполнена огромным количеством материала, как письменных работ, так и музейными экспонатами, в ней несколько разделов.

В год 75-летия Великой Победы в этом зале появилась выставка - коллекция музейных предметов «Немые свидетели войны» (останки оружия и боеприпасов, личные вещи воинов, противогазы, как советской Армии, так и немецкий противогаз, телефонный аппарат военного времени, капсула смерти, найденная при строительстве пристройки нашей школы). Обновились витрины этой экспозиции «Фронтовые письма», «Боевые награды и юбилейные медали участников Великой Отечественной войны – учителей и воспитателей нашей школы-интерната», создан сборник «Библиографические материалы по патриотическому воспитанию».

У музея большое предмузейное пространство: весь первый этаж школы, памятник А.И. Гессену, мемориальные доски знаменитым выпускникам Корочанской Александровской гимназии – А. И. Гессену и С. Р. Миротворцеву. На втором этаже учебного корпуса школы расположена «Пушкинская галерея, памяти А. И. Гессена». В основе экспозиции Пушкинской галереи лежат научно-исследовательские работы А. И. Гессена, подаренные школе им самим в 1964 году. Арнольд Ильич Гессен посещал школу и вёл переписку с педагогами и воспитателями школы-интерната. На стендах, расположенных над витринами Пушкинской галереи, материалы о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

А рядышком с галереей – вторая достопримечательность школы – её актовый зал, где до 1917 года располагалась домовая церковь гимназии. Здесь высокие сводчатые потолки и сцена там, где раньше был алтарь. Во время Великой Отечественной, так как здание гимназии находилось в самой высокой точке Корочи, здесь располагался вражеский штаб. На первом этаже оккупанты сделали конюшню, на втором жили. На второй этаж ведут две лестницы, каждая из которых является произведением искусства благодаря кованым железным балюстрадам. На крашеных ступенях главной – каменной – ещё угадывается орнамент, а у основания ступеней сохранились держатели для ковровой дорожки.

В фондах музея находится 845 музейных предметов – 340 из основного фонда и 505 единиц – вспомогательного фонда.

«Нынешнее время вносит свои коррективы в организацию образовательного процесса. В свете требований федеральных государственных образовательных стандартов образовательная организация, педагоги должны не просто передать информацию обучающемуся, а создать условия для организации самостоятельного поиска обучающимся информации для решения поставленной задачи. Школьные музеи, являясь структурными подразделениями образовательных организаций, должны меняться вместе с ними, соответствовать духу времени, развиваться и внедрять в свою деятельность новые формы работы. На наш взгляд, необходимо школьные музеи задействовать для обеспечения выполнения требований ФГОС, ведь школьный музей – это как раз то место, где системно-деятельностный подход, активная учебно-познавательная деятельность обучающихся являются системообразующими факторами организации работы»5.

« Происходит достаточно серьезная трансформация музейной среды и музейного пространства. Меняются многие рабочие процессы, инструменты, формы коммуникации/диалога с посетителями. И, что очень важно, музей становится все более открытым. В качестве основных функций музея как социального института традиционно называются функции документирования, образования/воспитания, рекреационная и коммуникативная функции. Информационные технологии скорректировали и дополнили содержание основных функций музейной деятельности. Суммируя опыт использования цифровых технологий в традиционном музейном пространстве, отметим, что основой музея остается подлинный музейный предмет, в то время как цифровые технологии и мультимедиа должны доносить замысел и содержание экспозиции»6.

2020 год в жизнь музея и нашей школы-интерната внёс свои коррективы. Наши экспозиции претерпели обновления. В музей провели Интернет-соединение. Стали проводится виртуальные занятия в клубе «Истоки» и в кружке «Юный экскурсовод». С помощью выпускников школы, Совета ветеранов педагогического труда, активистов и руководителя Школьного музея, были записаны виртуальные экскурсии, презентации книг местных авторов, особым порядком проводилось чествование Дней воинской славы – всё это транслировалось в период пандемии на разных образовательных площадках учащимся школы и их родителям.

Многие учителя нашей школы широко используют музейные экспозиции и фонды в учебно-воспитательном процессе, применяют музейно-педагогическую технологию в организации КТД в школе. Как известно, документальные материалы, музейные экспонаты, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Так подлинные материалы музея школы помогают:

  • учителям истории – в освещении важнейших периодов Первой мировой и Великой Отечественной войн, истории родного края, города, школы, в выполнении исследовательских проектов;

  • учителям русского языка и литературы – материалы о творчестве писателя–пушкиниста А.И. Гессена и его книги. Ежегодно в Пушкинской галерее активистами школьного музея проводятся экскурсии для младших школьников и дошкольников, в Дни памяти Пушкина (10 февраля и 6 июня) проводятся возложение цветов как в галерее, так и у памятника А.И. Гессену, в актовом зале - исследовательские конференции «Пушкин и война», посвящённая 75-летию Победы ( февраль 2020г.), литературные гостиные и вечера.

  • классным руководителям – материал краеведческой и исторической направленности при организации разнообразной внеклассной работы.

В практике нашей школы сложились следующие формы включения музея в учебно-воспитательный процесс:

  • учебная экскурсия в музее; музейный урок, урок – экскурсия в музее;

  • использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке; демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

  • подготовка проектов и сообщений учащимся для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;

  • защита краеведческих заданий, проведение школьных краеведческих конференций;

  • создание музейной Красной книги, работа над грамматическим строем языка и словарным запасом учащихся на логопедических занятиях, проводимых в школьном музее.

Школьный музей в рамках дополнительного образования детей организует работу патриотического клуба «Истоки», кружка «Юный экскурсовод», краеведческого кружка «Белгородоведение»; проводит театрализованные представления с использованием музейных экспонатов Обрядовые народно - фольклорные праздники с участием родителей по годовому народному циклу «От Святок до Сочельника», различные мастер-классы «Белгородский карагод», «Лети моя ракета…» ( в рамках Гагаринской недели-2021), постоянно пополняется сборник Библиографических материалов по патриотическому воспитанию.

В сентябре 2020 года Совет музея принял решения участвовать в добровольной Сертификации школьного музея ОО в рамках долгосрочной программы развития «Школьный музей Победы», которая реализуется ФГБУК «Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945» (Музей Победы). Были подготовлены материалы для представления в Музей Победы, созданы фильм о Школьном музее и презентация экспозиций и выставок музея. В ноябре 2020 года по итогам заседания экспертной комиссии Музея Победы наш Школьный музей вошёл в состав участников долгосрочной программы «Школьный Музей Победы» и имеет статус партнера Музея Победы. В 2021 году мы стараемся участвовать во всех программных мероприятиях Музея Победы. Педагоги и учащиеся школы гордятся званием Школьный Музей Победы, активно принимают участие в предложенных мероприятиях, организованных Детским Центром Музея Победы.

В этом учебном году наш музей продолжил работу по созданию виртуальных экскурсий и музейных уроков, тематических викторин и экскурсий-викторин, учащиеся школы принимали участие в виртуальных экскурсиях и выставках в рамках Патриотической недели, Блокадной недели, Гагаринской недели на сайте «Воспитай патриота». У школьного музея создана страница в социальной сети VK, страничка на сайте школы. Ребята из кружка «Юный экскурсовод» знакомятся с материалами Музея Победы на Ютуб канале, учащиеся с 7-11 класс принимали участие в Уроках Мужества Музея Победы, виртуально знакомились с экспозициями и выставками Музея Победы.

В настоящий момент, когда ребята из патриотического клуба «Истоки» отдыхают на летних каникулах, в музее работают участники нашего клуба - ветераны педагогического труда над созданием Бессмертного полка учителей и воспитателей нашей школы (участников Великой Отечественной войны). Это основа нашего будущего исследовательского проекта с ребятами «Учителя, прошедшие войну». В музее кипит работа, т.к. на базе школы организован летний оздоровительный лагерь. Дети младших классов посещают экскурсии в зале «Прошлое Корочи», «Поклонимся великим тем годам», «Государственные символы России и Белгородского края, города Корочи», совершают поездки на реконструкцию в музей «Крепость Яблоново» и прогулки по родному городу Короча.

У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, останки оружия. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.

Именно использование музейных приемов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы. Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей становится центром духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. Ежегодно в школьном музее создаются новые экспозиции, расширяется предмузейное и музейное пространство. Школьный музей пополняется новыми экспонатами. На базе музея работает Патриотический клуб «Истоки», в который входят не только учащиеся 7-9 классов, но и ветераны педагогического труда, выпускники школы, в музее проводят занятия в кружках дополнительного образования школы.

Роль музея в школе сегодня неоценима. В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.


Список литературы (по ГОСТ 2008)

  1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М., 2002. – 944 с.

  2. Кожевникова, Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Г. Кожевникова. – Нижний Новгород, 1997. – 17 с.

  3. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие справочник. Изд. 2-е, доп. ФГУК ГМПИР. СПб., 2006 - 32 с.

  4. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. -М. :Просвещение, 2011.-192 с.

  5. Книга «Короча. События. Люди» В.В. Потапова, Белгород, 2007.- 336 с.

  6. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее, 2001.

  7. Клементьева Н. В. Информационные технологии в современном музейном пространстве [Электронный ресурс] / Н. В. Клементьева // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1



1 Книга «Короча. События. Люди» В.В. Потапова, Белгород, 2007.- 336 с.

2 КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ д-р пед. наук, проф. А.П. СМАНЦЕР (Белорусский государственный университет, Минск)

3 КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ д-р пед. наук, проф. А.П. СМАНЦЕР (Белорусский государственный университет, Минск)

4 «ОТ ИСТОКОВ – В ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ» (электронный сборник) материалы региональной научно-практической конференции «НАШЕ НАСЛЕДИЕ». ГБУДО «БелОДДТ»; Н.В. Орехова, Л.Н. Кравцова., М.А. Кулабухова, В.А. Кулабухова [и др.]. – Белгород: ГБУДО «БелОДДТ», 2020. – 198 с. – Текст: электронный

5 Из методического сборника ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ Журавлёва О.И., Немыкина Т.В. – Белгород: ГАУДО БОЦДЮТиЭ, 2019. – 27 с.

6 Клементьева Н. В. Информационные технологии в современном музейном простарнстве [Электронный ресурс] / Н. В. Клементьева // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!