СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный исследовательский проект по русскому языку и литературе "Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы (5-7 кл.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте представлены результаты исследования школьной программы по литературе за 5-7 кл. (учебник Коровиной) в рамках заявленной темы. 

Просмотр содержимого документа
«Школьный исследовательский проект по русскому языку и литературе "Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы (5-7 кл.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2» г.Протвино











Проект по русскому языку и литературе

«Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы».

















Составитель: Борисов Макар,

ученик 6а класса МБОУ «Лицей №2» г. Протвино.

Руководитель: Семичастнова Т.А.,

учитель русского языка и литературы





2023 год.

Цель проекта – проанализировать названия школьных произведений художественной литературы для того, чтобы определить смысловую и художественную функцию имён прилагательных в тексте и названи.

Задачи:

- Найти в школьной программе писателей, которые в названиях произведений использовали имена прилагательные.

- Узнать, какие прилагательные чаще всего встречаются в названиях художественных произведений, понять почему.

- Оценить значение прилагательных в названиях литературных текстов с точки зрения проблематики всего произведения.

Объект исследования: учебники по литературе под редакцией Коровиной и Журавлёва.

Предмет исследования: роль имён прилагательных в названиях произведений.

Исследовательские методы:

1. Изучение материалов школьной программы;

2. Отбор и анализ произведений, в названии которых есть имена прилагательные;

3. Изучение дополнительной литературы и анализ всех собранных материалов.

Актуальность темы: название литературного произведения раскрывает смысл именного центра благодаря имени прилагательному, использованному в самом названии.

Анализ названия произведения показывает всю значимость прилагательного, которое может раскрыть проблематику произведения.

Изучение роли имени прилагательного в названии литературного произведения заинтересует шестиклассников, поможет им осознать смысл названия и понять точку зрения автора.

Гипотеза: имена прилагательные в названиях литературных произведений используются авторами не случайно, они могут передавать отношение рассказчика к герою, выражать главную идею всего рассказа, давать оценку происходящего и выполнять эстетическую функцию в произведении.

  1. Вступление



Прилагательные делают речь яркой, образной, помогают увидеть красоту и многообразие окружающего мира. Они часто используются в повседневной речи. Также имена прилагательные встречаются в названиях растений, местностей, профессий, произведений.

II. Роль имени прилагательного в литературно- художественном стиле речи

Изобразительную и оценочную функцию выполняет имя прилагательное в языке, ещё эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных может создавать образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок.

Прилагательные описывают внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Не только точность и меткость, но и выразительность придаёт речи использование имени прилагательного. Прилагательные раскрывают отличительные свойства предмета, помогают охарактеризовать предмет с разных сторон, придают описанию образность, яркость, передают авторскую оценку, отношение писателя. Прилагательные играют важную роль в заглавии произведения.



III. Использование имён прилагательных в названиях художественных произведений.

203 художественных произведения входят в школьную программу с 5 по 7 класс (это повести, рассказы, сказки, летописи, стихотворения и т.д.). Качественные, относительные и притяжательные прилагательные входят в название 67 произведений.

В 33 произведениях встречаются качественные имена прилагательные. К примеру, некоторые из них:

1. в 5- м классе изучается произведение А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2. 5 класс: В. Г. Короленко «В дурном обществе»

3. 6 класс: А. С. Грин «Алые паруса»

4. 7 класс: М. Е. Салтыков - Щедрин «Дикий помещик»

5. 7 класс: Ю. П. Казаков «Тихое утро»

6. 7 класс: Е. И. Носов «Живое пламя»

7. 6 класс: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

8. 6 класс: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

9. 6 класс: А. И. Куприн «Чудесный доктор»

10. 6 класс: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

В названиях 30 произведений встречаются относительные прилагательные.

1. 5 класс: Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

2. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (6 класс), «Медный всадник» (7 класс), «Станционный смотритель» (7 класс)

3. 6 класс: Н. А. Некрасов «Железная дорога»

4. 5 класс:Р. Л.Стивенсон «Вересковый мёд».

Притяжательные прилагательные встречаются намного реже, примеры из программы 5-7 класса:

1. 5 класс: Сказка «Солдатская шинель»

2. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

3. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

4. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

5. 7 класс: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»



IV. Употребление имён прилагательных для раскрытия главной тематики литературного произведения.

Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

в сочетании с этим именем слово «озеро» уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему это озеро названо его именем? И мы с интересом начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в таёжном лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.

В названии данного рассказа использовано притяжательное имя прилагательное (Васютка + ин), которое выражает отношение автора к герою рассказа.

Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек неожиданно сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.

Александр Грин «Алые паруса»

Алые паруса – это прекрасная, светлая мечта.

(«алые» - качественное имя прилагательное)

Белый парусник под пурпурными парусами – для Ассоль символ любви и новой жизни, в которой девушка дождалась своего счастья.

«Алые паруса» А.Грина - это утверждение верного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки.

С. Аксаков «Аленький цветочек»



«Прилагательное - это самая изобразительная

часть речи. Прилагательные могут описать цвет,

запах, форму любого предмета. Рассказать

о наших чувствах, характерах, настроении.»

В. В. Виноградова (1894-1969)

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Чудесный – чудеса +н

(качественное прилагательное)

Главная идея рассказа "Чудесный доктор" - в нашей жизни есть место «чуду», «мир не без добрых людей».

Обыкновенные чудеса происходят не только на Рождество; такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Поэтому доктор чудесный, он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Главной героиней сказки является именно Снежная королева, разлучившая Кая и Герду. Герда на протяжении всей сказки ищет горячо любимого друга.

Снежная – снеж + н

(относительное прилагательное)

Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, холодная, жестокая, своенравная, бесчувственная.

Относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.















Процентное соотношение названий литературных произведений, в которых используются имена прилагательные.







Выводы.

Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции.

Я выяснил, что огромную роль здесь играют имена прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста. Гипотеза о том, что имена прилагательные в названиях литературных произведений используются авторами не случайно, могут передавать отношение рассказчика к герою, выражать главную идею всего рассказа, давать оценку происходящего, оказалась верной.





Список использованной литературы:

  1. Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». Издательский дом "Логос", 2009.

  2. Вольф, Е.М. «Грамматика и семантика прилагательного». Издательская группа «Дрофа», 2003.

  3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителова «Русский язык». Издательский дом «Академия», М, 2013.

  4. В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. «Литература. 5-7 класс». Ч.1, Ч.2, Издательство «Просвещение», 2018.

  5. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!