Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2» г.Протвино
Проект по русскому языку и литературе
«Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы».
Составитель: Борисов Макар,
ученик 6а класса МБОУ «Лицей №2» г. Протвино.
Руководитель: Семичастнова Т.А.,
учитель русского языка и литературы
2023 год.
Цель проекта – проанализировать названия школьных произведений художественной литературы для того, чтобы определить смысловую и художественную функцию имён прилагательных в тексте и названи.
Задачи:
- Найти в школьной программе писателей, которые в названиях произведений использовали имена прилагательные.
- Узнать, какие прилагательные чаще всего встречаются в названиях художественных произведений, понять почему.
- Оценить значение прилагательных в названиях литературных текстов с точки зрения проблематики всего произведения.
Объект исследования: учебники по литературе под редакцией Коровиной и Журавлёва.
Предмет исследования: роль имён прилагательных в названиях произведений.
Исследовательские методы:
1. Изучение материалов школьной программы;
2. Отбор и анализ произведений, в названии которых есть имена прилагательные;
3. Изучение дополнительной литературы и анализ всех собранных материалов.
Актуальность темы: название литературного произведения раскрывает смысл именного центра благодаря имени прилагательному, использованному в самом названии.
Анализ названия произведения показывает всю значимость прилагательного, которое может раскрыть проблематику произведения.
Изучение роли имени прилагательного в названии литературного произведения заинтересует шестиклассников, поможет им осознать смысл названия и понять точку зрения автора.
Гипотеза: имена прилагательные в названиях литературных произведений используются авторами не случайно, они могут передавать отношение рассказчика к герою, выражать главную идею всего рассказа, давать оценку происходящего и выполнять эстетическую функцию в произведении.
Вступление
Прилагательные делают речь яркой, образной, помогают увидеть красоту и многообразие окружающего мира. Они часто используются в повседневной речи. Также имена прилагательные встречаются в названиях растений, местностей, профессий, произведений.
II. Роль имени прилагательного в литературно- художественном стиле речи
Изобразительную и оценочную функцию выполняет имя прилагательное в языке, ещё эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
Обилие прилагательных может создавать образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок.
Прилагательные описывают внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
Не только точность и меткость, но и выразительность придаёт речи использование имени прилагательного. Прилагательные раскрывают отличительные свойства предмета, помогают охарактеризовать предмет с разных сторон, придают описанию образность, яркость, передают авторскую оценку, отношение писателя. Прилагательные играют важную роль в заглавии произведения.
III. Использование имён прилагательных в названиях художественных произведений.
203 художественных произведения входят в школьную программу с 5 по 7 класс (это повести, рассказы, сказки, летописи, стихотворения и т.д.). Качественные, относительные и притяжательные прилагательные входят в название 67 произведений.
В 33 произведениях встречаются качественные имена прилагательные. К примеру, некоторые из них:
1. в 5- м классе изучается произведение А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
2. 5 класс: В. Г. Короленко «В дурном обществе»
3. 6 класс: А. С. Грин «Алые паруса»
4. 7 класс: М. Е. Салтыков - Щедрин «Дикий помещик»
5. 7 класс: Ю. П. Казаков «Тихое утро»
6. 7 класс: Е. И. Носов «Живое пламя»
7. 6 класс: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
8. 6 класс: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
9. 6 класс: А. И. Куприн «Чудесный доктор»
10. 6 класс: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
В названиях 30 произведений встречаются относительные прилагательные.
1. 5 класс: Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
2. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (6 класс), «Медный всадник» (7 класс), «Станционный смотритель» (7 класс)
3. 6 класс: Н. А. Некрасов «Железная дорога»
4. 5 класс:Р. Л.Стивенсон «Вересковый мёд».
Притяжательные прилагательные встречаются намного реже, примеры из программы 5-7 класса:
1. 5 класс: Сказка «Солдатская шинель»
2. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
3. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
4. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
5. 7 класс: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
IV. Употребление имён прилагательных для раскрытия главной тематики литературного произведения.
Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»
в сочетании с этим именем слово «озеро» уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему это озеро названо его именем? И мы с интересом начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в таёжном лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.
В названии данного рассказа использовано притяжательное имя прилагательное (Васютка + ин), которое выражает отношение автора к герою рассказа.
Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек неожиданно сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.
Александр Грин «Алые паруса»
Алые паруса – это прекрасная, светлая мечта.
(«алые» - качественное имя прилагательное)
Белый парусник под пурпурными парусами – для Ассоль символ любви и новой жизни, в которой девушка дождалась своего счастья.
«Алые паруса» А.Грина - это утверждение верного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
«Прилагательное - это самая изобразительная
часть речи. Прилагательные могут описать цвет,
запах, форму любого предмета. Рассказать
о наших чувствах, характерах, настроении.»
В. В. Виноградова (1894-1969)
А.И.Куприн «Чудесный доктор»
Чудесный – чудеса +н
(качественное прилагательное)
Главная идея рассказа "Чудесный доктор" - в нашей жизни есть место «чуду», «мир не без добрых людей».
Обыкновенные чудеса происходят не только на Рождество; такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Поэтому доктор чудесный, он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.
Х.К.Андерсен «Снежная королева»
Главной героиней сказки является именно Снежная королева, разлучившая Кая и Герду. Герда на протяжении всей сказки ищет горячо любимого друга.
Снежная – снеж + н
(относительное прилагательное)
Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, холодная, жестокая, своенравная, бесчувственная.
Относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.
Процентное соотношение названий литературных произведений, в которых используются имена прилагательные.
Выводы.
Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции.
Я выяснил, что огромную роль здесь играют имена прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста. Гипотеза о том, что имена прилагательные в названиях литературных произведений используются авторами не случайно, могут передавать отношение рассказчика к герою, выражать главную идею всего рассказа, давать оценку происходящего, оказалась верной.
Список использованной литературы:
Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». Издательский дом "Логос", 2009.
Вольф, Е.М. «Грамматика и семантика прилагательного». Издательская группа «Дрофа», 2003.
Е.С. Антонова, Т.М. Воителова «Русский язык». Издательский дом «Академия», М, 2013.
В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. «Литература. 5-7 класс». Ч.1, Ч.2, Издательство «Просвещение», 2018.
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
7