СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа интернат 11 г.ош

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://Тема внеклассного мероприятия: Акын-демократ,певец-импровизатор,виртуоз-комузчу Токтогул Сатылганов Цели: Образовательные: углубить обогатить знания учащимися биографии и творчества Токтогула Сатылганова Развивающие: развивать выразительную речь, выработать умения публичного выступления, заинтересовать учащихся чтением стихов акына, расширять эстетический и литературный кругозор и словарный запас,формировать познавательскую потребность Воспитательные:воспитывать культуры речи,любовь и интерес к творчеству Токтогула Сатылганова,хороший эстетический вкус,прививать чувство патриотизма через произведения великого акына. Тип мероприятия: литературная композиция Оборудование: слайды ,видео-ролик «Токтогул Сатылганов «Назидания», документельный фильм с фотодокументами об акыне, кадры из фильмов «Токтогул», «Алымкан». Ход мероприятия 1.Вступительная часть. Показ видео-ролика «Токтогул Сатылганов «Назидания» с фотоматериалами и музыкальным сопровождением. 2.Слово учителя: В 2019 году исполнилось 155 лет со дня рождения непревзойдённого акына-импровизатора, комузиста-виртуоза и выдающегося композитора Токтогула Сатылганова. Он оставил глубокий след в кыргызской литературе и народной музыке.Султан Раев: “Токтогул - великая личность всего тюркского народа. По словам академика Абдылдажана Акматалиева, с обретением независимости творчество Сатылганова подвергалось критике со стороны некоторых лжеученых, которые критиковали его за идеализацию вождя мирового пролетариата Владимира Ленина и приверженность Советской власти.Его философские произведения являются основой кыргызской поэзии. А ведь в союзное время его труды были переведены на другие языки. Он был композитором и мыслителем. У Токтогула уже с 12 лет проявились способности акына-импровизатора. В 18 он встретился в айтыше с маститым Арзыматом, придворным акыном крупного манапа Дыйканбая Рыскулбекова, и одержал над ним победу. С тех пор к нему пришла слава и тогда же кетмень-тюбинские манапы начали его преследовать. В 1898 году он был сослан в Сибирь. Однако в 1909 году ему удалось бежать из тюрьмы. В начале 1918 года в долину Кетмень-Тюбе пришла весть о победе Октябрьской революции. Акын приветствовал её и началась пора новых песен. Он исполнял не только свои песни, но и народные эпические поэмы, дастаны: «Кедейкан», «Джаныш-Байыш». «Курманбек», «Саринджи Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Ак-Меер». По свидетельству Калыка Акиева, в его репертуаре были также эпизоды из «Манаса» и «Семетея». Нургуль Саматова, корреспондент: "Музей литературы и искусства имени Токтогула Сатылганова был основан в 1989 году к 125-летию акын-демократа. В этом доме жили его дочь Гульсара и сын Бабаджан. Наряду с архивными документами и фотоматериалами музей хранит и комуз Сатылганова" .Его творчество оказало сильное влияние на поэзию, и импровизаторское искусство Калыка Акиева, Барпы, Женижока и многих других. Именем Токтогула названы его родной район в Джалал-Абадской области, крупнейшая ГЭС страны, Национальная филармония, а в 1965 году учреждена Государственная премия его имени за достижения в области литературы, искусства и архитектуры. Чтец: Великий акын кыргызского народа,классик кыргызской литературы,виртуозный комузист Токтогул Сатылганов родился двадцать пятого октября тысячи восемьсот шестьдесят четвертого года в семье крестьянина-бедняка в кыштаке Кушчу-Суу, в долине Кетмен-Тюбе.Мать будущего акына Бурма была остроумной женщиной и знала много сказок,легенд,сама слагала кошоки,отец Сатылган также исполнял свои песни. Отец батрачил –пас байский скот. Показ документального фильма «Токтогул Сатылганов» с фотодокументами об акыне Чтец:___________________________________ Великий акын кыргызского народа, классик кыргызской литературы, виртуозный комузист Токтогул Сатылганов родился 25 октября 1864 года в семье крестьянина-бедняка в кыштаке Кушчу-Суу, расположенном в долине Кетмен-Тюбе. Мать будущего акына Бурма была остроумной женщиной и знала много сказок, легенд, сама слагала кошоки, отец Сатылган также исполнял свои песни. Отец батрачил – пас байский скот. В 12 лет и юному Токтогулу пришлось пойти в подпаски к баю Казанбаку. Грамоте он не обучался. Мальчик научился у пастухов играть на комузе, слагать песни, у него рано проявились способности акына-импровизатора. Большое влияние на развитие творческих способностей у Токтогула оказали известные в то время певцы-импровизаторы Накен, Эсенаман, Чонду, вдохновенные выступления которых приходилось ему слушать.На этом состязании Токтогул показал себя не только непревзойденным певцом, но и бесстрашным обличителем зла, защитником интересов бедняков. В 18 лет он встретился в айтыше с известным придворным акыном крупного манапаДыйканбая Рыскулбекова Арзыматом, и одержал над ним победу. Слава о нем облетела всю кыргызскую землю. Чтец:____________________________ Он создает лирические песни «Насылкан», «Суйумкан», «Алымкан», ставшие классическими образцами кыргызской любовной лирики. В своем знаменитом сатирическом произведении «Пять кабанов» («Беш каман»), песнях «Ростовщик Чакырбай», «Арзымату», «Песня, спетая на тризне Дыйканбая», «Муратбек», «Эшенкалпа» и др.,— высмеивает местных угнетателей.В 1898 г. удобный случай представился тем, кто преследовал его – вспыхнул Андижанский мятеж, руководимый духовенством. Токтогул не имел никакого отношения к этому движению, но манап Бактияр Рыскулбеков, один из пяти «кабанов», написал донос, в котором назвал акына участником заговора. Свидетелем на суде выступил Керимбай Атаканов, внук Рыскулбека, он лживые показания, что видел акына в мечети, где собирались заговорщики. Токтогул считал Керимбая своим главным врагом, упоминает его во многих песнях. Чтец:_________________________ 3 августа этого же года почти всех арестованных по «андижанскому делу» временный военный суд приговорил к смертной казни через повешение.18 заговорщиков во главе с Мадали-ишаном, руководителем движения. Казнь остальных была заменена семилетней каторгой в Сибирь.Прощаясь с родиной, земляками, акын создает свои знаменитые песни «Прощай, мать», «Прощай, мой народ».Осенью 1898 г. «андижанцев», как называли эту группу осуждённых, заковали в кандалы и отправили по этапу в далёкий путь. После трехлетних мытарств Токтогул попадает в Иркутск, оттуда — в Александровский централ, через ворота которого прошли тысячи революционеров со всех концов России. Чтец:_________________________________ В Сибири Токтогул трудился на расчистке непроходимой тайги, на золотых приисках, в серебряных и свинцовых рудниках. В 1904 году пришло помилование от царя: с осуждённых сняли кандалы. Александровский централ стал местом пребывания политических заключённых. Общение с ними расширило кругозор акына, он выучился русскому языку. Несколько лет Токтогул пробивал тоннели на строительстве Круго-Байкальской железной дороги. Все эти тяжёлые годы продолжал звучать его соловьиный голос. Песни, созданные от ареста до возвращения, собраны в цикл «Песни узника», – шедевр кыргызской акынской поэзии.В начале пути на каторгу Токтогул попытался бежать, но его поймали. В 1909 г. акын предпринял второй побег, помогли русские друзья Семён и Харитон, на этот раз побег удался. Питаясь подаянием, более года шёл акын пешком через сибирскую тайгу и казахстанские степи и осенью 1910 г. добрался до родных мест. Чтец:_________________________________ Дома ждали новые удары судьбы: отец и единственный сын Топчубай умерли, жену выдали замуж. Токтогула встретила ослепшая мать. Более двух лет переходил акын из аила в аил, скрывался от царских чиновников.Но в 1913 г. снова донос и снова наманганская тюрьма. По всей южной Киргизии началось движение за освобождение Токтогула, писали прошения, собирали деньги. Народ вызволил акына из заключения, после чего Токтогул мог свободно продолжать жизнь профессионального исполнителя. Подобно всем профессионалам он исполнял не только свои песни, но и народные эпические поэмы, дастаны: «Кедейкан», «Джаныш-Байыш», «Курманбек», «Саринджи Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Ак-Меер». По свидетельству Калыка Акиева, в его репертуаре были также эпизоды из «Манаса» и «Семетея». Чтец: ________________________________ В начале 1918 г. в долину Кетмен-Тюбе пришла весть о победе Октябрьской революции. Акын приветствовал её, началась пора новых песен. Но они уступали тем песням, которые уже стали классикой, которые просили исполнить слушатели. Осенью 1928 г. во Фрунзе на смотре народных талантов, куда был вызван Токтогул, музыковед-этнограф Александр Затаевич записал от акына 18 его музыкальных пьес, тексты он не записывал. И никто не записал от старого, всенародно известного, ставшего легендой, акына хотя бы один текст.Токтогул сам по этому поводу обратился к начальству. Но чиновники от культуры, как сообщает Камбаралы Бобулов сказали ему: «Убирайся домой, старик, выживший из ума!» – сказали ему. Об этом акын с горечью поведал в одной из песен, обращённых к Калыку Акиеву. 3 Чтец:________________________________ Умер Токтогул в возрасте 69 лет 17 февраля 1933 г. в своем родном аиле и похоронен там же. На могиле акына поставлен памятник, а в аиле открыт музей.Лишь через четыре с половиной года после его кончины вышло постановление «Об ознаменовании 70-летия со дня рождения народного певца Сатылганова Токтогула». Песни великого акына, хранимые в памяти народа, в памяти акынов, его учеников, были записаны, собраны, выходит первая книга его песен. Первым биографом и исследователем творчества акына стал Джоомарт Боконбаев. Чтец: В 1965 году учреждена Государственная премия Кыргызской ССР имени Токтогула Сатылганова за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и архитектуры. Премии удостоены музыковед Виктор Сергеевич Виноградов, писатели – народные писатели, народные поэты – Токтоболот Абдумомунов, Аалы Токомбаев, Абдрасул Токтомушев, Эстебес Турсуналиев, Чынгыз Айтматов, Кубанычбек Маликов, Шукурбек Бейшеналиев, Темиркул Уметалиев, Майрамкан Абылкасымова, Насирдин Байтемиров и др.Воздвигнуто три памятника акыну: у него на родине в посёлке Токтогул, в Оше и в городе Бишкек. Поэтическому и музыкальному наследию Токтогула посвящено множество статей, исследований, книг. Образ акына воплощён в многочисленных произведениях – литературных, музыкальных, живописных и графических. Чтец:___________________________________ О жизни акына создали драмы: Джоомарт Боконбаев – «Токтогул», Касымалы Джантошев «Певец народа», русский перевод Владимира Соловьёва, Райкан Шукурбеков «Надежда акына», Токтоболот Абдумомунов «Любовь и надежда», Тологон Касымбеков «Алымкан». Среди скульптурных, живописных и графических работ, посвящённых Токтогулу, можно назвать скульптурную композицию Тургунбая Садыкова «Затаевич слушает Токтогула», холст С. А. Чуйкова «Токтогул среди народа», гравюру Л.А. Ильиной «Токтогул», Т. Т. Герцен проиллюстрировал Собрание сочинений Токтогула в 2-х томах. Искусствовед, доктор культурологии Л. А. Прыткова составила альбом «Токтогул в произведениях художников Киргизии». Существуют сотни публикаций произведений Токтогула в периодике и в книгах на кыргызском и русском языках. Чтец:________________________________ В 1965 г. учреждена Государственная премия Кыргызской ССР в области литературы и искусства им. Токтогула Сатылганова. Имя Токтогула (в 1936 г.) присвоено ордена Трудового Красного Знамени Кыргызской государственной филармонии, городу, району, улицам, паркам, библиотекам, школам республики, ГЭС и водохранилищу. На родине акына и в центре столицы республики воздвигнуты монументы.2014 год был объявлен Годом Токтогула Сатылганова в странах и регионах ТЮРКСОЙ, в рамках которого прошел ряд мероприятий. Джоомарт Оторбаев: «Всем известна многогранность таланта великого поэта Токтогула Сатылганова, выходца этой земли, этого народа. Он поэт, которому нет равных, мастер искусства айтыш и виртуозный комузист. В своих песнях Токтогул воспевал свободу и независимость народа, за что терпел лишения, но оставался борцом за счастье простых людей». Выразительное чтение стихотворения Читает ученик 8 «б» класса Эгамбердиев Альберт Игорь Черников-Бишкек «Великому акыну Токтогулу Сатылганову» Однажды осенью в долине Сусамыра В одной из глиняных построек кишлака Родился мальчик под созвездием Лира В простой семье, простого бедняка Он грамоте совсем не обучался В двенадцать лет пошел в подпаски к баю С народом обездоленным общался И он привил ему любовь к родному краю Сатылган– отец слыл острословом Слагал он песни, мог их распевать Рассказывала сказки под ночным покровом Сама кошоки сочиняла Бурма – мать Способный мальчик не заставил ждать Он обратил свой взгляд к богине Музе В тринадцать лет сам песни стал слагать Играть стал виртуозно на комузе В первых песнях смысл не скрывая 4 Юноша-акын твердит в неволе О жестоких злодеяниях Казанбая Поет о нищенской, бесправной доле Становится бесстрашным обличитель зла Непревзойденным в состязании акыном Слава о защитнике всех бедняков ползла И вся Киргизия гордилась своим сыном Не сломил арест и каторга поэта Волю к творчеству не забрала природа Он стал известнейшим акыном света Стал «голосом» киргизского народа На будущее процветание родной страны В «завещаниях» своих нас подстегнул Тот, кому сегодня почести все отданы Акын великий –славный Токтогул! Показ кадров из художественного фильма «Алымкан» (Кыргызфильм) Читает ученик 8 «б» класса Мамасалиев Бекбол Алымкан из Токтогула Сатылганова Айро Исаев Голос сладко мне слышать твой. Ты цветка нежней,Алымкан! День и ночь я томлюсь тоской По тебе одной,Алымкан. Алымкан,ты вольна, как степь, Ты душою своей светла. В зной прохладу мне льёшь,как степь, И,как степь,сама ты светла. Птицы стонут над Бухарой. Ты приди ко мне,Алымкан, Этой хмурой ночной порой, Ненаглядная Алымкан! Жёлтой нитью прошит платок, Я скучаю всё по тебе. Нитью синей пошит платок, Как печалюсь я по тебе. Песню нежной своей мечты - "Джаш кыял" - я тебе спою, Чтоб услышать могла бы ты, Как тебя я нежно люблю. Ты взмахни мне своим платком В знак участья,о Алымкан! Как тоскую я по тебе, Моя нежность,о Алымкан... Читает ученик 9 «а» класса_____________________________ Айтыш на пире -- Бай Нусуп-ходжи устроил пир, на который съехались известные акыны севера и юга: из Ак-Суу приехал Джениджок, из андижанских киргизов – знаменитый Бекназар, Карамурза, Караджолдош, из Кетмень-Тюбе – Токтогул, Эшмамбет, Курман, Джаныбай, Накен, Джолой и Калык. Накен был среди них самый старый, с бельмом на глазу. Карамурза, увидев Накена, начал петь. Карамурза: Жалкий, старый акын Накен, Не любим ты давно никем! Как ты высох, как исхудал, Будто только из гроба встал! На глазу у тебя бельмо, И чесотка тебя извела, Рот давно уже без зубов, 5 Видно плохи твои дела. Ты, беззубый певец, едва Выговариваешь слова… Что ни день – трусишь на лошадке, И трясётся твоя голова. Глаз твой жадный, живот пустой, Ищешь, где побогаче той. Невзначай с коня упадёшь – Так позорную смерть найдёшь. Был в застолье и льстив, и лжив, И частенько переедал, Сколько раз впросак попадал! – Почему до сих пор ты жив? Может, Богу ты взятку дал? Так пел Карамурза, оскорбляя старого акына Накена. Тогда, чтобы предотвратить скандал, запел Токтогул. Чтец:_______________________________________ Токтогул: Здесь почтенные старики Из Андижана, из Арки. Почему же глядят акыны Исподлобья, будто быки? Друг на друга бросаться будем? Как собаки кусаться будем? Нет, не дело ты говоришь, Не за то мы любим айтыш. Как посмотришь людям в глаза Ты, бесчестный Карамурза? Строишь из себя остряка – Оскорбил ни за что старика. Ты брыкающимся жеребцом Перед всеми себя показал, Оказалось, ты груб и зол – Посмеялся над отцом! Уважай акына акын, Ты умеешь петь не один. Неуместно бодаться, как бык, Для того ли нам дан язык? Наш Накен – акын-аксакал, И высок его слов накал, Так он пел, бывало, в айтышах, Что противник его сникал. Ты задумал акыну мстить? Может так Накен угостить, Так тебя припечатать словом, Что ты долго будешь грустить. Если станем на стариков Мы смотреть, как на волков, Можно ль ждать от людей добра? – Чёрная придёт пора. Где твои, бесчестный певец, Старики – и мать и отец? Может, ты их порешил И скорей сюда поспешил? Настоящий джигит свысока Не глядит ни на старика, Ни на мальчика, ни на младенца – Это знаю наверняка. 6 Мы не знаем своей судьбы, Поворотов своей тропы, Мы не ведаем, чей черёд – Кто, когда, отчего умрёт. Кто – в горах вдруг сорвётся вниз, Кто – не выплывет из реки… Умирают не только старцы, Погибают и пареньки. Все стареют на этом свете И спешат к своему концу… Ты, акын, перед нами в ответе – Оскорбленье нанёс отцу! «Шутит он», – я думал в начале, Но такие слова прозвучали! – Их за шутку принять смогу ли? Так не шутят при Токтогуле! Ты не прячь от меня глаза, Ты послушай, Карамурза: Только тот и хорош народ, Если дружно народ живёт, Только тот и хорош акын, Кто умеет другого ценить, Кто не тронет мудрых седин, Кто не станет старых винить, Только тот и хорош айтыш, Если обид потом не таишь. Хорошо, когда при жизни Ты удостоен доброго слова. Хорошо, когда на тризне Слово доброе скажут снова. Человеку, конечно, плохо, Если выяснится, что друг – Вымогатель и пройдоха. Тут замкнётся порочный круг. Будет худо для скакуна, Если отстанет от табуна. Сам он дороги не найдёт, В зубы к волку попадёт. Ястреб, преданный небесам, Отдыхает в синеве, Его беда – попадает сам В петли, расставленные в траве. К певцу тогда приходит беда, Когда забывает о чести певец, Когда плюет на собратьев, когда В них швыряет горький свинец. Тут ему приходит конец – Не отмоется никогда! Вот и всё, что сказать успел. Братья-акыны, для вас я пел. 1913 «Назидания» Токтогула Сатылганова Читают учащиеся 6-х классов Если б коню не уставать, Старости молодым не знать! Раз мы для жизни созданы, 7 Вечно жить бы, не умирать! Если бы сильными всегда Быть нам, как в юные года. Если бы мы своей рукой Сердце могли себе создать. Если б народ не ведал бед, Если б ыжить без счёта лет. Если б не умирал, кто добр, Юных не уводила б смерть. В молодости душа цветёт, Молодость – как орла полёт. Срок настанет – промчится жизнь, Вновь её никто не вернёт. Есть сила – привыкай к труду, И помни: много дней в году,- Гулять – гуляй, но хлеб посей И землю поливай в саду. Пока зубаст – грызи гранит, Герой – ты из железа слит, Но чтоб от лени не ржаветь, Героем трижды будь, джигит! Уж если ты джигит – герой, Работай честно: землю рой, Сей хлеб, коси траву в лугах, Скот заведи и дом построй. Джигита узнают везде По скромности и простоте, По честности во всех делах, По мужеству в любой беде. Много видевший Токтогул, Много вынесший Токтогул, Обращается к вам с советом, Жизнь осмысливший Токтогул. Мы друг друга любить должны, От рождения люди равны. Нет людей особой породы. Будьте, братья мои, дружны! Чтобы сеять, чтобы пахать, Мы друг другу должны помогать, Чтоб вовеки нужда и голод Не могли людьми помыкать. Читает ученица 8 «б» класса Эркебаева Наргиза Валерий Любивый «У памятника-могилы Токтогула Сатылганова» Имя акына Токтогула Сатылганова известно в каждом уголке нашей страны. Непреходящее значение жизни и творчества этого демократа и революционера для народа Кыргызстана.Особенно чтут Токтогула в нашей семье.Токтогул был царём акынов, борцом за счастье народа. Находясь в ссылках, Токтогул Сатылганов преподнёс нам уроки интернационализма, говоря о «добрых орусах». По возвращении в Кетмень-Тюбинскую долину он продолжил дело единения народов, развивая и поддерживая хорошие отношения с людьми других национальностей – русскими, татарами, казахами, узбеками и другими братскими народами нашей страны. Моя мать Виктория Константиновна часто рассказывала нам, какой это был добрый, чуткий, отзывчивый человек. Она его часто слышала на тоях, в частности у Керимбая, помнит, как состоялся айтыш между Токтогулом и Эшмамбетом.А мне он запомнился по трагическим событиям в нашей семье. Токтогул Сатылганов был другом моего отца Дмитрия Игнатьевича Любивого. Отец возглавлял отряд по борьбе с бандитизмом и погиб от рук басмачей в 1931 году. Мне тогда было 3,5 года, и живым я его не запомнил. Помню лишь, как его убитого везли на дрожках через весь город, и люди бежали следом. На похоронах моего отца Токтогул пел о храбром Митьке, чьё имя будут долго помнить жители Кетмень-Тюбинской долины. Чингиз Айтматов писал: «Мекен – по-киргизски Родина, тагдыр – судьба: «Мекенимдин тагдыры» – судьба Родины моей. Вот и я каждый раз приезжаю, чтобы поклониться своей земле, своей Родине. Приезжаю, чтобы полюбоваться природой, напиться воды из Чычкана... Это всё для меня моя Родина. Но любя свою Родину, одинаково любишь и украинского Кобзаря, и русского поэта, и киргизского акына. Так я понимаю дружбу народов.

Просмотр содержимого документа
«Школа интернат 11 г.ош»

Тема внеклассного мероприятия:
Акын-демократ,певец-импровизатор,виртуоз-комузчу Токтогул Сатылганов
Цели: Образовательные: углубить обогатить знания учащимися биографии и творчества Токтогула Сатылганова
Развивающие: развивать выразительную речь, выработать умения публичного выступления, заинтересовать учащихся чтением стихов акына, расширять эстетический и литературный кругозор и словарный запас,формировать познавательскую потребность
Воспитательные:воспитывать культуры речи,любовь и интерес к творчеству Токтогула Сатылганова,хороший эстетический вкус,прививать чувство патриотизма через произведения великого акына.

Тип мероприятия: литературная композиция
Оборудование: слайды ,видео-ролик «Токтогул Сатылганов «Назидания», документельный фильм с фотодокументами об акыне, кадры из фильмов «Токтогул», «Алымкан».
Ход мероприятия
1.Вступительная часть. Показ видео-ролика «Токтогул Сатылганов «Назидания» с фотоматериалами
и музыкальным сопровождением.
2.Слово учителя: В 2019 году исполнилось 155 лет со дня рождения непревзойдённого акына-импровизатора, комузиста-виртуоза и выдающегося композитора Токтогула Сатылганова. Он оставил глубокий след в кыргызской литературе и народной музыке.Султан Раев: “Токтогул - великая личность всего тюркского народа.
По словам академика Абдылдажана Акматалиева, с обретением независимости творчество Сатылганова подвергалось критике со стороны некоторых лжеученых, которые критиковали его за идеализацию вождя мирового пролетариата Владимира Ленина и приверженность Советской власти.Его философские произведения являются основой кыргызской поэзии. А ведь в союзное время его труды были переведены на другие языки. Он был композитором и мыслителем.

У Токтогула уже с 12 лет проявились способности акына-импровизатора. В 18 он встретился в айтыше с маститым Арзыматом, придворным акыном крупного манапа Дыйканбая Рыскулбекова, и одержал над ним победу. С тех пор к нему пришла слава и тогда же кетмень-тюбинские манапы начали его преследовать. В 1898 году он был сослан в Сибирь. Однако в 1909 году ему удалось бежать из тюрьмы. В начале 1918 года в долину Кетмень-Тюбе пришла весть о победе Октябрьской революции. Акын приветствовал её и началась пора новых песен. Он исполнял не только свои песни, но и народные эпические поэмы, дастаны: «Кедейкан», «Джаныш-Байыш». «Курманбек», «Саринджи Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Ак-Меер». По свидетельству Калыка Акиева, в его репертуаре были также эпизоды из «Манаса» и «Семетея».

Нургуль Саматова, корреспондент: "Музей литературы и искусства имени Токтогула Сатылганова был основан в 1989 году к 125-летию акын-демократа. В этом доме жили его дочь Гульсара и сын Бабаджан. Наряду с архивными документами и фотоматериалами музей хранит и комуз Сатылганова" .Его творчество оказало сильное влияние на поэзию, и импровизаторское искусство Калыка Акиева, Барпы, Женижока и многих других. Именем Токтогула названы его родной район в Джалал-Абадской области, крупнейшая ГЭС страны, Национальная филармония, а в 1965 году учреждена Государственная премия его имени за достижения в области литературы, искусства и архитектуры.

Чтец: Великий акын кыргызского народа,классик кыргызской литературы,виртуозный комузист Токтогул Сатылганов родился двадцать пятого октября тысячи восемьсот шестьдесят четвертого года в семье крестьянина-бедняка в кыштаке Кушчу-Суу, в долине Кетмен-Тюбе.Мать будущего акына Бурма была остроумной женщиной и знала много сказок,легенд,сама слагала кошоки,отец Сатылган также исполнял свои песни. Отец батрачил –пас байский скот.
Показ документального фильма «Токтогул Сатылганов» с фотодокументами об акыне Чтец:___________________________________
Великий акын кыргызского народа, классик кыргызской литературы, виртуозный комузист Токтогул Сатылганов родился 25 октября 1864 года в семье крестьянина-бедняка в кыштаке Кушчу-Суу, расположенном в долине Кетмен-Тюбе. Мать будущего акына Бурма была остроумной женщиной и знала много сказок, легенд, сама слагала кошоки, отец Сатылган также исполнял свои песни. Отец батрачил – пас байский скот. В 12 лет и юному Токтогулу пришлось пойти в подпаски к баю Казанбаку. Грамоте он не обучался. Мальчик научился у пастухов играть на комузе, слагать песни, у него рано проявились способности акына-импровизатора. Большое влияние на развитие творческих способностей у Токтогула оказали известные в то время певцы-импровизаторы Накен, Эсенаман, Чонду, вдохновенные выступления которых приходилось ему слушать.На этом состязании Токтогул показал себя не только непревзойденным певцом, но и бесстрашным обличителем зла, защитником интересов бедняков. В 18 лет он встретился в айтыше с известным придворным акыном крупного манапаДыйканбая Рыскулбекова Арзыматом, и одержал над ним победу. Слава о нем облетела всю кыргызскую землю.
Чтец:____________________________

Он создает лирические песни «Насылкан», «Суйумкан», «Алымкан», ставшие классическими образцами кыргызской любовной лирики. В своем знаменитом сатирическом произведении «Пять кабанов» («Беш каман»), песнях «Ростовщик Чакырбай», «Арзымату», «Песня, спетая на тризне Дыйканбая», «Муратбек», «Эшенкалпа» и др.,— высмеивает местных угнетателей.В 1898 г. удобный случай представился тем, кто преследовал его – вспыхнул Андижанский мятеж, руководимый духовенством. Токтогул не имел никакого отношения к этому движению, но манап Бактияр Рыскулбеков, один из пяти «кабанов», написал донос, в котором назвал акына участником заговора. Свидетелем на суде выступил Керимбай Атаканов, внук Рыскулбека, он лживые показания, что видел акына в мечети, где собирались заговорщики. Токтогул считал Керимбая своим главным врагом, упоминает его во многих песнях.
Чтец:_________________________
3 августа этого же года почти всех арестованных по «андижанскому делу» временный военный суд приговорил к смертной казни через повешение.18 заговорщиков во главе с Мадали-ишаном, руководителем движения. Казнь остальных была заменена семилетней каторгой в Сибирь.Прощаясь с родиной, земляками, акын создает свои знаменитые песни «Прощай, мать», «Прощай, мой народ».Осенью 1898 г. «андижанцев», как называли эту группу осуждённых, заковали в кандалы и отправили по этапу в далёкий путь. После трехлетних мытарств Токтогул попадает в Иркутск, оттуда — в Александровский централ, через ворота которого прошли тысячи революционеров со всех концов России.
Чтец:_________________________________
В Сибири Токтогул трудился на расчистке непроходимой тайги, на золотых приисках, в серебряных и свинцовых рудниках. В 1904 году пришло помилование от царя: с осуждённых сняли кандалы. Александровский централ стал местом пребывания политических заключённых. Общение с ними расширило кругозор акына, он выучился русскому языку. Несколько лет Токтогул пробивал тоннели на строительстве Круго-Байкальской железной дороги. Все эти тяжёлые годы продолжал звучать его соловьиный голос. Песни, созданные от ареста до возвращения, собраны в цикл «Песни узника», – шедевр кыргызской акынской поэзии.В начале пути на каторгу Токтогул попытался бежать, но его поймали. В 1909 г. акын предпринял второй побег, помогли русские друзья Семён и Харитон, на этот раз побег удался. Питаясь подаянием, более года шёл акын пешком через сибирскую тайгу и казахстанские степи и осенью 1910 г. добрался до родных мест.
Чтец:_________________________________
Дома ждали новые удары судьбы: отец и единственный сын Топчубай умерли, жену выдали замуж. Токтогула встретила ослепшая мать. Более двух лет переходил акын из аила в аил, скрывался от царских чиновников.Но в 1913 г. снова донос и снова наманганская тюрьма. По всей южной Киргизии началось движение за освобождение Токтогула, писали прошения, собирали деньги. Народ вызволил акына из заключения, после чего Токтогул мог свободно продолжать жизнь профессионального исполнителя. Подобно всем профессионалам он исполнял не только свои песни, но и народные эпические поэмы, дастаны: «Кедейкан», «Джаныш-Байыш», «Курманбек», «Саринджи Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Ак-Меер». По свидетельству Калыка Акиева, в его репертуаре были также эпизоды из «Манаса» и «Семетея».
Чтец:
________________________________
В начале 1918 г. в долину Кетмен-Тюбе пришла весть о победе Октябрьской революции. Акын приветствовал её, началась пора новых песен. Но они уступали тем песням, которые уже стали классикой, которые просили исполнить слушатели. Осенью 1928 г. во Фрунзе на смотре народных талантов, куда был вызван Токтогул, музыковед-этнограф Александр Затаевич записал от акына 18 его музыкальных пьес, тексты он не записывал. И никто не записал от старого, всенародно известного, ставшего легендой, акына хотя бы один текст.Токтогул сам по этому поводу обратился к начальству. Но чиновники от культуры, как сообщает Камбаралы Бобулов сказали ему: «Убирайся домой, старик, выживший из ума!» – сказали ему. Об этом акын с горечью поведал в одной из песен, обращённых к Калыку Акиеву.



3
Чтец:________________________________
Умер Токтогул в возрасте 69 лет 17 февраля 1933 г. в своем родном аиле и похоронен там же. На могиле акына поставлен памятник, а в аиле открыт музей.Лишь через четыре с половиной года после его кончины вышло постановление «Об ознаменовании 70-летия со дня рождения народного певца Сатылганова Токтогула». Песни великого акына, хранимые в памяти народа, в памяти акынов, его учеников, были записаны, собраны, выходит первая книга его песен. Первым биографом и исследователем творчества акына стал Джоомарт Боконбаев.
Чтец:
В 1965 году учреждена Государственная премия Кыргызской ССР имени Токтогула Сатылганова за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и архитектуры. Премии удостоены музыковед Виктор Сергеевич Виноградов, писатели – народные писатели, народные поэты – Токтоболот Абдумомунов, Аалы Токомбаев, Абдрасул Токтомушев, Эстебес Турсуналиев, Чынгыз Айтматов, Кубанычбек Маликов, Шукурбек Бейшеналиев, Темиркул Уметалиев, Майрамкан Абылкасымова, Насирдин Байтемиров и др.Воздвигнуто три памятника акыну: у него на родине в посёлке Токтогул, в Оше и в городе Бишкек. Поэтическому и музыкальному наследию Токтогула посвящено множество статей, исследований, книг. Образ акына воплощён в многочисленных произведениях – литературных, музыкальных, живописных и графических.
Чтец:___________________________________
О жизни акына создали драмы: Джоомарт Боконбаев – «Токтогул», Касымалы Джантошев «Певец народа», русский перевод Владимира Соловьёва, Райкан Шукурбеков «Надежда акына», Токтоболот Абдумомунов «Любовь и надежда», Тологон Касымбеков «Алымкан». Среди скульптурных, живописных и графических работ, посвящённых Токтогулу, можно назвать скульптурную композицию Тургунбая Садыкова «Затаевич слушает Токтогула», холст С. А. Чуйкова «Токтогул среди народа», гравюру Л.А. Ильиной «Токтогул», Т. Т. Герцен проиллюстрировал Собрание сочинений Токтогула в 2-х томах. Искусствовед, доктор культурологии Л. А. Прыткова составила альбом «Токтогул в произведениях художников Киргизии». Существуют сотни публикаций произведений Токтогула в периодике и в книгах на кыргызском и русском языках.

Чтец:
________________________________
В 1965 г. учреждена Государственная премия Кыргызской ССР в области литературы и искусства им. Токтогула Сатылганова. Имя Токтогула (в 1936 г.) присвоено ордена Трудового Красного Знамени Кыргызской государственной филармонии, городу, району, улицам, паркам, библиотекам, школам республики, ГЭС и водохранилищу. На родине акына и в центре столицы республики воздвигнуты монументы.2014 год был объявлен Годом Токтогула Сатылганова в странах и регионах ТЮРКСОЙ, в рамках которого прошел ряд мероприятий. Джоомарт Оторбаев: «Всем известна многогранность таланта великого поэта Токтогула Сатылганова, выходца этой земли, этого народа. Он поэт, которому нет равных, мастер искусства айтыш и виртуозный комузист. В своих песнях Токтогул воспевал свободу и независимость народа, за что терпел лишения, но оставался борцом за счастье простых людей».
Выразительное чтение стихотворения Читает ученик 8 «б» класса Эгамбердиев Альберт
Игорь Черников-Бишкек «Великому акыну Токтогулу Сатылганову»
Однажды осенью в долине Сусамыра
В одной из глиняных построек кишлака
Родился мальчик под созвездием Лира
В простой семье, простого бедняка
Он грамоте совсем не обучался
В двенадцать лет пошел в подпаски к баю
С народом обездоленным общался
И он привил ему любовь к родному краю
Сатылган– отец слыл острословом
Слагал он песни, мог их распевать
Рассказывала сказки под ночным покровом
Сама кошоки сочиняла Бурма – мать
Способный мальчик не заставил ждать
Он обратил свой взгляд к богине Музе
В тринадцать лет сам песни стал слагать
Играть стал виртуозно на комузе
В первых песнях смысл не скрывая 4
Юноша-акын твердит в неволе
О жестоких злодеяниях Казанбая
Поет о нищенской, бесправной доле
Становится бесстрашным обличитель зла
Непревзойденным в состязании акыном
Слава о защитнике всех бедняков ползла
И вся Киргизия гордилась своим сыном
Не сломил арест и каторга поэта
Волю к творчеству не забрала природа
Он стал известнейшим акыном света
Стал «голосом» киргизского народа
На будущее процветание родной страны
В «завещаниях» своих нас подстегнул
Тот, кому сегодня почести все отданы
Акын великий –славный Токтогул!

Показ кадров из художественного фильма «Алымкан» (Кыргызфильм)
Читает ученик 8 «б» класса Мамасалиев Бекбол

Алымкан из Токтогула Сатылганова Айро Исаев
Голос сладко мне слышать твой.
  Ты цветка нежней,Алымкан!
День и ночь я томлюсь тоской
  По тебе одной,Алымкан.
Алымкан,ты вольна, как степь,
  Ты душою своей светла.
В зной прохладу мне льёшь,как степь,
  И,как степь,сама ты светла.
Птицы стонут над Бухарой.
  Ты приди ко мне,Алымкан,
Этой хмурой ночной порой,
  Ненаглядная Алымкан!
Жёлтой нитью прошит платок,
  Я скучаю всё по тебе.
Нитью синей пошит платок,
  Как печалюсь я по тебе.
Песню нежной своей мечты -
  "Джаш кыял" - я тебе спою,
Чтоб услышать могла бы ты,
  Как тебя я нежно люблю.
Ты взмахни мне своим платком
  В знак участья,о Алымкан!
Как тоскую я по тебе,
  Моя нежность,о Алымкан...

  Читает ученик 9 «а» класса_____________________________
Айтыш на пире
-- Бай Нусуп-ходжи устроил пир, на который съехались известные акыны севера и юга: из Ак-Суу приехал Джениджок, из андижанских киргизов – знаменитый Бекназар, Карамурза, Караджолдош, из Кетмень-Тюбе – Токтогул, Эшмамбет, Курман, Джаныбай, Накен, Джолой и Калык. Накен был среди них самый старый, с бельмом на глазу. Карамурза, увидев Накена, начал петь.
Карамурза:
Жалкий, старый акын Накен,
Не любим ты давно никем!
Как ты высох, как исхудал,
Будто только из гроба встал!
На глазу у тебя бельмо,
И чесотка тебя извела,
Рот давно уже без зубов, 5
Видно плохи твои дела.
Ты, беззубый певец, едва
Выговариваешь слова…
Что ни день – трусишь на лошадке,
И трясётся твоя голова.
Глаз твой  жадный, живот пустой,
Ищешь, где побогаче той.
Невзначай с коня упадёшь –
Так позорную смерть найдёшь.
Был в застолье и льстив, и лжив,
И частенько переедал,
Сколько раз впросак попадал! –
Почему до сих пор ты жив?
Может, Богу ты взятку дал?
Так пел Карамурза, оскорбляя старого акына Накена.
Тогда, чтобы предотвратить скандал, запел Токтогул.
Чтец:_______________________________________
Токтогул:
Здесь почтенные старики
Из Андижана, из Арки.
Почему же глядят акыны
Исподлобья, будто быки?
Друг на друга бросаться будем?
Как собаки кусаться будем?
Нет, не дело ты говоришь,
Не за то мы любим айтыш.
Как посмотришь людям в глаза
Ты, бесчестный Карамурза?
Строишь из себя остряка –
Оскорбил ни за что старика.
Ты брыкающимся жеребцом
Перед всеми себя показал,
Оказалось, ты груб и зол –
Посмеялся над отцом!
Уважай акына акын,
Ты умеешь петь не один.
Неуместно бодаться, как бык,
Для того ли нам дан язык?
Наш Накен – акын-аксакал,
И высок его слов накал,
Так он пел, бывало, в айтышах,
Что противник его сникал.
Ты задумал акыну мстить?
Может так Накен угостить,
Так тебя припечатать словом,
Что ты долго будешь грустить.
Если станем на стариков
Мы смотреть, как на волков,
Можно ль ждать от людей добра? –
Чёрная придёт пора.
Где твои, бесчестный певец,
Старики – и мать и отец?
Может, ты их порешил
И скорей сюда поспешил?
Настоящий джигит свысока
Не глядит ни на старика,
Ни на мальчика, ни на младенца –
Это знаю наверняка. 6
Мы не знаем своей судьбы,
Поворотов своей тропы,
Мы не ведаем, чей черёд –
Кто, когда, отчего умрёт.
Кто – в горах вдруг сорвётся вниз,
Кто – не выплывет из реки…
Умирают не только старцы,
Погибают и пареньки.
Все стареют на этом свете
И спешат к своему концу…
Ты, акын, перед нами в ответе –
Оскорбленье нанёс отцу!
«Шутит он», – я думал в начале,
Но такие слова прозвучали! –
Их за шутку принять смогу ли?
Так не шутят при Токтогуле!
Ты не прячь от меня глаза,
Ты послушай, Карамурза:
Только тот и хорош народ,
Если дружно народ живёт,
Только тот и хорош акын,
Кто  умеет другого ценить,
Кто не тронет мудрых седин,
Кто не станет старых винить,
Только тот и хорош айтыш,
Если обид потом не таишь.
Хорошо, когда при жизни
Ты удостоен доброго слова.
Хорошо, когда на тризне
Слово доброе скажут снова.
Человеку, конечно, плохо,
Если выяснится, что друг –
Вымогатель и пройдоха.
Тут замкнётся порочный круг.
Будет худо для скакуна,
Если отстанет от табуна.
Сам он дороги не найдёт,
В зубы к волку попадёт.
Ястреб, преданный небесам,
Отдыхает в синеве,
Его беда – попадает сам
В петли, расставленные в траве.
К певцу тогда приходит беда,
Когда забывает о чести певец,
Когда плюет на собратьев, когда
В них швыряет горький свинец.
Тут ему приходит конец –
Не отмоется никогда!
Вот и всё, что сказать успел.
Братья-акыны, для вас я пел. 1913

«Назидания» Токтогула Сатылганова Читают учащиеся 6-х классов
Если б коню не уставать,
Старости молодым не знать!
Раз мы для жизни созданы, 7
Вечно жить бы, не умирать!
Если бы сильными всегда
Быть нам, как в юные года.
Если бы мы своей рукой
Сердце могли себе создать.
Если б народ не ведал бед,
Если б ыжить без счёта лет.
Если б не умирал, кто добр,
Юных не уводила б смерть.
В молодости душа цветёт,
Молодость – как орла полёт.
Срок настанет – промчится жизнь,
Вновь её никто не вернёт.
Есть сила – привыкай к труду,
И помни: много дней в году,-
Гулять – гуляй, но хлеб посей
И землю поливай в саду.
Пока зубаст – грызи гранит,
Герой – ты из железа слит,
Но чтоб от лени не ржаветь,
Героем трижды будь, джигит!
Уж если ты джигит – герой,
Работай честно: землю рой,
Сей хлеб, коси траву в лугах,
Скот заведи и дом построй.
Джигита узнают везде
По скромности и простоте,
По честности во всех делах,
По мужеству в любой беде.
Много видевший Токтогул,
Много вынесший Токтогул,
Обращается к вам с советом,
Жизнь осмысливший Токтогул.
Мы друг друга любить должны,
От рождения люди равны.
Нет людей особой породы.
Будьте, братья мои, дружны!
Чтобы сеять, чтобы пахать, Мы друг другу должны помогать,
Чтоб вовеки нужда и голод Не могли людьми помыкать.
Читает ученица 8 «б» класса Эркебаева Наргиза
Валерий Любивый «У памятника-могилы Токтогула Сатылганова»
Имя акына Токтогула Сатылганова известно в каждом уголке нашей страны.
Непреходящее значение жизни и творчества этого демократа и революционера для народа Кыргызстана.Особенно чтут Токтогула в нашей семье.Токтогул был царём акынов, борцом за счастье народа. Находясь в ссылках, Токтогул Сатылганов преподнёс нам уроки интернационализма, говоря о «добрых орусах». По возвращении в Кетмень-Тюбинскую долину он продолжил дело единения народов, развивая и поддерживая хорошие отношения с людьми других национальностей – русскими, татарами, казахами, узбеками и другими братскими народами нашей страны. Моя мать Виктория Константиновна часто рассказывала нам, какой это был добрый, чуткий, отзывчивый человек. Она его часто слышала на тоях, в частности у Керимбая, помнит, как состоялся айтыш между Токтогулом и Эшмамбетом.А мне он запомнился по трагическим событиям в нашей семье. Токтогул Сатылганов был другом моего отца Дмитрия Игнатьевича Любивого. Отец возглавлял отряд по борьбе с бандитизмом и погиб от рук басмачей в 1931 году. Мне тогда было 3,5 года, и живым я его не запомнил. Помню лишь, как его убитого везли на дрожках через весь город, и люди бежали следом. На похоронах моего отца Токтогул пел о храбром Митьке, чьё имя будут долго помнить жители Кетмень-Тюбинской долины. Чингиз Айтматов писал: «Мекен – по-киргизски Родина, тагдыр – судьба: «Мекенимдин тагдыры» – судьба Родины моей. Вот и я каждый раз приезжаю, чтобы поклониться своей земле, своей Родине. Приезжаю, чтобы полюбоваться природой, напиться воды из Чычкана... Это всё для меня моя Родина.
Но любя свою Родину, одинаково любишь и украинского Кобзаря, и русского поэта, и киргизского акына. Так я понимаю дружбу народов.
               











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!