Занятие – игра по ПДД
«ШКОЛА ДОРОЖНЫХ НАУК»
ПОДГОТОВИЛА
ИГОЛЬНИКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ №9
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА
Цели:
-воспитывать у учащихся интерес к знаниям ПДД, умение вести себя правильно на дороге,
-закрепить знания сигналов светофора,
-научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части,
-формировать представления младших школьников о безопасности перехода дорог,
-повторить и закрепить знания учащихся о проезжей части, о светофорном регулировании, о пешеходных переходах,
-убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части дороги
познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом,
-закрепить знания учащихся по дорожным знакам,
-воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.
Оборудование:
-костюм Незнайки и светофора,
-мозаика транспортных средств,
-клей, картон,
-дорожные знаки,
-макет светофора, мяч,
-машинки, кегли.
План проведения мероприятия.
Вступительное слово.
Загадки.
Сбор мозаики.
Повторение правил пассажира и велосипедиста.
Загадки о дорожных знаках.
Игра «Разбей на группы знаки».
Мультвикторина.
Игра на внимание.
Незнайка в городе.
О знаках светофора.
Частушки.
Загадки Незнайки.
Игра «Грамотный водитель».
Игра в слова.
Игра «Зажги зеленый свет».
Игра «Да или нет».
Заключительное слово.
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся в эту школу. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.
Но прежде чем отправиться в путь, нужно выбрать вид транспорта.
Участникам команд раздаются конверты с загадками.
1.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – 2 колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
2.
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. ( Автобус)
3.
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в 5 минут.
Эй, садись, не зевай!
Отправляется… (Трамвай)
Ведущий:
У нас есть 3 команды. Чтобы путешествовать по дорогам, нужны транспортные средства. Но вот беда, они все в разобранном виде, их надо собрать.
(Дети собирают мозаику)
Ведущий:
Прежде чем сесть в автобус, трамвай, на велосипед, надо вспомнить правила поведения пассажира в транспорте, правила велосипедиста.
(Дети называют правила.)
ПАМЯТКА ВЕЛОСИПЕДИСТУ.
ВЕЛОСИПЕДИСТ - это водитель, управляющий транспортным средством, который должен знать ПДД.
ПДД предусмотрено: управлять велосипедом можно только при достижении 14 лет.
ВЕЛОСИПЕД – неустойчивое транспортное средство, не защищенное от ударов извне, не рассчитанное на перевозку пассажиров. Согласно п.26.7 ПДД, велосипедисту запрещается:
- ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам
- ездить, не держась за руль
- перевозить пассажиров, груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении
- запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.
Лучшее место для езды – спортивные площадки, уголки парка. Совершенствуя мастерство, помните о культуре поведения на дороге, о безопасности окружающих.
КАК ПРАВИЛЬНО ЕЗДИТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ.
На дороге вы – водитель и, следовательно, обязаны выполнять все ПДД. Обращаем внимание на соблюдение требований дорожных знаков, правил проезда перекрестков, подачи сигналов о перестроении.
Ездить на велосипеде нужно в надежно застегнутом шлеме. Ваш двухколесный друг должен иметь исправные тормоза и катафоты (отражающие элементы сзади и спереди). На велосипеде нельзя ездить вдвоем: так как им сложнее управлять и поддерживать равновесие. Особенно внимательны, будьте в темное время суток или в сумерки, когда плохо видно и потому аварии случаются чаще. Велосипед должен быть оснащен фарой. Очень опасно, управляя любым транспортным средством, слушать музыку. Во-первых, это отвлекает внимание, во-вторых, можно не услышать предупреждающие сигналы и попасть в аварию.
Как вести себя при падении?
- не торопитесь вставать
- осмотрите себя – нет ли кровотечений, неестественного положения рук или ног (возможны переломы)
- прислушайтесь к себе: не кружится ли голова, не тошнит ли (возможно сотрясение мозга)
- в случае серьёзных травм попросите прохожих вызвать «Скорую помощь»
ПОМНИТЕ: ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И СОБРАННОСТЬ НА ДОРОГЕ – ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТЕ
Пассажиры обязаны:
входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;
держаться за поручни в салоне;
покупать билеты у водителя только на остановке;
быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям;
в коляске мотоцикла быть в застёгнутом мотошлеме и держаться за поручни.
Детям-пассажирам запрещается:
отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;
открывать двери транспорта во время его движения;
высовывать голову и руки из окон;
4.сидеть на заднем сиденье мотоцикла, если не исполнилось 12 лет;
5.сидеть на переднем сиденье легкового автомобиля, если не исполнилось 12 лет, и в машине нет специального детского удерживающего устройства.
Ведущий:
Отправляемся в путь. Дорога длинная и нам встретились дорожные знаки. Назовите их, скажите, где и для чего эти знаки устанавливают.
1.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(Осторожно, дети!)
2.
Шли из школы мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
(Велосипедная дорожка)
3.
Машины мчат во весь опор
И вдруг на встречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, смотрю в упор,
Шоссе закрыто на запор.
А что это за знак?
(Ж/дорожный переезд со шлагбаумом)
Ведущий:
Дорожные знаки бывают разной формы. Какой?
На какие группы делятся дорожные знаки?
Расскажите о каждой группе.
Игра «Разбейте на группы знаки», назовите их.
Ведущий:
Вспомните. Сказки или фильмы, где упоминается какое-либо транспортное средство
-На чем ехал Емеля к царю во дворец?
-На чем летал старик Хоттабыч?
- Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда?
- какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
- Личный транспорт Бабы- Яги?
- На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
- На чем добывал мед Винни-Пух?
-Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга»?
- На чем летал барон Мюнхгаузен?
- В чем плыли по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане?
- При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты?
Ведущий:
Нам встретился светофор.
Игра на внимание.
«Красный» - дети стоят на месте.
«Желтый» - поднимаем руки вперед.
«Зеленый» - ходьба на месте.
Ведущий:
Дети, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города. Сейчас он появится. Вы узнаёте нашего гостя? Кто это?
Дети:
-Незнайка.
Ведущий:
-Но Незнайка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?
Незнайка:
-Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал,
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути!
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!
Ребята, вы мне помогите
И, если, можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб трамвай не угодить!
Знаки светофора рассказывают Незнайке о правилах перехода дороги.
1светофор
-Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
2 светофор
-Наш домик – светофор,
Мы три родные брата.
Мы светим с давних пор
И взрослым и ребятам.
3 светофор
-Мы 3 чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
1 светофор
-Самый строгий – красный цвет,
Если он горит:
Стой! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт.
2 светофор
-Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
3 светофор
-А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
-Препятствий нет,
Смело в путь иди.
Вместе:
-Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся-
СТОЙ!
Желтый вспыхнул-
ПОДОЖДИ!
А зеленый свет-
ИДИ!
3 светофор
-Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
Незнайка:
-Но, где же улицу пройти?
2 светофор
- Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись ПЕРЕХОД.
Частушки.
-Как шофер не тормозит,
А машина все скользит, На колесах, как на лыжах,
Ближе, ближе, ближе!
-Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз – осторожность.
Жизнь свою побереги:
Перед машиной не беги!
-Мы подруженьки – подружки,
Есть глаза у нас и ушки:
По дороге мы идем,
Все читаем и поем!
Дорогие вы подружки,
Наш послушайте совет:
Ведь дорога не читальня
И не место для бесед.
-Мы хорошие спортсмены
Любим мы играть в футбол.
Мостовую превратили
В наше поле – стадион.
-Мне, бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен,
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры.
-Много интересного и полезного вы мне рассказали, ребята. Теперь вы отгадайте мои загадки.
Загадки Незнайки.
- Чтоб тебя я повез
Мне не нужен овес.
Напои меня бензином
На копыта дай резину.
Поднимая всюду пыль,
Побежит АВТОМОБИЛЬ
-Смело в небе пролетает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет
Что же это? САМОЛЕТ
-Два брата убегают, а два догоняют. Колеса.
-Две пары ног на мостовой и две руки на мостовой. Троллейбус.
- Мы машины нужные,
Пожар мы победим.
Если пламя вспыхнет,
Звоните – 01. Пожарная машина.
- Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни её порвать, ни в клубок смотать. Дорога.
- Для уборки урожая
на поля я выезжаю.
И за несколько машин
Там работаю один. Комбайн.
- Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землёй. Метро.
-Мы машины нужные,
на помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано – 03.
-Мы машины нужные,
И если вдруг беда.
У нас на дверце боковой
Написано - 02.
-Мы машины нужные,
Пожар мы победим.
Если пламя вспыхнет
Звоните – 01.
- Рученька – ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу. Экскаватор.
- Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Не лопатой, не метлой,
А железною рукой? Снегоочиститель.
- Однорукий великан
Поднял руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом. Подъёмный кран.
-Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? Поливальная машина.
Игра «Грамотный водитель»
-Ребята, вы показали хорошие знания ПДД. Сейчас вам предстоит побывать в роли водителей транспортных средств.
Вспомните, какие правила должен соблюдать водитель на дороге. (Дети называют)
-Свои знания продемонстрируйте в игре «Грамотный водитель»
Расставлены кегли, на старте игрушечные машины, макет светофора. Водителям надо объехать препятствия и вернуться назад.
Игра в слова.
-Назовите слова, которые относятся к теме «Дорога»
(Машина, автобус, регулировщик, тротуар, пешеход, зебра, шоссе, асфальт, кювет, т.д.)
Игра «Зажги зелёный свет»
Нужно попасть мячом в макет светофора:
Красный – 3 балла, желтый – 4 балла, зеленый – 5 баллов.
Ведущий:
-Какими внимательными учениками школы дорожных наук вы были, мы проверим игрой «Да или нет»
-Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет?
-Что хотите- говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой?
-Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то пред транспортом бежите?
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход?
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»?
Незнайка:
Я всё понял. Знания, полученные в Школе дорожных наук, я не забуду никогда, буду ими пользоваться на дорогах.
В добрый путь!