СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы "Закрепление названий шахматных фигур, знакомство с королем"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая технология в шахматах

Просмотр содержимого документа
«Шахматы "Закрепление названий шахматных фигур, знакомство с королем"»

 

Игровой урок для первого года обучения.  

Тема: «Закрепление названий шахматных фигур, знакомство с королем».

Цель занятия - формирование навыков самостоятельной работы с использованием игровых технологий.


Педагог: Светлова Светлана Николаевна

Предмет: шахматы.

Ребята, что мы делали на предыдущем занятии, правильно изучали шахматные фигуры. Чтобы их не забыть, что мы с вами должны сделать? Молодцы, мы должны закрепить их названия. Какую фигуру мы с вами не изучили?

Тема учебного занятия: «Закрепление названий шахматных фигур, знакомство с королем».

Цель занятия: закрепление названий шахматных фигур.

Какие мы можем поставить задачи?

Задачи:

  1. Закрепить название шахматных фигур

  2. Развивать внимание в игре.

  3. Учится взаимодействовать с другими ребятами.

 

Педагог предлагает повторить названия шахматных фигур.

Обучающиеся называют фигуры по очереди.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» Ребята опускают руку в мешочек, достают фигуру и определяют, что это за фигура, называют её, ставят на своё место на шахматной доске

-А вы должны не только отгадать загадки, но и вспомнить, в каком домике живёт каждая фигура и поселить её в нужное место.

Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.(Пешка)

Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу.(Ладья)

Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой дорожке ходит, хоботом не водит.(Слон)

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)

Эта фигура выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой сильной из всех фигур ( Ферзь)

Сколько ферзей участвует в игре? Назовите адреса фигур и поместите фигуры на шахматную доску.

Дети поочерёдно выставляют свои фигуры на шахматную доску.

А УЧИТЕЛЬ – НА ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ДОСКЕ.

-Молодцы! Ребята, посмотрите,какой фигуры не хватает не шахматной доске ? (Короля)

-Правильно ! ? От кого зависит спокойствие в королевстве? Ребята, а кто правит в шахматном королевстве? (Король)

-Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

-Тема нашего занятия «Король». Мы познакомимся с королем и его ролью на шахматной доске.

 

Чтение сказки

 « Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

- Вы внимательно слушали сказку. Кто герой сказки?

- Как жили между собой королевичи? Кто помирил их?

КОРОЛЬ

Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.

Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен будет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар.

Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения.

Итак, подытожим:

Педагог: Что полезного вы взяли с нашего занятия?

Обучающиеся: Закрепили названия шахматных фигур. Узнали о фигуре король.

Рефлексия.

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Я приглашаю вас взяться за руки. Девизом международной шахматной федерации ФИДЕ служат слова «GENSUNASUMUS». Давайте произнесем их все вместе «ГЕНС УНА СУ­МУС», что в переводе с латинского означает «Мы – одна семья». Я надеюсь, что вы почувствовали это?

Заключение.

Педагог: Мне остается лишь пожелать вам удачи. Огромное спасибо. С вами было приятно работать. Успехов вам. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!