СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы как средство развития логического мышления детей школьного возраста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы – мудрая, древняя игра, которой уже почти полторы тысячи лет. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, она в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.

Просмотр содержимого документа
«Шахматы как средство развития логического мышления детей школьного возраста»

Отчет педагога дополнительного образования

Лазаренковой Алены Евгеньевны

Шахматная студия «Белая ладья»


Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.


Игра в шахматы развивает память, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, старается бороться до конца, и не унывать при неудачах.




На учебный год были поставлены следующие цели и задачи:

Цель программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются вышеуказанные цели через решение следующих задач:

образовательные:

- Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.

- Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

- Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.

- Научить детей работать самостоятельно.

- Научить школьников планировать свою игру и работу.

развивающие:

- Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).

- Повысить уровень спортивной работоспособности.

- Развивать интеллектуальные способности.

- Расширить кругозор ребёнка.

- Развивать творческое мышление.

- Формировать познавательную самостоятельность.

воспитательные:

- Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.

- Формировать способности к самооценке и самоконтролю.



Все цели и задачи были успешно реализованы в сентября -по май 2021уч.г..

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополни­тельной образовательной программы: первыйгод обучения – 6-18 лет. Набор детей в группы осуществлялся по классам.


Формы и режим занятий

Использовались следующие формы организации деятельности учащихсяна заня­тии:

Парная игры-спарринги

Эвристический метод: дети сами открывали для себя новые знания;

Методы обучения, в основе которых лежит

Словесные- устное изложение



Наглядные- показ видеоматериа­лов, презентации, иллюстраций



Практические спарринг-игры тренировочные упражнения. Дистанционная










Занятия были, теоретическими, практическими и тренировочными.


В результате изучения данной программы обучающиеся научились:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



В течениигода дети узнали:



шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

- цель игры: мат, пат, ничья;

- шахматную нотацию;

- абсолютную и относительную ценность фигур;

- приёмы и способы матования одинокого короля;

- историю возникновения шахматной игры;

- правила игры.


Использовались следующие методы отслеживания ре­зультативности:

-Педагогическое наблюдение.

-Педагогический анализ опросов, выполнения учащимися заданий, участия воспитанников в соревнованиях, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.







В течении годая учащиеся участвовали в различных конкурсах и мастер-классах:

3 марта «Республиканский шахматный турнир»

2 место-Брейн-ринг»-команда

1 место-Блиц-турнир- Шамурзаев Сулейман

1 место- «Творческий конкурс» -Бубликова Дарианна



30-31 марта-Шахматный фестиваль

Бубликова Дарианна, ПоповО, Атаян София, Стогниев Богдан- участники

5 февраля Муниципальный конкурс по шахматам» -2 место

Лазаренкова А.Е и учащиеся шахматной студии «Белая ладья » приняли участие вмастер классе «Здравствуй, Масленица», «9 Мая»

За учебный год Лазаренкова А.Е. провела 2 открытых занятия:

- Тема: «Ход, нападение и взятие слоном»

-Тема: ««Мат в два хода»»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!