Отчет педагога дополнительного образования
Лазаренковой Алены Евгеньевны
Шахматная студия «Белая ладья»
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает память, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, старается бороться до конца, и не унывать при неудачах.
На учебный год были поставлены следующие цели и задачи:
Цель программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются вышеуказанные цели через решение следующих задач:
образовательные:
- Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
- Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
- Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
- Научить детей работать самостоятельно.
- Научить школьников планировать свою игру и работу.
развивающие:
- Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
- Повысить уровень спортивной работоспособности.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Расширить кругозор ребёнка.
- Развивать творческое мышление.
- Формировать познавательную самостоятельность.
воспитательные:
- Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
- Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Все цели и задачи были успешно реализованы в сентября -по май 2021уч.г..
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: первыйгод обучения – 6-18 лет. Набор детей в группы осуществлялся по классам.
Формы и режим занятий
Использовались следующие формы организации деятельности учащихсяна занятии:
Парная игры-спарринги |
Эвристический метод: дети сами открывали для себя новые знания; |
Методы обучения, в основе которых лежит
Словесные- устное изложение | | |
Наглядные- показ видеоматериалов, презентации, иллюстраций | | |
Практические спарринг-игры тренировочные упражнения. Дистанционная | | |
| | |
| | |
Занятия были, теоретическими, практическими и тренировочными.
В результате изучения данной программы обучающиеся научились:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В течениигода дети узнали:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
- цель игры: мат, пат, ничья;
- шахматную нотацию;
- абсолютную и относительную ценность фигур;
- приёмы и способы матования одинокого короля;
- историю возникновения шахматной игры;
- правила игры.
Использовались следующие методы отслеживания результативности:
-Педагогическое наблюдение.
-Педагогический анализ опросов, выполнения учащимися заданий, участия воспитанников в соревнованиях, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
В течении годая учащиеся участвовали в различных конкурсах и мастер-классах:
3 марта «Республиканский шахматный турнир»
2 место-Брейн-ринг»-команда
1 место-Блиц-турнир- Шамурзаев Сулейман
1 место- «Творческий конкурс» -Бубликова Дарианна
30-31 марта-Шахматный фестиваль
Бубликова Дарианна, ПоповО, Атаян София, Стогниев Богдан- участники
5 февраля Муниципальный конкурс по шахматам» -2 место
Лазаренкова А.Е и учащиеся шахматной студии «Белая ладья » приняли участие вмастер классе «Здравствуй, Масленица», «9 Мая»
За учебный год Лазаренкова А.Е. провела 2 открытых занятия:
- Тема: «Ход, нападение и взятие слоном»
-Тема: ««Мат в два хода»»