Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» г. Улан-Удэ
«Согласовано»: Зам. директора по ВР __________ Т.В. Шокун | «Утверждаю»: Директор МАОУ СОШ №17 ___________ И.Ю. Номогоева Приказ № _____от ____2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
социального направления
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
(кружок по ОБЖ)
Возраст детей – 6-7 лет (1 класс)
Срок реализации – 1 год
Ф.И.О. классного руководителя:
Кузнецова Галина Яковлевна
г. Улан-Удэ,
2023 год
2. Пояснительная записка.
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.
Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:
распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
определить способы защиты от них;
приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.
Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.
ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
Освоение знаний о здоровом образе жизни;
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде.
Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.
Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано внутри предмета “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время на что и рассчитана программа кружка по ОБЖ «Шаг за шагом».
Курс рассчитан на 33 часа, которые проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ЗУН:
беседа;
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
практикум;
тестирование.
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
о правилах безопасного поведения на улице;
о местах на улице, где позволительно играть;
о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
о ценности здоровой пищи;
о роли лекарств и витаминов;
о пользе овощей и фруктов;
о значении крови для живых существ;
о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
правила пользования телефоном;
правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
строение человеческого тела и его внутреннее строение;
правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
дорожные знаки для водителей и пешеходов;
разные виды транспорта;
разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
какие опасности встречаются в природе.
уметь:
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
бережно относиться к своему здоровью.
3. Содержание изучаемого курса
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 4 |
2 | Улица полна неожиданностей | 19 |
3 | Безопасность на воде | 4 |
4 | Безопасность в помещении | 5 |
5 | Обобщение | 1 |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч.)
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Улица полна неожиданностей (19 ч.)
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.
Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте.
Безопасность на воде (4ч.)
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении (5ч.)
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их
профилактика.
Как вести себя, когда ты дома один.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Обобщение (1ч.)
Викторина «Подумай и ответь»
4. Календарно-тематический план
№ п/п | Названия темы занятия | Цель | Кол-во час. | Дата проведения |
По плану | Факт |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч.) |
1-2 | Что такое безопасность. | ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»; учить предвидеть опасность, находить опасные предметы в доме, в лесу; учить правила безопасного поведения; закреплять понятия «опасность», «безопасность»; | 2 | | |
3 | Город, посёлок, микрорайон, где мы живём. | обобщить знания о населённых пунктах; ввести термин «улица»; учить предвидеть опасные ситуации на улице. | 1 | | |
4 | Что такое чрезвычайная ситуация. | ознакомить с понятием «чрезвычайная ситуация» (ЧС), видами ЧС. | 1 | | |
Улица полна неожиданностей (19ч.) |
5 | Безопасность на улице. | ознакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | 1 | | |
6 | Как правильно переходить дорогу. | | 1 | | |
7 | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. | обобщить изученные знания; определить безопасный путь в школу. | 1 | | |
8-9 | Сигналы регулирования дорожного движения | обобщить знания о светофорах и их сигналах; ознакомить с сигналами регулировщика; повторять правила дорожного движения. | 2 | | |
10-11 | Виды перекрёстков. | ознакомить с разными видами перекрёстков; повторить правила дорожного движения; обобщить знания по теме: «Перекрёсток». | 2 | | |
12 | Знакомство с дорожными знаками. | - «Пешеходный переход»; - «Пешеходная дорожка»; - «Движение пешеходов запрещено»; - «Дети»; - «Подземный переход»; - «Надземный пешеходный переход»; - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; -«Велосипедная дорожка»; -« Движение на велосипедах запрещено»; «Место остановки автобуса». | 1 | | |
13 | Угадай, какой знак. | закрепить знания о дорожных знаках; научить практически использовать полученные знания. | 1 | | |
14 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках; объяснить учащимся термины: одностороннее и двустороннее движение. | 1 | | |
15 | Будь внимательным и осторожным. | повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. | 1 | | |
16 | Движение группами. | ознакомить с особенностями движения группами, с правилами движения по загородной дороге. | 1 | | |
17 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | | 1 | | |
18 | Где можно и где нельзя играть. | понять, что игры на проезжей части опасны; определить наиболее безопасные места для игр. | 1 | | |
19 | Практическое занятие «Улицы посёлка». | ознакомить с улицами посёлка; определить улицы с односторонним и двусторонним движением. | 1 | | |
20 | Знакомство с транспортом посёлка. | ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками, обозначающими остановку транспорта. | 1 | | |
21 | Правила поведения в транспорте. | ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и с правилами пользования общественным транспортом. | 1 | | |
22 | Встреча с работником ГИБДД. | повторить правила дорожного движения; проанализировать случаи, произошедшие с детьми. | 1 | | |
23 | Игра «красный, жёлтый, зелёный» (обобщающий урок по теме: «Улица полна неожиданностей») | | 1 | | |
Безопасность на воде (4ч.) |
24 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и зимний периоды. | актуализировать знания детей о водоёмах; ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года. | 1 | | |
25 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. | повторить изученные правила; составить правила поведения у водоёма в весеннее время. | 1 | | |
26 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. | | 1 | | |
27 | Основные спасательные средства. | ознакомить с основными спасательными средствами; повторять правила безопасного поведения у водоёмов. | 1 | | |
Безопасность в помещении (5ч.) |
28 | Какие опасности нас подстерегают в помещении. | учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. | 1 | | |
29 | Основные правила пожарной безопасности. | | 1 | | |
30 | Детские шалости с огнём. | разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей; повторить правила пожарной безопасности; изучить правила действия при пожаре. | 1 | | |
31 | Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. | знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в доме, в транспорте, в школе. | 1 | | |
32 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. | | 1 | | |
Обобщение (1ч.) |
33 | Викторина «Подумай и ответь». | | 1 | | |
5. Ресурсное обеспечение рабочей программы.
1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.
2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.
3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.
4. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
5. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2009.
6. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2010.