В начальной школе очень трудно маленького ребенка научить писать сочинения. Для этого много нужно работать с текстом. Но первые два года мы учим ученика читать , а ещё два года грамотно писать. Поэтому научить сочинять остаётся совсем мало времени. Для этого можно использовать шаблоны , с которыми можно работать , как дома, так и на уроке.
«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
Выпиши непонятные слова в толковый словарь. Выясни и запиши их значение, если получится, попробуй нарисовать.
Отзыв о книге – продуманное личное мнение, суждение человека о прочитанной книге, содержащее оценку поступков героев и происходящих событий.
Название книги. (Недавно я прочитал книгу…..)
Автор. (Эту книгу написал………или .Эта книга написана известным писателем……)
Основные персонажи книги. ( Главными героями этой книги (повести,рассказа,сказки являются:…..)
О чём это произведение? (В книге рассказывается о том, как……..или Эта книга знакомит нас с……(не пересказывать всё содержание!!!)).
С кем из героев ты хотел бы подружиться? Почему? ( Из всех героев книги больше всего мне понравился……Он….(назови черты характера героя) Я хотел бы сбыть на него похожим. Или . Я хотел бы подружиться с ним.)
Что вам запомнилось, что показалось необычным? (Больше всего мне понравился эпизод, в котором…….или Мне запомнилось, как……)
Понравилось ли тебе прочитанное произведение? Чем? (Эта книга мне понравилась (не понравилась) потому что…….(дай свою оценку! Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги) или Эта книга мне понравилась тем, что……)
Чему тебя научила книга (рассказ, повесть, сказка…). (Эта книга научила меня тому, что….)
Характеристика героя
1.Имя героя. Где он живет?
2.Чем занимается?(отрывок)
3. Какие поступки совершает? (отрывок)
4.Какой характер у героя?
5.Опишите внешность и характер героя.
6. Отношение автора к герою.
7. Ваше отношение к герою.
Работа со словом (шаблон)
Произносим _______________
Записываем _______________
1.Лексическое значение слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Однокоренные слова: _______________________________________________________
3. Синонимы: ________________________________________________________________
4. Антонимы: ________________________________________________________________
5. Фразеологизм _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Сочетаемость слова: _________________________________________________________
7.Пословицы: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Загадки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Предложения со словом :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К | Кануть в лету |
О | Обетованная земля |
С | Сорвать маску |
М | Мозолить глаза |
О | От доски до доски |
С | Сбросить иго |
III. ТЕМА ТЕКСТА
Тема — это то, о чём говорится в тексте. Тема объединяет предложения в текст.
Основные признаки текста:
1. Единство ТЕМЫ текста. Все предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу, раскрывают содержание того, о чём или о ком говорит автор. Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос: о чём или о ком говорит автор.
2. Наличие основной мысли текста. Все предложения текста связаны между собой по смыслу таким образом, чтобы выразить какую-то мысль (дать свою оценку событиям или явлениям, познакомить с чем-либо, научить чему-то, призвать к чему-либо и т.д.)
Чтобы определить главную мысль (идею) текста, следует задать вопрос: что хотел сказать автор?
Тема: |
Основная мысль: |
|
|
|
|
|
|
|
Почему так озаглавлен текст? |
|
|
|
|
Составь план текста. |
|
|
|
|
|
Памятка
« Как работать над сжатым изложением»
1.Прочитать текст, определить его тему и основную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
3. Выделить в тексте все части.
4.Составить план сжатого изложения.
5.В каждой части отметить главное.
6. Отметить то, что можно объединить.
7. Подобрать обобщающие слова и предложения.
8. Изложить сжато каждую часть.
9.Подумать, как связать части между собой.
10. Перечитать написанное.
Ответим на вопросы
1.О чём говорится в тексте? Какова его тема?
_________________________________________________________________________________________________________________
2. Сформулируй основную мысль текста (идею) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как можно озаглавить текст, чтобы заголовок отражал основную мысль текста? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Запиши текст. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление плана описания картины.
1. Какие предметы изобразил художник?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как художник расположил предметы? Какие краски использовал? Каков фон картины?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какова роль изображённых предметов? Каково настроение картины?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. О каком времени года напоминает натюрморт?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие мысли и чувства он вызывает?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите картину, используя клише
Красота есть гармония;
в ней залог успокоения…
Ф. М. Достоевский
Передо мной картина _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На переднем плане замечательного полотна…
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В центре картины художник изобразил…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цветовая гамма очень разнообразна:…
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При создании картины мастер использовал…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Художнику удалось…
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План описания | Рабочие материалы |
Сирень (какая?) | |
|
|
|
|
Оттенки(какие?) | |
|
|
|
|
Грозди | |
|
|
|
|
Листья | |
|
|
|
|
|
Наши чувства | |
|
|
|
|
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика картины: уходящая вдаль дорога; движущийся поезд с составом; идущие люди.
В) Словарная работа
Дорога | |
Ели | |
Люди | |
Снег | |
Небо | |
Поезд | |
Февраль - последний месяц зимы, переход от зимы к весне.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерный план | Ваш план |
Слово о художнике 2) Описание картины А) Передний план картины. Б) Задний план картины. В) Динамичность пейзажа. Г) Предчувствии весны. 3) Моё отношение. | |
Домашнее задание. Отредактировать черновики, переписать работы