СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сферы общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сферы общества.»

1.8Сферы обще­ства

  • Эко­номи­чес­кая сфе­ра об­ществ

  • Со­ци­альная сфе­ра об­ще­ства

  • По­лити­чес­кая сфе­ра об­ще­ства

  • Ду­хов­ная сфе­ра об­ще­ства

Экономическая сфера общества

Об­ще­ние меж­ду людьми мо­жет про­ис­хо­дить в раз­личных со­ци­альных груп­пах в рам­ках оп­ре­делен­ных сфер об­ще­ства.

Сфе­ра об­ще­ства — оп­ре­делен­ная об­ласть об­ще­ствен­ной жиз­ни, вклю­ча­ющая на­ибо­лее ус­тойчи­вые фор­мы вза­имо­действия лю­дей.

В на­уке вы­деля­ют че­тыре сфе­ры об­ще­ства:

1) эко­номи­че­скую;

2) со­ци­альную;

3) по­лити­че­скую;

4) ду­хов­ную.

Эко­номи­чес­кая сфе­ра об­ще­ства вклю­ча­ет от­но­шения в об­ласти про­из­вод­ства, об­ме­на, рас­пре­деле­ния ма­тери­альных благ, а так­же от­но­шения собс­твен­ности.

Эко­номи­чес­кая сфе­ра воз­никла од­новре­мен­но с по­яв­ле­ни­ем об­ще­ства. Для то­го что­бы вы­жить, че­ловек вы­нуж­ден был прис­по­саб­ли­ваться к тя­желым ус­ло­ви­ям ок­ру­жа­ющей сре­ды. Пер­во­начально че­ловек брал от при­роды все что нуж­но в го­товом ви­де. Сов­ре­мен­ные уче­ные наз­ва­ли этот спо­соб про­из­вод­ства прис­ва­ива­ющей эко­номи­кой. Важ­ным дос­ти­жени­ем древ­них лю­дей ста­ло со­зда­ние пер­вых ору­дий тру­да, с по­мощью ко­торых мож­но бы­ло бо­лее эф­фектив­но ре­шать проб­ле­му про­пита­ния. Шку­ры уби­тых на охо­те зве­рей ис­пользо­вались для из­го­тов­ле­ния одеж­ды. Из гли­ны и де­рева че­ловек стал соз­да­вать раз­личные пред­ме­ты, не­об­хо­димые в бы­ту. Так про­из­вод­ство ма­тери­альных благ раз­де­лилось на про­из­вод­ство про­дук­тов пи­тания и про­из­вод­ство неп­ро­довольствен­ных из­де­лий.

Пос­те­пен­но лю­ди вмес­то со­бира­тельства и охо­ты на­чали за­ниматься зем­ле­дели­ем и ско­товодс­твом. Про­ис­хо­дит пе­реход от прис­ва­ива­ющей эко­номи­ки к про­из­во­дящей. Че­ловек при­об­ре­та­ет бо­лее на­деж­ный ис­точник пи­тания и ста­новит­ся ме­нее за­виси­мым от кап­ри­зов при­роды. Про­ис­хо­дит пер­вое об­ще­ствен­ное раз­де­ление тру­да (на зем­ле­дельцев и ско­тово­дов), ра­дикально из­ме­нив­шее ха­рак­тер об­ще­ствен­ных от­но­шений в пер­во­быт­ном об­ще­стве.

Про­цесс тру­да ус­ложнял­ся, ору­дия тру­да со­вер­шенс­тво­вались. Ре­зультат тру­да стал за­висеть от от­дельной семьи. По ме­ре пе­реме­щения и вза­имо­действия ро­до-пле­мен­ных объеди­нений ро­довые свя­зи за­меня­лись тер­ри­тори­альны­ми, ро­довая об­щи­на тран­сфор­ми­рова­лась в со­сед­скую. Ес­ли в ро­довой об­щи­не су­щес­тво­вали кров­но-родс­твен­ные свя­зи меж­ду ее чле­нами и об­щность иму­щес­тва, то в со­сед­ской об­щи­не каж­дая семья об­ла­дала обо­соб­ленным иму­щес­твом и собс­твен­ностью на ору­дия тру­да и про­из­во­димую про­дук­цию, что соз­да­ло ос­но­ву для по­яв­ле­ния час­тной собс­твен­ности.

Спе­ци­али­зация про­из­вод­ства соп­ро­вож­да­лась дальнейшим со­вер­шенс­тво­вани­ем ору­дий тру­да. Это при­вело, с од­ной сто­роны, к по­яв­ле­нию из­лишков, т.е. час­ти про­дук­ции, про­из­во­димой сверх не­об­хо­димой нор­мы пот­ребле­ния, а с дру­гой сто­роны, к вы­деле­нию ре­мес­ла в са­мо­сто­ятельную от­расль про­из­вод­ства. Та­ким об­ра­зом, про­изош­ло вто­рое об­ще­ствен­ное раз­де­ление тру­да.

Пред­ста­вите­ли трех групп лю­дей — зем­ле­дельцы, ско­тово­ды и ре­мес­ленни­ки — при на­личии из­лишков не­из­бежно об­ме­нива­лись меж­ду со­бой ре­зульта­тами сво­его тру­да. Та­кой об­мен, став сис­те­мати­чес­ким, прев­ра­тил­ся в раз­но­вид­ность об­ще­ствен­но по­лез­ной де­ятельно­сти. По­яв­ля­ют­ся груп­пы лю­дей (куп­цы, тор­говцы), вы­пол­ня­ющие роль пос­редни­ков меж­ду тре­мя груп­па­ми про­из­во­дите­лей. Так про­изош­ло третье об­ще­ствен­ное раз­де­ление тру­да.

Об­мен меж­ду про­из­во­дите­лями но­сил сна­чала на­туральный ха­рак­тер. Сто­имость ве­щи оп­ре­деля­лась в за­виси­мос­ти от ее нуж­ности в дан­ный мо­мент вре­мени. Это не всег­да бы­ло удоб­но. Как, на­при­мер, оп­ре­делить со­от­но­шение сто­имос­ти бы­ка и то­пора? По­это­му лю­ди при­дума­ли деньги, с по­мощью ко­торых ста­ли оп­ре­делять сто­имость всех ве­щей.

С раз­ви­ти­ем об­ще­ства ус­ложня­лись спо­собы про­из­вод­ства, соз­да­вались но­вые, бо­лее со­вер­шенные ору­дия тру­да. В XV—XVII вв. на сме­ну ре­мес­лу при­ходит ма­нуфак­турное про­из­вод­ство, ос­но­ван­ное на раз­де­лении тру­да. А в XVII—XIX вв. во мно­гих стра­нах про­ис­хо­дит про­мыш­ленный пе­рево­рот — пе­реход от руч­но­го тру­да к ма­шин­но­му, от ма­нуфак­ту­ры к фаб­ри­ке. Про­из­водс­тво ста­новит­ся мас­со­вым. Уве­личи­ва­ет­ся и объем пот­ребле­ния про­из­во­димой про­дук­ции. Пот­ре­бите­лями в той или иной ме­ре выс­ту­па­ют все чле­ны об­ще­ства, так как все нуж­да­ют­ся в пи­ще, одеж­де, пред­ме­тах оби­хода, но не все мо­гут са­мо­сто­ятельно соз­да­вать эту про­дук­цию.

Промышленный переворот в Англии

Рас­пре­деле­ни­ем ма­тери­альных благ за­нима­ет­ся го­сударс­тво. Оно изы­ма­ет деньги у на­селе­ния в ви­де на­логов, а за­тем ис­пользу­ет их для под­держа­ния сво­ей жиз­не­де­ятельно­сти, со­дер­жа­ния ап­па­рата уп­равле­ния, а так­же для по­мощи оп­ре­делен­ным сло­ям на­селе­ния. На про­тяже­нии мно­гих ве­ков роль го­сударс­тва в сфе­ре рас­пре­деле­ния бы­ла нез­на­чительной. И только в XX в. уси­лились фун­кции го­сударс­тва, свя­зан­ные с со­действи­ем ма­ло­иму­щим ка­тего­ри­ям на­селе­ния.

Социальная сфера обще­ства

Со­ци­альная сфе­ра вклю­ча­ет раз­но­об­разные вза­имо­от­но­шения меж­ду раз­личны­ми груп­па­ми об­ще­ства. Эле­мен­та­ми со­ци­альной сфе­ры выс­ту­па­ют как кон­крет­ные лю­ди, име­ющие оп­ре­делен­ный ста­тус, т.е. за­нима­ющие то или иное по­ложе­ние в об­ще­стве, так и об­щнос­ти лю­дей, в ко­торые они объеди­ня­ют­ся по оп­ре­делен­но­му приз­на­ку.

Еще в пер­во­быт­ном об­ще­стве су­щес­тво­вало раз­де­ление лю­дей по по­ловоз­рас­тно­му приз­на­ку. Муж­чи­ны хо­дили на охо­ту, жен­щи­ны за­нима­лись со­бира­тельством и вос­пи­тыва­ли де­тей. Де­ти и ста­рики при­нима­ли меньшее учас­тие в про­из­вод­стве, чем ос­тальные чле­ны об­ще­ства.

Уве­личе­ние объема про­из­вод­ства и об­ра­зова­ние из­лишков про­из­во­димой про­дук­ции при­вели со вре­менем к по­яв­ле­нию бо­гатых и бед­ных. Так об­ще­ство раз­де­лилось на груп­пы по иму­щес­твен­но­му приз­на­ку. С по­яв­ле­ни­ем го­сударс­тва со­ци­альная струк­ту­ра об­ще­ства ус­ложни­лась. Не­большая часть об­ще­ства сос­ре­дото­чила в сво­их ру­ках ма­тери­альные бо­гатс­тва, по­лучи­ла воз­можность пос­редс­твом го­сударст­вен­ной вла­сти дик­то­вать ос­тальной час­ти об­ще­ства свою во­лю. Об­щес­тво ста­ло де­литься на гос­подс­тву­ющий класс и за­виси­мое на­селе­ние, на­при­мер: ра­бов­ла­дельцы и ра­бы, фе­ода­лы и кре­пос­тные крестьяне, ка­пита­лис­ты и на­ем­ные ра­бочие. На­ряду с ос­новны­ми су­щес­тво­вали и не­большие спе­цифи­чес­кие груп­пы на­селе­ния.

В со­вре­мен­ном ми­ре об­ще­ство де­лит­ся на мно­жес­тво раз­но­об­разных групп, вы­деля­емых по оп­ре­делен­ным приз­на­кам: уров­ню до­ходов, про­фес­сии, воз­расту, по­лити­че­ским взгля­дам и т.д. Каж­дый из нас мо­жет быть чле­ном ка­кой-ли­бо од­ной или да­же не­скольких об­щнос­тей. Че­ловек яв­ля­ет­ся од­новре­мен­но чле­ном сво­ей семьи, сот­рудни­ком на ра­боте, чле­ном ка­кой-ли­бо об­ще­ствен­ной ор­га­низа­ции или по­лити­че­ской пар­тии, мо­жет вхо­дить в оп­ре­делен­ную воз­рас­тную, эт­ни­чес­кую или ре­лиги­оз­ную груп­пу.

Политическая сфера обще­ства

По­лити­чес­кая сфе­ра свя­зана с по­няти­ем «власть». Со­став­ля­ющий эле­мент вла­сти — спо­соб­ность од­них групп лю­дей и их пред­ста­вите­лей вли­ять на дру­гие груп­пы. При этом воз­можность вли­яния опи­ра­ет­ся на обы­чай или за­кон. Ос­новным эле­мен­том по­лити­че­ской сис­те­мы выс­ту­па­ет го­сударс­тво. Оно име­ет мо­нопо­лию на власть и мо­жет приз­нать не­воз­можным про­яв­ле­ние лю­бой дру­гой вла­сти.

Но бы­ло бы неп­ра­вильно на­чинать от­счет раз­ви­тия по­лити­че­ской сфе­ры об­ще­ства только с по­яв­ле­ния го­сударс­тва. Власть су­щес­тво­вала и в до­госу­дарст­вен­ный пе­ри­од. В пер­во­быт­ном об­ще­стве она ис­хо­дила от все­го ро­да и но­сила об­ще­ствен­ный ха­рак­тер. На­ибо­лее важ­ные воп­ро­сы ре­шались на об­щем соб­ра­нии, учас­тво­вать в ко­тором име­ли пра­во все взрос­лые чле­ны ро­да. Для ру­ководс­тва об­щи­ми де­лами из­би­рались вож­ди и ста­рейши­ны. Эти дол­жнос­ти бы­ли не только вы­бор­ные, но и сме­ня­емые. Они не да­вали ни­каких пре­иму­ществ. Вож­ди и ста­рейши­ны на­рав­не с дру­гими чле­нами ро­да при­нима­ли учас­тие в об­ще­ствен­ном тру­де и по­луча­ли по­ложен­ную им до­лю про­из­во­димо­го про­дук­та. Ре­ша­ющи­ми кри­тери­ями для из­бра­ния ли­дера ро­да бы­ли лич­ные ка­чес­тва.

При раз­де­лении ро­дов не­из­бежным ста­ло вза­имо­действие меж­ду ни­ми. В слу­чае ус­та­нов­ле­ния доб­ро­сосед­ских от­но­шений ро­ды объеди­нялись в пле­мена, а те — в со­юзы пле­мен. Пле­мя уп­равля­лось со­ветом ста­рейшин, ко­торый из­би­рал вож­дя пле­мени. Во гла­ве со­юза пле­мен сто­яли со­вет пле­мен­ных вож­дей и вождь со­юза. Эти дол­жнос­ти на ран­них эта­пах раз­ви­тия пер­во­быт­но­го об­ще­ства так­же бы­ли сме­ня­емы­ми и не да­вали ни­каких при­виле­гий.

От­но­шения меж­ду чле­нами ро­да ре­гули­рова­лись пра­вила­ми по­веде­ния (со­ци­альны­ми нор­ма­ми), ко­торые обоб­щенно ста­ли на­зываться обы­ча­ями, т.е. обыч­ным, при­выч­ным по­веде­ни­ем. Обы­чай — это об­щепри­нятое, ис­то­риче­ски сло­жив­ше­еся пра­вило по­веде­ния, ко­торое за­кре­пилось в ре­зульта­те мно­гок­ратно­го пов­то­рения в те­чение дли­тельно­го вре­мени, вош­ло в при­выч­ку и ста­ло не­об­хо­димой жиз­ненной по­треб­ностью лю­дей. Обы­чаи ис­полня­лись доб­ро­вольно. Тем не ме­нее в це­лях обес­пе­чения прис­ва­ива­ющей эко­номи­ки и жиз­не­де­ятельно­сти ро­да сфор­ми­рова­лись та­кие спо­собы ре­гули­рова­ния от­но­шений, как доз­во­ления, обя­зыва­ния и зап­ре­ты.

Доз­во­ления су­щес­тво­вали как ре­комен­да­ции по оп­ре­делен­но­му по­веде­нию в ин­те­ресах ро­да. Обя­зыва­ния име­ли целью обес­пе­чение об­ще­ствен­ных дел — охо­ты, со­бира­тельства, рас­пре­деле­ния. Зап­ре­ты пред­став­ля­ли со­бой та­бу, под­креп­ленные стра­хом ре­лиги­оз­но­го воз­мездия. В слу­чае на­руше­ния обы­ча­ев мог­ло при­меняться и при­нуж­де­ние, ис­хо­див­шее от все­го ро­да и но­сив­шее ре­лиги­оз­ный ха­рак­тер.

С раз­ви­ти­ем про­цес­са пе­рехо­да от ро­довой об­щи­ны к со­сед­ской, на­коп­ле­ни­ем из­лишков у от­дельных се­мей и по­яв­ле­ни­ем иму­щес­твен­но­го не­равенс­тва из­ме­нял­ся и ха­рак­тер вла­стных от­но­шений. Уп­равлен­ческая де­ятельность ус­ложня­лась, воз­раста­ла роль пуб­личной вла­сти, все бо­лее обо­саб­ли­ва­ющейся от об­ще­ства. Об­щи­на пы­талась соп­ро­тив­ляться иму­щес­твен­ной диф­фе­рен­ци­ации сво­их чле­нов, но бе­зус­пешно.

Дол­жнос­ти вож­дей ста­ли нас­лед­ствен­ны­ми. Ли­ца, их за­нима­ющие, стре­мились за­кре­пить нас­лед­ствен­ный ха­рак­тер вла­сти пу­тем пе­реда­чи сы­новьям зна­ний и опы­та уп­равле­ния. Вож­ди и ста­рейши­ны при­об­ре­ли при­виле­гии, свя­зан­ные с их по­ложе­ни­ем (льви­ную до­лю до­бычи, до­пол­ни­тельный на­дел зем­ли и т.д.). Это уси­лило иму­щес­твен­ное рас­сло­ение, еще бо­лее от­да­ляя уп­равлен­ческую вер­хушку от ос­новной мас­сы ря­довых об­щинни­ков.

Уве­личе­ние объема про­из­вод­ства тре­бова­ло до­пол­ни­тельной ра­бочей си­лы, ко­торая по­пол­ня­лась за счет плен­ных, зах­ва­чен­ных во вре­мя кон­флик­тов с со­сед­ни­ми пле­мена­ми. По­яв­ле­ние из­лишков при­вело к то­му, что плен­ных пе­рес­та­ли уби­вать и ис­пользо­вали как ра­бов.

В ус­ло­ви­ях враж­ды пле­мен при не­об­хо­димос­ти ор­га­низа­ции обо­роны или на­паде­ния у мно­гих на­родов сфор­ми­ровал­ся сво­еоб­разный об­ще­ствен­ный строй, по­лучив­ший наз­ва­ние во­ен­ная де­мок­ра­тия. Все муж­чи­ны бы­ли во­ина­ми. Од­на­ко вы­дели­лась груп­па лю­дей, пе­рес­тавших за­ниматься про­из­во­дительным тру­дом, ос­новным их за­няти­ем ста­ло во­ен­ное де­ло. Они по­луча­ли бо́льшую часть до­бычи в слу­чае ус­пешно­го на­бега на со­сед­ние пле­мена. Свои же соп­ле­мен­ни­ки вы­дава­ли во­инам воз­награж­де­ние в ка­чес­тве оп­ла­ты за ох­ра­ну тер­ри­тории пле­мени. Эти из­на­чально доб­ро­вольные под­но­шения тран­сфор­ми­рова­лись в обя­зательную вып­ла­ту да­ни на со­дер­жа­ние ар­мии и ап­па­рата уп­равле­ния.

Воз­ни­кав­шее в этих ус­ло­ви­ях го­сударс­тво за­коно­дательно за­кре­пило не­равенс­тво чле­нов об­ще­ства, от­дав власть эко­номи­че­ски и по­лити­че­ски гос­подс­тву­ющей вер­хушке. На про­тяже­нии всей ис­то­рии сво­его су­щес­тво­вания го­сударс­тво не до­пус­ка­ло к осу­щест­вле­нию вла­сти дру­гие по­лити­че­ские си­лы. Только в XIX—XX вв., в пе­ри­од ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия де­мок­ра­тии, у об­ще­ства по­яви­лась воз­можность вли­ять на по­лити­че­ские ре­шения че­рез учас­тие в фор­ми­рова­нии го­сударст­вен­но-вла­стных струк­тур.

В со­вре­мен­ном ми­ре в по­лити­че­скую сфе­ру об­ще­ства вхо­дят не только го­сударст­вен­ные, но и об­ще­ствен­ные ор­га­низа­ции, в том чис­ле и по­лити­че­ские пар­тии, ко­торые так или ина­че учас­тву­ют в по­лити­че­ской жиз­ни стра­ны.

Общественные организации участвуют не только в экономиче­ской,
но и в политиче­ской жизни страны

Духовная сфера обще­ства

Ду­хов­ная сфе­ра об­ще­ства вклю­ча­ет от­но­шения, воз­ни­ка­ющие в про­цес­се со­зда­ния, ос­во­ения и пе­реда­чи ду­хов­ных цен­ностей.

Од­ной из сос­тавля­ющих ду­хов­ной сфе­ры яв­ля­ет­ся культу­ра. В ши­роком смыс­ле культу­ра — это со­вокуп­ность всех ма­тери­альных и ду­хов­ных цен­ностей, соз­данных че­лове­че­ством на всем про­тяже­нии сво­его су­щес­тво­вания. В уз­ком смыс­ле культу­ра — это со­вокуп­ность зна­ний и цен­ностей, пе­реда­ва­емых пос­ле­ду­ющим по­коле­ни­ям.

В культу­ру вхо­дят ли­тера­тура, ис­кус­ство, ар­хи­тек­ту­ра, на­ука, об­ра­зова­ние, ре­лигия, пра­вила и нор­мы по­веде­ния, сло­жив­ши­еся в об­ще­стве.

В ре­зульта­те де­ятельно­сти лю­дей и их объеди­нений в ду­хов­ной сфе­ре соз­да­ют­ся но­вые об­разцы культу­ры, по­яв­ля­ют­ся но­вые зна­ния, пе­реда­ющи­еся сле­ду­ющим по­коле­ни­ям и дви­га­ющие впе­ред об­ще­ствен­ный прог­ресс. Еще пер­во­быт­ные лю­ди соз­да­вали нас­кальные ри­сун­ки. За­тем че­ловек стал ук­ра­шать ри­сун­ка­ми ору­дия тру­да и пред­ме­ты бы­та. Тог­да же по­яви­лись пер­вые ре­лиги­оз­ные ве­рова­ния — язы­чес­тво, пред­став­лявшее со­бой обо­жест­вле­ние сил при­роды.

Дол­гие сто­летия ре­лигия оп­ре­деля­ла от­но­шение лю­дей к ок­ру­жа­юще­му ми­ру. И только в Но­вое вре­мя на сме­ну ре­лиги­оз­но­му ми­ровоз­зре­нию при­ходит на­уч­ное. На­уч­ные зна­ния обо­гати­ли ду­хов­ный по­тен­ци­ал че­лове­че­ства, поз­во­лили объяс­нить мно­гие яв­ле­ния при­роды и сде­лать от­кры­тия, прод­ви­нув­шие впе­ред раз­ви­тие об­ще­ства.

Все сфе­ры об­ще­ствен­ной жиз­ни на­ходят­ся в тес­ной вза­имос­вя­зи и вза­имов­ли­янии.

Не­ред­ко в рам­ках про­ис­хо­дящих в об­ще­стве яв­ле­ний со­чета­ют­ся эле­мен­ты раз­личных сфер. Нап­ри­мер, уро­вень до­ходов оп­ре­деля­ет мес­то че­лове­ка в со­ци­альной и­ерар­хии, не­пос­редс­твен­но вли­яет на фор­ми­рова­ние его по­лити­че­ских взгля­дов, на воз­можность по­луче­ния об­ра­зова­ния и при­об­ще­ния к культур­ным цен­ностям. На оп­ре­делен­ных эта­пах ис­то­риче­ско­го раз­ви­тия вли­яние той или иной сфе­ры об­ще­ствен­ной жиз­ни мо­жет уси­ливаться. Так, в пе­ри­од ре­волю­ций оп­ре­деля­ющей ста­новит­ся по­лити­че­ская сфе­ра, а в пе­ри­од ре­форм — эко­номи­че­ская и со­ци­альная сфе­ры. Но, нес­мотря на пре­об­ла­да­ющее вли­яние ка­кой-ли­бо сфе­ры об­ще­ствен­ной жиз­ни в дан­ный ис­то­риче­ский мо­мент, роль ос­тальных сфер не ума­ля­ет­ся. Они лишь вре­мен­но от­сту­па­ют на вто­рой план, сох­ра­няя свою зна­чимость для су­щес­тво­вания и раз­ви­тия об­ще­ства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!