СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сфера духовной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема сферы духовной жизни подходит для изучения её на уроках обществознания в 8 классе. презентация.

Просмотр содержимого документа
«Сфера духовной жизни»

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРА У.с. -практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей Ш.с. - совокупность всех достижений в развитии жизни общества МАТЕРИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ Производство, освоение предметов и явлений мира Совокупность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, образование, мораль, искусство)

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

КУЛЬТУРА

У.с. -практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей

Ш.с. - совокупность всех достижений в развитии жизни общества

МАТЕРИАЛЬНАЯ

ДУХОВНАЯ

Производство, освоение предметов и явлений мира

Совокупность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, образование, мораль, искусство)

Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками. Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д.

Материальная и духовная культура

  • Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками.
  • Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д.
Функции духовной культуры Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

Функции духовной культуры

  • Познавательная
  • Образовательно-воспитательная
  • Интегрирующая
  • Регулирующая
  • Социализирующая
ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЫ ЦЕННОСТИ Люди занимающиеся созда-нием, сохранением, распро-странением ценностей (учителя, писатели, художники, ученые, артисты, музыканты, священники и т.д) Язык, мораль, право, религия, образование, наука, философия – духовная культура, творчество людей. МУЗЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Места где создаются сохраняются, распространяются и потребляются духовные ценности (институты, филармонии, музеи, церковь, школа и т.д.)

ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЫ

ЦЕННОСТИ

Люди занимающиеся созда-нием, сохранением, распро-странением ценностей (учителя, писатели, художники, ученые, артисты, музыканты, священники и т.д)

Язык, мораль, право, религия, образование, наука, философия – духовная культура, творчество людей.

МУЗЕЙ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

Места где создаются сохраняются, распространяются и потребляются духовные ценности (институты, филармонии, музеи, церковь, школа и т.д.)

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРА Преобразуя окружающую природу человек одновременно преобразовывал себя: совершенствовал умения, развивал способности и качества человека тоже становились частью культуры ВНУТРЕННЯЯ ВНЕШНЯЯ Ценности, обычаи, нормы созданные человеком Предметы созданные руками человека ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ Образование Самопознание Самообразование Религиозные взгляды Честность, порядочность, совесть Думать Размышлять Спорить Идти к истине

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

КУЛЬТУРА

Преобразуя окружающую природу человек одновременно преобразовывал себя: совершенствовал умения, развивал способности и качества человека тоже становились частью культуры

ВНУТРЕННЯЯ

ВНЕШНЯЯ

Ценности, обычаи, нормы созданные человеком

Предметы созданные руками человека

ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ

  • Образование
  • Самопознание
  • Самообразование
  • Религиозные взгляды
  • Честность, порядочность, совесть

Думать

Размышлять

Спорить

Идти к истине

Формы культуры Народная  Элитарная  Массовая

Формы культуры

  • Народная
  • Элитарная
  • Массовая
Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты . По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Народная культура (фольклор)

  • Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
  • В ней отражается менталитет народа.
  • Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты .
  • По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
фр. elite – лучшее, избранное Элитарная (высокая) культура Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя

фр. elite – лучшее, избранное

Элитарная (высокая) культура

  • Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
  • Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
  • Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
Возникла в середине ХХ века Массовая культура Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды.

Возникла в середине ХХ века

Массовая культура

  • Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
  • Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
  • Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Разновидности массовой культуры часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

Разновидности массовой культуры

часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.

Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

отсутствие цензуры приводит к снижению уровня культуры; Переход крыночной экономике способствовал переходу к самофинансированию культуры = отток финансов от духовной сферы; Культура России многонациональна задача государства сохранение культурного сотрудничества и наследия малых народов; Для развития культуры необходимо тесное сотрудничество государства, частных лиц, меценатов " width="640"

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

  • Разнообразна так как нет единой идеологии = отсутствие цензуры приводит к снижению уровня культуры;
  • Переход крыночной экономике способствовал переходу к самофинансированию культуры = отток финансов от духовной сферы;
  • Культура России многонациональна задача государства сохранение культурного сотрудничества и наследия малых народов;
  • Для развития культуры необходимо тесное сотрудничество государства, частных лиц, меценатов
Современная отечественная культура внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции

Современная отечественная культура

внутренние

изменения

исторические

факторы

западная массовая

культура

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Раскрепощение сознания народа
  • Расширение художественного творчества
  • Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции
  • Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип»)
  • Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры
  • Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм…
  • Засилье западной кинопродукции
Общественные функции искусства Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения) Воспитательная (духовно-нравственное становление личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)

Общественные функции искусства

  • Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
  • Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
  • Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
  • Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
Специфика науки Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений

Специфика науки

Наука – система знаний о мире и его законах

Основные элементы:

  • особая система знаний о природе, обществе, человеке
  • особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
  • система специальных организаций и учреждений
Особенности современной науки постоянно увеличивается объем научной информации ( удваивается через каждые 5 – 10 лет ) охватывается все больше областей знаний ( 15 тысяч дисциплин ) растет количество ученых ( в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов ) наука превратилась в особую профессию

Особенности современной науки

  • постоянно увеличивается объем научной информации ( удваивается через каждые 5 – 10 лет )
  • охватывается все больше областей знаний ( 15 тысяч дисциплин )
  • растет количество ученых ( в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов )
  • наука превратилась в особую профессию
Специфика образования Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков.

Специфика образования

Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков.

Функции образования приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности

Функции образования

  • приобщение человека к достижениям человечества
  • передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта
  • подготовка человека к самостоятельной деятельности
  • развитие творческих способностей личности
  • воспитание и социализация личности
Специфика религии  Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность. Главный признак религии – вера в сверхъестественное

Специфика религии

Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.

Главный признак религии – вера в сверхъестественное

Элементы религии мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

Элементы религии

мифы , легенды, сказания, Библия, Коран…

Религиозные представления

Религиозные настроения

Религиозные действия

Религиозные организации и институты

любовь к Богу, страх перед злыми духами…

молитва, проповедь, таинство…

церковь, секта, монастырь…

1 2 2 3 3 4 3 В1 4 В2 345 право

1

2

2

3

3

4

3

В1

4

В2

345

право

Домашнее задание (письменно в тетради): 1.Объясните, почему так часто в повседневной жизни происходит подмена понятия «культура»? 2.Охарактеризуйте структуру духовной сферы общества. 3.Согласны ли вы с высказыванием А.С. Грибоедова: «Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству»? Аргументируйте свой ответ.

Домашнее задание (письменно в тетради):

1.Объясните, почему так часто в повседневной жизни происходит подмена понятия «культура»?

2.Охарактеризуйте структуру духовной сферы общества.

3.Согласны ли вы с высказыванием А.С. Грибоедова: «Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству»? Аргументируйте свой ответ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!