ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
КУЛЬТУРА
У.с. -практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей
Ш.с. - совокупность всех достижений в развитии жизни общества
МАТЕРИАЛЬНАЯ
ДУХОВНАЯ
Производство, освоение предметов и явлений мира
Совокупность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, образование, мораль, искусство)
Материальная и духовная культура
- Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками.
- Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д.
Функции духовной культуры
- Познавательная
- Образовательно-воспитательная
- Интегрирующая
- Регулирующая
- Социализирующая
ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЫ
ЦЕННОСТИ
Люди занимающиеся созда-нием, сохранением, распро-странением ценностей (учителя, писатели, художники, ученые, артисты, музыканты, священники и т.д)
Язык, мораль, право, религия, образование, наука, философия – духовная культура, творчество людей.
МУЗЕЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
Места где создаются сохраняются, распространяются и потребляются духовные ценности (институты, филармонии, музеи, церковь, школа и т.д.)
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
КУЛЬТУРА
Преобразуя окружающую природу человек одновременно преобразовывал себя: совершенствовал умения, развивал способности и качества человека тоже становились частью культуры
ВНУТРЕННЯЯ
ВНЕШНЯЯ
Ценности, обычаи, нормы созданные человеком
Предметы созданные руками человека
ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ
- Образование
- Самопознание
- Самообразование
- Религиозные взгляды
- Честность, порядочность, совесть
Думать
Размышлять
Спорить
Идти к истине
Формы культуры
- Народная
- Элитарная
- Массовая
Народная культура (фольклор)
- Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
- В ней отражается менталитет народа.
- Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты .
- По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
фр. elite – лучшее, избранное
Элитарная (высокая) культура
- Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
- Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
- Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
Возникла в середине ХХ века
Массовая культура
- Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
- Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
- Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Разновидности массовой культуры
часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе
Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.
Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
отсутствие цензуры приводит к снижению уровня культуры; Переход крыночной экономике способствовал переходу к самофинансированию культуры = отток финансов от духовной сферы; Культура России многонациональна задача государства сохранение культурного сотрудничества и наследия малых народов; Для развития культуры необходимо тесное сотрудничество государства, частных лиц, меценатов " width="640"
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
- Разнообразна так как нет единой идеологии = отсутствие цензуры приводит к снижению уровня культуры;
- Переход крыночной экономике способствовал переходу к самофинансированию культуры = отток финансов от духовной сферы;
- Культура России многонациональна задача государства сохранение культурного сотрудничества и наследия малых народов;
- Для развития культуры необходимо тесное сотрудничество государства, частных лиц, меценатов
Современная отечественная культура
внутренние
изменения
исторические
факторы
западная массовая
культура
Положительные последствия
Отрицательные последствия
- Раскрепощение сознания народа
- Расширение художественного творчества
- Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции
- Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип»)
- Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры
- Ориентация на запросы массового зрителя культ насилия, примитивизм…
- Засилье западной кинопродукции
Общественные функции искусства
- Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
- Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
- Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
- Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
Специфика науки
Наука – система знаний о мире и его законах
Основные элементы:
- особая система знаний о природе, обществе, человеке
- особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
- система специальных организаций и учреждений
Особенности современной науки
- постоянно увеличивается объем научной информации ( удваивается через каждые 5 – 10 лет )
- охватывается все больше областей знаний ( 15 тысяч дисциплин )
- растет количество ученых ( в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов )
- наука превратилась в особую профессию
Специфика образования
Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков.
Функции образования
- приобщение человека к достижениям человечества
- передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта
- подготовка человека к самостоятельной деятельности
- развитие творческих способностей личности
- воспитание и социализация личности
Специфика религии
Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.
Главный признак религии – вера в сверхъестественное
Элементы религии
мифы , легенды, сказания, Библия, Коран…
Религиозные представления
Религиозные настроения
Религиозные действия
Религиозные организации и институты
любовь к Богу, страх перед злыми духами…
молитва, проповедь, таинство…
церковь, секта, монастырь…
1
2
2
3
3
4
3
В1
4
В2
345
право
Домашнее задание (письменно в тетради):
1.Объясните, почему так часто в повседневной жизни происходит подмена понятия «культура»?
2.Охарактеризуйте структуру духовной сферы общества.
3.Согласны ли вы с высказыванием А.С. Грибоедова: «Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству»? Аргументируйте свой ответ.