СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сфера духовной культуры и ее особенности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит необходимую информацию по теме в соответствии с кодификатором, а также несколько тестовых заданий, необходимых для закрепления изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Сфера духовной культуры и ее особенности»

ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Сфера духовной культуры и ее особенности


Особенности духовной сферы

Сложная структура

Язык, мораль, право, религия, образование, наука, искусство, философия, т. е. духовная культура в различных проявлениях, а также творческая деятельность людей. Духовные ценности – знания, образы, идеи, произведения искусства (памятники архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, фольклора), обряды, обычаи, традиции, нормы; отличаются от материальных долговечностью

Созданием, сохранением, распространением духовных ценностей занимаются люди различных профессий и учреждения, готовящие профессиональных работников культуры

Учителя, библиотекари, музейные работники, учёные, писатели, художники, артисты, музыканты

Достижения культуры создаются, сохраняются, распространяются в специализированных учреждениях

Библиотеки, архивы, школы, высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи, выставочные залы; религиозные учреждения


Решаем задания в формате ОГЭ


1. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы.

Б. В основе культуры – творческая деятельность человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры?

А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда.

Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра, красоты.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Наверное, мы не найдём ни одного, даже самого примитивного, человеческого общества, не создавшего свою культуру. (Б)Человек в течение своей жизни преобразовывает самого себя и окружающий мир. (В)Неслучайно по уровню развития культуры оценивают общественный прогресс.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

4. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A)Человек обладает способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружающий мир. (Б)Вряд ли мы найдём хотя бы одно, даже самое примитивное, общество, которое не создало свою культуру. (В)Уровень развития культуры учёные рассматривают в качестве одного из критериев общественного прогресса.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

5. Прочитайте текст и выполните задания.

Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определённым местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек – не оседлый и способен убивать оседлость в других.

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико – оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…

На Земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры…

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

(Д.С. Лихачев)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2) Какое значение для общества имеет сохранение памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два суждения.

3) Как, по мнению автора, природа может помочь человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно?

4) Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? Как, по Вашему мнению, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?

5) Чем вы можете объяснить разрушение в наши дни ряда памятников культуры? (Приведите три объяснения.)

6) Какое участие в сохранении памятников культуры можете принять Вы и Ваши сверстники? (Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажите любые три направления (формы) участия.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!