№ 24 27.11.2019 9 класс ГЕОГРАФИЯ Чернобиль А.В.
Тема: Северо-Запад: хозяйство
Цели урока: Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России.
Определить отрасли специализации экономического района и факторы, обусловившие их размещение по территории.
Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы.
Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Личностные УУД: способствовать развитию познавательного интереса, творческой ак
Задачи:Образовательные: создать образ природно-ресурсного потенциала Северо-Западного районахарактеристику населения района.
Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность
Воспитательные: формировать умения взаимодействовать в паре, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник И. Алексеев. География 9, карта России, видео урок « Северо – Запад. Население и хозяйство» телевизор, карты атласа
Ход урока
1. Орг. момент. ( 1 минута)
2.Актуализация учебных знаний и умений. – Какой район мы начали изучать на прошлом уроке? - Почему он так называется? – Какие субъекты РФ входят в район? - Почему Калининградскую область называют «анклавом»? - Дайте характеристику ЭГП района
(5 минут)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Какое значение для района имеет соседство с Центральным и Северным районом? Какое значение имеет Беломоро-Балтийский и Волго –Балтийский водный путь? Почему СЕВЕРО-ЗАПАД называют «Окном в Европу»? (2 минуты)
3. Изучение нового материала.
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня на уроке мы оценим природно-ресурсный потенциал СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО района и попробуем спрогнозировать, как он отразится на развитии хозяйства района и какие отрасли специализации здесь получили развитие, а также и дадим краткую характеристику населения. Работать мы будем самостоятельно в парах, используя различные источники географической информации. Для этого у вас на партах лежат задания.
ЗАДАНИЕ №1.
Самостоятельная работа учащихся:
1) Изучить карты учебника стр.84-85 “Европейский Северо-Запад России” , карты атласа: (климатическая, растительности, почвенная), текст учебника § 19 (стр.83-86).
1) Оценить природные условия района:
1. Рельеф ______________________________________________________________
2. Климат: а) тип климата_________________________________________________
б) ср. t0 я ____________________, ср. t0 и _____________________________________
в) годовое количество осадков, увлажнение __________________________________
2) Заполнить таблицу:
Природные ресурсы Северо-Западного района
Виды природных ресурсов
Перечень данных природных ресурсов
1. Минеральные
2. Водные
3. Лесные
4. Почвенные
5. Биологические
6. Рекреационные
3) Сделать вывод: ________________________________________________________
Подводим итог:
Как климатические условия влияют на хозяйство района?
КАКИЕ ОТРАСЛИ С/Х БУДУТ НАИБОЛЕЕ РАЗВИТЫ В РАЙОНЕ? (благоприятно для животноводства….
ПОЧЕМУ? - избыточное увлажнение, заливные луга, кормовая база…, но ограничено растениеводство…лето прохладное и короткое, почвы подзолистые, мало плодородные) Равнинный рельеф - удобно для строительства, прокладки дорог, трубопроводов………Заболоченность………затрудняет хозяйственное использование Какими ресурсами район обеспечен достаточно? (водные, лесные, рекреационные) КАКИЕ ОТРАСЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ РАЗВИТИЕ? (лесная и деревообрабатывающая, гидроэнергетика, туризм……) Каких ресурсов недостаточно? Назовите месторождения фосфоритов (г. Кингисеп), горючие сланцы (г. Сланцы), нефелины (г. Тихвин), янтарь (90 % мировых запасов г. Балтийск).
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ НЕДОСТАТКА МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ? (ОБМЕН МНЕНИЯМИ) развитие нематериалоемких отраслей; ввоз сырья и топлива из соседних районов; энергосберегающие технологии; развитие наукоёмких отраслей. (10 минут)
ЗАДАНИЕ №2.
Самостоятельная работа учащихся:
Используя карты атласа (стр.12,13), статистический материал учебника (стр.222), составьте краткую характеристику населения района.
План:
1.Численность, размещение населения района…................................................(карта стр.12).
2. Плотность населения ………………… (рассчитать плотность населения табл.1, стр.222)
3.Уровень урбанизации…………………………… (сравнить с российскими показателями)
4. Городские агломерации, крупные города………………………………………………….
4.Национальный состав…………………………………..…..………………… (стр.13 атласа)
5) Состав Санкт-Петербургской агломерации ………….………………………(картосхема)
7) Миграция населения………………………………………….…………………(обосновать)
8) Трудовые ресурсы, уровень, обеспеченность.
Проверка выполненной работы:
Какие выводы можно сделать в результате выполненной работы?
Население размещено неравномерно (более1/2 в г. Санкт – Петербурге), всего9.2 млн. чел. Плотность 42ч/км2 (как определяли?) Уровень урбанизации самый высокий в России – 86 %(Что это означает? –повторение) Характерны миграции из глубинки, пустеет провинция, приток рабочей силы в г. Санкт – Петербург. С-П - вторая агломерация в стране, в ее составе Гатчина, Павловск, Тосно, Пушкин, Петрокрепость, Колчино……-культурные центры………………………………. Трудовые ресурсы высококвалифицированные. Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма. Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.
Вывод: Природные условия относительно благоприятны. Уникальные рекреационные ресурсы позволяют развивать туризм. (10 минут)
Физминутка (1 минута)
4.Закрепление (тесты на каждой парте).
Выберите правильный ответ
1. В Санкт – Петербургскую агломерацию входят:
а) Петергоф и Гатчина б) Пушкин и Псков в) Великий Новгород и Павловск
2. Урбанизация в Северо – Западном районе составляет:
а) 50% б) 65% в) 86%
3.Плотность населения составляет:
а) 9.2 чел./ кв. км. б) 87чел./ кв. км. в) 40чел./ кв. км.
4.Почвы в Северо – Западном районе:
а) Торфяно-болотные, дерново-подзолистые б) дерново-подзолистые и подзолистые
в) Торфяно-болотные и подзолистые
5. Укажите минеральные ресурсы Северо-Западного района. А). Нефть; Б). Уголь; В) Янтарь; Г). Сланцы; Д). Железные руды; Е). Алюминиевые руды; Ж). Фосфориты; З). Апатиты.
6. Установите соответствие:
Полезные ископаемые Месторождения
1.Янтарь А. Сланцы
2.Фосфориты Б. Тихвин
3.Горючие сланцы В. Балтийск
4.Алюминиевые руды Г. Кингисепп
7. Выберите верные суждения.
А. Северо-Западная Россия - самый маленький регион по населению и площади;(нет)
Б. Население размещено сравнительно равномерно по территории района; (нет)
В. Северо-Западный район удалён от промышленно развитых районов и имеет невыгодное положение внутри страны; (нет)
Г. Северо-Западный район омывают два моря; (нет)
Д. Северо-Западный район имеет выгодное приморское положение; (да)
Е. Северо-Западный недостаточно обеспечен топливными ресурсами (да)
Ж. Самый маленький по площади экономический район (да)
З. На территории Калининградской области добывается 90 % янтаря мира (да)
И. На территории Северо-Западного района расположены Санкт-Петербургский и Калининградский морские порта. (да)
К. В районе самая низкая доля городского населения.
Ответы: 1)-а, 2)-в, 3)-в, 4)-в, 5) в, г, е ж, а. 6) 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б. 7. Д, Е,Ж, З,И. (10 минут)
5. Подведение итогов урока. (Коллективная работа) ( 5 минут)
Природные условия относительно благоприятны для развития хозяйства; Район хорошо обеспечен водными, лесными, рекреационными ресурсами, здесь сосредоточено 90 % янтаря мира, богаты рыбные ресурсы Балтийского моря, но не хватает топливных и других минеральных ресурсов; Северо – Запад хорошо обеспечен трудовыми ресурсами, особенно высококвалифицированными. Район имеет огромный научный и культурный потенциал. Самая высокая в стране урбанизация.
Тетради с выполненной работой собираются (результаты прилагаются).
6.Домашнее задание: 1) изучить § 21; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (1 минута)