СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северо-Запад:хозяйство

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Северо-Запад:хозяйство»

24 27.11.2019 9 класс ГЕОГРАФИЯ Чернобиль А.В.

Тема: Северо-Запад: хозяйство

Цели урока: Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России.

Определить отрасли специализации экономического района и факторы, обусловившие их размещение по территории.

Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы.

Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: способствовать развитию познавательного интереса, творческой ак

Задачи:Образовательные: создать образ природно-ресурсного потенциала Северо-Западного районахарактеристику населения района.

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность

Воспитательные: формировать умения взаимодействовать в паре, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник И. Алексеев. География 9, карта России, видео урок « Северо – Запад. Население и хозяйство» телевизор, карты атласа

Ход урока

1. Орг. момент. ( 1 минута)

2.Актуализация учебных знаний и умений. – Какой район мы начали изучать на прошлом уроке? - Почему он так называется? – Какие субъекты РФ входят в район? - Почему Калининградскую область называют «анклавом»? - Дайте характеристику ЭГП района

(5 минут)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Какое значение для района имеет соседство с Центральным и Северным районом? Какое значение имеет Беломоро-Балтийский и Волго –Балтийский водный путь? Почему СЕВЕРО-ЗАПАД называют «Окном в Европу»? (2 минуты)

3. Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня на уроке мы оценим природно-ресурсный потенциал СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО района и попробуем спрогнозировать, как он отразится на развитии хозяйства района и какие отрасли специализации здесь получили развитие, а также и дадим краткую характеристику населения. Работать мы будем самостоятельно в парах, используя различные источники географической информации. Для этого у вас на партах лежат задания.


ЗАДАНИЕ №1.

Самостоятельная работа учащихся:

1) Изучить карты учебника стр.84-85 “Европейский Северо-Запад России” , карты атласа: (климатическая, растительности, почвенная), текст учебника § 19 (стр.83-86).

1) Оценить природные условия района:

1. Рельеф ______________________________________________________________

2. Климат: а) тип климата_________________________________________________

б) ср. t0 я ____________________, ср. t0 и _____________________________________

в) годовое количество осадков, увлажнение __________________________________


2) Заполнить таблицу:

Природные ресурсы Северо-Западного района

Виды природных ресурсов

Перечень данных природных ресурсов

1. Минеральные

2. Водные

3. Лесные

4. Почвенные

5. Биологические

6. Рекреационные

3) Сделать вывод: ________________________________________________________


Подводим итог:

Как климатические условия влияют на хозяйство района?

КАКИЕ ОТРАСЛИ С/Х БУДУТ НАИБОЛЕЕ РАЗВИТЫ В РАЙОНЕ? (благоприятно для животноводства….

ПОЧЕМУ? - избыточное увлажнение, заливные луга, кормовая база…, но ограничено растениеводство…лето прохладное и короткое, почвы подзолистые, мало плодородные) Равнинный рельеф - удобно для строительства, прокладки дорог, трубопроводов………Заболоченность………затрудняет хозяйственное использование Какими ресурсами район обеспечен достаточно? (водные, лесные, рекреационные) КАКИЕ ОТРАСЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ РАЗВИТИЕ? (лесная и деревообрабатывающая, гидроэнергетика, туризм……) Каких ресурсов недостаточно? Назовите месторождения фосфоритов (г. Кингисеп), горючие сланцы (г. Сланцы), нефелины (г. Тихвин), янтарь (90 % мировых запасов г. Балтийск).

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ НЕДОСТАТКА МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ? (ОБМЕН МНЕНИЯМИ) развитие нематериалоемких отраслей; ввоз сырья и топлива из соседних районов; энергосберегающие технологии; развитие наукоёмких отраслей. (10 минут)


ЗАДАНИЕ №2.

Самостоятельная работа учащихся:

Используя карты атласа (стр.12,13), статистический материал учебника (стр.222), составьте краткую характеристику населения района.

План:

1.Численность, размещение населения района…................................................(карта стр.12).

2. Плотность населения ………………… (рассчитать плотность населения табл.1, стр.222)

3.Уровень урбанизации…………………………… (сравнить с российскими показателями)

4. Городские агломерации, крупные города………………………………………………….

4.Национальный состав…………………………………..…..………………… (стр.13 атласа)

5) Состав Санкт-Петербургской агломерации ………….………………………(картосхема)

7) Миграция населения………………………………………….…………………(обосновать)

8) Трудовые ресурсы, уровень, обеспеченность.


Проверка выполненной работы:

Какие выводы можно сделать в результате выполненной работы?

Население размещено неравномерно (более1/2 в г. Санкт – Петербурге), всего9.2 млн. чел. Плотность 42ч/км2 (как определяли?) Уровень урбанизации самый высокий в России – 86 %(Что это означает? –повторение) Характерны миграции из глубинки, пустеет провинция, приток рабочей силы в г. Санкт – Петербург. С-П - вторая агломерация в стране, в ее составе Гатчина, Павловск, Тосно, Пушкин, Петрокрепость, Колчино……-культурные центры………………………………. Трудовые ресурсы высококвалифицированные. Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма. Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Вывод: Природные условия относительно благоприятны. Уникальные рекреационные ресурсы позволяют развивать туризм. (10 минут)

Физминутка (1 минута)

4.Закрепление (тесты на каждой парте).

Выберите правильный ответ

1. В Санкт – Петербургскую агломерацию входят:

а) Петергоф и Гатчина б) Пушкин и Псков в) Великий Новгород и Павловск

2. Урбанизация в Северо – Западном районе составляет:

а) 50% б) 65% в) 86%

3.Плотность населения составляет:

а) 9.2 чел./ кв. км. б) 87чел./ кв. км. в) 40чел./ кв. км.

4.Почвы в Северо – Западном районе:

а) Торфяно-болотные, дерново-подзолистые б) дерново-подзолистые и подзолистые

в) Торфяно-болотные и подзолистые

5. Укажите минеральные ресурсы Северо-Западного района. А). Нефть; Б). Уголь; В) Янтарь; Г). Сланцы; Д). Железные руды; Е). Алюминиевые руды; Ж). Фосфориты; З). Апатиты.

6. Установите соответствие:

Полезные ископаемые Месторождения

1.Янтарь А. Сланцы

2.Фосфориты Б. Тихвин

3.Горючие сланцы В. Балтийск

4.Алюминиевые руды Г. Кингисепп

7. Выберите верные суждения.

А. Северо-Западная Россия - самый маленький регион по населению и площади;(нет)

Б. Население размещено сравнительно равномерно по территории района; (нет)

В. Северо-Западный район удалён от промышленно развитых районов и имеет невыгодное положение внутри страны; (нет)

Г. Северо-Западный район омывают два моря; (нет)

Д. Северо-Западный район имеет выгодное приморское положение; (да)

Е. Северо-Западный недостаточно обеспечен топливными ресурсами (да)

Ж. Самый маленький по площади экономический район (да)

З. На территории Калининградской области добывается 90 % янтаря мира (да)

И. На территории Северо-Западного района расположены Санкт-Петербургский и Калининградский морские порта. (да)

К. В районе самая низкая доля городского населения.

Ответы: 1)-а, 2)-в, 3)-в, 4)-в, 5) в, г, е ж, а. 6) 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б. 7. Д, Е,Ж, З,И. (10 минут)

5. Подведение итогов урока. (Коллективная работа) ( 5 минут)

Природные условия относительно благоприятны для развития хозяйства; Район хорошо обеспечен водными, лесными, рекреационными ресурсами, здесь сосредоточено 90 % янтаря мира, богаты рыбные ресурсы Балтийского моря, но не хватает топливных и других минеральных ресурсов; Северо – Запад хорошо обеспечен трудовыми ресурсами, особенно высококвалифицированными. Район имеет огромный научный и культурный потенциал. Самая высокая в стране урбанизация.

Тетради с выполненной работой собираются (результаты прилагаются).

6.Домашнее задание: 1) изучить § 21; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (1 минута)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!