Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, средства |
Орг. момент | Проверить готовность учащихся к уроку, создать положительный настрой | -Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Начинается урок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, ноги вместе. Книги, ручки – все на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать И учиться лучше всех. | Приветствуют учителя | Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, презентация, стихотворение Методы: наглядные |
Актуализация знаний и умений | Выполнить речевую разминку с детьми перед началом урока. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации | Начнем наш урок с речевой разминки «Три сороки – Тараторки Тараторили на горке» По моей команде «3-4» начинаем читать: -прочитайте про себя; -прочитай хором шёпотом; -прочитайте хором в полный голос. -Сначала прочитает 1 ряд, затем 2, а потом и 3. -А кто один хочет попробовать? (2-3 человека) | Читают про себя Читают хором шепотом Читают хором в полный голос | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |
Проверка домашнего задания | Проверить у учащихся домашнее задание | -Давайте вспомним какой раздел мы изучаем? -Какие произведения в нем помещены? -Чем стихотворения отличаются от других произведений? -Со стихотворениями какого русского поэта вы познакомились на прошлом уроке? -Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворения «Ворона» наизусть. (3-4 человека). Давайте познакомимся с критериями, при помощи которых будем оценивать тех кто рассказывает стихотворение | Поэтическая тетрадь Стихотворения Стихотворения короткие, рифмованные -Александр Блок Читают стихотворение наизусть | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, речь детей |
Подготовка к первичному восприятию | Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения. Оживить необходимые жизненные впечатления детей. | -Белая береза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром -Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока что не ходит в школу. Кто автор этих строк? -Верно, это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина -Сегодня на уроке прикоснемся к творчеству Есенина. -Итак, ребята, тема нашего урока: Сергей Александрович Есенин «Черемуха» -Давайте с вами поставим задачи на урок. Задачи на урок: Тексты будем мы… Информацию из текста… Точку зрения… На вопросы… Новое для себя… И, конечно, без сомненья, Речь при этом… Слова – подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. Работа над новым материалом: Знакомство с биографией автора. Рассказ учителя. -Родился Сергей Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трех лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала много песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Еще в раннем детстве Есенин полюбил родную русскую природу – он чувствовать себя частью этой природы и воспевал ее в своих стихах. Стихи Сергея полны звуков, запахов, красок. Раздается «белый перезвон берез», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом. -Ребята, что вы узнали об авторе? А может уже и раньше что-то знали? -Ребята, а кто из вас знает это дерево? В каком месяце цветет это дерево? (в конце апреля – начало мая) Поднимите руку кто видел как цветет черемуха? -Итак, сегодня научимся выразительно читать стихотворение; будем находить в нем образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение. | Сергей Есенин | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |
Первичное восприятие | Познакомить учащихся с произведением; Обеспечить эмоциональное восприятие, возникновение интереса к произведению. | Знакомство с произведением (аудиозапись) -Давайте откроем учебник на странице 55. Сейчас мы будем слушать стихотворение «черемуха». Во время прослушивания стихотворения следите за текстом пальчиком и карандашиком по учебнику и помечайте непонятные слова. | Слушают произведение | Средство: аудио учителя |
Проверка первичного восприятия | Дать возможность поделиться впечатлениями; Выявить качество самостоятельного восприятия текста; Скорректировать дальнейший анализ произведения | -Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Почему автор так назвал стихотворение? Какую картину вы представили? | Отвечают на вопросы учителя | Форма: фронтальная Средства: беседа Методы: наглядные |
Постановка учебной задачи | Мотивировать к перечитыванию произведения; Вызвать потребность в аналитической работе | Итак, ребята перед чтением давайте узнаем значение трудных слов. Посмотрите на доску. Словарная работа. Объясните значение слов и выражений. ДУШИСТАЯ – сильный приятный запах ЗОЛОТИСТЫЕ – блестяще-желтый отлив цвета МЕДВяНАЯ (РОСА) - липкая сладкая жидкость, встречающаяся на листьях растений ПРЯНЫЙ - острый и ароматный вкус ПРОТаЛИНКИ - место, где стаял снег и открылась земля ГРЕМУЧИЙ - звонко шумящий, производящий шум ВКРаДЧИВО – стараясь вызвать доверие, расположить к себе КРуЧА – крутой спуск, обрыв (картинка) -Итак, ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. ФИЗМИНТУКА Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. -Ребята, сегодня на уроке мы должны научиться читать стихотворение, передавая те чувства, которые в нем заложены автором, но перед этим предлагаю вам прочитать стихотворение про себя. Итак, начинаем | Объясняют значение слов и выражений Читают стихотворение про себя | Форма: фронтальная Методы: наглядные, практические Средства: беседа |
Анализ произведения | Обеспечить более внимательное перечитывание текста Формировать умение анализировать текст | -А теперь предлагаю прочитать из стихотворения только первое четверостишие. Кто желает? Расскажите, какую картину вы бы нарисовали к этим строкам? В каких красках вы представили черемуху? -Кто желает прочитать второе четверостишие? А какую картину вы представили в этих строках? Что окружает черемуху вокруг? -Теперь предлагаю прочитать третье четверостишие. Кто желает? Что же нового мы узнали из этих строк? Каким был ручей? -Прочитаем четвертое четверостишие. Кто желает? Какую картину вы представили после этих строчек? -И последнее четверостишие. Кто желает прочитать? Что вы представили после прочтения последнего четверостишия? -А теперь посмотрим, какие изобразительные средства использовал Есенин в своем стихотворении. Ребята, а какие выразительные средства знаете вы? -Ребята, а вы знаете, что такое эпитет? Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Чаще всего это словосочетание из существительного и прилагательного. -Давайте вместе найдем эпитеты и назовем их. (черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею) -Давайте сделаем вывод, зачем автор употребляет эпитеты в стихотворении (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной) -Кроме эпитетов автор еще использует сравнение. Вспомним, что такое сравнение: Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. -Найдите в тексте, что с чем сравнивает Есенин (И ветки золотистые, Что кудри, завила.) -Кроме эпитетов и сравнений, что еще вы знаете из средств выразительности? Давайте вспомним, что такое олицетворение: Олицетворение – перенос свойств живого предмета на неживые предметы. -Найдем в тексте олицетворения (черемуха завила, роса сползает, ручей бежит, черемуха стоит, зелень горит, ручей поет) -Ребята, как думаете, в каком темпе нужно прочитать это стихотворение? С каким чувством? | Читают стихотворение по четверостишиям Отвечают на вопросы Отвечают на во Маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце) Олицетворение | |
Обобщение | Обобщить результат анализа произведения; Обеспечить более глубокое, целостное восприятие произведения. | -Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас почитаем в парах. Первый ученик – о черёмухе, а второй ученик – о ручье. Итак, ребята, начинаем. -Ребята, кто хочет прочитать это стихотворение выразительно для всего класса в паре? (4-6 человека) | Слушают учителя Читают стихотворение выразительно | Форма: фронтальная Методы: наглядные Средства: речь учителяя |
Итог урока. Рефлексия | Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели. | С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор данного произведения? Домашнее задание: повторить весь раздел «Поэтическая тетрадь» Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам самим подвести итог нашего урока и оценить свою деятельность. «Говорящие рисунки» Если ты активно работал на уроке и можешь себя похвалить, то рисуй улыбку. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй спокойную улыбку. Если ты мало принимал участие в уроке, многое не получалось, то рисуй грустную улыбку Урок окончен! | Черемуха Сергей Есенин Записывают домашнее задание Оценивают работу на уроке | Форма: фронтальная Методы: наглядные Средства: речь учителя |