СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сергей Есенин "Черемуха"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сергей Есенин "Черемуха"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Кропотова Дарья Сергеевна

ПНК-3Б







Технологическая карта урока по литературному чтению



Место проведения: МБОУ «Средняя школа № 12»

Дата проведения: 21.02.2023



Учитель: Белова Л.В

Методист: Политова М.В





Дзержинск – 2023

Класс: 3

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема урока: Сергей Есенин «Черемуха»

Цель: формирование навыков выразительного чтения стихотворений через знакомство с произведением Сергея Есенина «Черемуха»

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с произведением «Черемуха»

  • способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова;

  • научить находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей, навык выразительного чтения

  • развивать мышление учащихся посредством анализа работы над стихотворением «Черемуха»

  • развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы посредством беседы с учителем

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся осознание того, что прочитали;

  • воспитывать в себе лучшие нравственные качества: доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпимость


Планируемые результаты:

Предметные:

  • знают содержание стихотворения «Черемуха»

  • определяют стихотворения как жанр литературы

  • находят в стихотворениях яркие, образные слова и выражения

Метапредметные:

КУУД: корректно и аргументированно высказывают свою точку зрения

ПУУД: умеют обобщать и делать выводы

РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в собственной деятельности во время урока

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению

  • умеют эмоционально «проживать» стихотворения, выражать свои эмоции, понимать других людей, сочувствовать, сопереживать

Оборудование: ТСО, тетрадь учащихся, учебник, презентация к уроку

План урока:

  • Орг. Момент – 1 минута

  • Актуализация знаний и умений – 2 минуты

  • Проверка домашнего задания- 5 минут

  • Подготовка к первичному восприятию –5 минут

  • Первичное восприятие – 2 минуты

  • Проверка первичного восприятия – 4 минуты

  • Постановка учебной задачи – 3 минуты

  • Анализ произведения – 10 минуты

  • Обобщение - 10 минут

  • Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание – 3 минуты





Ход урока:

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, средства

Орг. момент

Проверить готовность учащихся к уроку, создать положительный настрой


-Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Начинается урок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – все на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

Приветствуют учителя

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, презентация, стихотворение

Методы: наглядные

Актуализация знаний и умений

Выполнить речевую разминку с детьми перед началом урока.

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации


Начнем наш урок с речевой разминки

«Три сороки – Тараторки

Тараторили на горке»

По моей команде «3-4» начинаем читать:

-прочитайте про себя;

-прочитай хором шёпотом;

-прочитайте хором в полный голос.

-Сначала прочитает 1 ряд, затем 2, а потом и 3.

-А кто один хочет попробовать? (2-3 человека)




Читают про себя

Читают хором шепотом

Читают хором в полный голос



Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

Методы: наглядные

Проверка домашнего задания

Проверить у учащихся домашнее задание





-Давайте вспомним какой раздел мы изучаем?

-Какие произведения в нем помещены?

-Чем стихотворения отличаются от других произведений?

-Со стихотворениями какого русского поэта вы познакомились на прошлом уроке?

-Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворения «Ворона» наизусть. (3-4 человека). Давайте познакомимся с критериями, при помощи которых будем оценивать тех кто рассказывает стихотворение

Поэтическая тетрадь

Стихотворения

Стихотворения короткие, рифмованные


-Александр Блок



Читают стихотворение наизусть

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, речь детей

Подготовка к первичному восприятию

Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения. Оживить необходимые жизненные впечатления детей.















-Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром

-Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока что не ходит в школу. Кто автор этих строк?

-Верно, это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина

-Сегодня на уроке прикоснемся к творчеству Есенина.

-Итак, ребята, тема нашего урока: Сергей Александрович Есенин «Черемуха»

-Давайте с вами поставим задачи на урок.

Задачи на урок:

Тексты будем мы…

Информацию из текста…

Точку зрения…

На вопросы…

Новое для себя…

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом…

Слова – подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

Работа над новым материалом:

Знакомство с биографией автора. Рассказ учителя.

-Родился Сергей Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трех лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала много песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Еще в раннем детстве Есенин полюбил родную русскую природу – он чувствовать себя частью этой природы и воспевал ее в своих стихах. Стихи Сергея полны звуков, запахов, красок. Раздается «белый перезвон берез», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

-Ребята, что вы узнали об авторе? А может уже и раньше что-то знали?

-Ребята, а кто из вас знает это дерево? В каком месяце цветет это дерево? (в конце апреля – начало мая) Поднимите руку кто видел как цветет черемуха?

-Итак, сегодня научимся выразительно читать стихотворение; будем находить в нем образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение.





Сергей Есенин

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

Методы: наглядные

Первичное восприятие

Познакомить учащихся с произведением; Обеспечить эмоциональное восприятие, возникновение интереса к произведению.

Знакомство с произведением (аудиозапись)

-Давайте откроем учебник на странице 55.

Сейчас мы будем слушать стихотворение «черемуха». Во время прослушивания стихотворения следите за текстом пальчиком и карандашиком по учебнику и помечайте непонятные слова.

Слушают произведение

Средство: аудио учителя

Проверка первичного восприятия

Дать возможность поделиться впечатлениями;

Выявить качество самостоятельного восприятия текста; Скорректировать дальнейший анализ произведения

-Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Почему автор так назвал стихотворение? Какую картину вы представили?

Отвечают на вопросы учителя

Форма: фронтальная

Средства: беседа

Методы: наглядные

Постановка учебной задачи

Мотивировать к перечитыванию произведения;

Вызвать потребность в аналитической работе

Итак, ребята перед чтением давайте узнаем значение трудных слов. Посмотрите на доску.

Словарная работа.

Объясните значение слов и выражений.

ДУШИСТАЯ – сильный приятный запах

ЗОЛОТИСТЫЕ – блестяще-желтый отлив цвета

МЕДВяНАЯ (РОСА) - липкая сладкая жидкость, встречающаяся на листьях растений

ПРЯНЫЙ - острый и ароматный вкус

ПРОТаЛИНКИ - место, где стаял снег и открылась земля

ГРЕМУЧИЙ - звонко шумящий, производящий шум

ВКРаДЧИВО – стараясь вызвать доверие, расположить к себе

КРуЧА – крутой спуск, обрыв (картинка)

-Итак, ребята, предлагаю вам немного отдохнуть.

ФИЗМИНТУКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

-Ребята, сегодня на уроке мы должны научиться читать стихотворение, передавая те чувства, которые в нем заложены автором, но перед этим предлагаю вам прочитать стихотворение про себя. Итак, начинаем

Объясняют значение слов и выражений


























Читают стихотворение про себя

Форма: фронтальная

Методы: наглядные, практические

Средства: беседа

Анализ произведения

Обеспечить более внимательное перечитывание текста

Формировать умение анализировать текст

-А теперь предлагаю прочитать из стихотворения только первое четверостишие. Кто желает? Расскажите, какую картину вы бы нарисовали к этим строкам? В каких красках вы представили черемуху?

-Кто желает прочитать второе четверостишие? А какую картину вы представили в этих строках? Что окружает черемуху вокруг?

-Теперь предлагаю прочитать третье четверостишие. Кто желает? Что же нового мы узнали из этих строк? Каким был ручей?

-Прочитаем четвертое четверостишие. Кто желает? Какую картину вы представили после этих строчек?

-И последнее четверостишие. Кто желает прочитать? Что вы представили после прочтения последнего четверостишия?

-А теперь посмотрим, какие изобразительные средства использовал Есенин в своем стихотворении. Ребята, а какие выразительные средства знаете вы?

-Ребята, а вы знаете, что такое эпитет?

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Чаще всего это словосочетание из существительного и прилагательного.

-Давайте вместе найдем эпитеты и назовем их. (черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею)

-Давайте сделаем вывод, зачем автор употребляет эпитеты в стихотворении (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной)






  • -Кроме эпитетов автор еще использует сравнение. Вспомним, что такое сравнение:

  • Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

  • -Найдите в тексте, что с чем сравнивает Есенин (И ветки золотистые,
    Что кудри, завила.)
    -Кроме эпитетов и сравнений, что еще вы знаете из средств выразительности?

  • Давайте вспомним, что такое олицетворение:

  • Олицетворение – перенос свойств живого предмета на неживые предметы.

  • -Найдем в тексте олицетворения (черемуха завила, роса сползает, ручей бежит, черемуха стоит, зелень горит, ручей поет)

-Ребята, как думаете, в каком темпе нужно прочитать это стихотворение? С каким чувством?

Читают стихотворение по четверостишиям

Отвечают на вопросы






























Отвечают на во



Маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)










Олицетворение









Обобщение

Обобщить результат анализа произведения;

Обеспечить более глубокое, целостное восприятие произведения.

-Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас почитаем в парах. Первый ученик – о черёмухе, а второй ученик – о ручье. Итак, ребята, начинаем.

-Ребята, кто хочет прочитать это стихотворение выразительно для всего класса в паре? (4-6 человека)

Слушают учителя









Читают стихотворение выразительно

Форма: фронтальная

Методы: наглядные

Средства: речь учителяя

Итог урока. Рефлексия

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели.

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Кто автор данного произведения?

Домашнее задание: повторить весь раздел «Поэтическая тетрадь»

Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам самим подвести итог нашего урока и оценить свою деятельность. 


«Говорящие рисунки»

Если ты активно работал на уроке и можешь себя похвалить, то рисуй улыбку.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй спокойную улыбку.

Если ты мало принимал участие в уроке, многое не получалось, то рисуй грустную улыбку

Урок окончен!

Черемуха


Сергей Есенин

Записывают домашнее задание








Оценивают работу на уроке

Форма: фронтальная


Методы: наглядные


Средства: речь учителя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!