СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сердечно-сосудистая система человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сердечно-сосудистая система человека»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХОЛМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











КОНСПЕКТ УРОКА

ПЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ

КЛАСС: 8-А

ТЕМА: «Органы кровообращения. Строение и работа сердца»









Хатипова Ленара Эскендеровна

учитель биологии





с. Холмовка, 2022 год

Класс 8-А № урока: 19 Дата проведения: 14.11.2022

Тема урока: «Органы кровообращения. Строение и работа сердца»

Цель урока: познакомить обучающихся с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца и кровеносных сосудов.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; обращать внимание на ведение здорового питания в своей жизни, желание вести здоровый образ жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; осознавать успешность при изучении темы.

 Метапредметные.

Познавательные УУД: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, строить логическое рассуждение, извлекать информацию из различных источников;

Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства для представления вывода.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.

Предметные:  изучить особенности строения сердечно - сосудистой системы. Рассмотреть особенности строения кровеносных сосудов и сердца. Познакомиться с понятиями «малый круг кровообращения» и « большой круг кровообращения».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методические приемы: чтение текста, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями,, работа в парах, самостоятельная работа с текстом, пояснение учителя.

Оборудование: учебник - Биология. 8 класс Линия жизни: учеб /В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. М.: Просвещение, 2019.; тетрадь; раздаточный материал (карточки с изображениями кровеносных сосудов, карточки с кроссвордом).

Ход урока

  1. Организационный момент……………………………………………...…………………. (2 мин.)

Приветствие. Отметить присутствие учащихся на уроке и готовность учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого занятия…………………………………………………………………………………………...(8 мин.)

  • Ребята, какой большой блок в изучении биологии человека мы с вами начали изучать?

Предполагаемый ответ учащихся: Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение.

  • Что вы понимаете под понятием «внутренняя среда организма»?

Предполагаемый ответ учащихся: Внутренняя среда организма — это кровь, лимфа и жидкость, заполняющая промежутки между клетками и тканями.

  • Скажите ребята, к какому виду ткани относится кровь?

Предполагаемый ответ учащихся: это разновидность соединительной ткани

  • Вспомним состав крови

Один учащийся у доски кратко изображает схему состав крови

  • Что такое иммунитет?

Предполагаемый ответ учащихся: Это способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов.

  • Что такое антитела?

Предполагаемый ответ учащихся: Антитела представляют собой белки иммуноглобулины.

  • Какой ответ правильный? Пример формирования искусственного иммунитета:

1)сыворотка, вакцинация, прививка

2)сыворотка, генная инженерия, вакцинация

3)вакцинация, анабиоз, сыворотка

4)анабиоз, симбиоз, вакцинация

Предполагаемый ответ учащихся: сыворотка, вакцинация, прививка

  • Человек, с какой группой крови является универсальным донором?

Предполагаемый ответ учащихся: С первой группой крови

  • Естественный иммунитет может быть:

1) врожденный и приобретенный

2) активный и пассивный

3) врожденный и активный

Предполагаемый ответ учащихся: врожденный и приобретенный



  1. Актуализация новой темы. Целеполагание………………………………………………....(2 мин)

Ребята, как вы думаете, о каком органе нашего организма сегодня пойдет речь? Это орган конусообразной формы, полый, мышечный, с развитыми мышечными стенками.

Предполагаемый ответ учащихся: сердце

Конечно, это сердце!

Сегодня мы с вами начинаем изучать одну из интереснейших тем в курсе биологии человека. Сердечно-сосудистая или кровеносная система человека. Актуальность данной темы состоит в том, что сердечно - сосудистая система – это одна из важнейших систем органов. Без знания строения данной системы, функционирования данной системы невозможно изучение анатомии. Это система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека.

Запишем тему урока в тетрадь.

  1. Изучение нового материала………………………………………………………...………..(18 мин.)

Откроем учебник на стр. 76. Обратите внимание на два основных рисунка в параграфе. Учащиеся, смотря на рисунки, сами пробуют дать определение сердечно - сосудистой системе. Вместе с учениками формулируется определение и записывается в тетрадь.

Сердечно – сосудистая система – это система, состоящая из сердца (главный орган данной системы) и кровеносных сосудов.

Для начала рассмотрим разновидность кровеносных сосудов.

На слайде и на столах у учащихся раздаточный материал с изображением сосудов.

Запишем:

Кровеносные сосуды – это трубочки, переносящие кровь по организму. Они бывают трех видов.

Артерии – сосуды, которые переносят обогащенную кислородом кровь от сердца ко всем рабочим органам.

Вены – сосуды, которые несут бедную кислородом кровь от органов к сердцу.

Капилляры – мелкие сосуды, состоящие из одного слоя клеток, которые несут кровь к клеткам и тканям.

Учащиеся подробно рассматривают изображения всех сосудов.

Далее рассказ учителя о строении сердца. Учащиеся параллельно рассматривают рисунок на стр. 76 и вместе с учителем записывают строение сердца (Сердце состоит из 4-х камер(2 предсердия и 2 желудочка), между ними полулунные клапаны). Учитель вместе с учениками рассматривают и записывают все сосуды, впадающие в сердце (аорта, полые вены, легочные вены и т д.).

Ребята, обращаю ваше внимание на рисунок (стр.81).

Что же такое круги кровообращения? Несколько минут учащиеся вычитывают из пункта, что такое круги кровообращения. Вместе с учителем формируется понятие и записывается в тетрадь.

Кровообращение человека — замкнутый сосудистый путь, обеспечивающий непрерывный ток крови, несущий клеткам кислород и питание, уносящий углекислый газ и продукты метаболизма.

В организме человека имеется два круга кровообращения (малый и большой). Обратите внимание на рисунок.

Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Первая группа ребят читает информацию о малом круге кровообращения, вторая группа - о большом.

Малый круг кровообращения (легочный) – это путь крови от правого желудочка, через легкие в левое предсердие.

По малому кругу кровообращения венозная кровь течет от правого желудочка сердца через легочную артерию в густую сеть капилляров, оплетающих легочные пузырьки, где кровь насыщается кислородом, далее артериальная кровь течет по легочным венам в левое предсердие. В малом круге кровообращения артериальная кровь течет по венам, венозная — по артериям! Начинается в правом желудочке и оканчивается в левом предсердии. Из правого желудочка выходит легочный ствол, несущий венозную кровь в легкие. Здесь легочные артерии распа­даются на сосуды более мелкого диаметра, переходящие в капилляры. Кровь, насыщенная кислородом, оттекает по четырем легочным венам в левое предсердие.

Большой круг кровообращения - это путь крови от левого желудочка, через все органы до правого предсердия.

По большому кругу кровообращения артериальная (насыщенная кислородом) кровь течет от левого желудочка сердца через аорту, далее по артериям, артериальным капиллярам ко всем органам; от органов венозная кровь (насыщенная углекислым газом) течет по венозным капиллярам в вены, оттуда через верхнюю полую вену (от головы, шеи и рук) и нижнюю полую вену (от туловища и ног) в правое предсердие.

Оба круга кровообращения учащиеся рассматривают на картинке в учебнике и на слайде.

  1. Закрепление………………………………………………………………….(10 мин.)

Для того, чтобы закрепить изученный материал, предлагаю вам решить кроссворд. Разделитесь по парам (у каждой пары на столах распечатан лист с изображением кроссворда и вопросами к нему). На выполнение задания у вас 10 минут.

Параллельно на доске продублирован этот же кроссворд. После того как пары заканчивают, совместно разбирается кроссворд







3









1






2








1



С 2










3

Е













Р





4



Д












Ц






5

Е













По вертикали:

  1. Как называется перегородка между предсердием и желудочком

  2. Сосуды, которые несут насыщенную кислородом кровь к органам

  3. Мелкие сосуды, состоящие из одного слоя клеток



По горизонтали:

  1. Кровь, ненасыщенная кислородом

  2. Трубочки, переносящие кровь по всему организму

  3. Нижний отдел сердца

  4. Верхний отдел сердца

  5. Второе название малого круга кровообращения



Заключение. На заключительном этапе урока быстро повторяются основные ключевые моменты урока (в форме краткого опроса)…………………………………………………….(3 мин.)



Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 17 на стр.76-79.

  • Ответить на вопросы 4,6 в конце параграфа (письменно).

  • *Подготовить сообщения по теме: «Эволюция кровеносной системы животных»





Подведение итогов урока. Выставление оценок…………………………………………..(2 мин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!