СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорные и моторные игры как средство коррекции и развития познавательной деятельности старших дошкольников имеющих интеллектуальные нарушения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей коррекционного дошкольного обучения и воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями является обеспечение максимально возможного уровня физического, познавательного развития как основы для успешного обучения в школе.

Перцептивные действия у умственно отсталых детей начинают формироваться в дошкольном возрасте. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, игрушкам возникают и простейшие представления об их свойствах и отношениях. В этом плане переломным годом для умственно отсталого ребенка является пятый и шестой год - дети уже могут делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине);

Сенсорные игры являются важным компонентом развития ребенка с интеллектуальными нарушениями. Развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира – составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности.

Основная задача сенсорных игр заключается в развитии предпосылок к поисково-ориентировочным действиям (метод проб, примеривание, зрительно-моторная ориентация); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов с опорой на деятельность детей и те образы восприятия, которые у них уже сформировались.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно научить ребенка выполнять игровые действия по словесной инструкции начиная от выполнения одного действия до выполнения серии игровых действия по инструкции педагога и по собственному представлению.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорные и моторные игры как средство коррекции и развития познавательной деятельности старших дошкольников имеющих интеллектуальные нарушения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида»





















Составитель: Педагог - психолог

Карандина Елена Александровна


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность

  2. Цель, задачи проекта

  3. Этапы реализации проекта

  4. Модульное планирование деятельности по формированию и развитию познавательных процессов дошкольников имеющих интеллектуальную недостаточность через дидактические и моторные игры.

  5. Список литературы








    1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Основной задачей коррекционного дошкольного обучения и воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями является обеспечение максимально возможного уровня физического, познавательного развития как основы для успешного обучения в школе.

Перцептивные действия у умственно отсталых детей начинают формироваться в дошкольном возрасте. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, игрушкам возникают и простейшие представления об их свойствах и отношениях. В этом плане переломным годом для умственно отсталого ребенка является пятый и шестой год - дети уже могут делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине);

Сенсорные игры являются важным компонентом развития ребенка с интеллектуальными нарушениями. Развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира – составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности.

Основная задача сенсорных игр заключается в развитии предпосылок к поисково-ориентировочным действиям (метод проб, примеривание, зрительно-моторная ориентация); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов с опорой на деятельность детей и те образы восприятия, которые у них уже сформировались.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно научить ребенка выполнять игровые действия по словесной инструкции начиная от выполнения одного действия до выполнения серии игровых действия по инструкции педагога и по собственному представлению.

    1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

Ребенок имеющий интеллектуальные нарушения с первых дней своей жизни значительно отличается от сверстников с условной нормой развития. Это отставание в развитии проявляется в том, что дети с интеллектуальными нарушениями значительно позднее по времени начинают держать головку, долгое время не сидят, поздно начинают ходить и ползать. Такая задержка развития может захватывать большой период времени, даже на втором году жизни ребенок может испытывать значительные трудности в ползании и ходьбе. У всех детей с умственной отсталостью отсутствует, либо находится на очень низком уровне познавательный интерес к окружающему предметному миру. Для таких детей характерна слабая реакция на внешние раздражители. У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируются зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов (большие и маленькие предметы нормально развивающиеся дети хватают по- разному, в зависимости от формы), а также выделение предметов из ряда других.

По развитости моторных функций Г. А. Волкова выделила 4 группы детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста:

Для первой группы характерно нарушение темпа и ритма движений, взаимодействия с коллективом сверстников, в свою очередь внимание и активность ребенка находятся наравне со сверстниками. Присутствующие нарушения моторного развития при правильной коррекционной работе становятся незначительными за непродолжительный период времени.

Вторая группа характеризуется отсутствием таких физических качеств как ловкость и быстрота. Темп выполнения движений замедлен, внимание неустойчивое, для появления активности необходимо время. Работа по развитию двигательных функций почти не дает результатов. В данной группе, как правило, присутствует легкое отставание в моторном развитии.

Характерным для третьей группы является сильная заторможенность, вытянутые руки, пальцы разведены в стороны, либо сжаты в кулак, движения шеи и плеч характеризуются сильной заторможенностью, не происходит сгибания при движении руками. Для данной группы детей будет приемлемой как групповая, так и индивидуальная работа. Дети долго выполняют данную им работу, проявление эмоций очень скудное. Ребенок, относящийся к третьей группы, предпочитает одиночество, очень любит играть отдельно от сверстников.

Дети, относящиеся к четвертой группе, легко возбудимы, для них характерно выполнение большого количества посторонних движений, которые выполняются в быстром темпе. Ребенку сложно поддерживать спокойное положение. При взаимодействии со сверстниками в игровой деятельности, ребенок не ждет своей очереди, стараются выполнить как можно большому количеству выполненных движений, высокое мышечное напряжение. Ребенок очень эмоционально реагирует на игру, ребенок старается все сделать за других участников игры, ребенок не соблюдает правил, проявляют агрессию по отношению к другим участникам игровой деятельности. В игре ребенок стремится принять лидирующее положение. Коррекционная работа требует больших временных затрат, динамика чаще всего очень слабая.


Очень часто нарушения моторного развития находятся в тесной взаимосвязи с нарушениями внимания, повышенной возбудимостью или же наоборот заторможенностью. В целом двигательная система оказывает существенное воздействие на весь организм ребенка.


      1. Полноты и вариативности обучения;

      2. Доступности обучения;

      3. Сознательности обучения;

      4. Системности;

      5. Доступности содержания детям;

      6. Возрастной адресности;

      7. Координации деятельности педагогов.

      8. Преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями, посредством применения специальных методов, средств воспитания и обучения.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом:

  • сложности структуры дефекта.

  • закономерности развития ребенка в норме развития и ребенка с нарушениями.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  1. Действия по образцу.

  2. Выбор по образцу.

  3. Действия по подражанию.

  4. «Жестовая» инструкция.

  5. Совместные действия взрослого и ребенка.




Коррекционно- развивающие занятия могут проводиться в виде игры с дидактическими игрушками, дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами. Занятие может проводиться в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятие и воспроизведение свойств изображаемых предметов. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом, настольными играми. Выполнение игровых интерактивных упражнений предусматривает индивидуальные особенности развития и медицинские показания.






Моторные




Сенсорные

Игры на развитие мелкой

мотории Игры на

развитие общей моторики

Игры на

развитие координации движений


Дидактические "STEM"

технологии


Интерактивные






УМК "Первые шаги в математику"

Игры в формате "offline"

Игры в формате "online"

  1. Практико-ориентированный.

  2. Игровой.

  3. Долгосрочный.

  1. Дети старшего дошкольного возраста имеющие интеллектуальную недостаточность (5-7 лет).


  2. Воспитатель, родители (законные представители).

  3. Педагог - психолог

2024 – 2025 учебный год






  1. Мотивационно - целевой

  1. этап подготовительный: срок реализации: сентябрь 2024года. Разработка проекта, подбор дидактических и методических материалов

  1. Практико – ориентированный
  1. этап основной: срок реализации: октябрь – апрель 20224 – 2025 учебного года.

Реализация плана проекта, обучающая коррекционная работа с детьми, сотрудничество с семьями воспитанников.

  1. Аналитико – рефлексивный
  1. этап заключительный: срок реализации: май 2025 года.

Анализ эффективности реализации проектной деятельности и определение перспектив. Презентация результатов проекта педагогическому сообществу.


    • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

    • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;

    • Санитарные правила и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;

с локальными документами

      • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 комбинированного вида» г. Каменска – Уральского;

      • Рабочей программой воспитания Детского сада №12.





Создание оптимальных условий для формирования и развития у дошкольников с интеллектуальными нарушениями познавательной деятельности средствами сенсорных и моторных игр.


  1. Изучить в педагогической и психологической литературе методические особенности формирования моторики и сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью;

  2. Формирование и развитие произвольности внимания в процессе игры;

  3. Формирование и развитие длительности активной и познавательной деятельности;

  4. Формирование мотивации к самостоятельной игровой деятельности, поисковых способов ориентировки при выполнении игровых заданий, а на этой основе создание интереса к свойствам и отношениям предметов;

  1. Обеспечить постепенный, поэтапный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (форма, цвет, размер, целостное восприятия предмета);

  2. Разработать систему занятий по сенсорному и моторному развитию;

  3. Систематизировать и обновить методический и дидактический кейс педагога.




НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Привлечение внимания к сенсорному признаку, который должен быть усвоен.

а) учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек) : игры «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался

мишка», «Найди колокольчик», «Где твой домик».

б) научить пользоваться методом проб: «Прокати шарик», «Спрячь игрушку».

в) узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке».

г) сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в домике», «Привяжи ленточку к шарику».

ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения показать ребенку и назвать перцептивное действие. Затем предложить детям все это повторить. Самое главное

- организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.

ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ - формирование представлений об эталонах. Формировать зрительную установку на цвет, форму, величину. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома треугольная и т. д.).

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков (группировка

предметов по признаку, выделение признака самостоятельно).















№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Отрабатываемые понятия и практические умения

Коррекционно- воспитательная работа

1

Величина

4ч.

Умение:


Формирование сенсорных эталонов. Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного

восприятия. Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно- моторной координации, ориентировки в

форме, величине, цвете. Восприятие, различение, соотнесение и запоминание цвета параллельно с усвоением изобразительных навыков. Развитие слуховых ориентировочных реакций.

Формирование ориентировки на свойство и качества предметов через тактильное

восприятие.




-формировать ориентировку на величину;




-учить по слову и тактильно выделять один – два предмета по величине: большой –




маленький, затем средний и самый маленький и т.д.

2

Форма

4ч.

Умение:




– выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (один – два предмета из двух – трех) и




называть их по слову, отвечать на вопросы;




-пользоваться методом проб при решении сенсорных задач:




-опускать различные формы в прорези;




-выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки»; «давай




построим башни», «выбери все крыши»;




-доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши);

3

Цвет.

4ч.

Умение:




-выделять основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий);




-называть цвет в соотнесении с разными предметами: солнышко – желтое, цыпленок –




желтый и т.д.;




.

4

Целостное

6ч.

Умение:


восприятие


–собирать сборно – разборные игрушки из двух – четырех – шести частей (машинку,




пирамидку, матрешку)

5

Слуховое

6ч.

Умение:


восприятие


-ориентироваться на звук в знакомо пространстве: что звучит? (колокольчик, барабан и




др.);




-различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»




-различать животных и птиц по звукоподражанию: « Кто кричит?» (овечка, свинья,




кукушка, ворона, воробей), подобрать соответствующую игрушку, картинку

6

Тактильно-

6ч.

Умение:


двигательн


–различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты);


ое


–ориентироваться и распознавать вес, фактуру, температуру предметов (твердый - мягкий,


восприятие


холодный - теплый, колючий - гладкий, легкий - тяжелый).


  1. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста в психофизическими нарушениями.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

  3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

  4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом.

  5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.

  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста.

  7. Малер А.М. Ребёнок с ограниченными возможностями.

  8. Гаврилушкина О.П., Соколова НД. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.

  9. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью.

  10. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!