СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенина Н.А. ЕГЭ по русскому языку: результаты 2022 года и изменения в новом учебном году

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация об итогах ЕГЭ прошлого года и изменениях в заданиях КИМа 2023 года и оценивании

Просмотр содержимого документа
«Сенина Н.А. ЕГЭ по русскому языку: результаты 2022 года и изменения в новом учебном году»

Наталья Аркадьевна Сенина, кандидат филологических наук,  доцент, руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион»

Наталья Аркадьевна Сенина, кандидат филологических наук,  доцент, руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион»

Причины изменений КИМ ЕГЭ Изменения КИМ ЕГЭ связаны с поэтапным переходом к оцениванию достижений ФГОС . Изменения связаны с необходимостью улучшения качества отдельных заданий . Изменения связаны с необходимостью улучшения дифференцирующей способности КИМ . (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Причины изменений КИМ ЕГЭ

  • Изменения КИМ ЕГЭ связаны с поэтапным переходом к оцениванию достижений ФГОС .
  • Изменения связаны с необходимостью улучшения качества отдельных заданий .
  • Изменения связаны с необходимостью улучшения дифференцирующей способности КИМ .

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Распределение первичных баллов участников ЕГЭ 2022 г. (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Распределение первичных баллов участников ЕГЭ 2022 г.

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Важнейшие направления развития КИМ ЕГЭ учет относительной однозначности  понимания того или иного языкового явления в лингвистической науке ;  учет относительной однозначности  трактовки тех или иных языковых фактов общеизвестными словарями, справочниками, иными официальными источниками; учет достаточности (полноты и всесторонности) представления выносимых на контроль тем в учебниках по русскому языку, входящих в Федеральный перечень .  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Важнейшие направления развития КИМ ЕГЭ

  • учет относительной однозначности понимания того или иного языкового явления в лингвистической науке ;
  • учет относительной однозначности трактовки тех или иных языковых фактов общеизвестными словарями, справочниками, иными официальными источниками;
  • учет достаточности (полноты и всесторонности) представления выносимых на контроль тем в учебниках по русскому языку, входящих в Федеральный перечень .

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Причины изменений КИМ ЕГЭ В январе 2021 года была опубликована перспективная модель КИМ. Обновление экзаменационных моделей ЕГЭ планируется проводить поэтапно, на протяжении нескольких лет, начиная с 2022 года. (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Причины изменений КИМ ЕГЭ

В январе 2021 года была опубликована перспективная модель КИМ. Обновление экзаменационных моделей ЕГЭ планируется проводить поэтапно, на протяжении нескольких лет, начиная с 2022 года.

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года Изменился формат заданий 2 (лекс.анализ) и 4 (ударение), обусловленный множественным выбором ответа . Изменился порядок следования заданий 1 – 3, связанных с микротекстом. Изменились (незначительно!) формулировки заданий 9 (правописание корней) и 27. Изменилась критериальная база (система оценивания) некоторых заданий:  задания 8 и 26 (три балла);  задание 27 (К2 стал 5 баллов)  и некоторые другие.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года

  • Изменился формат заданий 2 (лекс.анализ) и 4 (ударение), обусловленный множественным выбором ответа .
  • Изменился порядок следования заданий 1 – 3, связанных с микротекстом.
  • Изменились (незначительно!) формулировки заданий 9 (правописание корней) и 27.
  • Изменилась критериальная база (система оценивания) некоторых заданий:

задания 8 и 26 (три балла);

задание 27 (К2 стал 5 баллов)

и некоторые другие.

Задания с наименьшими процентами выполнения (менее 60%) задание 1 (Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров); задание 11 (Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)); задание 12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий); задание 16 (Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами); задание 20 (Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи); задание 21 (Пунктуационный анализ); задание 23 (Функционально-смысловые типы речи); задание 25 (Средства связи предложений в тексте); задание 27, критерий К8 (Соблюдение пунктуационных норм). (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Задания с наименьшими процентами выполнения (менее 60%)

  • задание 1 (Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров);
  • задание 11 (Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-));
  • задание 12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий);
  • задание 16 (Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами);
  • задание 20 (Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи);
  • задание 21 (Пунктуационный анализ);
  • задание 23 (Функционально-смысловые типы речи);
  • задание 25 (Средства связи предложений в тексте);
  • задание 27, критерий К8 (Соблюдение пунктуационных норм).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Задания, успешно выполненные  (более чем 80%) задание 3 (Лексическое значение слова); задание 6 (Лексические нормы); здание 7 (Морфологические нормы (образование форм слова)); задание 13 (Правописание НЕ и НИ); задание 27, критерии К1 (Формулировка проблем исходного текста), К3 (Отражение позиции автора исходного текста), К4 (Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста), К5 (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения), К11 (Соблюдение этических норм) и К12 (Соблюдение фактологической точности в фоновом материале). (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Задания, успешно выполненные (более чем 80%)

  • задание 3 (Лексическое значение слова);
  • задание 6 (Лексические нормы);
  • здание 7 (Морфологические нормы (образование форм слова));
  • задание 13 (Правописание НЕ и НИ);
  • задание 27, критерии К1 (Формулировка проблем исходного текста), К3 (Отражение позиции автора исходного текста), К4 (Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста), К5 (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения), К11 (Соблюдение этических норм) и К12 (Соблюдение фактологической точности в фоновом материале).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Задания с положительной динамикой по сравнению с 2021 г. задание 6 (Лексические нормы; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 85, в 2022 г. – 88,4); задание 7 (Морфологические нормы (образование форм слова); в 2021 г. средний процент выполнения составлял 76,4, в 2022 г. – 80); задание 15 (Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 62,3, в 2022 г. – 68,2); задание 21 (Пунктуационный анализ; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 41,6, в 2022 г. – 45,9); задание 24 (Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 69,5, в 2022 г. – 73,6); задание 25 (Средства связи предложений в тексте; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 47,6, в 2022 г. – 55). (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Задания с положительной динамикой по сравнению с 2021 г.

  • задание 6 (Лексические нормы; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 85, в 2022 г. – 88,4);
  • задание 7 (Морфологические нормы (образование форм слова); в 2021 г. средний процент выполнения составлял 76,4, в 2022 г. – 80);
  • задание 15 (Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 62,3, в 2022 г. – 68,2);
  • задание 21 (Пунктуационный анализ; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 41,6, в 2022 г. – 45,9);
  • задание 24 (Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 69,5, в 2022 г. – 73,6);
  • задание 25 (Средства связи предложений в тексте; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 47,6, в 2022 г. – 55).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Стабильные результаты выполнения заданий задание 4 (Орфоэпические нормы (постановка ударения); в 2021 г. средний процент выполнения составлял 75,5, в 2022 г. – 75,4); задание 5 (Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости); в 2021 г. средний процент выполнения составлял 72,5, в 2022 г. – 70,7); задание 9 (Правописание корней; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 68,1, в 2022 г. – 67,3); задание 10 (Правописание приставок; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 59, в 2022 г. – 60,8); задание 26 (Речь. Языковые средства выразительности; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 75,5, в 2022 г. – 75,8); задание 27, критерий К2 (Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 74,3, в 2022 г. – 75,6). (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Стабильные результаты выполнения заданий

  • задание 4 (Орфоэпические нормы (постановка ударения); в 2021 г. средний процент выполнения составлял 75,5, в 2022 г. – 75,4);
  • задание 5 (Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости); в 2021 г. средний процент выполнения составлял 72,5, в 2022 г. – 70,7);
  • задание 9 (Правописание корней; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 68,1, в 2022 г. – 67,3);
  • задание 10 (Правописание приставок; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 59, в 2022 г. – 60,8);
  • задание 26 (Речь. Языковые средства выразительности; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 75,5, в 2022 г. – 75,8);
  • задание 27, критерий К2 (Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; в 2021 г. средний процент выполнения составлял 74,3, в 2022 г. – 75,6).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г. № Проверяемый элемент содержания 1 Максимальный балл Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров  2 Средний % выполнения 1 Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения  3 Лексическое значение слова  48,4 1 4 5 Орфоэпические нормы (постановка ударения)  68,5 1 86,7 1 Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)  75,4 1 70,7 (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г.

Проверяемый элемент содержания

1

Максимальный балл

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

2

Средний % выполнения

1

Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

3

Лексическое значение слова

48,4

1

4

5

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

68,5

1

86,7

1

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

75,4

1

70,7

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г. № 6 Проверяемый элемент содержания Лексические нормы  7 Максимальный балл Средний % выполнения 1 Морфологические нормы (образование форм слова)  8 88,4 1 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления  9 10 80,0 5 Правописание корней  Правописание приставок  72,1 1 11 67,3 1 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)  12 60,8 1 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий  55,5 1 44,4 (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г.

6

Проверяемый элемент содержания

Лексические нормы

7

Максимальный балл

Средний % выполнения

1

Морфологические нормы (образование форм слова)

8

88,4

1

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

9

10

80,0

5

Правописание корней

Правописание приставок

72,1

1

11

67,3

1

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

12

60,8

1

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

55,5

1

44,4

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г. № Проверяемый элемент содержания 13 Максимальный балл Правописание НЕ и НИ  14 Средний % выполнения 1 Слитное, дефисное, раздельное написание слов  15 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи  80,8 1 16 17 Знаки препинания в простом осложненном предложении  (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами  70,0 1 68,2 2 Знаки препинания в предложении с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)  45,7 1 66,4 (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г.

Проверяемый элемент содержания

13

Максимальный балл

Правописание НЕ и НИ

14

Средний % выполнения

1

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

15

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

80,8

1

16

17

Знаки препинания в простом осложненном предложении

(с однородными членами).

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

70,0

1

68,2

2

Знаки препинания в предложении с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

45,7

1

66,4

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г. № Проверяемый элемент содержания 18 Максимальный балл Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения  19 Средний % выполнения 1 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении  20 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 62,2 1 21 22 Пунктуационный анализ  66,6 1 59,7 1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста  45,9 1 66,1 (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г.

Проверяемый элемент содержания

18

Максимальный балл

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

19

Средний % выполнения

1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

20

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

62,2

1

21

22

Пунктуационный анализ

66,6

1

59,7

1

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

45,9

1

66,1

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г. № Проверяемый элемент содержания 23 24 Максимальный балл Функционально-смысловые типы речи 25 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению  1 Средний % выполнения 43,8 1 Средства связи предложений в тексте 26 73,6 1 Речь. Языковые средства выразительности  55,0 4 75,8 (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г.

Проверяемый элемент содержания

23

24

Максимальный балл

Функционально-смысловые типы речи

25

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

1

Средний % выполнения

43,8

1

Средства связи предложений в тексте

26

73,6

1

Речь. Языковые средства выразительности

55,0

4

75,8

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г. № Проверяемый элемент содержания 27 Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации  Максимальный балл Средний % выполнения 25 К1 98,0 К2 75,6 К3 94,7 К4 88,8 К5 81,1 К6 67,2 К7 70,4 К8 49,5 К9 63,9 К10 65,2 К11 98,0 К12 96,0 (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Основные результаты выполнения экзаменационной работы ЕГЭ 2022 г.

Проверяемый элемент содержания

27

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

Максимальный балл

Средний % выполнения

25

К1 98,0

К2 75,6

К3 94,7

К4 88,8

К5 81,1

К6 67,2

К7 70,4

К8 49,5

К9 63,9

К10 65,2

К11 98,0

К12 96,0

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

  Изменения в проекте демоверсии ЕГЭ 2023 года по русскому языку, опубликованном на сайте ФИПИ 24.08.2022, не коснулись концептуальных основ экзаменационной работы. Структура и содержание КИМ по русскому языку в 2023 году в целом сохранены. Структура варианта КИМ ЕГЭ  в 2023 году  Вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.  Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит одно задание с развёрнутым ответом (сочинение). (Из Спецификации ЕГЭ)

Изменения в проекте демоверсии ЕГЭ 2023 года по русскому языку, опубликованном на сайте ФИПИ 24.08.2022, не коснулись концептуальных основ экзаменационной работы. Структура и содержание КИМ по русскому языку в 2023 году в целом сохранены.

Структура варианта КИМ ЕГЭ в 2023 году

  • Вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
  • Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит одно задание с развёрнутым ответом (сочинение).

(Из Спецификации ЕГЭ)

Структура варианта КИМ ЕГЭ  в 2023 году  В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа в виде одного или нескольких слов; задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; задания на соответствие. (Из Спецификации ЕГЭ)

Структура варианта КИМ ЕГЭ в 2023 году

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа в виде одного или нескольких слов;
  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на соответствие.

(Из Спецификации ЕГЭ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  1. В части 1 экзаменационной работы изменён порядок следования заданий на основе микротекста (задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных заданий.  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

1. В части 1 экзаменационной работы изменён порядок следования заданий на основе микротекста (задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных заданий.

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  2.  В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3, лексический анализ ) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.  В микротексте к заданиям 1-3 соответственно выделено (полужирным шрифтом с подчёркиванием) пять слов .  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

2. В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3, лексический анализ ) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.

В микротексте к заданиям 1-3 соответственно выделено (полужирным шрифтом с подчёркиванием) пять слов .

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

2023 г.

2022 г.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

  • СРЕДА, -ы, ж.
  • 1) Вещество, заполняющее пространство, а также тела́, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с.
  • 2) ед. Совокупность природных условий, в которых протекает жизнедеятельность организмов. С. обитания. Охрана окружающей среды…

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЖИВОЙ. Лёгкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.

2) СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды.

3) МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. Мириться с неудобствами.

4) ОСНОВА. Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.

5) КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  3. Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Так, задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнённым перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средств русского языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку.   (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

3. Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Так, задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнённым перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средств русского языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку.

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  4.  В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал ( обновлен «Орфоэпический словник» ).  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

4. В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал ( обновлен «Орфоэпический словник» ).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года 2023 г. 2022 г.   В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. бАнты послалА прибЫв новостЕй молЯщий      Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) туфлЯ 2) понЯв 3) дОнельзя 4) корЫсть 5) Оптовый

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

2023 г.

2022 г.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты

послалА

прибЫв

новостЕй

молЯщий

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) туфлЯ

2) понЯв

3) дОнельзя

4) корЫсть

5) Оптовый

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  5.  В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал ( обновлен «Словарик паронимов» ).   (Из Методических рекомендаций ФИПИ)   6.  В заданиях 8 и 26 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5/4 соответственно до 3 баллов ).   (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

5. В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал ( обновлен «Словарик паронимов» ).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

6. В заданиях 8 и 26 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5/4 соответственно до 3 баллов ).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Оценивание задания 8 Баллы Количество ошибок 3 Нет 2 1-2 1 3-4 0 Неверная последовательность цифр или её отсутствие «…Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого , выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы». (Из Спецификации ФИПИ)

Оценивание задания 8

Баллы

Количество ошибок

3

Нет

2

1-2

1

3-4

0

Неверная последовательность цифр или её отсутствие

«…Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого , выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы».

(Из Спецификации ФИПИ)

Оценивание задания 26 Баллы Количество ошибок 3 Нет 2 1 1 2-3 0 Неверная последовательность цифр или её отсутствие «…Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого , выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы». (Из Спецификации ФИПИ)

Оценивание задания 26

Баллы

Количество ошибок

3

Нет

2

1

1

2-3

0

Неверная последовательность цифр или её отсутствие

«…Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого , выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы».

(Из Спецификации ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  7 . В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала.   (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

7 . В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала.

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года 2022 г. 2023 г.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) увековечить, исполнитель, теоретический 2) возрастной, невразумительно, творец 3) оснащение, озаряться, располагающийся 4) формализм, убедить, подражание 5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)      Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) заг..релый, непром..каемый, к..мендант 2) оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта) 3) укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный 4) посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить 5) бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

2022 г.

2023 г.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, теоретический

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) заг..релый, непром..каемый, к..мендант

2) оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)

3) укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный

4) посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить

5) бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  8. Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; соответственно, изменен максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» ( уменьшен с 6 до 5 ).  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

8. Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; соответственно, изменен максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» ( уменьшен с 6 до 5 ).

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Формулировка задания 27  в 2023 году  Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.  Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями .  Сформулируйте позицию автора (рассказчика).  Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.  Объём сочинения – не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка задания 27 в 2023 году

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями .

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 27 в 2023 году   «Предполагается, что указание на смысловую связь является неотъемлемой частью её анализа . Поэтому все задачи, которые стояли перед экзаменуемым при комментировании, сохраняются и в 2023 г. Изменения коснулись прежде всего критериальной базы» .    (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Задание 27 в 2023 году

«Предполагается, что указание на смысловую связь является неотъемлемой частью её анализа . Поэтому все задачи, которые стояли перед экзаменуемым при комментировании, сохраняются и в 2023 г. Изменения коснулись прежде всего критериальной базы» .

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Критерии оценивания задания 27  9. В критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка» . Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдёт в группу ошибок, не учитываемых при проверке , то есть не влияющих на выставляемые баллы.     (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Критерии оценивания задания 27

9. В критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка» . Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдёт в группу ошибок, не учитываемых при проверке , то есть не влияющих на выставляемые баллы.

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Критерии оценивания задания 27  10. Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.  11. В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика «Указание(-я) к оцениванию» .  К1. Указание к оцениванию . Если экзаменуемый  не сформулировал или сформулировал неверно (в той  или иной форме в любой из частей сочинения) одну  из проблем исходного текста, то такая работа  по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Критерии оценивания задания 27

10. Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.

11. В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика «Указание(-я) к оцениванию» .

К1. Указание к оцениванию . Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Критерии оценивания задания 27  К2. Указание к оцениванию . 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.  2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.  3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).

Критерии оценивания задания 27

К2. Указание к оцениванию . 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).

Критерии оценивания задания 27  К3. Указание к оцениванию . Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов.  К6. Указание к оцениванию . Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.

Критерии оценивания задания 27

К3. Указание к оцениванию . Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов.

К6. Указание к оцениванию . Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.

Критерии оценивания задания 27  12. В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения , а также уточнены количественные показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов. Ср.: В 2022 году нормы оценивания задания 27 были разработаны для сочинения объёмом 150-300 слов.  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Критерии оценивания задания 27

12. В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения , а также уточнены количественные показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов.

Ср.: В 2022 году нормы оценивания задания 27 были разработаны для сочинения объёмом 150-300 слов.

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года  13. Уменьшен первичный балл за выполнение всей работы с 58 до 54 .  (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с КИМ 2022 года

13. Уменьшен первичный балл за выполнение всей работы с 58 до 54 .

(Из Методических рекомендаций ФИПИ)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!