СЕМИНАР-ТРЕНИНГ:
«Управление персоналом:
эффективные методы
взаимодействия с сотрудниками»
Подготовила: Зелик Г.О.
воспитатель
МДОУ «Ясли-сад № 381 г Донецка»
Цель: формирование участниками практических навыков эффективного управления и контроля для успешного достижения поставленных целей, совершенствование навыков управления в повседневной деятельности менеджеров организации; получение участниками методик эффективного руководства подчиненными; развитие навыков в области работы с сотрудниками своего подразделения: планирование, организация, мотивация, контроль, а также развитие персонала; знакомство с различными управленческими стилями и основами лидерства. Интенсивное обучение, основанное на практической отработке навыков и умений контролировать подчиненных; индивидуальный подход; работа с реальными ситуациями; деловые, ролевые и ситуативные игры; групповые и индивидуальные упражнения. Краткие теоретические и методические материалы.
Задача: получить ответы на вопросы:
какие компетенции руководителя помогают наладить контакт с коллегами;
от чего зависит эффективность руководителя;
как выстроить систему мотивации и т.д.
Актуальность: формирование участниками теоретических и практических навыков эффективного управления и контроля для успешного достижения поставленных целей, совершенствование навыков управления в повседневной деятельности менеджеров организации; получение участниками методик эффективного руководства подчиненными; развитие навыков в области работы с сотрудниками своего подразделения: планирование, организация, мотивация, контроль, а также развитие персонала; знакомство с различными управленческими стилями и основами лидерства.
Ведущий: Сегодня мы с вами примем участие в семинаре-тренинге, с названием «Управление персоналом: эффективные методы взаимодействия с сотрудниками». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила… Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим об улучшении практических навыков эффективного управления и контроля для успешного достижения поставленных целей, и знакомимся с различными управленческими стилями и основами лидерства), а для начала я предлагаю нам с вами познакомиться.
Упражнение "Социометрия"
Цель: знакомство участников друг с другом, сокращение психологической дистанции, создание доверительной атмосферы.
Время проведения:10-15 минут.
Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.
После выполнения упражнения можно спросить у участников:
- как вы себя чувствуете?
- как ваше настроение?
- не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Ведущий: каждый руководитель хочет, чтобы в организации, вверенной или принадлежащей ему, выполнялись все задачи, приводящие к расцвету и успеху. Как известно, насколько бы ни было оснащённым предприятие, какие современные технологии на нём бы ни использовались, практически все результаты работы зависят от персонала – от реальных людей.
Грамотный менеджер всегда будет соблюдать баланс между интересами сотрудников и своими собственными, выгодными предприятию. Поэтому знание о том, что такое методы управления персоналом, как ими грамотно пользоваться и как извлекать из этого пользу, будет нелишним для руководителя любого уровня.
Управление персоналом – что это?
Во всём, в том числе и на предприятиях, нужна система. Она становится стержнем организации, упорядочивает её функционирование, помогает каждому сотруднику усвоить свою роль, обязанности и приоритеты.
Управление персоналом также нуждается в системе. Способы, помогающие руководителю успешно руководить коллективом, направляя его в нужное русло и стимулируя работать более эффективно, представляют собой методы управления персоналом.
Какими бывают методы?
Управленческий опыт различных организаций, наработанный десятилетиями, позволяет не только выделить основные способы, помогающие регулировать работу коллектива, но и применять определённые технологии, благодаря которым предприятие будет действительно эффективно.
Методология управления персоналом обыкновенно предполагает разделение инструментов стимулирования сотрудников на три группы:
Умело пользуясь системой стимулирования коллектива, распределяя функции на производстве, руководитель добьётся всех своих целей гораздо быстрее и успешнее, нежели без применения этих технологий.
Методы экономические
Как известно, один из самых мощных стимулов к работе – деньги. Грамотный руководитель может использовать инструменты, позволяющие вознаграждать ответственных сотрудников и карать тех, кто не выполняет должным образом свои функции.
Экономические методы управления персоналом так эффективны, благодаря:
Наиболее эффективные технологии экономического воздействия – это хозяйственный расчёт, премии или же единовременные пособия, связанные с положением того или иного работника, вычеты и штрафы, а также призыв к приобретению ценных бумаг компании либо её партнёра.
Предполагает грамотную систему финансирования и распределения средств, связанных собственно с производством. Если сотрудники заинтересованы в результатах своего труда, например, в получении хорошей выручки или в увеличении объёма продаж, они будут стараться выполнять свои функции качественнее.
Инструменты, которые использует руководитель предприятия – это переведение подразделения на самоокупаемость, система самофинансирования, разработка экономических нормативов. Возможность получения большей самостоятельности отделом организации и собственный фонд стимулирования также помогают специалистам добиваться поставленных целей.
Это один из самых действенных способов привести показатели к нужной цифре, поднять уровень работы коллектива и расположить его к себе. Заработная плата, надбавки за эффективность, разного рода премии, компенсации, связанные с переработкой, трудом в неурочное время или исполнением обязанностей в нагрузку к собственным – отличные инструменты, которые помогут вывести организацию на новый уровень.
Трудовой кодекс нашей страны предполагает и такие способы стимулирования трудоспособности. Здесь срабатывает обратный эффект, благодаря которому каждый человек в коллективе начинает выполнять свои рабочие функции максимально эффективно. Неотработанный аванс или оплаченный предприятием отпуск при увольнении работника до конца текущего года дают руководителю такие полномочия. Система штрафов также позволяет заранее планировать своё рабочее время или технологии, которые использует сотрудник, чтобы избежать наказания рублём.
Система премирования на каждом предприятии своя. Иногда дополнительные деньги выдаются один раз в год, иногда к праздникам или же ежемесячно. Льготы или материальное вспоможение, связанное с той или иной ситуацией в семье сотрудника (рождение ребёнка, свадьба, смерть близкого родственника), позволяют чувствовать неравнодушное отношение руководства и работать более ответственно. Во многих уважающих себя организациях существует возможность договорённости со сторонними компаниями о более дешёвом, например, лечении или отдыхе. Иногда фирма полностью или частично оплачивает работникам посещение стоматолога или абонемент в бассейн, путёвку на море или топливо для автомобиля. Демонстрируя заботу о коллективе, топ-менеджер поддерживает ответственное и неравнодушное отношение каждого отдельного сотрудника к своему делу.
Система приобретения работником ценных бумаг организации ставит его персонально или какую-то группу сотрудников в зависимость от результатов собственного труда. К тому же осознание своей причастности к владению фирмой или заводом и участия в получении прибыли заставляет выполнять свои функции максимально ответственно и аккуратно.
Методы административно-правовые
Все знают, что ни одна система не может работать без строгой иерархии и дисциплины в коллективе. Уважающий себя руководитель изначально ставит дело так, что каждый сотрудник понимает: за неподчинение прямому распоряжению, низкую работоспособность или какие-либо помехи в деятельности всей корпорации он может быть наказан. Существует несколько вариантов действий, включающих административные взыскания.
Внутренние нормативные документы организации регламентируют то, как сотрудник должен выглядеть и вести себя, а главное – какие у него обязанности и функции. Также сюда входит штатное расписание, нарушение которого грозит административными мерами против работника.
Его оказывают приказы, инструкции и распоряжении, позволяющие сотруднику чётко осознать свои основные функции, способы выполнения обязанностей. Действие каждого в соответствии с официальными документами организации становится более прозрачным и эффективно вливается в общий ход работы.
Включают в себя такие группы, как замечание, выговор или увольнение. Они помогают увидеть, к чему могут привести нарушения расписания, технологий или методов работы. У каждого человека есть самолюбие, которое задевают такие документы, не говоря уже о том, что они будут отражаться на карьере в дальнейшем.
За причинённый хозяйству или работе организации ущерб к работнику может применять наказание рублём.
Методы социально-психологические
Любая современная организация не может выполнять свои функции, опираясь только на материальную или дисциплинарную сторону воздействия на коллектив. Социальные и психологические технологии не менее важны, чем внутренние административные меры. Они затрагивают основные чувства и эмоции людей, поэтому являются не менее эффективными.
Социальные и психологические методы зачастую направлены на личность, а не коллектив в целом. Они утверждают её важность и достоинство, помогая наиболее комфортно чувствовать себя в числе персонала.
Грамотное руководство обязательно:
сформирует подразделения, ориентируясь не только на производственные функции, которое выполняют сотрудники, но и на их психологическую совместимость;
позаботится о благоприятном психологическом климате внутри коллектива;
поможет справиться с конфликтами;
обеспечит повышение уровня интеллекта, знаний, квалификации, чтобы стремиться к модели профессионального продвижения.
Обычно в общении с персоналом применяются такие технологии, как похвала, убеждение, внушение, вовлечение, запрет, порицание, комплимент, принуждение, требование, намёк, просьба, совет.
Грамотный руководитель, используя различные методы, помогающие персоналу выполнять свои функции, добивается отлаженной, чёткой, успешной работы подчинённых.
Ведущий: давайте теперь перейдем к практической части нашего мероприятия, для успешного достижения поставленных целей нашего мероприятия и совершенствования навыков управления.
Ведущий: мы имеем право знать, почему мы ведем себя тем или иным образом. Мы имеем право понимать причины собственного поведения. Потому что, пожалуй, мы часто сами не ведаем, что творим, и также не понимаем, почему и зачем мы это делаем. Мы просим вас вдуматься в это!
Попробуйте выполнить нехитрый тест.
1.Незаконченное предложение «Я -…»
Десять раз продолжите незаконченное предложение. Но каждое из них начинается совершенно одинаково.
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Я – __________________________________________________________________
Подведение итогов и краткий анализ полученных ответов участников.
Ведущий: все ответы, которые вы написали, отражают вашу Я-концепцию. Составные Я-концепции, то есть все убеждения о себе, представляют собой Я-структуры, которые определяют восприятие остального мира, что называется эффектом ссылки на себя.
Когда информация применима к нашей Я-концепции, мы усваиваем и обрабатываем ее гораздо лучше и больше. К примеру, если нас спросят, применимо ли к нам такое понятие, как “лояльный”, мы будем помнить это понятие лучше, чем, если бы нас спросили, к кому из других людей применимо это слово.
Ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Также можно выделить в собственной Я-концепции не только убеждение в том, кто ты есть, но и наши возможные Я, как воображаемые (я – “богатый”), так и нежелательные (я – “лузер”).
Тимоти Уилсон утверждает следующее: «Мы совершаем что-то по одним причинам, но объясняем свои действия другими причинами».
Наша Я-концепция и наше поведение могут находиться в серьезном конфликте.
Между тем, что вы думаете о причинах своего поведения, и тем, что вас действительно побуждает вести себя так или иначе, – большая разница! И сейчас мы хотим сделать еще один шаг в сторону понимания неразрешимого вопроса: кто я? Возможный ответ: Я – Эффективный руководитель!
2.Ассоциации с категорией «Эффективный руководитель».
Ведущий: итак, есть пять слов, ровно пять слов. Эти слова – управленец, руководитель, менеджер, начальник и лидер. Они касаются людей. Что значит каждое слово? Примерим на себя. Ответьте себе самому на вопрос, на один и тот же вопрос, пять раз. Что значит, когда я -…?
Итак.
Что значит, когда я – управленец?
Что значит, когда я – руководитель?
Что значит, когда я – менеджер?
Что значит, когда я – начальник?
Что значит, когда я – лидер?
Подведение итогов и краткий анализ полученных ответов участников.
Ведущий: на данный момент не существует точного описания идеального руководителя, да и универсального способа как им стать то же нет. Успешность любой деятельности зависит от человека, который стоит во главе, поэтому придется много времени уделять работе над собой.
Томас Нефф и Джеймс Сигрин предлагают следующий список, состоящий из 6 жизненных принципов эффективного руководителя:
Жить честно;
Разрабатывать стратегию победителей;
Формировать эффективные команды менеджеров;
Воодушевлять сотрудников;
Создавать гибкую организацию;
Использовать эффективные системы поощрений.
3.«Жизненные принципы эффективного руководителя».
Изучите предложенные вам жизненные принципы эффективного руководителя, представленные в таблице ниже и проанализируйте их согласно своей Я-концепции выставив ранг принципа от 1-6.
№ | Жизненный принцип | Ранг принципа |
1 | Жить честно | |
2 | Разрабатывать стратегию победителей | |
3 | Формировать эффективные команды менеджеров | |
4 | Воодушевлять сотрудников | |
5 | Создавать гибкую организацию | |
6 | Использовать эффективные системы поощрений. | |
Подведение итогов и краткий анализ полученных ответов участников.
Ведущий: для того, чтобы соответствовать всем этим жизненным принципам, которые вами были определены как ключевые или важные, необходимо периодически контролировать процессы своей деятельности и ее результаты.
Контроль процессов - это контроль над ходом выполнения собственных дел.
Контроль времени - постоянный процесс контроля использования собственного времени.
Контроль результатов - сравнение фактических результатов с запланированными.
Желательна ежедневная письменная фиксация результатов контроля.
Важным фактором в успешной деятельности является также формирование собственного имиджа и создания условий для его поддержания. Самоконтроль своей жизнедеятельности поможет Вам постоянно совершенствовать не только Вашу деятельность, но и личную жизнь, правильно и умело принимать решения в различных ситуациях.
Ведущий: очевидно – эффективность руководителя достигается за счет личностных качеств!
Приведем пример серьезного исследования Ральфа Стогдилла. Он еще в 1948 году исследовал различные работы по эффективности руководства и лидерству (порядка 100!) и определил ряд качеств и навыков, которые обеспечивают его эффективность.
Стогдилл разделял личностные качества и навыки.
Личные качества руководителя – множество атрибутов индивида, включая различные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности. Основное количество личных качеств приобретается по наследству либо вырабатывается в процессе долгого жизненного пути.
Навыки – способности человека эффективно выполнять различные виды когнитивной или поведенческой деятельности. Навыки формируются в процессе обучения.
Мы сознательно объединим их, предоставив вам, самим решать, что из этих характеристик для вас передалось по наследству, что выработалось в процессе жизненного пути, а что явилось результатом обучения. Заодно здесь выполним и практическое задание.
«Личностные качества и навыки эффективного руководителя
(по Р. Стогдиллу)»
(индивидуально для каждого участника)
№ | Личностные качества и навыки эффективного руководителя | Ваш вариант ответа |
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 в опрос |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Способность адаптироваться к ситуации | | | | |
2 | Концептуальные навыки | | | | |
3 | Изобретательность | | | | |
4 | Внимание к социальной среде | | | | |
5 | Дипломатичность | | | | |
6 | Амбициозность и ориентация на достижение цели | | | | |
7 | Быстрая речь | | | | |
8 | Понимание стоящей перед группой задачи | | | | |
9 | Настойчивость | | | | |
10 | Установка на сотрудничество | | | | |
11 | Убедительность | | | | |
12 | Решительность | | | | |
13 | Социальные навыки | | | | |
14 | Надежность | | | | |
15 | Организованность | | | | |
16 | Доминирование | | | | |
17 | Энергичность | | | | |
18 | Упорство | | | | |
19 | Уверенность в себе | | | | |
20 | Устойчивость к стрессу | | | | |
21 | Готовность брать на себя ответственность | | | | |
22 | Агрессивность | | | | |
23 | Независимость | | | | |
Ведущий: в таблице, в произвольном порядке качества приводятся те качества, которые обеспечивают эффективность руководства.
Просим вас ответить на несколько вопросов.
Первый вопрос: согласны ли вы с этим списком? Какие качества кажутся вам действительно важными для лидера («+»), а какие второстепенными или даже несущественными («-»)?
Поставьте знак («+»или «-«) в графу № 3 «Первый вопрос» таблицы.
Вопрос второй: какие качества вы хотели бы добавить? А какие убрать? Основывайтесь в своих рассуждениях на собственном опыте, либо опыте руководящей работы (тогда вы смотрите на себя глазами своих подчиненных), либо на опыте подчиненной (а может, и подневольной) работы (тогда вы смотрите со стороны на своих бывших и настоящих начальников).
Если вы в результате размышлений пришли к выводу о необходимости добавить к предложенному списку свои качества, то впишите их в графу в графу № 2 «Личностные качества и навыки эффективного руководителя» таблицы с присвоением им порядковых номеров 24-30.
Если вы считает, что в представленном списке есть качества, которые можно спокойно убрать, поставьте знак «-« напротив этого качества в графу № 4 “Второй вопрос” таблицы.
Вопрос третий: отметьте, пожалуйста, 3-5 качеств, которые у вас наиболее выражены («+»). Порадуйтесь этому. Отметьте также 2-3 качества, которые у вас представлены наиболее слабо («-«). Погрустите.
Поставьте знак («+» или «-«) в графу № 5 «Третий вопрос» таблицы.
Вопрос четвертый: напишите себе по одному методу на каждое слабое качество с точки зрения их развития. То есть, как вы можете их развивать?
Ответ - в графу № 6 «Четвертый вопрос» таблицы.
Подведение итогов и краткий анализ полученных ответов участников.
Ведущий: чтобы деятельность давала результаты, отношения между начальством и работниками должны быть доверительными и правдивыми. Подчиненные не должны бояться руководства, в противном случае, хороших результатов можно не ждать. Важное качество эффективного руководителя – уметь правильно указать на ошибки и ни в коем случае не оскорблять, и не унижать людей. Никто не застрахован от ошибок и чтобы они больше не повторялись начальник должен в спокойной обстановке и доступно объяснить в чем причина проблемы. Важно не бояться избавляться от неэффективных и тормозящих развитие работников. Если человек изначально не хочет трудиться и проявлять себя, никакие вторые шансы не исправят ситуацию. Чтобы сотрудники выполняли свои обязанности без ошибок, нужно учиться правильно раздавать указания, ведь они должны быть четкими и недвусмысленными.
5. «Самооценка биполярной эффективности руководства организацией»
Назначение. Предлагаемая методика уяснить поведенческие характеристики эффективного и неэффективного руководства.
Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
Опросник:
Стремитесь ли вы использовать в работе новейшие достижения в своей профессиональной области?
Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?
Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?
Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?
Доверяют ли вам подчиненные?
Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т. д.?
Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?
Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?
Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
Контролируете ли вы ход выполнения задания?
Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?
Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?
Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?
Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?
Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?
Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?
Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?
Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?
Доверяете ли вы своим подчиненным?
Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?
Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год вперед?
Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?
Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?
Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?
Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?
Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?
Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?
Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?
Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
Вы уверены в себе?
Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?
Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?
Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, чтобы повысить его эффективность?
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитывается общее количество положительных («да»). Каждый из положительных ответов отражает наличие высокого управленческого потенциала.
Об уровне эффективного руководства свидетельствуют следующие показатели:
31 и выше - высокий;
16-30- средний;
15 и менее - низкий.
Подведение итогов и краткий анализ полученных ответов участников.
Ведущий: несмотря на многочисленность направлений, в общем, можно выделить несколько качеств, которыми должен обладать хороший руководитель:
Нужно учиться ставить перед собой цели и реально оценивать собственные способности. Чтобы управлять деятельностью других людей, стоит уметь планировать, принимать решения и верно устанавливать приоритеты.
Важная характеристика личности эффективного руководителя – самодисциплина. Человек должен сдерживать данные слова, идеально выполнять собственные обязанности, быть пунктуальным и ответственным.
Руководитель должен понимать работу и ее принцип. Если начальник разбирается в документации, самостоятельно планирует работу, строит планы и организовывает работу, можно не сомневаться, что все будет хорошо.
Эффективный руководитель умеет общаться с совершенно разными людьми. На работе должна отсутствовать личная неприязнь и оценивать сотрудника нужно исключительно по его работе. Руководителю предприятия стоит учиться искусству убеждения, уверено выступать на публике и координировать совместную деятельность.
Хороший руководитель никогда не стоит на месте, он постоянно развивается, изучает новую информацию и растет. Все дело в том, что он должен быть примером для всех.
Он должен действовать!!!!
Интернет-ресурсы:
https://legkopolezno.ru/rabota/upravlenie/metody-upravleniya-personalom/
https://multiurok.ru/index.php/files/sieminar-trieningh-sovriemiennyi-rukovoditiel-tiekhnologhiia-vzaimodieistviia-s-sotrudnikami.h