СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар ШМО учителей истории и обществознания «Совершенствование методического обеспечения подготовки обучающихся к ГИА

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заседание ШМО учителей истории и обществознания «Совершенствование методического обеспечения подготовки обучающихся к ГИА  

Просмотр содержимого документа
«Семинар ШМО учителей истории и обществознания «Совершенствование методического обеспечения подготовки обучающихся к ГИА»

Заседание ШМО  учителей истории и обществознания  «Совершенствование методического обеспечения подготовки обучающихся к ГИА   02.02.2022 г.

Заседание ШМО учителей истории и обществознания «Совершенствование методического обеспечения подготовки обучающихся к ГИА 02.02.2022 г.

    Повестка:   1. Совершенствование методики подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ  Из опыта работы по подготовке к экзаменам.  2. Из опыта работы по реализации ИОМ.  3. Развитие познавательных интересов на уроках истории и обществознания через проектно- исследовательскую деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС.  4. Критерии и нормы оценивания на уроках истории и обществознания и их объективность.

Повестка: 1. Совершенствование методики подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ Из опыта работы по подготовке к экзаменам. 2. Из опыта работы по реализации ИОМ. 3. Развитие познавательных интересов на уроках истории и обществознания через проектно- исследовательскую деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС. 4. Критерии и нормы оценивания на уроках истории и обществознания и их объективность.

При подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ.   1 этап – работа с понятиями на уроках;   2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;   3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.   4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.   5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

При подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ. 1 этап – работа с понятиями на уроках; 2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного; 3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний. 4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе. 5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Некоторые общие методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома:

  • 1) Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.
  • 2) Метод «незаконченных предложений»,  когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по истории Киевской Руси – задание «При Владимире на Руси впервые…».
  • 3)  Отработка дат, хронологии, понятий
  • В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты, которые обучающиеся не любят. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую в 6-7 классах учебные тренажёры и проверочные тесты формата ГИА (ОГЭ).
  • 4) Умение работать с историческим источником
  • Большую помощь в организации работы с историческим источником мне оказывают материалы учителя истории и обществознания высшей категории,  Коцарь Евгения Сергеевича, лучшего учителя России, эксперт ЕГЭ.  На сайте egewin.ru размещен его проект «ЕГЭ с лучшим учителем истории».
  • 5) Работа с картографической и иллюстративной информацией.
  • Прежде всего, необходимо научиться  проводить атрибуцию  исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
  • Затем следует приступать к выполнению  заданий,  предполагающих:
  • -самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
  • - нанесение объектов на контурную карту;
  • - ответы на вопросы по исторической карте.
“ Принцип колодцев” ТРЕНИНГ № 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).

“ Принцип колодцев”

  • ТРЕНИНГ
  • № 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).
№ 5. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. ( Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет). № 6. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. ( Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет).
  • № 5. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. ( Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет).
  • № 6. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. ( Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет).
Методы и приемы для подготовки к ГИА по обществознанию  Метод «Галкина» Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. 3) Человек наследует моральные нормы. 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Методы и приемы для подготовки к ГИА по обществознанию

  • Метод «Галкина»
  • Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
  • 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
  • 3) Человек наследует моральные нормы.
  • 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
  • 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Метод «Галкина»    Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. 3) Человек наследует моральные нормы. 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Метод «Галкина»

  • Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
  • 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
  • 3) Человек наследует моральные нормы.
  • 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
  • 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Метод 365 ( позволяет учащимся научиться мыслить критически, уметь анализировать ситуацию или проблему) Метод «Консенсус» ( заставляет анализировать, аргументировать, высказывать свою точку зрения и воспринимать чужую.) Метод «Три предложения» (умение выделять главное, на котором основываются навыки работы с текстом, ориентирование в информационном потоке. Метод проектной деятельности
  • Метод 365 ( позволяет учащимся научиться мыслить критически, уметь анализировать ситуацию или проблему)
  • Метод «Консенсус» ( заставляет анализировать, аргументировать, высказывать свою точку зрения и воспринимать чужую.)
  • Метод «Три предложения» (умение выделять главное, на котором основываются навыки работы с текстом, ориентирование в информационном потоке.
  • Метод проектной деятельности
Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки: по истории 1.систематизировать исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса; 2.анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей; 3.выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах; 4.анализировать исторические версии; 5.извлекать информацию из источника.

Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки:

по истории

  • 1.систематизировать исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
  • 2.анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей;
  • 3.выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах;
  • 4.анализировать исторические версии;
  • 5.извлекать информацию из источника.
по обществознанию 1.анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; 2.осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; 3.формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 4.применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; 5.подготавливать творческую работу.

по обществознанию

  • 1.анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
  • 2.осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • 3.формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • 4.применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • 5.подготавливать творческую работу.
Из опыта работы по реализации ИОМ.    Индивидуальный образовательный маршрут используется для:   детей, показывающих высокую динамику достижений и мотивированных на получение знаний, одаренных детей; детей, показывающих низкую динамику достижений, являющимися детьми с особыми образовательными потребностями; детей, имеющих статус « дети с ОВЗ», «дети инвалиды» Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Из опыта работы по реализации ИОМ.

Индивидуальный образовательный маршрут используется для:  

  • детей, показывающих высокую динамику достижений и мотивированных на получение знаний, одаренных детей;
  • детей, показывающих низкую динамику достижений, являющимися детьми с особыми образовательными потребностями;
  • детей, имеющих статус « дети с ОВЗ», «дети инвалиды»

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами: Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.
  • Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами:
  • Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы.
  • Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы.
  • Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий.
  • Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.
Структура индивидуального образовательного маршрута  Компоненты Содержание компонентов Целевой Постановка целей, определение задач образовательной работы Содержательный Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы Технологический Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка Диагностический Определение системы диагностического сопровождения Результативный Формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий

Структура индивидуального образовательного маршрута

Компоненты

Содержание компонентов

Целевой

Постановка целей, определение задач образовательной работы

Содержательный

Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы

Технологический

Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Диагностический

Определение системы диагностического сопровождения

Результативный

Формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий

Этапы реализации Диагностический Формы и способы деятельности педагога Практический выход Проведение мониторинга -анкетирование, наблюдение, контрольные мероприятия. Аналитико-исследовательский Материал для исследования и планирования дальнейшей работы Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление успешности обучения учащихся по конкретным темам Организационно – проектировочный Деятельностный Информация об индивидуальных особенностях учащихся, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ) Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей учащихся. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) учащегося. ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут учащегося) Работа по ИОМ учащегося с целью его развития и поддержки. Итоговый Развитие и поддержка творческой одаренности учащегося. Анализ работы по ИОМ. Выявление положительных и отрицательных моментов. Определение перспектив для дальнейшей работы.

Этапы реализации

Диагностический

Формы и способы деятельности педагога

Практический выход

Проведение мониторинга -анкетирование, наблюдение, контрольные мероприятия.

Аналитико-исследовательский

Материал для исследования и планирования дальнейшей работы

Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление успешности обучения учащихся по конкретным темам

Организационно – проектировочный

Деятельностный

Информация об индивидуальных особенностях учащихся, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ)

Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей учащихся. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) учащегося.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут учащегося)

Работа по ИОМ учащегося с целью его развития и поддержки.

Итоговый

Развитие и поддержка творческой одаренности учащегося.

Анализ работы по ИОМ. Выявление положительных и отрицательных моментов. Определение перспектив для дальнейшей работы.

Формы и методы занятий игра исследование наблюдение практическое занятие размышление Формы подведения итогов творческая мастерская творческий отчет экскурсия эвристическая беседа зачетная работа открытое занятие персональная выставка демонстрация достижений

Формы и методы занятий

игра

исследование

наблюдение

практическое занятие

размышление

Формы подведения итогов

творческая мастерская

творческий отчет

экскурсия

эвристическая беседа

зачетная работа

открытое занятие

персональная выставка

демонстрация достижений

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по истории и обществознанию

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по истории и обществознанию

Уровень

Составляющая качества образованности

Предметно-информационная

Уровень неудовлетвори-

тельный

Деятельностно-коммуникативная

Уровень удовлетвори-тельный

Знания слабые, неглубокие (на уровне отдельных фактов)

Ценностно-ориентационная

Отсутствуют навыки работы с картой, источниками, речь невнятная

Уровень хороший

Знания слабые (на уровне отдельных фактов), однако, есть попытки их связать в единое целое

Присутствуют слабые навыки работы с исторической картой и источником

Отсутствуют собственные оценки, суждения. Нет аргументированных выводов

Знания фактов на достаточно высоком уровне, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов

Уровень отличный

Присутствуют попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки неточны, несистемны, неглубоки

Хорошее владение навыками работы с исторической картой. Умение работать с источником (выявлять информацию, сравнивать источники). Наличие грамотной устной речи

Высокий уровень фактологических, хронологических знаний. Присутствие интегрированного взгляда на историю России в контексте мировом и европейском. Наличие сведений о региональной истории. Используется дополнительный материал в виде знаний о памятниках литературы и искусства, в которых отражены события эпохи

Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей

Высокие деятельностно-коммуникативные качества: умение читать историческую карту, выявлять сходства и различия в источниках, давать им оценку; сравнивать исторические события. Наличие высоких качеств устной речи

Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. Проявлены высокие гражданские качества

Решение: 1. 2. 3.

Решение:

  • 1.
  • 2.
  • 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!