СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар: Профилактика девиантного поведения среди обучающихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.Знакомство участников совещания с основами  девиантного поведения;

Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;

Формирование основных направлений работы;

Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия

Просмотр содержимого документа
«Семинар: Профилактика девиантного поведения среди обучающихся»

Учитель:

Волосова Анна Валерьевна

КОГУ ИО

«Специальная (коррекционная)

школа-интернат г.Киренска»

Семинар с элементами тренинга:

Работа педагогического коллектива по профилактике

девиантного поведения среди обучающихся


Цель: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.


Задачи

  • Знакомство участников совещания с основами девиантного поведения;

  • Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;

  • Формирование основных направлений работы;

  • Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия

Ход семинара:

Итак, сегодня мы попробуем понять, кто такие девиантные дети, обсудим эффективные методы работы с такими детьми и попробуем составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкогольные напитки, курят, в силу разных обстоятельств, в конце концов, может быть уже после окончания школы, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.

Эпиграфом к совещанию мы взяли слова Константина Дмитриевича Ушинского «Для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».


Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги по работе с такими детьми.


Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?

Он должен знать:

  • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений

  • Факторы риска, формирующие девиантное поведение

  • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние

Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:

  • Основные направления работы с девиантными детьми

  • Основные направления работы с родителями

  • Основные направления работы с педагогами

  • Формы и методы психолого-педагогического воздействия

  • Модели пропаганды здорового образа жизни

  • Модели профилактики злоупотребления ПАВ(психоактивное вещество)


Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….?

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.


Выделяют три группы девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение

  • Асоциальное поведение

  • Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих групп.


  1. Антисоциальное поведение

поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

Итак, формы антисоциального поведения:

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

Воровство

Мелкое хулиганство

Вандализм;

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

2.Асоциальное поведение
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

Итак формы асоциального поведения:

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

Итак, формы аутодиструктивного поведения:

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен,

Алкоголизм,

Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.


Ситуации.

  1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение) Ваши действия?

  2. Группа подростков из 8 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия? (насилие – Антисоциальное поведение)

  3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение) Ваши действия?

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:

нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.

Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашему вниманию видео.

ФИЛЬМ Р. БЫКОВА « Я сюда больше никогда не вернусь»

Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.

Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду.

  • Семья

  • Наследственность

  • Проблемы в подростковом возрасте

  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка.

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.


Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность - рождение от наркомана или алкоголика


Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает Межличностный стресс

Взаимоотношения со сверстниками.

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников

  • Вымогательства денег, давление, шантаж;

  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

  • Принуждение совершать поступки против воли

Взаимоотношения с учителями

  • Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;

  • Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

Следующая причина отклоняющегося поведения - это отсутствие прочных социальных связей. Ребёнок не получает должного внимания поддержки в семье, не видит понимания в школе, испытывает равнодушное отношение сверстниками. Отсюда:

  • постоянное желание восставать против чего-либо

  • непризнание авторитетов

  • сильное стремление к независимости

  • отчужденность

  • ощущение собственного провала

  • чувство безнадежности

  • потеря уверенности в себе

  • неспособность устанавливать близкие отношения

  • подверженность влиянию со стороны сверстников

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жестокости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него даже суицидальные попытки.

В работе с такими детьми важно взаимодействие и единый подход всех участников образовательного и воспитательного процесса: классных руководителей, учителей-предметников, психолога, соц. педагога.

Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории

Алгоритм действий:

  1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)

  2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

  3. Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений

  4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

  5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.

  6. Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

  7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Представьте себе большое сухое безжизненное дерево. Оно как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире, очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А вы, как специалисты в области воспитания и образования, можете помочь душе ребёнка наполниться жизнью.

Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.


Проект решения совещания педагогов.

  • Разработать по данной теме памятку для родителей и педагогов

  • Рассмотреть на заседании МО классных руководителей дифференцированный подход в обучении и воспитании обучающихся с девиантным поведением

  • Рассмотреть на заседании МО учителей – предметников инновационные формы и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся, уровня обученности.

Рефлексия.

  • Самая важная мысль совещания для Вас?

  • Самая спорная мысль совещания, по Вашему мнению?

  • Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после совещания?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!