СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Система подготовки к ОГЭ по географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум

«Система подготовки к ОГЭ по географии»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Система подготовки к ОГЭ по географии»»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДРОЩИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ









Доклад к заседанию МО

Семинар-практикум

«Система подготовки к ОГЭ по географии»




















Учитель географии: В.Н. Царёва










2019-2020 учебный год







Если ты хочешь построить корабль,

Не надо созывать людей,

планировать, делить работу,

доставать инструменты.

Надо заразить людей стремлением

к бесконечному морю.

Тогда они сами построят корабль.

А. де Сент-Экзюпери

Слова классика, в качестве эпиграфа, на мой взгляд, как нельзя лучше описывают совместную образовательную деятельность

География в основной школе – единственная учебная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления [1].

Особенностью экзаменационных работ является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации – статистическими материалами, географическими картами, текстами. При разработке экзаменационных работ были учтены также требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях. Был сделан акцент на компетентностные задания, т.е. такие, которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию текста, статистических таблиц, карт [4].

При выполнении работы разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделять географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения [5].

Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа

традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности

географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях.

Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей

стране [6].

В связи с требованиями стандарта в экзаменационной работе проверяется

сформированность представлений о странах мира, регионах России [3].

Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального

государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9 классов [3].

Залогом успешной сдачи экзамена является качественное освоение школьной программы,

повторение и систематизация изученных в 5-9 классах тем по предмету, развитие различных умений (читать и анализировать содержание текста, решать задачи и т.п.) [1].

Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные

результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе

со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных

умений, систематизации знаний [1].

Экзаменационная работа в 9 классе состоит из 30 заданий разных типов. Задания проверяют географические знания, умение анализировать и обобщать географическую информацию,

соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, способность применить полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности, в различных ситуациях. [7]

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне

подготовки выпускников основной школы, тем самым, повышается ответственность учителя- предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.

К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.

Географию в основном сдает, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников. Поэтому начинаю готовить учащихся к ОГЭ по географии с 5 класса.

В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:

  • планирование работы по подготовке к ОГЭ на консультациях, на уроках;

  • диагностика ЗУН, участников ОГЭ по географии;

  • повтор и структурирование школьных знаний по предмету;

  • более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ

  • обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Поэтому в начале учебного года составляется план работы с разбором заданий различного уровня по месяцам. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т. д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной, так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru, «Решу ОГЭ»).

Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в диагностическую карту ученика.

Важное значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий,

соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.

  1. Источники географической информации;

  2. Природа Земли и человек;

  3. Материки, океаны, народы и страны;

  4. Природопользование и геоэкология;

  5. География России.

После изучения, повторения каждой темы решаем тематические тесты. Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы.

Преимущества тематического теста:

    • в нём собраны разные задания по одной теме;

    • на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;

    • по такому тесту удобно проводить повторение;

    • осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика.

Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль сыграли и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.

При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель. Подготовка к аттестации велась основательно, не сводилась к простому натаскиванию на выполнение различных заданий. Работа при повторении должна проходила в режиме объяснения. При выполнении тестовых заданий, все ошибки должны анализировались. В результате задания базового уровня

выполнялись отдельными учащимися на сто процентов.

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам.

На некоторые темы использую пошаговую инструкцию.

«Синоптическая карта» (Задание № 10)

Задание: Найди все города, где действует циклон (антициклон) Прохождение тёплого и холодного фронта.

Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание.

Задание: Найди все города, в которых ожидается потепление (или похолодание).

В заданиях КИМ есть вопросы, которые можно отрабатывать на уроках. Это важно, потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало.

Что можно отработать на уроках:

  1. Координаты (например, определить координаты городов Федерального значения) (Задание№17. Часть ошибок связана с тем, что при определении географических координат, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана. При подготовке к ОГЭ следует использовать карты разных картографических проекций, чтобы отработать данное умение.

  2. Факторы размещения промышленных предприятий. (Задания №23,№5) Задания 23 и 22 «Факторы размещения промышленного производства»

АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

Задание 22 Картами, какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г. Тулы?

  1. Европейского Севера

  2. Урала

  3. Центральной России

  4. Северо - Запада России

Задание 23

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г. Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Задание 22 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу.

Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.

Ошибки, допускаемые учащимися:

  1. Перечисляются все факторы, которые знает ученик

  2. Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)

  3. Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.

Последовательность (алгоритм) действий, рекомендуемая учащимся при выполнении задания типа 23

  1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

  2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

  3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

  4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

  5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы»

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики.

Также использую карточки - подсказки, в которых отмечено атласами какого класса надо воспользоваться, для того чтобы решить задание. В данных карточках указаны формулы, определения.

Карточки - подсказки

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки. Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,

по морю -Япония и США

№3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс. Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

№5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

№6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

№7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

№8.Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину

№9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность Смертность = Рождаемость – Естественный прирост


Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны


№10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

№11. Вопрос по синоптической карте.

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт) В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт) Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

№12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы


Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

№13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.


№14. Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.

Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная




16. Задача на расчеты


Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

8 - х% 20

Определить относительную влажность (составляем пропорцию). Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

№17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам. Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

№18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

№19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

С

З В

Ю

№20. Определить какой из участков подходит для:


-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

- фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

№21. Определить какой профиль подходит

_по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.


№22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»


№24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.


№26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

№28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим


При использовании данных алгоритмов в системе по всем разделам, учащиеся научились более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий способствовала повышению качества подготовки и привела к наиболее высоким результатам при сдаче ОГЭ.


Формирование картографической грамотности на уроках географии


Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. Именно география формирует картографическую грамотность. Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать. Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Приёмы работы с географической картой:

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:


  • Прочитай название карты.

  • Ознакомься с легендой карты.

  • Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.

  • По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.

  • Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.

  • Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).

  • Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

При подготовке даю тренировочные задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например, страны – соседи 1 порядка) (Задание №2).

Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Особенно если работа с картой проводится в игровой форме.

Фундаментом географической подготовки к экзамену, считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Поэтому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к учащимся. В результате учащиеся свободно пользовались атласом, умели «читать» любую карту, что позволило грамотно выполнять задания экзаменационной работы


Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета. Поэтому в начале учебного года первым этапом в подготовке к ОГЭ следует организовать работу по повторению теоретических основ курса географии, географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий. Выявить слабоуспевающих учащихся по входной работе и усилить работу с данными учащимися. Постоянно держать в курсе родителей и классного руководителя в подготовке учащихся к экзамену. Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.

Систематичная работа позволила выявить основные проблемные вопросы возникшие в процессе самой подготовки, своевременно отработать их по средствам повторения материала, решения тестов, и в целом снизить количество ошибок допускаемых при написании первого «пробного теста».

Предположение гипотезы о том, что если работа по подготовке учащихся к ГИА имеет целенаправленный, систематический характер, то она будет эффективной, подтвердилось в ходе изучения педагогической литературы и опытно-практическим путём.



Список литературы


      1. Барабанов В.В. Основные результаты единого государственного экзамена 2006г. // География в школе, 2007, №3. С. 41-45.

      2. География. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / В.В. Барабанов, Э.М. Амбрацумова, С.Е. Дюкова. М: Экзамен, 2018. 221 с.

      3. Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации. Саратов: СарИПКиПРО, 2010.

      4. Готовимся к Единому государственному экзамену по географии. М: Школьная Пресса, 2004. 96 с.

      5. Колосова Н.Н., Чурилова Е.А. Разбираем картографические задания, входящие в блок вопросов на ЕГЭ // География в школе, 2018, №6. С. 48- 55.

      6. Ермошкина А.С. Результаты Единого государственного экзамена 2019 года по разделу «География России» // География в школе, 2018, №2. С. 49-54.

      7. Коробанов А.А. Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ // Образование в современной школе, 2008, №3.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!