СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум "Нравственно - патриотическое воспитание, средствами физической культуры (через народные подвижные игры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум "Нравственно - патриотическое воспитание, средствами физической культуры (через народные подвижные игры)»

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ

Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание средствами физической культуры»

(через народные подвижные игры)


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах внедрения в образовательный процесс подвижных игр народов России, как средства формирования патриотических чувств и способов повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с играми народов России, как средства приобщения дошкольников к культурному богатству народов,

проживающих на территории РФ;

2.Вызвать познавательный интерес и желание применять подвижные игры народов мира в работе с детьми.

Этапы мастер - класса:

1.Теоретическая часть.

Слайд 1.

Инструктор по ф.к.: Уважаемые коллеги, тема семинара - практикума

«Нравственно - патриотическое воспитание средствами физической культуры» (через народные подвижные игры)

Слайд 2.

Во ФГОС ДО, нравственно-патриотическое воспитание детей рассматривается как одно из важнейших направлений, что способствует формированию у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям.

Слайд 3

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий, народных подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Слайд 4.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные подвижные игры,

Народные игры позволяют решать следующие задачи:

  • развитие умений выполнять игровые образы;

  • развитие творческой индивидуальности;

  • развитие музыкального и эстетического вкуса;

  • развитие всех психических процессов;

  • формирование понимания красоты речи;

  • формирование духовной сферы, патриотических чувств;

  • развитие эмоциональной сферы;

  • формирование физических качеств, здоровья;

  • формирование коммуникативных качеств;

  • приобщение к народной культуре, традициям.

Слайд 5.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их

быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Тот, кто научиться побеждать в игре, скорее других разовьёт свои физические качества: силу, гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, прыгучесть и др.

С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов других республик, потому что они сохраняют свой народный колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Слайд 6.

Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.

В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служа т считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две команды.

Слайд 7.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции (отсутствие зачинов, закличек…)

Слайд 8.

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики: 1. Подготовка к игре: выбор игры в соответствии с возрастом, места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки.

Для младшего возраста необходимо выбирать наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. В возрасте 2-3 лет дети с успехом разучивают один хоровод, а в возрасте 3-4 лет – два-три. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми используют маски, элементы одежды, иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора, стараясь организовать игру живо, весело.

В средней группе вводится понятие «водящий». На роль водящего выбирается шустрый, смышлёный ребёнок, потому что, водящий - важная фигура в игре. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Ловкий и сообразительный водящий, выбранный в начале игры, послужит хорошим примером для остальных ребят, которым придется выполнять эту роль через некоторое время. В этом возрасте дети могут запомнить от 4 до 6 игр

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрой, стараться подбирать такие игры, чтоб они развивали интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомили с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными играми.

Это игры, посвященные циклам земледельческого календаря. В них

заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

2. Сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ – кто в прятки идёт»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображён? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;

3. Объяснение игры должно быть коротким, понятным, интересным, эмоциональным с учётом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;

4. Распределение ролей имеет важное значение для создания интереса и игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Серёжа давно не был водящим» и др.).

Можно роли распределить с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;

5. В ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. Увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика – снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60%;

6. Окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил.

2. Практическая часть

Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр. Был у моей бабушки деревянный сундук: резной, с медными украшениями и хитрым замком. Никто, кроме неё, открыть этот сундук не мог. Я раньше думала, что сундучок волшебный. Вспомнила я сегодня про бабушкин сундук и подумала: а что если сложить в такой сундук весёлые подвижные игры народов России?

Игры, в которые можно играть на спортивной площадке, во дворе, в лесу, на речке, на полянке. В этом сундуке русские, татарские, и чукотские, и ненецкие, и казачьи подвижные игры народов России.

И вот сундук с играми у нас в руках. У него нет секретного замка. Его откроет каждый, кто любит игру, и конечно занятия физкультурой и спортом.


Кто желает открыть сундук?

Один участник открывает сундук, в нем находятся 3 задания для педагогов.

Задание № 1. Игра – разминка»

Викторина «Заморочки из сундука»

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий) 

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

-  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

- Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)

- Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

- Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

Задание № 2.

В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились у различных народов до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.
«Составление мини -картотеки народных игр». Я предлагаю вам разделиться на 4 группы, с помощью игрового приёма: «Вытяни полосочку»
Первая группа должна выбрать 3 игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.)
Вторая группа выбирает 3 игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа.
Третья группа выбирает игры – соревнования, состязания, где есть возможность помериться силой, ловкостью, быстротой.

Четвертая группа народные подвижные игры сверстников прошлых столетий
Инструктор по ф.к.: Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали?

Проверка игр на экране.

Первая группа. Игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.):
«Сокол и лиса» ( Якутская народная игра), «Льдинка, ветер и мороз» (игра народов Сибири и Дальнего Востока), «Луна и солнце» (Чувашская народная игра).
Вторая группа. Игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа. «Стой, олень» (Коми народная игра), «Продаём горшки» (Татарская народная игра). «Стадо» (Русская народная игра)
Третья группа. Игры – соревнования, состязания. «Метание снизу» (Северо-Осетинская народная игра). «Выгони мяч» ( Русская народная игра), «Перетягивание на палках» (Якутская народная игра).

Четвертая группа: «Ляпка», «Чехарда», «Чурилки»


Задание № 3.

1. Игра «Плетение» - казачья игра

Правила: Для проведения игры приглашается участники по количеству лент, один из участников держит все ленты с одного края, оставляя одну ленту для ведущего (по принципу «ткацкого станка»). По сигналу через одного, участники поднимают и опускают ленты, а ведущий пропускает свою ленту под лентами участников.

2. Русская народная игра «Мышка».

Цель: развивать внимание, быстроту движений, ловкость, формирование

любви к своей Родине.

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик против часовой стрелки, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

3. Татарская игра «Ладошка» (Абакле)

Задачи: формировать уважительное отношение к культуре татарского народа, развивать быстроту, ловкость, упражнять в беге.

Организация игры.

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да, хлоп - сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

4.Подвижные игры народов Севера (чукотская, ненецкая народная игра) «Охлопок» - на ладонь положить кусочек ваты. По команде сдуть «охлопок». У кого дальше улетит, тот и побеждает.



5. Игра «Платок»

А теперь, вернёмся к гипотезе, сформулированной вначале нашей встречи. Давайте попробуем её подтвердить или опровергнуть. Предлагаю такую игру. Выстраиваются рядышком два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, высказывают своё мнение.
Итак, народные игры…

  • Интересны и увлекательны

  • Приобщают к национальной культуре

  • Знакомят с окружающим миром

  • Доступны каждому

  • Решают задачи всех образовательных областей

  • Народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

3.Рефлексия

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что … (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы... (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них...(играть).

В завершении участники оставляют отзывы и пожелания и в сундучок на крышку прикрепляют.

Я их обязательно изучу, и в работе применю.

Своё выступление я хочу закончить словами…
«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!