СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум "Изучение и учёт психофизиологических и индивидуальных особенностей школьника в образовательном процессе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен помнить, что  особенности мышления, памяти, речи, эмоций школьников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение. В ходе   семинара рассматриваются такие вопросы:

  1. Учет психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения.
  2. Лево- и правополушарный интеллект.
  3. Приемы для обучения правополушарных детей.
  4. Практикум: Экспресс-методика определения ведущего полушария.
  5. Практикум: Развивающие упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Изучение и учёт психофизиологических и индивидуальных особенностей школьника в образовательном процессе"»


Изучение и учёт психофизиологических и индивидуальных особенностей школьника – основа организации учебно-воспитательного процесса

(семинар-практикум)


План:

  1. Учет психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения.

  2. Лево- и правополушарный интеллект.

  3. Приемы для обучения правополушарных детей.

  4. Практикум: Экспресс-методика определения ведущего полушария.

  5. Практикум: Развивающие упражнения.



Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Но не все педагоги понимают, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное, что отличает каждого ребёнка.

С первых дней обучения учителю необходимо выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения, либо не оказывает никакого влияния.

В процессе обучения необходимо иметь в виду:

- темперамент

- интеллект

- память

- внимание

- восприятие

- особенности мышления

- развитие речи

- мелкую моторику

- личностные особенности и многое другое.

Однако, прежде всего учителю необходимо знать о том, что способы восприятия и переработки информации в процессе обучения, особенности мышления, памяти, речи, эмоций школьников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение.

Лево- и правополушарный интеллект. Прежде чем пойти на урок, учитель должен хорошо знать своих учеников, чтобы правильно выстроить схему общения, поведения, методику преподавания.

В последнее время мы получаем все больше информации о, так называемой, мозговой асимметрии. Нельзя утверждать, что полушария головного мозга человека, симметричные по своему строению, абсолютно одинаковы по функциям. Согласно традиционным взглядам, у взрослых людей (правшей) левое полушарие считается главным. Оно управляет движениями главной - правой руки и речью. Более ста лет назад английский невролог Х.Джексон высказал предположение, что правое полушарие ответственно за наглядное восприятие внешнего мира, в отличие от левого, которое управляет речью и связанными с ней процессами.



Особенности левополушарного интеллекта:

1) Это речевой интеллект;

2) Логик (классифицирует по существенным признакам);

3) Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ);

4) Легко выявляет причинно-следственные связи;

5) Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени;

6) Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации;

7) Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.

Среди «левополушарных» много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Эти люди подчеркнуто рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности.

Особенности правополушарного интеллекта.

Этот тип интеллекта намного глубже.

1) Отвечает за образное, непрагматичное, чувственно-эмоциональное, образное, опосредованное мышление.

2) Это мышление поисковое, творческое.

3) Синтетическое (целостное восприятие), конкретное, неабстрактное.

4) Отвечает за пространственное мышление. (Люди, обладающие этим типом интеллекта, хорошо ориентируются в пространстве).

5) Отвечает за центры биологической адаптации (такие люди дольше живут, имеют большой потенциал здоровья).

«Правополушарные» люди обладают конкретным, образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают «по велению сердца». Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке.

Правополушарные люди - цвет нации. Имеют высокие творческие способности.

Если не развивать правое полушарие, то центры биологической адаптации атрофируются.

















Типы учеников по М.Гриндеру


Правополушарные

Левополушарные


Преуспевает в чтении, алгебре, языке

Любит информацию в письменной форме.

Любит проверять работу.

Повторяет фактическую информацию.

Фокусирован вовнутрь.

Анализирует от части к целому.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Сосредоточен.

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Реагирует на словесные замечания

Видит символы (слова, буквы).

Преуспевает в геометрии.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Не любит проверять работу

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию.

Фокусирован во внешнее.

Анализирует от целого к части.

Любит смотреть фильм до чтения книги.

Отвлекается.

Не принимает авторитарности.

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании.

Видит конкретные объекты.


Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей:

1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями.

2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений.

3. Составление сказок.

4. Прием изменения окраски. (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?)

5. Метод введения нового героя.

(Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.).

6. Прием «до сказки».

Придумать, что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.).

7. Метод описания. (Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д.)

8. Метод изменения в подсистеме героя сказки. (Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет?)

9. ММЧ. (Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д.)

10. Прием оживления.

Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам.

11. Словесное рисование. (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.)

12. Метод чудесных превращений. (Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …).

13. Прием жизнь в плоскости (аморфное состояние). (Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).

14. Системный лифт. (Круговорот воды в природе).

15. Прием синтеза. Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?)

16. Метод проб и ошибок. (Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).

17. Проблемный вопрос. (Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д.)

18. Метод дополнения. (Учитель начинает - дети заканчивают.)

19. Метод звукового ощущения. (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?)

20. Метод ассоциации. (На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д.)


Межполушарная асимметрия наблюдается почти у половины человечества и является одним из важнейших свойств индивидуальности.

В начальной школе правополушарные дети испытывают трудности в освоении русского языка и математики. Не зная или не помня о том, что ребёнок до 9-10 лет в основе своей правополушарный, учитель начальных классов, руководствуясь желанием добиться учебных успехов от ученика, увеличивает нагрузку по этим предметам, эксплуатируя мотив «долга» ученика, мотив «отверженного» родителя. И в результате повышенная утомляемость, которую невозможно снять физкультминуткой, которая ведёт к неврозу. Нельзя требовать от этих детей выполнять всё чисто, без помарок. Для ребёнка это непосильная задача.

Хочется заметить, что методика Л. Занкова рассчитана на левополушарных детей.


Как помочь детям начальной школы?

1.Уменьшить нагрузку на левое полушарие за счёт применения новых технологий обучения.

2. Эмоционально активизировать правое полушарие. Необходимо усвоить: неэмоционального развития не может быть. Но для этого сам педагог должен быть эмоционально богатым.

Исходя из особенностей сенсорного восприятия детей для правополушарных классная доска должна быть светлой, мел тёмным, посадка полукругом. Игнорирование этого положения приводит к потере до 30 % качества усвоения учебной информации.

Для левополушарных – доска тёмная, мел светлый, посадка за партами.

Наша школа, большинство наших учебников жёстко «левополушарные», строятся по схеме формула – решение задачи - приведение примеров. Процесс обучения левополушарный (мужской), а по форме организации – правополушарный – женский, так как требует прилежания, дисциплины, усидчивости.

«Левополушарники» способны разъять целое на части, предложения на слова, слова на слоги, буквы, фонемы и оперировать с ними. Для «правополушарников» главное - смысл. Они видят целостно. Они могут достраивать до смысловой единицы даже искаженные слова, слова с ошибками, то есть видеть смысл сквозь помехи. Задание на нахождение ошибок в словах для них трудновыполнимая задача.

«Правополушарники» легче усваивают правила, если они сами «схватят» принцип, причем часто на непроизвольном уровне.


Практикум

Экспресс-методика определения ведущего полушария

Инструкция: Проведем несложный экспресс – анализ

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки(Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в лист бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой – нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

В. Станьте а «позу Наполеона», скрестив руками на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Расшифровка полученного кода

ПППП. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы). Консервативный тип, наиболее стабильное (правильное) поведение.

ПППЛ. Невыраженный консерватизм. Возможны проявления неуверенности и частые колебания.

ППЛП. Способность к решительным действиям, отличное чувство юмора, активность, энергичность, артистизм. При общении с ними необходим юмор и решительность, поскольку эти люди не воспринимают слабости и занудства.

ППЛЛ. Редкий и самостоятельный тип поведения. Таким людям присуще отличное чувство юмора и артистизм. При общении с ними необходимы юмор и решительность, так как это люди сильного характера и не воспринимают слабые типы.

ПЛПП. Деловой тип, сочетающий аналитический склад ума и мягкость характера. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип «деловой женщины». Таким людям свойственно долгое привыкание, осторожность. Чаще всего они не идут на открытый конфликт, у них преобладает расчет, терпимость, медлительность в отношениях.

ПЛПЛ. Самый слабый тип характера, очень редок. Возможны проявления беззащитности и слабости. Такие люди сильно подвержены влиянию других людей.

ПЛЛП. Склонность к новым впечатлениям и способность избегать конфликтов. Возможны проявления непостоянства. Не склонны демонстрировать свои эмоции. Проявляют простоту в общении, быстро переключаются на новый тип поведения. Чаще встречается у женщин.

ПЛЛЛ. Непостоянный и независимый характер. Отличительная черта — аналитический склад ума. Встречается достаточно редко.

ЛППП. Часто встречающийся тип с высокими адаптивными способностями к меняющимся условиям. Ярко выраженные эмоции в сочетании с недостаточной решительностью часто проявляются при принятии стратегических решений. Высокая подверженность влиянию авторитетной фигуры. Легко контактирует с людьми. У мужчин данного типа эмоциональная компонента выражена менее ярко, чем у женщин, может проявляться склонность к флегматичности.

ЛППЛ. Данному типу свойственны такие черты, как мягкость, уступчивость, порой даже наивность. Такие люди часто требуют к себе повышенного внимания.

ЛПЛП. Самый сильный тип характера. Имеет свои взгляды и убеждения, способен проявить настойчивость в ситуации, когда уверен в своей правоте. Ярко выраженная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Возможны проявления недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди очень не любят проявлений инфантильности.

ЛПЛЛ. Люди данного типа отличаются способностью искусно маскировать свои эмоции. Способны быстро вступать во взаимодействие, однако не всегда могут быстро достичь взаимопонимания.

ЛЛПП. Этот тип отличается дружелюбием и простотой. Временами наблюдается разбросанность интересов.

ЛЛПЛ. Данный тип встречается крайне редко (практически исключена возможность встретить среди мужчин). Эти люди крайне доверчивы, мягкосердечны, простодушны.

ЛЛЛП. Решительность и энергичность в сочетании с эмоциональностью могут приводить к необдуманным поспешным решениям.

ЛЛЛЛ. Способность по-новому взглянуть на вещи, открытость к новым идеям. Ярко выражена эмоциональная компонента.




Осуществляя дифференцированный подход в обучении “правополушарных” и “левополушарных” детей, необходимо понять, что нужно не только ориентироваться на индивидуальные психофизиологические особенности, но и развивать их.


Практикум

Упражнения, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга.

  • “Найди логическую ошибку”,

  • “Следи за логическим рассуждением”,

  • “Расширь свой взгляд на мир”;

  • игры-бои: орфоэпический, орфографический, морфологический и т. п.;

  • тесты Г. Айзенка,

  • тест “Корректурная проба”,

  • задания типа “Выбери четвертое лишнее”,

  • “Составь алгоритм” и другие.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!